Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 590

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. Память и внимание как психические познавательные процессы.

7. Мышление и воображение.

8. Основные теории личности: бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология.

9. Механизмы социализации личности.

10. Стадии развития личности (по Э. Эриксону).

11. Причины активности человека: потребность – нужда – мотив – мотивация – мотивировка.

12. Направленность как одна из ведущих характеристик личности.

13. Теория иерархии потребностей (А. Маслоу).

14. Развитие и нарушения мотивационной сферы.

15. Эмоциональные процессы и управление эмоциями.

16. Психические состояния личности.

17. Воля как психический процесс регуляции деятельности.

18. Основные классификации темпераментов.

19. Типы акцентуаций характера (К. Леонгард).

20. Способности как психические свойства личности.
Вопросы на творческом уровне усвоения материала

(оценка знаний 9–10 баллов)
1. Сравнительный анализ основных методов получения фактов в психологии.

2. Особенности интеллектуального поведения животных.

3. Механизмы психологической защиты как необходимость и как препятствие для личностного роста.

4. Мышление и воображение: сравнительный анализ.

5. Бихевиоризм, психоанализ, гуманистический подход: какая из этих теорий с наибольшей убедительностью объясняет поведение человека (рассмотреть на конкретном примере).

6. Расположите механизмы социализации по их значимости для формирования личности. Подтвердите свое мнение конкретными примерами.

7. На конкретном примере опишите формирование личности в рамках концепции А. Маслоу (теория иерархии потребностей).

8. В чем заключаются трудности общения с людьми с нарушениями мотивационной сферы. Опишите модель поведения подобных личностей (приведите, по возможности, конкретные примеры).

9. Опишите примерное самочувствие и поведение лиц, находящихся в состоянии стресса, дистресса, фрустрации, аффекта. Каковы, на ваш взгляд, пути выхода из подобных отрицательных психических состояний?

10. Признаки и причины стрессового напряжения. Возможные пути избавления от стресса (показать на конкретном примере).

11. Опишите примерное поведение лиц с ярко выраженными особенностями темперамента. В чем заключается суть индивидуального подхода к таким людям в русле воспитательной работы.


12. Опишите трудности в общении и во взаимодействии с людьми с ярко выраженной акцентуацией характера (несколько типов по выбору). Наметьте возможные пути продуктивного взаимодействия с ними.

13. В чем заключаются особенности и разница в поведении и деятельности человека одаренного, талантливого и гениального (рассмотрите на конкретном примере).
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. А н д р и е н к о Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений / Е.В. Андриенко. М.: Академия, 2000.

  2. Б о р о з д и н а Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Г.В. Бороздина. Минск: БГЭУ, 2004.

  3. К о з у б о в с к и й В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учеб. пособие / В.М. Козубовский. Минск: Амалфея, 2007.

  4. К о з у б о в с к и й В.М. Общая психология: личность: учеб. пособие / В.М. Козубовский. Минск: Амалфея, 2007.

  5. Н е м о в Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. учебных заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2002. – кн. 1.

  6. Р а д у г и н А.А. Психология: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / А.А. Радугин. М.: Центр, 2001.

  7. С т о л я р е н к о Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

  8. Ч е х о в с к и х М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. 4-е изд. Минск: Новое знание, 2008.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Г и п п е н р е й т е р Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Че Ро, 1998.

  2. Г о д ф р у а Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. М.: МИР, 1996. – 1 т.

  3. М а к с и м е н к о С.Д. Общая психология / С.Д. Максименко. М.: Рафл-бук, К.: «Ваклер», 1999.

  4. М о р о з о в А.В. Деловая психология: курс лекций: учебник для высших и средних спец. учеб. заведений / А.В. Морозов. СПб.: Союз, 2000.

  5. Р а й г о р о д с к и й Д.Я. Психология и психоанализ характера: хрестоматия по психологии и типологии характеров / Д.Я. Райгородский. Самара: БХАРАХ, 1998.

  6. С е р о в а Л.Г. Тесты для отбора персонала: серия «Психологический практикум» / Л.Г. Серова. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

  7. С т о л я р е н к о Л.Д., С а м ы г и н С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах: серия «Учебники, учебные пособия» / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

Модуль 2. Психология межличностных отношений
Цель модуля – изучение особенностей межличностных отношений, взаимодействия людей в малых группах и коллективах, взаимодействия субъекта и объекта управления.



Для достижения цели модуля студент должен:

на репродуктивном уровне знать понятия: межличностные отношения, общение, конфликт, группа, коллектив, лидерство, руководство, субъект и объект управления, этика деловых отношений;

на продуктивном уровне характеризовать особенности продуктивного взаимодействия и общения, причины возникновения и развития конфликтов, методы их разрешения, стили лидерства и руководства, психологию и этику деловых отношений;

на творческом уровне анализировать взаимодействие собеседников, принадлежащих к разным группам, в общении, возможности методов психологического воздействия, оценивать стили лидерства с точки зрения их эффективности, находить оптимальный выход из конфликтной ситуации для лиц с различными психологическими особенностями.

В результате изучения материала модуля студент должен овладеть умениями:

общеучебными: приобрести навыки самостоятельной работы с литературой по психологии, подготовки и написания реферата по теме модуля;

специальными: применять теоретические положения к анализу конкретных ситуаций (производственных, учебных, бытовых);

социально-личностными: выбирать оптимальную модель поведения при взаимодействии с лицами, принадлежащими к различным социотипам, уметь обосновать выбор данной модели.
Б л о к 1. Межличностные отношения и общение
Л е к ц и я 8. Межличностные отношения и общение
8.1. Психология взаимодействия людей
Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны вне общения и взаимодействия с другими людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как влияют друг на друга и как относятся друг к другу. В качестве единицы анализа в социальной психологии рассматривается ситуация взаимодействия двух и более людей. Это – взаимонаправленные действия индивидов.

Социальное взаимодействие анализируется на двух уровнях: микро и макро. Взаимодействие людей друг с другом, в парах, в малых группах или межличностная интеракция – явления микроуровня. Макровзаимодействие связано с крупными общественными структурами, основными институтами общества: религией, семьей, экономикой.


Социальная жизнь возникает и развивается, потому что существует взаимосвязь людей, создающая предпосылки взаимодействия их друг с другом. Зависимость людей друг от друга как проблема человеческих взаимоотношений составляет ядро существования человека. У каждого из нас есть сильнейшая потребность вступить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты. Она обусловлена биологическими и социальными причинами и способствует выживанию человека. Найдя родственную «душу», поддерживающего нас человека, которому можно довериться, мы чувствуем себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими. Потеряв родственную душу, люди испытывают ревность, одиночество, отчаяние, боль, гнев, обездоленность, замыкаются в себе.

Человек – это общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с другими людьми. Единица взаимодействия называется транзакцией. Эрик Берн писал: «Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Человек, к которому обращен транзакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Мы называем этот ответ транзакционной реакцией».

Этот психолог выделяет позиции Родитель, Взрослый, Ребенок, которые создают реальный процесс взаимодействия. Позиция Родителя предполагает склонность к доминированию, конкуренции, к проявлению власти и чувства высокой самоценности, к поучению и критическому осуждению. Позиция Взрослого – склонность к равноправному сотрудничеству, признанию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия. Позиция Ребенка – это склонность к подчинению, к поиску поддержки и защиты («послушный ребенок») либо эмоциональному импульсивному протесту, бунту, непредсказуемым капризам («бунтующий ребенок»).

Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, игра, социальное влияние, конфликты, подчинение, ритуальное взаимодействие и др.

Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии, аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие поддержку и дружеское чувство, связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что такие положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смерти. «Дружба – сильнейшее противоядие от всех напастей», – говорил Сенека.


Факторы, которые способствуют формированию аттракции (привязанности, симпатии):

1. Частота взаимных социальных контактов (большинство людей начинают дружить и вступают в брак с теми, кто живет, учится, работает неподалеку).

2. Феномен «равного» (люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто равен им по интеллектуальному уровню и столь же привлекателен, как и они).

3. Чем привлекательнее человек, тем вероятнее приписывание ему положительных качеств. Отличающиеся привлекательностью люди имеют более престижную работу, больше зарабатывают.

4. Отрицательно на аттракцию влияет «эффект контраста»: например, мужчинам, только что разглядывавшим журнальных красоток, обычные женщины и жены кажутся менее привлекательными.

5. «Эффект усиления: когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нашими, это делает человека более привлекательным для нас.

6. Сходство социального происхождения, интересов, взглядов важно для установления отношений («мы любим тех, кто похож на нас и делает то же, что и мы», – указывал Аристотель).

7. Для продолжения отношений необходимы взаимное дополнение, компетентность в области, близкой нашим интересам.

8. Нам нравятся те, кому нравимся мы.

9. Если чувство собственного достоинства человека было уязвлено в какой-то предыдущей ситуации, то ему больше понравится новый знакомый, доброжелательно уделяющий ему внимание (это помогает объяснить, почему иногда люди так страстно влюбляются после того, как их ранее отверг другой, затронув тем самым их самолюбие).

10. Вознаграждающая теория привлекательности: согласно ей, нам нравятся те люди, чье поведение нам выгодно, или те, с кем мы связываем выгодные нам события.

11. Принцип взаимовыгодного обмена или равного участия: то, что вы и ваш партнер получаете от ваших взаимоотношений, должно быть пропорционально тому, что каждый из вас в них вкладывает.

Если двух и более многое связывает, формируется фактор близости. С укреплением взаимосвязей, когда люди делают друг другу приятное, формируется симпатия. Когда же они взаимно обнаруживают достоинства и признают право за собой и другими быть такими, какие они есть, – формируется уважение. Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь удовлетворяют потребность людей в приятии.