Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 586
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Б л о к 7. Примерные вопросы для контроля знаний по модулю 2
Вопросы на репродуктивном и продуктивном уровне усвоения материала (оценка знаний 4–8 баллов)
1. Психология взаимодействия людей: факторы способствующие формированию аттракции.
2. Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.
3. Средства и методы психологического воздействия.
4. Барьеры общения.
5. Типы конфликтов и причины их возникновения.
6. Психологические особенности конфликтного поведения.
7. Структурные и межличностные способы управления конфликтами.
8. Общие проблемы малой группы в социальной психологии.
9. Динамические процессы в малой группе.
10. Развитие малой группы.
11. Лидер и проблема лидерства.
12. Психологические требования к менеджеру.
13. психологическая характеристика субъекта управления.
14. Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров.
15. Ролевые игры в деловом общении.
16. Этикет в деятельности современного делового человека.
Вопросы на творческом уровне усвоения материала
(оценка знаний 9–10 баллов)
1. Взаимодействие в общении: классификация собеседников (на конкретных примерах показать особенности поведения собеседников, принадлежащих к разным группам. Указать пути оптимального взаимодействия с ними).
2. Эффекты манипуляций – сравнительный анализ (на конкретных примерах показать возможности методов психологического воздействия).
3. Примеры преодоления барьеров общения (показать на примерах).
4. Зависимость особенностей поведения в конфликте от типа личности (по Н. Обозову), способы продуктивного взаимодействия с описанными типами (на конкретных примерах).
5. Представьте себя в роли руководителя, находящегося в состоянии конфликта с подчиненным. Опишите примерную модель своего поведения по разрешению конфликта в рамках кодекса поведения, существующего в конфликте.
6. Формальная и стихийная группы: сравнительный анализ (отличительные признаки и общее).
7. Динамические процессы, происходящие в группе (на примере своей (учебной) группы).
8. Трудовой коллектив и учебная группа (сравнительный анализ).
9. Стили лидерства: сравнительный анализ (на конкретных примерах).
10. Эффективное и слабое руководства: причины и признаки.
11. Специфика восприятия, памяти и мышления в деятельности руководителя (в данном конкретном случае декана факультета – с конкретными примерами).
12. Психологическая природа эффективного переговорного процесса (уровни, фазы, мотивы общения, особенности работы с собеседниками разных типов).
13. Эффективное взаимодействие руководителя с окружающими (в рамках трансактного анализа).
14. Профессиональный имидж: смысл понятия, принципы формирования.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
А н д р е е в а Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2003. -
А н д р и е н к о Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений / Е.В. Андриенко. М.: Академия, 2000. -
Б о р о з д и н а Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Г.В. Бороздина. Минск: БГЭУ, 2004. -
Р а д у г и н А.А. Психология: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / А.А. Радугин. М.: Центр, 2001. -
С а м ы г и н С.И., С т о л я р е н к о Л.Д. Психология управления: учеб. пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. -
С т о л я р е н к о Л.Д. Психология: учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. СПб.: Лидер, 2004.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
А л е х и н а И.В. Имидж и этикет делового человека / И.В. Алехина. М.: ЭНН: центр правовой защиты, 1996. -
Б а т а р ш е в А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -
Д м и т р и е в А.В. Конфликтология: учеб. пособие / А.В. Дмитриев. М.: Альфа-М, 2003. -
Л у п ь я н Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… / Я.А. Лупьян. Минск: Выш. школа, 1988. -
М а й е р с Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб.: Питер Ком, 1988. -
М о р о з о в А.В. Деловая психология. Курс лекций: учебник для высших и средних спец. учеб. заведений / А.В. Морозов. СПб.: Союз, 2000. -
Психология: учебник для технических вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000. -
Психология управления: курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.Н. Мокшанцев, В.М. Николаенко. Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА – М, 1997. -
Р е а н А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2002. -
С е р о в а Л.Г. Тесты для отбора персонала: серия «Психологический практикум» / Л.Г. Серова. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. -
Урбанович А.А. Психология управления: учеб. пособие / А.А. Урбанович. Минск: Харвест, 2003. -
Ф о м и н Ю.А. Психология делового общения / Ю.А. Фомин. Минск: Амалфея, 2000. -
Ч у ф а р о в с к и й Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности / Ю.В. Чуфаровский. М.: МЗ – Пресс, 2002. -
Ш е й н о в В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: искусство менеджера / В.П. Шейнов. Минск: Амалфея, 1996.
Модуль 3. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Цель модуля – изучение основ педагогики, связанных с ее становлением, состоянием образования как социокультурного феномена, выяснение роли семьи и коллектива в воспитании личности, рассмотрение путей и возможностей самосовершенствования личности.
Для достижения цели модуля студент должен:
– на репродуктивном уровне знать понятия: педагогика, дидактика, обучение, образование, воспитание, социальное пространство воспитательного процесса, просоциальное и асоциальное поведение, акмеология, саморазвитие, самосовершенствование;
– на продуктивном уровне характеризовать место педагогики в системе наук о человеке, основные положения современных концепций образования, развития и воспитания личности, методы профессионального развития и самосовершенствования, знать основы семейной педагогики;
– на творческом уровне оценивать воздействующие возможности различных средств и методов воспитания и обучения, разрабатывать проекты самообразования и самосовершенствования.
В результате изучения материала модуля студент должен овладеть умениями:
– общеучебными: приобрести навыки самостоятельной работы с педагогической и психолого-педагогической литературой, написания реферата по теме модуля;
– специальными: применять теоретические положения к анализу педагогических ситуаций;
– социально-психологическими: организовывать продуктивное межличностное и профессиональное общение, реализовывать проекты самообразования, обеспечивать полноценное развитие и воспитание детей в семье.
Б л о к 1. Введение в курс «Основы педагогики»
Л е к ц и я 14. Введение в курс «Основы педагогики»
14.1. Педагогика в системе наук о человеке
Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования, как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, о способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание.
Профессионально-педагогическую культуру специалиста определяют в немалой степени знание педагогических основ управления и повышения качества производства, умение использовать педагогический инструментарий для решения производственных задач, проведения учебных занятий и семинаров с персоналом по профессиональным проблемам. Психолого-педагогическая культура специалиста формируется посредством освоения студентами основ психологии и педагогики.
«Педагогика» – слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «детовождение», или искусство воспитания. В Древней Греции «педагогос» называли раба, который занимался обучением и воспитанием ребенка своего хозяина. В Древней Руси в период средневековья также существовали разные институты воспитания и обучения. Например, «кормильство» – своеобразная форма воспитания детей феодальной знати. В возрасте пяти – семи лет княжич передавался на воспитание и обучение кормильцу, подбираемому из числа воевод, знатных бояр. Другой институт воспитания – «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Позже появился институт «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте: как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквах.
Истоки теоретической педагогической мысли содержатся в работах великих древних философов – Сократа, Платона и Аристотеля. Мощный импульс развитию педагогики дала эпоха Возрождения (XIV – XVI вв.). Огромный вклад в создание научных основ педагогики был внесен великим чешским педагогом Я.А.Коменским (1592 – 1670), который заложил основы классического, или традиционного, образования.
Отечественная педагогическая мысль плодотворно развивалась в трудах С. Полоцкого (1629 – 1680), М.В. Ломоносова (1711 – 1765), К.Д. Ушинского (1824 – 1870), П.Ф. Каптерева (1849 – 1922) и др.
В период социалистического развития нашей страны школа стала бесплатной, общедоступной, светской, а общее среднее образование – обязательным. Страна вышла в число ведущих по проценту населения, имеющего общее среднее и высшее образование.
В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех этапах его личностного и профессионального развития. Сегодня активно развиваются следующие отрасли педагогической науки: педагогика высшей школы, педагогика взрослых (андрагогика), история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д.
Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.
Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.
Педагогика связана с рядом других наук: философией, психологией, социологией, этикой, эстетикой и др. Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование человека как субъекта.
Педагогика располагает системой методов исследования, позволяющих с достаточно высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все аспекты предмета исследования. Существует несколько классификаций педагогических методов. Например, по уровню исследования методы в педагогике делятся на эмпирические (методы изучения педагогического опыта), теоретические и математические. В соответствии с этапами проведения научного исследования методы делятся на организационные, методы сбора данных, обработки данных, интерпретационные. Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка какой-либо технологии или методики, системы работы для выявления их педагогической эффективности. Выделяют четыре этапа эксперимента:
– теоретический – постановка проблемы, определение цели, – объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;
– методический – разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;
– собственно эксперимент – проведение опытов, создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, измерение «реакций испытуемых» и др.;
– аналитический – анализ, интерпретация полученных фактов, выводы.
По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения). Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным. По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий (развивающий), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности или коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения.