Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 572

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во-вторых, направленность выражает устремленность человека к жизненным целям и проявляется в творческой активности.

В-третьих, направленность – более широкое понятие, чем мотив. В основу ее положены мотивы, цели, интересы, склонности, способности, убеждения, установки, идеалы, мировоззрение.

В-четвертых, направленность обусловлена одной сильной доминантой, которая становится устойчивым «путеводителем» человека, ведущей потребностью в океане жизненных бурь.

Выделяют следующие качества направленности: уровень, широту, интенсивность, устойчивость, действенность.

Уровень направленности – это общественная значимость жизненных целей человека, побуждающих его к активности.


Широта определяется числом жизненно важных интересов человека.

Интенсивность – это собственно эмоциональная окраска направленности (от смутных влечений до твердой убежденности).

Устойчивость – характеристика продолжительности существования направленности данного уровня.

Действенность – характеристика активности индивида, с которой он реализует данное личностное свойство (направленности) в практической деятельности.

Выделяют несколько видов направленности, проявляющихся в устойчивом отношении человека к себе, людям и обществу в целом:

коллективистская, характеризующая устойчивую ориентацию человека на взаимодействие с другими людьми;

деловая, определяющая в качестве устойчивой системы мотивов те, которые обусловливают успешность профессиональной деятельности;

гуманистическая, отражающая устойчивое отношение человека к окружающему миру;

эгоистическая – с устойчивым преобладанием заинтересованного отношения к себе по сравнению к другим людям и обществу;

депрессивная, проявляющаяся в заниженной самооценке человека относительно других людей;

суицидальная, свидетельствующая об отсутствии ценностного отношения к себе, свидетельствующая об отсутствии ценностного отношения к себе, людям и обществу.

В психологии существует множество теорий, стремящихся объяснить механизмы мотивации. Мы рассмотрим две наиболее разработанных и распространенных.

Теория биологических потребностей (импульсов). Сторонники этой теории исходят из предпосылки, что в мотивации человека определяющую роль играют биологические закономерности и, в частности, стремление к равновесию (гомеостазис). Голод, жажда или наличие кислорода – первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода и т.д. приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению импульса, который толкает индивидуума к его удовлетворению. Возникшие таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия.

Поддержание равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей; называется гомеостазмом. Согласно теории биологических потребностей мы лишь стремимся ослабить раздражители, связанные с чувством голода, жажды, боли и т.д.



Теория иерархии потребностей, разработанная американским психологом А. Маслоу, позволяет выделить пять основных групп потребностей, которые, по мнению автора, носят врожденный или инстинктивный характер: физиологические потребности; потребности в безопасности и защите; потребности принадлежности и любви; потребности самоуважения; потребности самоактуализации или потребности личного совершенствования. Расположенные в виде схемы (пирамиды) они дают основания для положения, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивирован потребностями, расположенными вверху. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности, потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви и т.д. По Маслоу, это последовательное иерархическое расположение основных потребностей является главным принципом, лежащим в основе мотивации человека. При этом Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы.

В целом же действует общая закономерность, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.

Физиологические потребности существенны для физического выживания. В эту группу включаются потребности в пище, питье, кислороде, в физической активности, силе, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции.

Потребности безопасности и защиты. Сюда включаются потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезни, страх и хаос.

Потребности принадлежности и любви. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье или группе. Групповая принадлежность становится доминирующей для человека. Человек будет остро чувствовать муки одиночества, общественного остракизма, отсутствия дружбы и отверженности.


Потребность самоуважения. Эти потребности А. Маслоу разделил на два основных типа: самоуважения и уважение другими. Первый тип включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Уважение другими включает такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и принятие. В этих случаях человеку нужно знать, что он достойный человек, признается и оценивается другими.

Потребность самоактуализации – желание человека стать тем, кем он может стать, в полной мере реализовать себя, достичь вершины своего потенциала. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.

А. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

1. Мотивы имеют иерархическую структуру.

2. Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимы существующие потребности, тем дальше можно задержать их реализацию

3. Пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются относительно неактуальными. С момента удовлетворения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу.

4. С ростом потребностей повышается готовность к активности, т.е. возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.
5.3. Развитие и нарушения мотивационной сферы
Человек рождается с основными органическими потребностями. Потребности высших уровней (по А. Маслоу) приобретаются по мере общего развития организма и психики. К примеру, в первый год жизни основные интересы ребенка связаны с восприятием предметов. Можно говорить о неосознанной потребности впечатлений. К полутора – двум годам расширяется спектр интересов: ребенок производит самостоятельные манипуляции с предметами; ярче проявляются мотивы позитивного взаимодействия со взрослыми людьми. К пяти годам начинается развитие социальных потребностей через интерес к играм с другими детьми. Появляются мотивы достижения успеха и избегания неудач. Возраст начальных классов: рост интереса к знаниям, пробуждение чувства дела и ответственности за учебу. Возраст средних классов школы: период полового созревания и ярких влечений. Эгоистическая направленность личности чаще преобладает над коллективистской. Налицо рост потребности в признании другими людьми. Возраст старших классов школы: все большее место в мотивационной сфере занимают потребности в самореализации. Юношеский возраст актуализирует интересы, связанные в первую очередь с профессиональной деятельностью, отношении полов, семьей и т.п.


Таким образом, мотивационная сфера человека формируется и развивается в непосредственной связи с той системой деятельности и общественных отношений, в которую он вовлекается по мере взросления. Статистически верной оказывается фраза: каждому возрасту – своя мотивационная сфера. Эти процессы никогда не прекращаются. Особенно это характерно для людей, сохранивших активность во всех возрастах. Так, установлен факт сохранения мотива достижения, ориентированный на содержательную сторону деятельности, у образованных людей в возрасте 70–80 лет.

Мотивационная сфера личности не только имеет тенденцию к развитию, но и подвержена разрушающим воздействиям различного типа. К таким воздействиям относятся, прежде всего, факторы неудовлетворения потребностей, желаний, интересов, влечений индивида. Именно они становятся причинами расстройств мотивационной сферы, проявляющихся в неврастении, истерии и неврозах навязчивых состояний. Общим проявлением всех этих недугов является факт изменения личности человека и, естественно, стратегии его поведения и особенности поступков.

При неврастении мотивационные расстройства чаще всего связаны с сужением потребностной сферы (нерешительность, тревожность ожидания чего-то нового, тяготение повседневными обязанностями, снижение сексуальных влечений). При истерии мотивационная сфера поворачивается как бы внутрь личности: человек пытается играть придуманную им самим роль (чаще всего роль страдальца, неизлечимого больного), склонен к фантазированию и тревожности без повода.

Невроз навязчивых состояний привносит в мотивационную сферу личности различного рода навязчивые идеи (мысли), страхи (фобии – страх публичных выступлений, открытого пространства и др.) и навязчивые действия. Навязчивые действия, к примеру, порождают в мотивационной сфере индивида различного рода стремления, которым очень трудно противостоять. Они проявляются, например, в потребности постоянно произносить нецензурные слова (копромания – от «копро» – грязь); стремлении к поджогам без осознанных мотивов (пиромания); тяге к воровству без малейшего испытания нужды в украденных вещах (клептомания); неумеренной тяге к еде, непреодолимой прожорливости практически без пережевывания пищи (булимия), резком снижении потребности в пище из-за чрезмерной озабоченности своим весом (анорексия).