Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 591
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нос;
д) губы;
е) углы рта.
7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, в первую очередь вы обращаете внимание:
а) на то, как на вас сидит одежда;
б) на прическу;
в) на походку;
г) на осанку;
д) ни на что.
8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что:
а) ему есть что скрывать;
б) у него некрасивые зубы;
в) он чего-то стыдится.
9. На что вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника?
а) на глаза;
б) на рот;
в) на руки;
г) на позу.
10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак:
а) нечестности;
б) неуверенности в себе;
в) собранности.
11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что:
а) первый шаг всегда делают именно мужчины;
б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;
в) он достаточно мужествен, чтобы рискнуть получить от ворот поворот.
13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов.
Чему вы больше поверите?
а) словам;
б) «сигналам»;
в) он вообще вызовет у вас подозрение.
14. Поп-звезды часто направляют публике «сигналы», имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется?
а) просто фиглярство;
б) они «заводят» публику;
в) это выражение их собственного настроения.
15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит?
а) смотрите совершенно спокойно,
б) реагируете на происходящее каждой клеточкой своего существа,
в) закрываете глаза при особо страшных сценах.
16. Можно ли контролировать свою мимику?
а) да;
б) нет;
в) только отдельные ее элементы.
17. При интенсивном флирте вы «изъясняетесь» преимущественно:
а) глазами,
б) руками;
в) словами.
18. Считаете ли вы, что большинство ваших жестов:
а) «подсмотрены» у кого-то и заучены,
б) передаются из поколения в поколение,
в) заложены от природы.
19. Если у человека борода, для вас это признак:
а) мужественности;
б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;
в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.
20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим?
а) да;
б) нет;
в) только у пожилых людей.
Обработка результатов
Подсчитайте количество очков по ключу.
Интерпретация
77—56 очков. У вас отличная интуиция, вы обладаете способностью понимать других людей, у вас есть наблюдательность и чутье. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Если вам улыбнулись, вы уж готовы поверить, что вам объясняются в любви. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется для вас опасность, можно попасть пальцем в небо! Делайте на это поправку, и у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях.
55—34 очка. Вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы еще не совсем умеете использовать эту информацию в реальной жизни (например, для того, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с окружающими). Вы склонны скорее буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими. Например, кто-то скажет вам: «Мне с вами совсем не скучно», сделав при этом кислую мину. Но вы поверите словам, а не выражению лица, хотя оно весьма красноречиво. Развивайте интуицию, больше полагайтесь на ощущения.
33—11 очков. Увы, язык мимики и жестов для вас – китайская грамота. Вам очень трудно правильно оценивать людей. И дело не в том, что вы на это не способны, просто вы не придаете этому значения. И напрасно! Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на мелких жестах окружающих вас людей, тренируйте наблюдательность. Помните пословицу: «Тело – это перчатка для души». Немного понимать душу другого – верное средство самому не попасть в капкан одиночества.
Не огорчайтесь, если вами набрана наименьшая сумма баллов. Любой тест – это не приговор. Он дает информацию для размышления. От размышлений никогда не следует отказываться, тем более тогда, когда информация имеет к вам непосредственное отношение. Главное, чтобы эта информация не была проигнорирована, а послужила бы основанием для работы над своим имиджем и способностью понимать других.
Тест № 9. Оценка способов реагирования в конфликте
(К.Н. Томас)
Методика определяет типические способы реагирования человека на конфликтные ситуации, выявляет тенденции его взаимоотношении в сложных условиях.
Эта методика позволяет выяснить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе сотрудников, в школьном классе или студенческой группе, стремится ли он к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их. С помощью данной методики можно также оценить степень адаптации каждого члена того или иного коллектива к совместной деятельности.
Применительно к педагогической деятельности с помощью методики можно выявить наиболее предпочитаемые формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта с учениками, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности.
По каждому пункту надо выбрать только один, предпочтительный для вас вариант ответа «а» или «б».
1. а) иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;
б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.
2. а) я стараюсь найти компромиссное решение;
б) я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
3. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) я стараюсь найти компромиссное решение.
б) я стараюсь не задевать чувства другого человека.
5. а) улаживая конфликтную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у других;
б) я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться более важных целей.
б) я первым делом стараюсь определить суть спора.
б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) я твердо стремлюсь добиться своего;
б) я пытаюсь найти компромиссное решение.
б) я стараюсь успокоить других и главным образом сохранить наши отношения.
б) я даю окружающим возможность в чем-то остаться при своем, если они также идут навстречу.
13. а) я предлагаю промежуточную позицию.
б) я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) я сообщаю другим свою точку зрения и спрашиваю об их взглядах;
б) я пытаюсь доказать другим логику и преимущества моих взглядов.
б) я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения;
б) я обычно пытаюсь убедить окружающих в преимуществах моей позиции;
б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности;
б) я дам партнеру возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. а) первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоит суть спора;
б) я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.
б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к партнеру;
б) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) я пытаюсь найти позицию, которая устраивает и меня, и партнера;
б) я отстаиваю свою позицию.
23. а) как правило, я стараюсь, чтобы все остались довольны;
б) иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу;
б) я стараюсь уговорить другого на компромисс.
б) ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
б) я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
д) губы;
е) углы рта.
7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, в первую очередь вы обращаете внимание:
а) на то, как на вас сидит одежда;
б) на прическу;
в) на походку;
г) на осанку;
д) ни на что.
8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что:
а) ему есть что скрывать;
б) у него некрасивые зубы;
в) он чего-то стыдится.
9. На что вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника?
а) на глаза;
б) на рот;
в) на руки;
г) на позу.
10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак:
а) нечестности;
б) неуверенности в себе;
в) собранности.
11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что:
а) первый шаг всегда делают именно мужчины;
б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;
в) он достаточно мужествен, чтобы рискнуть получить от ворот поворот.
13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов.
Чему вы больше поверите?
а) словам;
б) «сигналам»;
в) он вообще вызовет у вас подозрение.
14. Поп-звезды часто направляют публике «сигналы», имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется?
а) просто фиглярство;
б) они «заводят» публику;
в) это выражение их собственного настроения.
15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит?
а) смотрите совершенно спокойно,
б) реагируете на происходящее каждой клеточкой своего существа,
в) закрываете глаза при особо страшных сценах.
16. Можно ли контролировать свою мимику?
а) да;
б) нет;
в) только отдельные ее элементы.
17. При интенсивном флирте вы «изъясняетесь» преимущественно:
а) глазами,
б) руками;
в) словами.
18. Считаете ли вы, что большинство ваших жестов:
а) «подсмотрены» у кого-то и заучены,
б) передаются из поколения в поколение,
в) заложены от природы.
19. Если у человека борода, для вас это признак:
а) мужественности;
б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;
в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.
20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим?
а) да;
б) нет;
в) только у пожилых людей.
Обработка результатов
Подсчитайте количество очков по ключу.
1 | а–2 | 6– 4 | в–С | | | |
2 | а–1 | 6–3 | в–0 | | | |
3 | а–4 | 6–4 | в–3 | г–2 | А–4 | |
4 | а–0 | 6–0 | в–1 | г–1 | Д–0 | е–1 |
5 | а–1 | 6–2 | в–3 | г–4 | Д–2 | |
6 | а–2 | 6–1 | в–3 | г–2 | Д–1 | е–2 |
7 | а–1 | б–З | в–3 | г–2 | Д–0 | |
8 | а–3 | 6–1 | в–1 | г–1 | | |
9 | а–3 | 6–2 | в–2 | | | |
10 | а–3 | 6–2 | в–1 | | | |
11 | а–0 | 6–3 | в–1 | | | |
12 | а–1 | 6–4 | в–2 | | | |
13 | а–0 | 6–4 | в–3 | | | |
14 | а–4 | 6– | в–0 | | | |
15 | а–4 | 6–0 | в–1 | | | |
16 | а–0 | 6–2 | в–1 | | | |
17 | а–3 | 6–2 | в–1 | | | |
18 | а–2 | 6–4 | в–0 | | | |
19 | а–3 | 6–2 | в–1 | | | |
20 | а–4 | 6–0 | в–2 | | | |
Интерпретация
77—56 очков. У вас отличная интуиция, вы обладаете способностью понимать других людей, у вас есть наблюдательность и чутье. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Если вам улыбнулись, вы уж готовы поверить, что вам объясняются в любви. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется для вас опасность, можно попасть пальцем в небо! Делайте на это поправку, и у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях.
55—34 очка. Вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы еще не совсем умеете использовать эту информацию в реальной жизни (например, для того, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с окружающими). Вы склонны скорее буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими. Например, кто-то скажет вам: «Мне с вами совсем не скучно», сделав при этом кислую мину. Но вы поверите словам, а не выражению лица, хотя оно весьма красноречиво. Развивайте интуицию, больше полагайтесь на ощущения.
33—11 очков. Увы, язык мимики и жестов для вас – китайская грамота. Вам очень трудно правильно оценивать людей. И дело не в том, что вы на это не способны, просто вы не придаете этому значения. И напрасно! Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на мелких жестах окружающих вас людей, тренируйте наблюдательность. Помните пословицу: «Тело – это перчатка для души». Немного понимать душу другого – верное средство самому не попасть в капкан одиночества.
Не огорчайтесь, если вами набрана наименьшая сумма баллов. Любой тест – это не приговор. Он дает информацию для размышления. От размышлений никогда не следует отказываться, тем более тогда, когда информация имеет к вам непосредственное отношение. Главное, чтобы эта информация не была проигнорирована, а послужила бы основанием для работы над своим имиджем и способностью понимать других.
Тест № 9. Оценка способов реагирования в конфликте
(К.Н. Томас)
Методика определяет типические способы реагирования человека на конфликтные ситуации, выявляет тенденции его взаимоотношении в сложных условиях.
Эта методика позволяет выяснить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе сотрудников, в школьном классе или студенческой группе, стремится ли он к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их. С помощью данной методики можно также оценить степень адаптации каждого члена того или иного коллектива к совместной деятельности.
Применительно к педагогической деятельности с помощью методики можно выявить наиболее предпочитаемые формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта с учениками, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности.
По каждому пункту надо выбрать только один, предпочтительный для вас вариант ответа «а» или «б».
1. а) иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;
б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.
2. а) я стараюсь найти компромиссное решение;
б) я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
3. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) я стараюсь найти компромиссное решение.
б) я стараюсь не задевать чувства другого человека.
5. а) улаживая конфликтную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у других;
б) я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
-
а) я пытаюсь избежать неприятностей лично для себя, б) я стараюсь добиться своего. -
а) я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно;
б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться более важных целей.
-
а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) я первым делом стараюсь определить суть спора.
-
а) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий;
б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) я твердо стремлюсь добиться своего;
б) я пытаюсь найти компромиссное решение.
-
а) первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоит суть спора;
б) я стараюсь успокоить других и главным образом сохранить наши отношения.
-
а) зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) я даю окружающим возможность в чем-то остаться при своем, если они также идут навстречу.
13. а) я предлагаю промежуточную позицию.
б) я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) я сообщаю другим свою точку зрения и спрашиваю об их взглядах;
б) я пытаюсь доказать другим логику и преимущества моих взглядов.
-
а) я стараюсь успокоить других и сохранить наши отношения;
б) я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения;
-
а) я стараюсь не задеть чувств окружающих;
б) я обычно пытаюсь убедить окружающих в преимуществах моей позиции;
-
а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности;
-
а) если это сделает окружающих счастливыми, я дам им возможность настоять на своем;
б) я дам партнеру возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. а) первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоит суть спора;
б) я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.
-
а) я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;
б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к партнеру;
б) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) я пытаюсь найти позицию, которая устраивает и меня, и партнера;
б) я отстаиваю свою позицию.
23. а) как правило, я стараюсь, чтобы все остались довольны;
б) иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу;
б) я стараюсь уговорить другого на компромисс.
-
а) я пытаюсь убедить другого в своей правоте;
б) ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
-
а) я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.