Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 561

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оперативной памятью называют запоминание материала на время, необходимое для выполнения отдельной операции.

Законы памяти. Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам. Рассмотрим наиболее важные из них.

Закон осмысления – чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше он сохраняется в памяти.

Закон интереса – интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий.

Закон усиления первоначального впечатления – чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание. Однако отрицательные эмоции, связанные с информацией, мешают запоминанию.

Закон торможения – всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Любая информация, чтобы быть запомненной, должна «отстояться».

Закон края – лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце информационного ряда и хуже – в его середине.

Закон повторения – повторение способствует лучшему запоминанию.

Если что-либо нужно запомнить надолго, то необходимы как минимум четыре активных повторения: первый раз – сразу после запоминания, второй – через 20–30 минут, третий – через день, четвертый – через две–три недели.

Механизмы развития и тренировки памяти. Для облегчения запоминания существуют различные способы – мнемотехника. Их суть заключается в том, что запоминаемый материал определенным образом структурируется. Приведем некоторые примеры.

1. Прием осмысления материала по механическим связям. Порядок смены цветов в спектре можно связать с фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первая буква в словах фразы подсказывает название цвета.

2. Прием рифмы. Любой человек лучше запоминает стихи, чем прозу.

3. Мнемические приемы запоминания дат рождения известных людей или знаменитых событий. Так, И.С. Тургенев родился в 1818 г. (18–18), год французской революции – 1789 (последовательность цифр 7, 8, 9) и пр.

Индивидуальные различия памяти. Наиболее существенные различия проявляются в том, какой материал лучше запоминается – образный, словесный или в равной мере продуктивно тот и другой. В связи с этим в психологии различают наглядно-образный, словесно-логи­ческий, смешанный, или промежуточный типы памяти.


Так наглядно-образный тип памяти чаще встречается у художников, писателей, музыкантов, словесно-абстрактный – у ученых, философов.

На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Из массы окружающих объектов – предметов и явлений – человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Различают внимание внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явления, внутреннее – на собственные мысли, чувства и переживания. Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательность человека проявляется не только в познании мира и осуществлении деятельности, но и в отношениях с другими людьми.

Виды внимания. Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Непроизвольное внимание возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны. Возбудить непроизвольное внимание могут неожиданные световые явления (молния), вкусовые ощущения, что-то новое, предметы и явления вызывающие эмоции. Произвольное внимание возникает на основе усилия воли. Поскольку оно требует усилий от человека, то является утомительным. Трудно заставить человека быть внимательным более двадцати минут.

Основные свойства внимания. Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение, переключение.

Сосредоточенность – это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким интересом к деятельности.

Устойчивость – это длительное удержание внимания на одном предмете или какой-нибудь деятельности. Неустойчивость внимания может определяться разными причинами, в том числе и слабостью нервной системы.

Объем – это количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно. Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от четырех до шести, у школьников – от двух до пяти объектов.



Распределение – это умение выполнять более двух видов деятельности одновременно, удерживая на них свое внимание.

Переключение – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета на другие (например, водитель автомобиля и др.).

Внимание и рассеянность. Однако внимание противопоставляется рассеянности. Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания, но может иметь и совершенно иную причину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, что не способен замечать ничего другого.

В жизни трудно определить, за счет какого именно качества внимания достигается успех в деятельности: большого объема внимания или быстрой переключаемости. Поэтому когда о ком-то говорят как о внимательном человеке, имеют в виду целостную характеристику, а не отдельное свойство.


3.3. Мышление и воображение
Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять – значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением.

Мышление и речь. Исключительно важная особенность мышления – его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Через слово человек впервые узнает о том, чего еще не видел. Мышление органично связано с речью и языком как системой условных символов, имеющих для человека определенное значение.

Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления человека. Различают следующие виды речи: устную, внутреннюю, письменную.

Исходным материалом мыслительной деятельности служат сохраненные памятью образы явлений и предметов, которые называют представлениями. Наибольшей яркости представления достигают тогда, когда они связаны с особенностями таланта человека: у композиторов это слуховые представления, у художников – зрительные и т.д.

В нашем сознании живут не только образы предметов и явлений, которые мы воспринимали или воспринимаем в действительности. Это могут быть плоды нашего воображения.

Типы и виды мышления. По содержанию решаемых задач выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логичес­кое мышление.


Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления, к которым относятся: самостоятельность мышления, широта, глубина и гибкость ума, инициативность, быстрота, оригинальность, пытливость, критичность, торопливость.

Формы мыслительного процесса. Существуют две основные формы мыслительного процесса человека: формирование и усвоение понятий, суждений и умозаключений; решение мыслительных задач.

Понятие – это форма мышления, которая отражает существенные свойства, связи и отношение предметов и явлений. Например, в понятие «человек» входит много существенных признаков.

Суждение – это утверждение или отрицание чего-либо. Работа мысли над суждением, направленная на установление и проверку его истинности, называется рассуждением.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. К умозаключению можно прийти методами индукции (он частного к общему), дедукции (от общего к частному), аналогии (от частного к частному).

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения (установления сходства или различия), анализа (мысленного расчленения предмета или явления на образующие его части), синтеза (мыслительного соединения отдельных частей), абстракции (выделения какого-либо признака), обобщения (отбрасывание единичных признаков при сохранении общих), конкретизации (перехода от абстракции и обобщения к конкретной действительности).


Расстройства мышления. Можно выделить группу расстройств мышления к которым отнесем ментизм – непроизвольный, непрерывный и неуправляемый поток мыслей (следствие эйфории).

Обстоятельность мышления – мыслительный процесс становится вязким, малоподвижным, способность выделять главное утрачивается.

Разорванное мышление – погружение человека в свой внутренний мир, ослабевание контактов с действительностью.

Бред, или интеллектуальная мономания, для которого характерны рассуждения, не соответствующие действительности. Наиболее распространенным считается «бред преследования»: с человеком якобы плохо обращаются на службе, издеваются, угрожают, начинают преследовать и т.п. Удивительное сходство бредовых идей во все времена подтверждает тот факт, что психическая жизнь людей подчиняется единым закономерностям.

Воображение – это познавательный процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Основная функция воображения – преобразование опыта. Образы воображения опираются на представления памяти, которые при этом подвергаются глубокому изменению. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятием.

Психологи выделяют несколько видов воображения: активное, пассивное, мечта, фантазия и др.

При пассивном воображении новые образы возникают под действием неосознанных потребностей. К ним относятся: сновидения, галлюцинации, грезы.

Активное воображение – это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью. Активное воображение подразделяют на репродуктивное (построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине) и творческое (самостоятельное создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение). Творческое воображение помогает создавать новые оригинальные произведения.

Особый вид воображения – мечта, которая всегда направлена в будущее, причем в желаемое будущее. Мечта от грез отличается большей реалистичностью и возможностью осуществления.

Еще один вид творческого воображения – фантазия, или мечтательность, при котором желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим.