Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 594

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тест № 6. Стили руководства
Отвечая на вопросы, оцените в баллах степень своего согласия; 1 балл – нет, так совсем не бывает; 2 – нет, как правило, так не бывает; 3 – неопределенная оценка; 4 – да, как правило, так бывает; 5 – да, так бывает всегда.

Вопросы

  1. Я давал бы подчиненным нужные поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполне­нии критиковать будут меня.

  2. У меня всегда много идей и планов.

  3. Я прислушиваюсь к замечаниям других.

  4. Мне в основном удается привести логически правильные аргументы при обсуждениях.

  5. Я настраиваю сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятельно.

  6. Если меня критикуют, то я защищаюсь, несмотря ни на что.

  7. Когда другие приводят свои доводы, я всегда при­слушиваюсь.

  8. Для того чтобы провести какое-то мероприятие, мне

приходится строить планы заранее.

9. Свои ошибки я по большей части признаю.

  1. Я предлагаю альтернативы к предложениям других.

  2. Защищаю тех, у кого есть трудности.

  1. Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью.

  1. Мой энтузиазм заразителен.

  1. Я принимаю во внимание точку зрения других и стараюсь включить ее в проект решения.

  2. Обычно я настаиваю на своей точке зрения и гипотезах.

  3. Я с пониманием выслушиваю и агрессивно высказываемые контраргументы.

  4. Ясно выражаю свои мысли.

  5. Я всегда признаюсь в том, что не все знаю.

  6. Энергично защищаю свои взгляды.

  7. Я стараюсь развивать чужие мысли так, как будто бы они были моими.

  1. Всегда продумываю то, что могли бы ответить другие, и ищу контраргументы.

  1. Я помогаю другим советом, как организовать свой труд.

  1. Увлекаясь своими проектами, я обычно не беспокоюсь о чужих работах.

  2. Я прислушиваюсь и к тем, кто имеет точку зрения, отличающуюся от моей собственной.

  1. Если кто-то не согласен с моим проектом, то я не сдаюсь, а ищу новые пути, как переубедить другого.

  1. Использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной.

  2. Открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях.

28. Я всегда нахожу, как облегчить другим поддержку моих проектов.


  1. Я понимаю чувства других людей.

  2. Я больше говорю о собственных мыслях, чем выслушиваю чужие.

31. Прежде чем защищаться, я всегда выслушиваю критику.

  1. Излагаю свои мысли системно.

  2. Я помогаю другим получить слово.

  3. Внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждениях.

35. Я меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом их мыслей.

  1. Как правило, я никого не перебиваю.

  2. Не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это не так.

38. Я трачу много энергии на то, чтобы убедить других, как им нужно правильно поступать.

39. Выступаю эмоционально, чтобы вдохновить людей на работу.

40. Стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны и те, которые очень редко просят слова.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1) сложите балльные оценки, проставленные вами в вопросах 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 27, 29,В1, 33, /35, 36, 37, 40-и обозначьте сумму через А (она находится в интервале от 20 до 100).

2) Сложите баллы в вопросах 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38, 39 — и обозначьте сумму через В.

3) Если сумма А по крайней мере на 10 баллов превышает сумму В, то большая часть людей считает вас хорошим дипломатом, вы способны учесть мнения других, склонны к демократическому стилю управления. Если сумма А > 85, склонны к либерально-попустительскому стилю.

4) Если сумма В как минимум на 10 баллов больше суммы А, то вы ведете дискуссию авторитарно, властно, бесцеремонно, агрессивно, склонны к авторитарному стилю руководства.

5) Если суммы А и В различаются менее чем на 10 то либо вы еще не выработали свой стиль управ ления, либо склонны к непоследовательному стилю.
Тест № 7. Умеете ли Вы вести деловое обсуждение?
Предлагаемый тест поможет проанализировать линию вашего поведения на совещаниях (переговорах). Для каждого утверждения необходимо выбрать один из пяти вариантов ответа – «нет, так не бывает»; «нет, как правило, так бывает»; «да, так бывает почти всегда».

1. Даю подчиненным поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут меня.

2. У меня всегда много идей и планов.

3. Я прислушиваюсь к замечаниям других.

4. Мне в основном удается привести логические и правильные аргументы при обсуждениях.



5. Я настраиваю сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятельно.

6. Если меня критикуют, то я защищаюсь, несмотря ни на что.

7. Когда другие люди приводят свои доводы, я всегда прислушиваюсь.

8. Для того чтобы провести какое-то мероприятие, мне приходится строить планы заранее.

9. Свои ошибки я по большей части признаю.

10. Я предлагаю альтернативы предложениям других.

11. Защищаю тех, у кого есть трудности.

12. Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью.

13. Мой энтузиазм заразителен.

14. Я принимаю во внимание точку зрения других людей и стараюсь отразить ее в проекте решения.

15. Обычно я настаиваю на своей точке зрения и на своих гипотезах.

16. Я с понимаем выслушиваю и агрессивно высказываемые контраргументы.

17. Ясно выражаю свои мысли.

18. Я всегда признаюсь в том, что чего-то не знаю.

19. Энергично защищаю свои взгляды.

20. Я стараюсь развивать чужие идеи так, как будто они были моими.

21. Всегда продумываю то, что могли бы ответить на тот или иной вопрос другие и ищу аргументы.

22. Я помогаю людям советом как организовать свой труд.

23. Увлекаясь своими проектами, своими планами работы на перспективу, я обычно не интересуюсь планами других людей.

24. Я прислушиваюсь и к тем людям, которые имеют точку зрения, отличающуюся от моей.

25. Если кто-то не согласен с моим проектом, я ищу новые пути.

26. Использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной.

27. Открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях.

28. Я всегда нахожу возможность организовать поддержку моих проектов.

29. Я понимаю чувства других людей.

30. Я больше стараюсь высказать свои мысли, чем выслушивать чужие.

31. Прежде чем защищаться, я внимательно выслушиваю критику.

32. Излагаю свои мысли системно.

33. Даю возможность другим изложить свою точку зрения.

34. Внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждениях.

35. Меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом их мыслей.

36. Как правило, я никого не перебиваю.

37. Не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это не так.

38. Я трачу много энергии на то, чтобы убедить других, как им нужно правильно поступить.

39. Говорю эмоционально, чтобы вдохновить людей на работу.


40. Стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны и те, кто редко просит слова.
Ключ

Ответ «нет, так не бывает» оценивается в 1 балл; «нет, как пра­вило, так не бывает» – в 2 балла; «неопределенная оценка» – в 3 балла; «да, как правило, так бывает» – в 4 балла; «да, так бывает всегда» – в 5 баллов.

Суммируйте баллы, поставленные вами против утверждений 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 37 и 40, и обозначьте сумму через А (она находится в интервале от 20 до 100 баллов).

Для получения суммы В подсчитайте количество баллов по ут­верждениям 2, 4, 6, 8,10,12,13,15,17,19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38 и 39 (эта величина также должна находиться в интервале от 20 до 100).

Результаты теста показывают, является ли ваше поведение на совещаниях (переговорах) дипломатичным или авторитарным.

Если сумма А не менее чем на 10 баллов превышает сумму В, то вы – хороший дипломат.

Если же сумма В как минимум на 10 баллов больше суммы А, то вы ведете дискуссию авторитарно, властно и бесцеремонно.

Если же обе суммы (А и В) различаются менее, чем 10 баллами, то ваше поведение не получает однозначной оценки в коллективе. Она может быть как положительной, так и отрицательной – в зависимости от обстоятельств.

Допустим, стиль вашего поведения определен с помощью этого теста однозначно. В таком случае дипломатичный стильозначает, что у вас есть стремление учесть мнение других и убедиться в том, что ваши идеи согласуются с идеями других сотрудников, партнеров. При этом неизбежны компромиссы, зато участники совещания (переговоров) убеждаются, что есть и их вклад в принятие решения, что их сотрудничество вам как руководителю небезразлично.

Некоторые участники совещания стремятся «протащить» свои проекты, действуют напористо. Партнерам по совещанию редко выпадает возможность высказаться. При таком авторитарномведении совещания (переговоров) руководитель уверенно держит бразды правления, подает множество предложений, сообщает новую инфор­мацию, формулирует свое мнение категорично, не допускает возраже­ний, не добивается всеобщего согласия, не ищет поддержки, необхо­димой для его реализации.

Выбор способа поведения зависит от поставленных целей, а также от конкретной ситуации, в которой вы будете проводить то или иное совещание или беседу, переговоры. Дипломатия в общении уместна в следующих случаях:

– достаточно времени, чтобы обсудить все доводы;

– решение будет успешно реализовано только тогда, когда его признают все участники обсуждения;


– участники совещания (переговоров) понимают проблему и знают варианты ее разрешения;

– возникли большие разногласия, и необходимо переубедить несогласных в правильности принимаемого решения.

Авторитарное поведение допустимо, если по каким-либо причинам нельзя обратиться к помощи партнеров ни при творческом обсуждении, рассмотрении данного вопроса, ни при последующем его решении. Это бывает в том случае, если необходимо как можно быстрее принять решение.

Психологи, работающие в крупных фирмах и на предприятиях, утверждают, что оба стиля поведения – дипломатичный и авторитарный могут приводить к успеху. Однако авторитарное ведение совещания следует отнести к нежелательным исключениям, особенно если с его участниками придется работать и дальше. В противном случае, в дальнейшем вам не поможет никакая дипломатия.
Тест № 8. Понимаете ли Вы язык мимики и жестов?

(разработан В.Д. Коноваловым)
Отметьте выбранные вами альтернативы в 20 утверждениях и вопросах теста.

1. Вы считаете, что мимика и жесты – это:

а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент;

б) дополнение к звучащей речи;

в) предательское проявление нашего подсознания.

2. У женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин:

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

3. Вы здороваетесь с очень хорошими друзьями так:

а) радостно кричите: «Привет!»;

б) сердечным рукопожатием;

в) слегка обнимаете друг друга;

г) приветствуете их сдержанным движением руки;

д) целуете друг друга в щеку.

4. Такая мимика и эти тесты означают во всем мире одно и то же (дайте три ответа):

а) качают головой;

б) кивают головой;

в) морщат нос;

г) морщат лоб;

д) подмигивают;

е) улыбаются.

5. Эта часть тела у человека самая выразительная:

а) ступни;

б) ноги;

в) руки;

г) кисти рук;

д) плечи.

6. Эта часть вашего лица наиболее выразительна (дайте два ответа):

а) лоб;

б) брови;

в) глаза;

г)