Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 602
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13.3. Этикет в деятельности современного делового человека
В последние годы активно разрабатываются проблемы служебной и административной этики, этики хозяйственного руководителя. Акцентируется внимание на недопустимость наличия у менеджеров качеств, имеющих повышенную социальную опасность. К таковым в первую очередь относятся: нескромность, несправедливость, взяточничество, необъективный подбор кадров, злоупотребление властью.
Управленческая этика – это система теоретико-прикладных этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнение административно-хозяйственных функций. Она включает в себя образцы лучшего опыта нравственного решения конкретных проблем бизнеса и управления.
Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.
Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Различают несколько видов этикета, основными из которых являются: придворный, дипломатический, воинский и общегражданский этикет как совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Часть культуры делового общения составляет создание привлекательного имиджа. Без этого наивно рассчитывать на достойную репутацию в обществе. Слово «имидж» (английское слово, обозначающее «образ», «ореол») прочно вошло в наш язык, оно употребляется в разговорной речи, мелькает в прессе. Но еще встречаются деловые люди и политические деятели, которые не придают значения своему имиджу или уделяют ему второстепенное значение. Это свидетельствует о низком уровне их культуры.
Обретение профессионального имиджа не самоцель для делового человека, лидера. Однако обладание им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл. Смысл понятие «имидж» складывается из разных слагаемых. Рассмотрим наиболее важные из них.
1. Профессионализм и компетентность. Менеджер должен быть талантливой личностью. Управление требует динамизма, быстрой реакции на изменившуюся ситуацию и много другого. Каждый менеджер должен профессионально знать, как выполнить свою работу наилучшим образом, хотя и в своей манере. Эти знания могут быть получены только при условии, что менеджер достаточно прилежен и усидчив, чтобы добыть необходимые знания.
2. Нравственная надежность менеджера. Нравственный человек осознает необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом. Его внимание занимает все богатство человеческой культуры, т.е. он обязан иметь широкие гуманитарные знания.
3. Гуманитарная образованность менеджера. Какие же гуманитарные ценности должны составлять ядро мировоззренческого кредо менеджера? К ним относятся: социальная защищенность людей, их здоровье и духовное богатство, экологическая безопасность. Благодаря гуманитарной культуре человек приобретает возможность вбирать в себя размытую информацию, подвергая ее чувственной и рациональной обработке. Эта культура, к примеру, в Японии считается важнейшим компонентом внутреннего мира менеджера, составляющей его имиджа.
4. Менеджер обязан быть психотехнологом. Психотехнология – это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми. Психотехника представляет собой систему взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотивов, установок и т.д. у личности, на которую оказывает воздействие менеджер.
В основу формирования имиджа могут быть положены следующие принципы: принцип повторения, принцип непрерывного усиления воздействия, принцип «двойного вызова».
Принцип повторения опирается на свойства человеческой памяти: хорошо запоминается та информация, которая повторяется.
Принцип непрерывного усиления воздействия обосновывает наращивание аргументированного и эмоционального обращения, например, «Это только для вас или «Я – для вас» и т.д. Постепенное наращивание усилий воспринимается более положительно.
Принцип «двойного вызова» означает, что сообщение воспринимается не только и не столько разумом. Важнейшую роль играют подсознательные психические процессы, эмоциональная сфера психики человека. Чтобы побудить человека к действию, надо сделать ему «двойной вызов», т.е. обратиться к сознанию и подсознанию (например, достаточно несложно заставить человека принять вашу точку зрения с помощью фразы типа «Как человек умный, вы, я думаю, согласитесь с тем, что …»).
Чтобы сыграть свою роль, имидж должен привлечь к себе внимание людей, направить их активность в нужном направлении, а затем осуществить управление поведением человека.
Воздействие имиджа на людей происходит по этапам: привлечение внимания – пробуждение интереса к имиджу – возбуждение потребности осуществить действие – побуждение к совершению действий.
При создании имиджа берут за основу разные образцы. В наборе средств для привлечения внимания к «звезде», например, используют скандальные истории из ее светской личной жизни. Исследователи утверждают, что 92 % производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и «звучит». Поэтому многие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая искусство улыбаться, постановку голоса, технику жестов, мимики и поз.
Во многих случаях имидж менеджера – это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а потому правильного выбора модели поведения. Каждый осваивает те модели поведения, которые приносят успех.
При выборе модели поведения следует исходить из следующих критериев:
– модель поведения должна соответствовать закону и не противоречить установленному в обществе правопорядку;
– нравственная безупречность. Правильное восприятие общепринятых норм морали и их неуклонное соблюдение – гаранты верности выбора модели поведения;
– значимость поставленной перед собой цели;
– самокритичная оценка собственного выбора модели поведения;
– учитывать половую отнесенность личности: рекомендуется проявлять те качества, которые ожидаются либо от женщин, либо от мужчин.
Важную роль в создании имиджа играют эффекты фасцинации и аттракции. Фасцинация (очарование, обаяние) – словесное воздействие на людей, при котором достигается минимизация потери информации. Посредством искусной речи можно обращать на себя внимание, вызывать к себе доброжелательное расположение. Аттракция (привлечение, притяжение) – визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к кому-либо в виде проявления к нему симпатии или готовности к общению. Это состояние больше характеризуется своей спонтанностью.
Чтобы судить насколько эффективен тот или иной руководитель, нужны, конечно, какие-то критерии, позволяющие такую оценку произвести. Подлинным критерием оценки деятельности руководителя служит конечный результат труда всего коллектива, в котором органически соединены результаты труда и руководителя, и исполнителей. Но помимо данного критерия эффективность деятельности руководителя оценивается через психологические критерии: 1) удовлетворенность членов коллектива различными аспектами членства в нем (отношениями с коллегами, с руководителем, заработной платой и т.д.); 2) мотивация членов коллектива (желание людей трудиться и сохранять членство в коллективе); 3) авторитет руководителя в коллективе; 4) самооценка коллектива своей сплоченности, своей успешности функционирования.
Материалы к практическому занятию
Занятие 1. Психология и этика деловых отношений
1. Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров.
2. Ролевые игры в деловом общении.
3. Этикет в деятельности современного делового человека.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем суть феномена реактивного сопротивления личности в ответ на воздействие извне.
2. В чем состоит сущность арбитражной функции руководителя?
3. Охарактеризуйте этапы делового общения.
4. Как влияют на общение возрастные особенности аудитории и индивидуально-половые особенности людей?
5. Назовите основные типы собеседников (А.В. Морозов).
6. Как, согласно концепции Э. Берна, выбор рациональной позиции в общении влияет на эффективность взаимодействия?
7. Как вы понимаете следующее утверждение: «Взаимодействие между людьми только тогда будет гармоничным и эффективным, когда между ними будут установлены параллельные трансакции»?
8. Дайте определение понятиям «этикет» и «имидж».
9. Назовите основные слагаемые понятия «имидж».
10. Какие принципы кладутся в основу формирования имиджа?
11. Назовите и охарактеризуйте этапы воздействия имиджа на людей.
12. Из каких критериев следует исходить при выборе модели поведения?
13. Охарактеризуйте эффекты фасцинации и аттракции.
14. Назовите критерии, позволяющие оценить эффективность руководителя.
Темы рефератов
1. Общественное поведение в различных странах.
2. Здоровье руководителя. Предупреждение и преодоление стрессов и жизненных кризисов.
Б л о к 5. Мини-практикум
(приложение к модулю 2 «Психология межличностных отношений»)
Тест № 1. Коммуникабельны ли Вы?
Автор В.Ф. Ряховский. Тест оценивает степень общительности. Общительность в производственной деятельности имеет двоякий смысл в зависимости от степени ее выраженности: с одной стороны, помогает установить более близкие отношения между сотрудниками, но, с другой стороны, человек чрезмерно общительный на производстве способен
, сам того не желая, подменить деловые отношения личными, что в принципе крайне нежелательно.
Инструкция
Предлагаем 16 вопросов, на которые следует ответить одним из трех вариантов: «да», «нет», «иногда».
-
Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи? -
Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу? -
Вызывает ли у вас смятение или неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии? -
Вам предлагают выехать в командировку в город, в котором вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
-
Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? -
Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-либо вопрос)? -
Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга? -
Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 1000 рублей, которые занял несколько месяцев назад? -
В ресторане или в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
-
Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это? -
Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост и томиться в ожидании? -
Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций? -
У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких «чужих» мнений на этот счет вы не принимаете. Это так? -
Услыхав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор? -
Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?
Ключ
Да – 2 очка. Иногда – 1 очко. Нет – 0 очков.
Подсчитайте сумму набранных вами очков. 30–32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, страдаете от этого больше всех вы сами. Но и близким людям с вами нелегко. На вас