Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 596

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


б) не очень;

в) смотря кто и как критикует.

12. Проявляется ли у вас чувство неприязни к критикующему вас человеку?

а) да, как правило; б)) нет, крайне редко;

в) да, если критика несправедлива или высказывается в резкой, обидной форме.

13. Как вы в дальнейшем строите свои отношения с критикующим вас лицом?

а) как и прежде;

б) стараюсь при случае ответить взаимностью или ущемить его интересы другим доступным мне способом;

в) некоторое время «обхожу» этого человека, стараюсь не вступать с ним в контакты.

14. Как вы относитесь к тем, кто сам себя критикует?

а) считаю их «приспособленцами», «трусишками», «угодниками»;

б) нормально отношусь, что тут особенного;

в) советую впредь не торопиться с самокритикой.

15. Существует ли уголовная ответственность за преследование критикующих?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

16. Вопрос-шутка: какое высказывание о критике вам ближе?

а) критика – это лекарство, ее надо уметь применять и принимать;

б) управленческая деятельность – тоже творчество, поэтому пусть меня оценивают те, кому положено, а не всяк, кому не лень;

в) и на критику существует мода.

Определите число набранных вами очков по шкале оценки ответов:

Вопрос

а

б

в

1

3

0

2

2

3

1

0

3

3

0

1

4

3

2

1

5

3

1

2

6

2

1

3

7

1

0

3

8

2

1

3

9

1

0

3

10

2

0

1

11

1

2

3

12

1

3

2

13

3

0

3

14

1

2

1

15

3

0

0

16

2

0

1


8-18 баллов. Ваше отношение к критике скорее негативное, чем позитивное. Вы не любите, когда критикуют вас, а критикуя других, нередко утрачиваете чувство меры, в том, и в другом случае вы весьма эмоциональны, легко возбуждаетесь, можете вспылить, допустить резкость. Вам необходимо воспитывать некий «комплекс стабильности», т.е. чувство уверенности в себе, в правомерности своих действий и решений, а для этого следует активно повышать свой деловой уровень, не переоценивая себя, но и не умаляя достоинств.

19-32 балла. Вы терпимо относитесь к критике, считаете ее допустимым элементом управленческой жизни, не переоценивая, однако, ее значения. Ваше поведение в ро лях критикуемого и критикующего можно охарактеризовать как «контролируемую эмоциональность». Вы редко «выходите из себя». В то же время вам не чуждо чувство обиды, желание «насолить» критикам, оправдать свои ошибки.

33-46 баллов. Вы по-деловому относитесь к критике, достаточно спокойно ее воспринимаете, мужественно и открыто признаете свои ошибки. Изредка вас посещает чувство досады на критику, однако вы это стараетесь скрывать. В критических выступлениях вы не перебарщиваете: не стараетесь оправдаться, сваливая вину на других. Хорошее знание своего дела, уверенность в том, что вы на своем месте, позволяют вам не заботиться о личном авторитете, а помнить лишь о пользе дела.
Тест № 4. Умеете ли Вы слушать?
Отметьте ситуации, вызывающие у вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком будь то ваш товарищ, сослуживец, начальник или случайный, собеседник.

  1. Собеседник не дает мне высказаться, постоянно прерывает меня во время беседы.

  1. Собеседник никогда не смотрит на меня во время разговора.

  1. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.

  2. Собеседник никогда не улыбается.

  3. Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями.

  4. Собеседник старается опровергнуть меня.

  5. Собеседник вкладывает в мои слова другое содержание.

  6. На мои вопросы собеседник выставляет контрвопросы.

  7. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.


  1. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

  2. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла очков и т. д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

  3. Собеседник делает выводы за меня.

  4. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.

  5. Собеседник смотрит на меня внимательно, не мигая.

  6. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.

  7. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.

  8. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

  9. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.

  10. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.

  11. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?».

Подведем итоги. Итак, количество ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздражение, составляет:

14–20 Вы плохой собеседник и вам необходимо кропотливо рабо тать над собой и учиться слушать.

8–14Вам присущи некоторые недостатки, вы критически относитесь к высказываниям, но вам еще не достает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

2–8Вы хороший собеседник. Но иногда отказываете партнеру в полном понимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте время высказать свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.

0–2 – Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.
Тест № 5. Можете ли Вы быть руководителем
Умение руководить людьми включает в себя целый ряд качеств, кроме желания быть «большим человеком», нуж­но еще много чего, в том числе и умение управлять. Давайте посмотрим
, как это у вас получится?

  1. Можете ли вы командовать людьми? («да» – 5, «нет» – 0).

  1. Любите ли вы работать на приусадебном участке? (да – 5, нет — 0).

  1. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо? (да – 5, нет – 0).

  2. Какое из двух достоинств (авторитетность или нежность) вы цените больше всего? (первое – 5, второе – 0).

  1. Любите ли вы произносить речи? (да – 5, нет – 0).

  1. Чем, по вашему мнению, можно определить уровень цивилизации: степенью эмансипации женщин (0), уровнем развития техники (5)?

  2. Раздражает ли вас чья-то неумелость, неловкость? (да – 5, нет – 0).

  1. Любите ли вы работу, требующую контактов с людьми? (да – 5, нет – 0).

  2. Считаете ли вы, что в детстве слишком долго находились под влиянием матери? (да – 0, нет – 5).

10. На что во время знакомства вы прежде всего обра­щаете внимание: на внешность нового знакомого (0), или на то, что и как он говорит (5).

  1. Впадаете ли вы в ярость, если не можете настоять на своем? (да – 5, нет – 0).

  2. Какой вид карьеры кажется вам наиболее привлекательным: известного актера Гарри Купера (0), Джимми Кларка, чемпиона автогонок (5).

  3. Часто ли вас выдвигают на выборную работу? (да – 5, нет – 0).

  1. Бываете ли вы инициатором смелых начинаний? (да – 5, нет – 0).

15. Ждете ли вы, пока дела решатся сами по себе? (да – 0, нет – 5).

  1. Раздражает ли вас то, что вы живете, к примеру, в комнате без штор на окнах? (да – 0, нет – 5).

  2. Какой цвет вам больше нравится: голубой (0) или красный (5).

  1. Легко ли вы принимаете решение? (да – 5, нет – 0).

  1. Какие виды спорта вам по душе: те, которые развивают ловкость (0), которые развивают силу (5)?

  2. Признаете ли вы руководителя, представляющего противоположный пол, если он достаточно компетентен? (да – 5, нет – 0).

Вы набрали 100-80 баллов.

Вы тот человек, который имеет большую потребность доминировать над людьми. Несмотря на то, что вы проявляете инициативу и бываете прекрасным организатором, ваша горячность, стремление быть признанным любой ценой, желание манипулировать другими значительно снижают эффективность ваших действий. Сильное нервное напряжение, неумение расслабляться приводит к тому, что, будучи взволнованы, вы легко можете обидеть другого человека. Вы часто хвастаете, зазнаетесь, бываете агрессивным. Но если вам удастся изменить ваше отношение к людям, то предрасположенность к руководящей работе может принести прекрасный эффект.


Вы набрали 70-40 баллов.

У вас высокие запросы, часто бываете самоуверенны, любите подчеркнуть собственное «я». Умение управлять собственными эмоциями и склонность к анализу своих поступков приводят к тому, что необходимость руководить другими не принимает у вас крайние формы. Вы любите ходить непроторенными путями, имеете собственное мне­ние, которое не всегда совпадает с мнением других. Вы не любите навязывать себя другим и с трудом им подчиняетесь. Вам безразлично то, что о вас говорят, в то же время вы имеете склонность критиковать других. Любите, чтобы ваше слово было последним.

Вы набрали 35-0 баллов.

Вы – человек, который склонен больше быть подчиненным, чем руководить. В роли «шефа» вы чувствовали бы себя плохо. Вы, скорее всего, человек несмелый, скромный, неуверенный в себе.

Вы редко выступаете с инициативой, с удовольствием подчиняетесь руководству со стороны других. Чаще всего вы предпочитаете компромиссные решения и остаетесь в тени других людей.