Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 513

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

59
Задание №1.Ознакомиться с основными положениями эволюционно-
генетической теории паразитизма (по Б.А. Астафьеву, О.Е. Петрову, 2004).
Объяснить основные процессы и механизмы становления паразитизма как
явления.
Основные положения эволюционно-генетической теории паразитизма:
• паразитизм — эволюционно необходимая, обязательная для прогрессивного развития животного и растительного мира форма жизни на Земле;
• паразитизм — способ жизни патогенных организмов, и обнаруживается он на всех уровнях жизни, начиная с вирусов;
• паразитизм, тесно соприкасаясь с другими формами симбиоза (мутуализмом, комменсализмом), не имеет четких очерченных границ;
• паразитизм формировался в процессе коэволюции множества симбиотических сообществ с устремлением к формированию комплементарных паразитохозяинных систем. Коадаптация паразитических организмов и их хозяев — важный фактор развития универсальности иммунных и генетических систем живой природы;
• паразитарные системы — саморегулирующиеся экологические системы, в которых отношения между партнерами находятся в состоянии подвижного равновесия;
• паразитические организмы обладают сложной эволюционно надежной системой способов уклонения от воздействия защитных механизмов организма хозяина, а также от отрицательных воздействий окружающей среды;
• паразиты обогащают генофонд популяций свободноживущих и других симбионтных, в том числе паразитических, организмов;
• вследствие своей патогенности паразиты являются мощным фактором естественного отбора для популяций свободноживущих и других паразитических организмов;
• вирулентность возбудителей заразных болезней возрастает при заражении малоадаптированных к инфекции (инвазии) хозяев;
• паразитические организмы способствуют становлению и совершенствованию иммунной системы у своих хозяев, а также биохимических процессов и морфологических структур;
• мир паразитических организмов —внутренний индуктор и мощный ускоритель эволюции жизни на Земле.
Задание №2. Формы взаимодействия между организмами. Заполните
таблицу.
Укажите основные формы антибиоза и симбиоза.
Формы взаимодействия между организмами
Антибиоз
Симбиоз
невозможность сосуществования двух видов организмов, основанная на конкуренции сожительство двух и более организмов
1.
Аменсализм
2.
Аллелопатия
3.
Конкуренция
1.
Мутуализм
2.
Комменсализм
3.
Паразитизм


60
Задание №3. Запишите и запомните значение терминов.
Термин
Определение
Наука, изучающая явление
паразитизма
Инфекционные заболевания
Инвазионные заболевания
Трансмиссивное заболевание
Антропонозы
Зооантропонозы
Зоонозы
Резервуарный хозяин
Переносчик
Механическиепереносчики
Специфические переносчики
Дефинитивный хозяин
Специфичность паразита
Природно-очаговые
заболевания
Компоненты
природного
очага
1.
2.
3.
4.
Эндемичность
Факторы передачи
возбудителя
Путь передачи
Жизненный цикл паразита
Задание №4. Биология свободноживущих представителей простейших. Дайте

61
сравнительную характеристику. Заполните таблицу.
Классы
Sarcodina
(Саркодовые)
Flagellata
(Жгутиконосцы)
Ciliata
(Ресничные)
Представители
Amoeba proteus
Euglena viridis
Paramecium
caudatum
Форма тела
Органеллы
передвижения
Количество
ядер
Питание
Дыхание
Формы
существовани
я
Строение
1-
2-
3-
4-
5-
6-
7-
1-
2-
3-
4-
5-
1-
2-
3-
4-
5-
6-
7-
8-
9-
10-
Патогенные представители.
Задание №5. Дизентерийная амеба (Еntamоеbа histolуtica)
Изучите строение разных жизненных форм дизентерийной амебы. Сделайте
обозначения на рисунках.
Форма magna
Форма minuta
Циста 4-х ядерная

62
1.
2.
3.
Задание №6. Дизентерийная амеба (Еntamоеbа histolуtica)
Название заболевания
локализацию
паразита
в
организме
человека
источник инвазии
инвазионная стадия
механизм передачи
путь заражения
факторы передачи
переносчики
основные клинические признаки
диагностика
основные меры профилактики
Задание №7. Простейшие ротовой полости Еntamоеbа gingivalis, Trichomonas
tenex . Укажите основные их отличия от кишечной и дизентерийной амеб, а также патологическое действие на человека.
Вегетативная форма
Воздействие на человека
Entamoeba gingivalis(трофозоит)

63
Обозначения:
1.
2.
Trichomonas tenex
Комменсал, встречается у 30% здоровых людей и у детей. Обитает в складках слизистой оболочки рта, кариозных полостях зубов, криптах миндалин при хроническом тонзиллите. Вызывает гнойники на коже, опухоли в легких, может привести к параличу, гастроэнтериту, поражению суставов ног, поражению печени, других органов, бесплодию и выкидышам.
локализация в организме человека
инвазионная стадия
механизм передачи
путь заражения
факторы передачи
основные меры профилактики
Задание №8. Лямблия (Lamblia intestinalis). Изучите строение лямблии.
Сделайте обозначения на рисунке.


64
Обозначения:
А.
Вегетативная
форма - вид спереди;
1. присасыва- тельный диск,
2. аксостиль
3. два ядра
4. жгутики-
4 пары
Б.
Вегетативная
форма - вид сбоку;
В. Циста
Lamblia intestinalis
Название заболевания
локализация паразита в организме человека
источник инвазии
инвазионная стадия
механизм передачи
путь заражения
факторы передачи
переносчики
особенности клинической картины
диагностика
Задание №9. Особенности морфологии лейшманий в жизненном цикле.
Изучите особенности морфологии лейшманий в зависимости от среды обитания.
Найдите объяснение. С помощью учебника сделайте обозначения на рисунке.
а) лейшмании в культуре б) лейшмании в тканях

65
1.
1.
2.
2.
3.
3.
Leishmania tropica
Leishmania donovani
Название
заболевания
Кожный лейшманиоз
Висцеральный лейшманиоз
локализация
паразита
в
организме человека
Кожные покровы
Внутренние органы: селезенка, печень, красный костный мозг
переносчик
москиты рода Phlebotomus
резервуарный
хозяин
Человек (minor), грызуны, песчанки, полевки, суслики, хомяки (major)
Те же и собаки, шакалы, волки
механизм и путь
заражения
трансмиссивный
инвазионная стадия
Промастиготная (жгутиковая, лептомонадна) форма
особенности
клинической
картины

66
диагностика
Обнаружение безжгутиковых форм при микроскопии отделяемого из язв, иммунодиагностика
Обнаружение безжгутиковых форм при микроскопии пунктата грудины, лимфотических узлов.
Биопроба.
Иммунодиагностика
основные
меры
профилактики
Оегаться от укусов москитов, борьба с резервуарными хозяевами, вакцинация
Задание №10. Трипаносома (Trypanosoma gambiense, Trypanosoma cruzi). С
помощью учебника изучите строение трипаносом, найдите блефаропласт, ундулируюшую мембрану, жгутик, отходящий от базального тельца к переднему концу тела.
Обратите внимание, что данный паразит относится к роду внутриклеточных, и на протяжении цикла своего развития сменяет несколько раз жизненные формы
(промастигота – амостигота). Сделайте обозначения на рисунке.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

67
Trypanosoma gambiense
Trypanosoma cruzi
Название
заболевания
Африканский трипаносомоз
(сонная болезнь)
Американский трипаносомоз
(болезнь Шагаса)
локализация
паразита
в
организме человека
Особая тропность к ЦНС
Особая тропность к мышечной ткани и особенно кардиомиоцитам
Резервуарный хозяин
Человек, КРС, МРС, свиньи, собаки и т.д.
Человек, муравьеды, опоссумы
Переносчик
Мухи Це-Це
Клопы подсемейства
Triatominae (поцелуйный)
Механизм и путь
заражения
Трансмиссивный. Это трансмиссивные природно-очаговые заболевания.
инвазионная стадия
Промастиготная (жгутиковая форма)
особенности
клинической
картины
диагностика
Микроскопия тонкого мазка крови, пунктата спинного мозга, иммунодиагностика, биопроба
основные
меры
профилактики
Оберегаться от укусов мух
Це-Це
Оберегаться от укусов клопов
2.5 Форма текущего контроля успеваемости: контроль выполнения


68
практических заданий
Работа №1. Пользуясь наглядным пособием, изучите возможные места
локализации паразитов в организме человека. Укажите на рисунке паразитов и
места их локализации в органах и тканях.
Органы и ткани и обитающие в них
паразиты
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Работа №2. Впишите в таблицу типы образа жизни паразитов человека в
соответствии с классификацией по принципу обязательности, а также по
времени контакта с хозяином.
**Классификация паразитов
По принципу обязательности паразитического образа жизни:
– весь жизненный цикл, или его часть обязательно проходит в организме хозяина.
– обычно ведут свободный образ жизни, но, попав в другой организм способны прожить в нем некоторое время. паразитический образ жизни для них – обязательная форма существования часть своего жизненного цикла проводят в паразитическом состоянии, остальное время обитают свободно
Ларвальный
(личиночный) паразитический образ жизни ведут только личинки, половозрелые формы являются свободноживущими
Имагинальный половозрелая форма является паразитической, а личинки ведут свободный образ жизни
По времени контакта хозяина и паразита:
связаны с хозяином лишь во время приема пищи

69 как правило, не покидают организм хозяина, для них организм хозяина не только источник пищи, но и постоянное место обитания
Работа №3. Заполните схему «Классификация эндопаразитов по
локализации».
Работа №4. Назовите категории хозяев.
Категория хозяина
Характеристика
Промежуточный
- хозяин, в котором обитают личинки
паразита
Окончательный
или
дифинитивный
-
хозяин, в котором развивается и
размножается половым путем половозрелая
стадия развития паразита
Работа №5. Механизмы, пути и факторы передачи паразитов
Заполните таблицу:
**Локализация в
организме
Механизм
передачи
Путь передачи
Факторы
передачи и
особенности
Горизонтальная передача в пределах одного поколения
Наружные покровы
(кожа, некоторые открытые слизистые оболочки, наружный отдел половых органов)
Контактный
(прямой и непрямой)
Половой прямой половой контакт
Опосредованный предметы обихода
(игрушки, полотенца и т.д.)
Прямой через кожу
Дыхательные пути
Аспирационный
(аэрозольный)
Воздушно- капельный,
Воздушно-пылевой воздух
Желудочно- кишечный тракт
Фекально- оральный
Водный путь вода
Пищевой обсемененные пищевые продукты
Классификация эндопаразитов по локализации
внутриклеточные полостные тканевые внутриорганные


70
Контактно-бытовой предметы обихода мушиный насекомые почвенный почва
Кровеносная система, нарушение целостности слизистых оболочек и кожных покровов
Трансмиссивный естественный кровососущие членистоногие искусственный инъекции, гемотрансфузии, медицинские инструменты
Вертикальная передача возбудителя от одного
поколения другому
Плод в матке
Вертикальный
Трансплацентарный в период внутриутробного развития
Работа №6. Дизентерийная амеба (Еntamоеbа histolуtica). Рассмотрите на
препарате морфологию разных жизненных форм дизентерийной амебы.
Зарисуйте, сделайте обозначения.
Форма magna
Форма minuta
Циста
1.
2.
3.
Укажите метод окраски:
Работа №7. Жизненный цикл дизентерийной амебы. Изучите жизненный цикл
по учебной таблице и сделайте соответсвующие обозначения.
1.
Форма magna
2.
Форма minuta
3.
Циста 4-х ядерная
Работа №8. Кишечная амеба (Еntamоеbа coli). Изучите особенности строения
кишечной амебы и укажите основные отличия кишечной и дизентерийной амеб.
1
2
3

71
Вегетативная форма
Форма цисты непатогенная не выделяет пртотеолитические ферменты не заглатывает эритроциты цисты 8-ми ядерные цисты крупн3-25 мкм)
Работа №9. Лямблия (Lamblia intestinalis). Рассмотрите под микроскопом препарат. Обратите внимание на особенности строения паразита. Зарисуйте
вегетативную форму простейшего, сделайте обозначения на рисунке.
Обозначения:
А. Вегетативная форма:
5. присасывательный диск,
6. аксостиль
7. два ядра
8. жгутики- 4 пары
Lamblia intestinalis
Укажите метод окраски:
Работа №10. Цикл развития лямблии. Изучите жизненный цикл лямблии и
сделайте обозначения на предложенной схеме.
1. Трофозоит
2. Бинарное деление
3. Трофозоит, прикрепившийся к стенке кишечника
4. Инцистирование в толстой кишке
5. Созревание цисты в толстой кишке
6. Выход цисты в окружающую среду
7. Заглоченная зрелая циста
8. Эксцистирование в кищечнике
9. Трофозоит в фекалиях (не инцистированный)
Работа №11. Лейшмании (Leishmania donovani tropica, L. tropica, L. mexicana,
L.brasiliensis). Рассмотрите под микроскопом препарат лейшманий. Сравните

72
как выглядят паразиты в культуре, и в мазках из исследуемого материала
человека. Сделайте сравнительную оценку промастиготной и амастиготной
форм лейшмании, зарисуйте, сделайте обозначения.
а) лейшмании в культуре б) лейшмании в тканях
4.
4.
5.
5.
6.
6.
Укажите метод окраски:
Работа №12. Цикл развития лейшманий. Изучите жизненный цикл
лейшманий. Найдите соответствие описания каждой стадии развития
паразита обозначениям на рисунке. Сделайте обозначения.
Передача
от
москита
человеку при укусе:
Промастиготы
Промастиготы проникают в фагоциты
Промастиготы трансформируются в амастиготы
+ Заражение новых клеток
Выход амастигот
В моските:
Высвобождение амастигот в средней кишке
Транформация амастигот в промастиготы
Размножение
Миграция промастигот в глотку