Файл: 34. Организация профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 292
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Показатель численности по категориям недостаточен для полной характеристики трудового потенциала. Охарактеризуем его с качественной стороны: по полу и возрасту.
Таблица 8 – Структура персонала по половому признаку за 2019-2021 гг., %7
Показатели | 2019 | 2020 | 2021 | |||
Женщины | 120 | 42% | 122 | 43% | 128 | 44% |
Мужчины | 164 | 58% | 161 | 57% | 162 | 56% |
Итого: | 284 | 100% | 283 | 100% | 290 | 100% |
Анализ таблицы 8 показал, что на предприятии преобладают мужские рабочие места, их удельный вес составляет 56%. Относительные доли мужчин и женщин за последние 3 года немного изменились: доля мужских рабочих мест снизилась на 1%, а женских увеличилась соответственно.
Кадровое планирование предполагает повышение уровня обеспеченности кадрами предприятия и его образовательного уровня, а также степени удовлетворенности трудом, рост показателей производительности труда, которые в дальнейшем оказывают влияние на рост финансовых результатов организации.
Проведе м анали з производительност и труд а. Рассмотри м показател и, представленны е в таблиц е 9.
Таблиц а 9 - Показатели производительност и труд а 8
Показател ь | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | Аб с. отк л. 2021 г. о т 2019 г. | Отно с. отк л. 2021 г. о т 2019 г. | Аб с. отк л 2021 г. о т 2020 г. | Отно с. отк л. 2021 г. о т 2020 г. |
Объе м реализаци и продукци и и услу г, ты с. ру б. | 3068193 | 3250207 | 3621008 | 552815 | 118 | 370801 | 111,4 |
Численност ь рабочи х че л. | 265 | 242 | 222 | -43 | 83,8 | -20 | 91,7 |
Обще е числ о отработанны х рабочим и з а го д человек о-дней, тыс. руб. | 60,95 | 55,66 | 51,1 | -9,85 | 83,8 | -4,56 | 91,8 |
Общее число отработанных рабочими за год человеко-часов, тыс. | 487,6 | 445,3 | 408,5 | -79,1 | 83,8 | -36,8 | 91,7 |
Среднегодовая выработка одного рабочего, тыс. руб. | 11,6 | 13,4 | 16,3 | 4,7 | 140,5 | 2,9 | 121,6 |
Среднее число дней, отработанных одним рабочим за год | 230 | 230 | 230 | - | 100,0 | - | 100,0 |
Средняя продолжительность рабочего дня, ч | 8 | 8 | 8 | - | 100,0 | - | 100,0 |
Исходя из данных, которые представлены в таблице 9, повышение производительности труда в 2021 году п о отношени ю к 2020 год у составил а 21,6 %. Такж е и в отношени и к 2019 год у данны й показател ь увеличилс я на 40,5%. Н о пр и это м сократилас ь численност ь рабочи х в результат е оптимизаци и и реорганизаци и предприяти я.
В 2021 год у показател ь, которы й характеризуе т средне е числ о человек о-дне й, отработанны х одни м рабоче м, осталс я раве н аналогичном у показател ю в 2019-2020 год а и состави л 230. Средня я продолжительност ь рабочег о дн я в 2021 год у такж е н е изменилас ь п о сравнени ю с периодо м 2019-2020 годо в и составил а 8 часо в.
Таким образом, предприятию АО «Свердловскавтодор» не полностью удалось использовать те возможности по повышению производительности труда, которые у него имелись. Этот факт можно связать с воздействием общего снижения экономики в Российской Федерации, который имеет место быть в последние годы.
Для анализа использования фонда оплаты труда, проведем анали з соотношени я производительност и труд а и средне й заработно й плат ы в организаци и. Рассмотри м таблиц у 10, в которо й отражен ы данны е, связанны е с анализо м соотношени я производительност и труд а и средне й заработно й плат ы.
Таблиц а 10 - Показатели соотношени я производительност и труд а и средне й заработно й плат ы9
Показател ь | 2019 г. | 2020г. | 2021г. | Тем п рост а, % | |
| | | | 2021г. к 2019 г | 2021 г.к2020г |
Выработк а одног о рабочег о, ты с. ру б. | 11,6 | 13,4 | 16,3 | 140,5 | 121,6 |
Среднегодова я заработна я плат а одног о рабочег о, ты с. ру б. | 1206 | 1492 | 1737 | 144 | 116 |
Исход я и з данны х, которы е представлен ы в таблиц е 10, можн о сказат ь средня я заработна я плат а расте т пропорциональн о производительност и труд а. Коэффициен т, которым характеризуется соотношение производительности труда и средней заработной платы рабочих, исходя из данных за 2021 год, значение данного показателя составляет 44 %.
Анали з трудовы х ресурсо в стави т пере д собо й следующу ю цел ь: поис к резерво в боле е разумног о использовани я численност и персонал а и и х рабочег о времен и, возрастани е производительност и труда и результативность использования фонда оплаты труда.
Повышение производительности труда имеет весьма значимую сущность и важность с экономической точки зрени я. Н а уровн е предприяти я ее рос т дае т возможност ь минимизироват ь затрат ы организаци и н а заработну ю плат у, снизит ь количеств о персонал а, повысит ь заработну ю плат у наиболе е эффективны м сотрудника м. Повышение квалификации рабочи х, а такж е внедрени е новог о оборудовани я должн ы привест и ка к повышени ю выработк и, чт о буде т отражат ь повышени е рост а производительност и труд а, а такж е к сокращени ю числ а сотруднико в, чт о дас т возможност ь снизит ь величин у фонд а оплат ы труд а и те м самы м, использоват ь ег о боле е эффективн о.
2.2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА
Для выявления сильных и слабых сторон был проведен SWOT - анализ организации развития и обучения персонала (таблица 11).
В результате проведенного SWOT-анализа были выявлены слабые стороны компании, которые негативно сказываются на показателях предприятия:
1.Отсутствие постановки целей и выявления потребностей обучения в беседе руководителя с подчиненным.
2.Небольшое количество практико-ориентированных методов обучения.
3.Недостаток штатных преподавателей.
4.Отсутствие качественной и количественной оценки эффективности обучения персонала.
5. Малое стимулирование к самостоятельному развитию
Таблица 11 – SWOT-анализ организации развития и обучения персонала10
Сильные стороны | Слабые стороны |
Наличие опытных управленцев. Социальная поддержка работников. Современное информационное обеспечение работников организации Наличие учебного центра | 1.Отсутствие обсуждения целей и потребностей обучения между руководителем и подчиненным. 2.Недостаточное количество практико-ориентированных методов обучения. 3.Нехватка штатных преподавателей. 4.Отсутствие качественной и количественной оценки эффективности обучения персонала. 5. Малое стимулирование к самостоятельному развитию |
Возможности | Угрозы |
Повышение квалификации и обучение специалистов, аттестация персонала. в учебном центре Внедрение эффективной системы премирования и материальной помощи. Расширение штата. Заключение контрактов по направлению студентов на стажировку и практику на предприятия | Отсутствие достойных претендентов. Слабая заинтересованность персонала в результатах труда. Миграция трудового персонала в другие организации. Нехватка персонала из-за повышения объема работ |
SWOT - анализ показал преобладание сильных сторон над слабыми, что позволяет компании не только существовать, но и процветать. Тем не менее, наличие слабых сторон может продолжать негативно влиять на работу предприятия [48].
Профессиональное обучение рабочих и повышение квалификации специалистов предприятия осуществляет Учебный центр, основными направлениями деятельности которого являются:
- подготовка и переподготовка (обучение вторым или смежным профессиям) рабочих;
- повышение квалификации рабочих, специалистов и руководителей филиалов АО «Свердловскавтодор» и систематическая проверка их знаний.
В Учебном центре имеются:
- три учебных аудитории, рассчитанные, соответственно, на 50, 30 и 20 человек, и кабинет наглядных пособий;
- библиотека с фондом более 2 000 экз. учебно-методической литературы;
- комплекты видеоматериалов, слайдов, плакатов;
- макеты и разрезы деталей и узлов машин и механизмов.
Процесс переподготовки и повышения квалификации кадров предприятия начинается с определения потребности организации в обучении сотрудников.
План повышения квалификации
Обучение на рабочем месте:
- смена рабочего места (ротация);
- направленное приобретение опыта;
- курсы целевого назначения (метод делегирования (передачи) части функции и ответственности)
Обучение вне рабочего места:
- проведение конференций и семинаров;
- формирование групп по обмену опытом;
- проведение деловых игр;
- разбор конкретных производственных ситуаций;
- специальные программы учебных центров;
- обучение и аттестация сотрудников, связанных с правилами охраны, труда и техники безопасности;
-дополнительные финансовые затраты.
Проведем оценку эффективности мероприятий по подготовке и повышению квалификации персонала (таблица 12)
Таблица 12 - Оценка эффективности мероприятий по подготовке и повышению квалификации персонала11
Показатель | 2020 г. | 2021 г. | 2021 г. к 2020 г. % |
Численность работников, направленных на обучение, чел. | 3 | 5 | 166,7 |
Численность работников, направленных на повышение квалификации, чел. | 1 | 4 | 400,0 |
Численность работников, участвующих во внутрикорпоративных тренингах, чел. | 12 | 19 | 158,3 |
Высвобождение оборотных средств за счет внедрения БДР, тыс. руб. | 3555 | 11 425 | 321,4 |
Количество новых клиентов, ед. | 41 | 59 | 143,9 |
Средний срок выполнения заказа, дн. | 18 | 16 | 88,9 |
Затраты на обучение персонала, тыс. руб. | 27,1 | 66,4 | 245,0 |
Прирост чистой прибыли, тыс. руб. | 100 | 313 | 313,0 |
Рентабельность затрат на обучение персонала, % | 369,0 | 471,4 | +102,4 п.п. |