Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 604
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12. Фамильярен с подчиненными, похлопывая по плечу или обнимая за талию, старается приобрести репутацию хорошего руководителя.
13. Готов к любому компромиссу, во всем ищет «козлов отпущения».
14. Работает, руководствуясь практикой «открытых дверей»; к нему в кабинет идет, кто хочет, когда хочет и по любому поводу.
15. Когда коллективу выделяется премия или награда, он и в списках первый. В президиуме занимает место в первом ряду.
Время нужно не само по себе, а для достижения определенных целей. Проблема состоит в том, чтобы привести в соответствие объем реально имеющегося времени и потребности. В данном случае может помочь делегирование полномочий – передача подчиненному задачи или деятельности из сферы действий руководителя, не предъявляя к сотрудникам чрезмерных требований. Делегировать в любом случае надо: рутинную работу, специализированную деятельность, частные вопросы, подготовительную работу (проект и т.п.).
Не подлежат делегированию: установление идей, принятие решений по выработке политики предприятия, контроль результатов; руководство сотрудниками, их мотивация; задачи особой важности; задачи высокой степени риска; необычные, исключительные дела; актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки; задачи строго доверительного характера.
12.3. Психологическая характеристика субъекта управления
Среди всех процессов наибольшее значение имеют познавательные процессы и, в первую очередь, восприятие, память, мышление. По мнению В.Н. Дружинина, в управленческой деятельности они приобретают дополнительные, специфические черты. В частности, процесс восприятия представлен в основном в виде «социальной перцепции»: стимулы (материал, который воспринимает руководитель) предельно специфичны. Ими являются не столько предметы (объекты внешнего мира), сколько субъекты (личности). При изучении процессов социальной перцепции получен большой массив конкретных результатов, ряд которых имеет большое значение для практики управления.
Так, установлена связь точности социальной перцепции с эффективностью деятельности руководителя. Слишком низкая либо слишком высокая точность и полнота восприятия сопровождается меньшей эффективностью деятельности. Отметим некоторые проявления неточности социальной перцепции.
«Эффект ореола» (галоэффект) является наиболее известным из всех «ошибок» межличностной перцепции. Его суть состоит в том, что общее благоприятное впечатление (мнение) о человеке переносится и на оценку его неизвестных черт, которые тоже воспринимаются как позитивные и наоборот.
«Эффект первичности» состоит в тенденции к сильной переоценке первой информации о человеке по отношению к другой информации, поступающей позже. Этот эффект называется также «эффектом знакомства» или «первого впечатления». В его основе лежат преимущественно неосознаваемые механизмы оценки. Данный эффект зачастую дает в целом довольно верный результат.
«Эффект физиогномической редукции» состоит в не вполне обоснованном и, как правило, поспешном заключении о внутренних психологических характеристиках человека на основе его внешнего облика.
Феномен «технократического восприятия». Руководитель строит образ подчиненного таким, каким он должен быть исходя из должностной и профессиональной принадлежности, а не на основе реальных особенностей той или иной личности.
Главными специфическими особенностями мнемических процессов в деятельности руководителя являются следующие их черты.
Во-первых, это достаточно большой объем памяти и ее высокая структурированность, упорядоченность.
Во-вторых, важным является и свойство сопротивляемости памяти к внешним стрессогенным влияниям. Нельзя не отметить и такую типичную для руководителя разновидность мнемических процессов, как «память на лица», а шире – «социальную память».
Своеобразной особенностью мнемических процессов руководителя является оперативная память на дезинформацию. В своей повседневной практике руководитель иногда прибегает к дезинформации, а то и преднамеренно лживым высказываниям. Удерживать же в памяти информацию ложного содержания значительно труднее, чем истинную. Руководителю приходится помнить не только о тех или иных событиях, но и о своей версии этих событий.
Важная особенность долговременной памяти руководителя связана с «памятью на отношения». Руководитель должен помнить об отношениях, которые сложились у него с теми или иными подчиненными, об экспрессивной окраске этих отношений. Ее наличие – условие успешного руководства и стабильности имиджа руководителя.
Значимой особенностью долговременной памяти руководителя является ее многофокусность. Это необходимость помнить сразу о многих целях, о множестве «заданий поставленных на контроль», это «память на обещания».
Руководитель имеет дело с информацией, очень существенно различающейся по степени своей достоверности. Нередко имеет место прямая дезинформация. Руководителю необходимо не просто запомнить что-либо, но зафиксировать и то, насколько этому можно доверять. Это, в свою очередь, требует запоминания источника и обстоятельств получения информации, что ведет к резкому повышению нагрузки на память. «Разгрузка» памяти происходит за счет селективного забывания, т.е. избирательного блокирования не важных, не обязательных каналов информации.
Специфика мышления в деятельности руководителя состоит в том, что оно представлено, главным образом, в форме практического мышления. Его специфические свойства и особенности заключаются в том, что оно направлено не только на решения, но и на обнаружение проблем. Оно обычно имеет дело с ситуациями, где нет «единственно верного» решения. Оно имеет направленность как на поиск конкретного решения, так и на поиск путей преодоления сложившейся ситуации.
В психологии управления сформулированы представления о наиболее обобщенных свойствах практического мышления.
1. Направленность на реализацию: решение должно быть реализуемым, т.е. доступным для исполнения.
2. Мотивированность: решения руководителя должно быть обоснованными, понятными и субъективно принимаемыми исполнителями.
3. Индивидуализированность: главным источником – «базой данных» для практического мышления обычно выступает личный профессиональный опыт руководителя.
4. Оценочность: неотделимость мышления от оценочных операций.
5. «Антиномичность» практического мышления в целом и мышления руководителя, в частности состоит в следующем. Характер управленческой деятельности таков, что в ней постоянно возникают противоречия. Это ведет к несовпадающим, а часто диаметрально противоположным подходам к решению задач. Среди наиболее известных противоречий такого рода можно отметить, например, несовместимые, а часто и антагонистические требования: «максимизация прибыли – минимизация затрат»; «сохранить лицо и перед подчиненными, и перед вышестоящим начальством». Способность выходить из такого рода противоречивых ситуаций – важнейшее качество руководителя.
Отмеченные выше специфические черты восприятия, памяти, мышления обусловливают своеобразие интеллектуальных качеств руководителя. Так, «социальная перцепция» лежит в основе качества психологической проницательности в межличностных взаимодействиях; отмеченные мнемические свойства лежат в основе селективности памяти; свойства практического мышления обусловливают такие важнейшие интеллектуальные качества, как прочность, рефлексивность, систематичность, оригинальность, критичность, реалистичность, «устойчивость к неопределенности». В результате синтеза этих качеств интеллект руководителя предстает как практически социальный.
Значимую роль в организации управленческой деятельности играет умение использовать сильные стороны своего интеллекта умение «прятать» стороны слабые.
Другое обобщение интеллектуальное качество – открытая познавательная позиция: восприимчивость к новому, открытость для мнений других, готовность изменить взгляды, направленность на поиск новых сведений и др.
Материалы к практическому занятию
Занятие 1. Взаимодействие субъекта и объекта управления
1. Лидер и проблема лидерства.
2. Психологические требования к менеджеру.
3. Психологическая характеристика субъекта управления.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте понятия «лидер» и «руководитель».
2. Какие теории лидерства вам известны? Поясните смысл концепции черт.
3. Какие типы лидеров выделяют психоаналитики?
4. Какие особенности присущи авторитарному, демократическому, попустительскому стилю руководства?
5. От чего зависит эффективность руководства менеджера?
6. Назовите психологические качества, противопоказанные менеджеру, и качества, которые должны быть ему присущи.
7. Приведите основные признаки слабого руководства в связи с недостатками в организации труда.
8. Какие полномочия следует и какие не следует делегировать подчиненным?
9. Отметьте проявления неточности социальной перцепции у руководителя.
10. Назовите главные специфические особенности мнемических процессов в деятельности руководителя?
11. В чем заключается специфика мышления в деятельности руководителя?
12. Какие, на ваш взгляд, методы могут повысить эффективность мышления руководителя?
Темы рефератов
1. Стили лидерства и психологический климат в коллективе.
2. Способы психологической защиты.
3. Искусства управлять людьми.
Л е к ц и я 13. Психология и этика деловых отношений
13.1. Психологические особенности подготовки
и проведения деловых бесед и переговоров
Выше нами отмечалось, что управление включает две основные подсистемы – управляющую и управляемую. В ходе взаимодействия руководителя и подчиненных возникают специфические феномены и закономерности. В этом плане показательными примерами могут служить две следующие категории феноменов.
Во-первых, это феномен так называемого реактивного сопротивления личности в ответ на воздействия извне (в том числе управленческие). Суть его состоит в том, что любое внешнее давление порождает у личности сильную тенденцию действовать в обратном направлении по отношению к навязываемому. Личность оберегает свой суверенитет, свою свободу от внешнего принуждения. Причем очень часто реактивное сопротивление возникает и на неосознаваемом уровне. Данное явление должно обязательно учитываться в практике управления. Одним из действенных средств такого учета является, например, перевод (трансформация) принудительных целей в добровольные, когда руководитель добивается принятия целей подчиненными как своих собственных.