Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 585
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Установите соответствие:
1) бессознательное | а) явления, воспроизводимые с помощью особых приемов; |
2) подсознательное | б) недоступные сознанию явления; |
3) досознательное | в) явления, поддающиеся волевой регуляции; |
4) сознание | г) сознаваемое, но лишь при необходимости. |
4. Определите, кто изучил и описал механизмы психологической защиты: а) З. Фрейд; б) К. Г. Юнг; в) А. Адлер; г) А. Фрейд; д) Э. Эриксон.
5. Установите соответствие:
1) вытеснение | а) защитный механизм, когда действие, направленное на какой-либо объект, вызвано другим недоступным объектом; |
2) замещение | б) процесс игнорирования травмирующих восприятий; |
3) сублимация | в) сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий; |
4) рационализация | г) процесс, посредством которого побудительная энергия направляется на желательные для человека формы деятельности; |
5) проекция | д) приписывание другому человеку намерений, неприемлемых для себя. |
6. К специфическим социальным, присущим только человеку, относятся следующие потребности:
а) в общении; б) в альтруизме; в) духовные; г) творческие; д) доминировании; е) самосовершенствовании; ж) агрессивности.
7. Укажите суждение, где речь идет об ощущении:
а) субъективное отражение объективной реальности;
б) отражение существенных свойств предметов и явлений;
в) отражение отдельных свойств предметов или явлений;
г) отражение предметов и явлений, воздействующих на наши органы чувств.
8. Соотнесите термины и его определение:
1) интероцептивные ощущения | а) передают информацию о положении тела в пространстве; |
2) проприоцептивные ощущения | б) сигнализируют о состоянии внутренних процессов в организме; |
3) экстероцептивные ощущения | в) обеспечивают получение информации из внешнего мира, создают основу сознательного поведения. |
9. Заяц достаточно успешно отличает волков от других животных. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?
а) константность; б) целостность; в) осмысленность; г) структурность; д) предметность; е) обобщенность.
10. Соотнесите термин с приведенным примером:
1) аффективные иллюзии | а) кажется, что разговоры окружающих содержат угрозы; |
2) вербальные иллюзии | б) узоры на обоях, трещины на потолке воспринимаются как яркие фантастические картины; |
3) перейдоллические иллюзии | в) случайный прохожий кажется грабителем. |
11. К функциям памяти относятся:
а) быстрота запоминания; б) сохранение; в) точность памяти; г) воспроизведение; д) готовность памяти; е) узнавание; ж) прочность сохранения; з) забывание; и) узнавание.
12. Какой из видов памяти отличается наиболее высокой легкостью запечатления и прочностью запоминания?
1) образная – благодаря конкретности и легкости образования ассоциаций;
2) эмоциональная – эмоции отражают отношение человека к разным сторонам окружающей действительности;
3) двигательная – появляется очень рано в онтогенезе;
4) словесно-логическая – присуща только человеку, обеспечивает применение мнемонических приемов.
13. Внимание человека выполняет множество функций, основные из которых приводятся ниже. Какая из них имеет непосредственного отношения к вниманию?
а) отбор наиболее существенных раздражителей и отвлечение от посторонних, побочных раздражителей;
б) регуляция и контроль протекания деятельности;
в) регуляция эмоциональных состояний;
г) удержание выполняемой деятельности до ее завершения.
14. Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами. Какое из свойств внимания должно быть у него особенно хорошо развито?
а) распределение; б) устойчивость; в) объем; г) переключение.
15. Какое из приведенных определений понятия «мышление» позволяет признать его наличие у животных?
1) обобщенное и опосредованное отражение объективной реальности в ее существенных связях и отношениях;
2) социально обусловленный, неразрывно связанный с речью процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира;
3) искание и открытие существенно нового для себя или для человечества;
4) порождение нового знания, активная форма творческого отношения и преобразования действительности.
16. Соотнесите термин и его определение.
1) понятие | а) одна из форм мышления, которая характеризуется выводом заключения или следствия из нескольких суждений; |
2) суждение | б) такая связь между мыслями, в результате которой из одного или нескольких суждений получается новое, извлекаемое из содержания исходных суждений; |
3) умозаключение | в) отражение общих, существенных и специфических (отличительных) признаков предметов и явлений; |
| г) формирование новых суждений на основании преобразования уже имеющихся; |
| д) отражения связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. |
17. Соотнесите термин, обозначающий мыслительную операцию, и его определение.
1) синтез | а) сопоставление предметов и явлений с целью установления сходства и различия между ними; |
2) абстракция | б) мысленное расчленение предмета (явления) на составляющие его части или мысленное выделение отдельных свойств предмета; |
3) конкретизация | в) мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств; |
4) сравнение | г) выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента, явления или предмета, и отвлечение от остальных; |
5) обобщение | д) представление чего-либо единичного, соответствующего тому или иному понятию или общему положению; |
6) анализ | е) объединение, группировка объектов на основе отдельного признака, основания; |
7) классификация | ж) разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям. |
18. Соотнесите термин, обозначающий расстройства мышления, и его определение.
1) ментизм | а) рассуждения, не соответствующие действительности; |
2) разорванное мышление | б) погружение человека в свой внутренний мир, ослабевание контактов с действительностью; |
3) обстоятельность мышления | в) непроизвольный, непрерывный и неуправляемый поток мыслей; |
4) аустическое мышление | г) мыслительный процесс становится вязким, малоподвижным, способность выделить главное утрачивается; |
5) бред | д) нарушаются логические связи, отсутствует смысловое единство. |
19. Соотнесите термин и его определение.
1) интеллект | а) обобщенная характеристика познавательных возможностей человека; |
2) ум | б) конкретное умение человека ориентироваться в любой жизненной ситуации; |
3) воображение | в) процесс опосредованного и обобщенного отражения окружающего мира; |
4) мышление | г) психический познавательный процесс создания образов объектов ранее частично или полностью не воспринимавшихся субъектом. |
20. Соотнесите направление исследований личности и его определение.
1) бихевиористский подход | а) только небольшая часть активности человека обусловлена сознанием, главную область психики составляет сфера бессознательного, которая определяет личность человека и его поведение; |
2) психоаналитический подход | б) личность порождается воздействиями окружающей среды; |
3) гуманистический подход | в) человек не запрограммирован, а открыт для самосовершенствования, наивысшая потребность человека – потребность в самоактуализации. |
21. Установите правильную последовательность стадий социализации:
а) стадия индивидуализации; б) трудовая стадия; в) стадия интеграции; г) послетрудовая стадия; д) стадия адаптации.
22. Определите, кто выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:
а) Э. Берн; б) А. Маслоу; в) К.К. Платонов; г) Э. Эриксон.
23. Соотнесите название жизненного психологического кризиса личности с возрастным этапом.
1) кризис доверия – недоверия | а) старше 60 лет; |
2) автономия в противоположность сомнениям и стыду | б) в течение первого года жизни; |
3) проявление инициативности в противовес чувству вины | в) около 2–3 лет; |
4) трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности | г) от 12 до 18 лет; |
5) личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму | д) от 7 до 12 лет; |
6) интимность и общительность | е) от 3 до 6 лет; |
7) забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению» в себя | ж) около 20 лет; |
8) удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию | з) между 30 и 60 годами. |
24. Определите институт социализации, в наибольшей степени способствующий самореализации и самоактуализации человека в интересующей его деятельности:
а) семья; б) школа; в) трудовой коллектив; г) учебная группа.
25. Соотнесите термин и его описание.
1) потребности | а) объективная необходимость в чем-то, которую сам человек может не переживать и не осознавать; |
2) нужда | б) отражение в сознании надобности в чем-то, субъективно переживаемое как внутреннее напряжение и побуждающее психическую активность человека; |
3) мотив | в) совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность; |
4) мотивация | г) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта и определяющее направление действия. |