Файл: Глобальное чтение. Системаобучения чтению для детейот восьми месяцев и старше.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 333

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
до того, как малышу надоело.
Режимы показа могут быть самые разные – все зависит от вашего рвения, настроя, коли- чества времени и увлеченности ребенка. Можно заниматься один раз в день, можно три раза в день, можно три раза в неделю. Постарайтесь взвесить, какой режим для вас и вашего ребенка будет наиболее оптимальным, и что самое главное – реальным. Не ставьте себе целью свернуть горы. Важно, чтобы ваш режим показа карточек был регулярным.
Если вы сторонник четких расписаний, и у вас есть желание планировать и вести учет пройденному материалу, то можно заниматься следующим образом: в первый показ вы даете
1слово, в следующий показ добавляете еще одно, и так доводите до 15 слов. Начиная с 16-го слова – получается, что первое слово вы уже показали 15 раз – вы убираете первое слово. 16- е слово добавляете, 1-ое убираете. Таким образом, у вас все время будет в наборе для показа
15 слов. Для того, чтобы понимать, какое слово требуется убрать (ведь карточки вы всякий раз будете перемешивать, чтобы показывать слова в произвольном порядке), на обратной стороне карточек можно писать либо число, когда слово было введено, либо просто порядковый номер слова. Можно составить список слов и просто вычеркивать из этого списка слова, которые вы показали 15 раз. Можно составить и план показа, в котором четко расписать, какого числа какие слова вы будете показывать, и какие карточки будут «уходить».

А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
41
Такое планирование требует времени, терпения и желания. К тому же, как показывает практика, четко придерживаться планов редко кому удается, ведь бывают дни, когда ребенок болеет, или когда вы сами не в настроении, чтобы заниматься, или еще по каким-то причинам занятия будут пропускаться. Но даже, если вы начнете заниматься без всяких планов и списков,
система работать будет. Вне зависимости от того, какой режим занятий вы выберете, главное условие – регулярность и повторяемость.
рис.13
Хорошим способом организации обучения на этапе чтения слов может стать показ ком-
пьютерных презентаций, имеющихся в большом количестве в интернете или специально созданных вами для вашего ребенка, слайд-шоу. По сути это тот же самый показ карточек слов,
только на экране монитора. Можно сделать тематические подборки слов, с картинками или без.
Важно только, чтобы сначала было показано слово, а лишь затем картинка. Слайд-шоу может быть уже озвучено или озвучиваться взрослым во время совместного просмотра. Предпочти- тельно, чтобы поначалу взрослый вместе с ребенком сидел перед компьютером. Через неко- торое время малыш может заниматься самостоятельно. Продолжительность каждой презента- ции должна быть не дольше пяти минут. Если вы хорошо владеете компьютерной программой
Power Point или другой подобной программой для создания слайд-шоу, и можете разнооб- разить презентацию, добавив в нее интересные сюжеты, музыкальное оформление и анима- цию, то такое слайд-шоу будет способно удержать внимание ребенка и более продолжительное время. На моём канале Youtube выставлена подборка музыкальных презентаций для детей раз- ного возраста. «Музыкальные презентации Алисы Самбурской» – используйте, пожалуйста,
в качестве дополнительного занятия (см. рис.13). Важно, чтобы сеанс просмотра заканчивался до того момента, как ребенок утомился или потерял интерес.


А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
42
Еще одним способом организации занятий может быть изготовление, в том числе и сов- местно с ребенком, альбомов и книжек для чтения. Это могут быть семейные фотоальбомы с подписями, тематические альбомы с аппликациями и рисунками ребенка.
Альбомы посвящаются различным темам: животный мир, растения, цветы, грибы, гео- метрические фигуры, объекты в городе, музыкальные инструменты, машины, птицы, рыбы,
фрукты и ягоды, времена года, дни недели и так далее (см. рис.14). Таким образом книжка служит непосредственно развивающей цели, предоставляя читателю информацию об окружа- ющем мире. И родители сами регулируют, какие именно знания необходимы ребенку. Изго- товление таких альбомов или книжек-словариков – это и дополнительное полезное творческое занятие. Какие-то действия малыш может выполнять сам – например, приклеивать заготов- ленные вами картинки, или вы можете рисовать, вырезать и орудовать клеем-карандашом сов- местно, вложив в его ладошку предмет и действуя его рукой.
Вообще, любые «художества» ребенка и творческие работы, которые он выполняет нужно обязательно подписывать (и отправлять на «выставку»). Для этого вложите в руку ребенка карандаш или фломастер, возьмите его руку в свою и пишите – имя автора, возраст,
название картины. Если малыш в это время произносит какие-то звуки – запишите эти звуки,
пусть «читает». Картина может называться «муба» и еще как угодно. Если ребенок уже говорит и может придумать название – спросите у него и запишите вместе название работы. Пишите вместе и читайте все слова, которые говорит ребенок.

А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
43
рис.14
Ни для кого не секрет, что ведущей деятельностью ребенка на протяжении всего
дошкольного детства является игра.
В сюжетно-ролевой игре ребенок воспроизводит полу- ченные жизненные впечатления, моделирует, копирует действия и взаимоотношения взрос- лых. Через сюжетно-ролевую игру у ребенка происходит осмысление жизненных процессов,
проникновение в смысл разных видов деятельности, оперирование символами и знаковыми системами. Сегодня психологи часто высказывают опасения и сожаления по поводу того, что современные дети не умеют играть в сюжетно-ролевые игры. Живая игра вытесняется ком- пьютерными играми, просмотром ТВ. На мой взгляд, непопулярность сюжетно-ролевой игры у современных детей – это большая психолого-педагогическая проблема. Пассивные игры не способствует формированию инициативности ребенка, общительности, творческой актив- ности. Вопрос организации сюжетно-ролевой игры в качестве важнейшего воспитывающего ресурса является очень важным.


А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
44
Решать эту проблему очень хорошо помогут «активные карточки». «Активными» эти карточки я назвала потому, что, во-первых, с ними можно играть и производить активные дей- ствия, а не только смотреть и слушать, как это было с большими карточками. Во-вторых, так называемые «активные» слова – это слова, которые появляются в лексиконе ребенка (когда он начинает говорить) или те слова, которые в настоящий момент вызывают у него повышен- ный интерес, новые слова, которые он начинает употреблять в речи. Слова, которые пишутся на этих карточках являются наиболее актуальными для ребенка на данный период времени,
когда происходит перевод слова из пассивного в активный словарь. Для «активных карточек»
заготавливаются небольшие (примерно длина 12см, ширина 5см) полоски из белого картона или плотной бумаги. На них приклеиваются распечатанные на принтере полоски слов или от руки печатными буквами черным маркером пишутся слова (см. рис.15).
рис.15
Как только в речи ребенка вы замечаете новое слово фразу или оборот, вы пишете это слово на карточке. Можно писать и междометия, местоимения («я», «ты», «ура», «ой»),
даже предлоги. С этими карточками можно придумывать различные игры и просто давать их ребенка для «самостоятельных манипуляций».
Очень важно, что активные карточки можно использовать в любой сюжетно-ролевой игре: «Магазин», «Доктор», «Перевозка мебели», «В ресторане», «Кормим зверюшек», «Биб- лиотека» и т. п.
«Магазин» – отправляем куклу Катю в магазин за покупками. Пишем ей список про- дуктов. Или выдаём соответствующие карточки со словами. В магазине продавец-плюше- вый Мишка предлагает кукле Кате продукты по списку (всех действующих героев озвучивает ребёнок). Можно классифицировать игрушечные продукты по «отделам магазина», раскла- дывать их группами и обозначать «вывесками» – фрукты, овощи, молочные продукты, хлеб

А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
45
и т. д. Можно вместо игрушечных продуктов питания использовать непосредственно актив- ные карточки со словами-названиями продуктов. В магазине «продавец» раскладывает такие карточки, а «покупатель» покупает. Игру можно организовать как с несколькими детьми, так и с одним ребенком, задействовав куклы и мягкие игрушки. Кукла Катя пришла в магазин,
чтобы купить, например, продукты, необходимые для приготовления супа. Кукле Маше нужны продукты, чтобы испечь пирожки. Вариантов может быть огромное множество.
«Кормим зверюшек» – рассаживаем игрушечных зверюшек, на карточках пишем слова
«морковка», «мясо», «молочко», «травка», «пирожок» и т. д. Обратите внимание, что совсем необязательно писать «молоко» – гораздо интереснее и естественнее написать «молочко» (для котёнка), «морковка» (для зайки), ведь именно так мы и говорим ребенку. Все «слова-еда»
отправляются в корзинку, и ребенок раздаёт зверюшкам лакомства, выбирая нужные карточки из корзинки. Молочко-котёнку, травку – корове, собаке – косточку и т. п. Заодно игра позво- ляет вспомнить, чем питаются разные звери, поговорить о внимательном и заботливом отно- шении к животным.
«Перевозка мебели» – на грузовых машинах перевозим карточки со словами «шкаф»,
«стол», «стул» и т. п. из одного дома в другой. Или еще вариант игры – «Дизайнер»:
вырежьте из бумаги элементы мебели и подпишите их: «кровать», «зеркало», «картина», «гар- дероб», «стеллаж». Предложите юному дизайнеру расставить все предметы (активные кар- точки) на большом листе бумаги, символизирующем комнату. Подрисуйте дополнительные элементы, сделайте надписи. Возьмите маленьких пупсиков или человечков из конструктора
Лего и поиграйте с ними в этой комнате.
«Доктор» лечит зверюшек и кукол, выписывает им рецепты. «Официант» в ресторане записывает заказы посетителей. «Библиотекарь» готовит формуляры, читательские билеты и выдает книжки посетителям. Вложите маркер или фломастер в ладошку ребенка, возьмите его руку в свою и пишите вместе.
Для детей постарше, которые уже хорошо говорят, предлагаю игру «Объяснялки». В неё
можно играть большим количеством человек или вдвоём. Игрокам раздаются «активные кар- точки» (по одной, или по две – как захотите). Далее каждый игрок читает своё слово на кар- точке, не показывая его никому, и пытается объяснить другим игрокам, что это за слово
(не называя самого слова, разумеется). Тот игрок, который первый догадается, что за слово написано на карточке – получает эту карточку. Слово показывается всем и передаётся угадав- шему игроку. Так, по кругу все игроки объясняют свои слова. Когда все слова будут угаданы,
происходит подсчет карточек – у кого больше всех угаданных слов, тот выиграл. А можно про- сто отгаданные слова класть в коробочку по центру, а по окончании игры еще раз всем вместе перечитать их. Игра способствует развитию речи, коммуникативных навыков, воображения.
Вы можете придумать немыслимое количество вариантов игр с активными карточками.
Имейте наготове чистые полоски плотной бумаги и черный маркер под рукой. Пишите на кар- точках новые слова каждый день. Проявите фантазию и дайте возможность ребенку проявить её. Придумывайте вместе. Играйте в то, что интересно именно вашему малышу. Главное, чтобы ребенок на протяжении игры имел возможность читать слова. Кроме того, такие сюжетно- ролевые игры с активными карточками позволят вам не только учиться читать, но и трениро- вать другие важные навыки: считать и устанавливать количественные характеристики, класси- фицировать предметы по общим признакам, развивать речь, фантазию, мышление, воображе- ние, расширять кругозор и узнавать новые факты о предметах и явлениях.
Еще одним способом показа различных слов является просмотр специальных «Альбо-
мов по гласной». Особенно этот способ занятий актуален, если вы начинаете обучение с уже разговаривающим ребенком или если уже пытались ранее обучать его алфавиту, а теперь узнав про глобальный метод решили заняться по-новому. «Альбомы по гласной» подходят также и для детей более старшего возраста (после трёх), начинающих обучение и интересующихся


А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
46
книжками. Этот прием несколько трудоемкий, так как потребует от вас изготовления десяти альбомов.
На каждую гласную (а их в русском языке десять) изготавливается свой альбом-книга.
Каждая страница альбома содержит картинку и крупно написанное слово (см. рис.16). В аль- боме собраны слова со всеми возможными вариантами слогов-слияний с данной гласной.
В альбоме по гласной «А», таким образом, должны быть подобраны слова, в которых встре- чаются слоги-слияния: ба, ва, га, да, жа, за, ка, ла, ма, на, па, ра, са, та, фа, ха, ца, ча,
ша, ща. Например, в альбоме «А» могут быть такие слова (с выделенным слогом-слиянием):
БАБУШКА, СОВА, НОГА, ДАЧА, ЖАБА, ЗАЯЦ, ШКАФ, ЛАМПА, КАРМАН, ПАНАМА,
ПАРК, РАК, САНКИ, ТАНК, ФАРТУК, ХАТА, ЦАПЛЯ, ЧАШКА, ЩАВЕЛЬ, ШАПКА.
И таких десять альбомов на каждую гласную. Можно составлять книжку по алфавиту. Можно вразнобой, но должны быть использованы все согласные. Альбом на гласную «О» будет содер- жать картинки и слова, в которых есть слог-слияние с «о»: бочка, вобла, горы, дочка, конь,
торт, ночь и т. д. Альбом на «Е»: белка, веник, гель, дерево, жезл, зелье и т. д. Аналогичным образом, в альбоме на гласную «У» будут собраны все возможные слоги-слияния с этой глас- ной: бу, ву, гу, ду, жу, зу, ку, лу, му, ну, пу, ру, су, ту, фу, ху, цу, чу, шу, щу. И так – по каждой гласной. Будьте внимательны, некоторых слогов-слияний не существует – например, слияний согласных ж, ш, с гласной «ы», согласных ч, щ с гласными «ю», «я». (Вспомните правила пер- вого класса: жи-ши пиши через «и», ча-ща – пиши через «а», чу-щу – пиши через «у». ).
рис.16
Напомню также, слог-слияние – это слог, состоящий из слияния согласного и гласного.
Причем, совсем не обязательно, чтобы слово начиналось с этого слога-слияния, слова под- бираются таким образом, что слог-слияние может находиться и в начале, и в конце слова,
и в середине. Желательно подбирать такие слова, в которых на нужный слог-слия-

А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
47
ние падает ударение. Например, в альбоме по гласной «У» слова со слогом-слиянием «бу»
могут быть такие: булка, арбуз, марабу. Вы можете придумывать любые слова, которые, как вам кажется, будут интересны вашему ребенку. Или можете воспользоваться готовыми альбо- мами для чтения со специально подобранными словами, которые, я надеюсь, в скором времени выйдут в свет. Не забывайте объяснять ребёнку значение непонятных слов.
Таким образом, в десяти альбомах подобраны слова на все буквы алфавита, и на все воз- можные слоги-слияния. Сначала читается первый альбом несколько раз, затем он убирается с глаз и с ребенком читают следующий альбом. И так все десять альбомов. Когда пройдены все десять альбомов по порядку, начинаем перечитывать их в произвольном порядке. Помните о правиле 15-кратного повторения. Буквально после первого прочтения альбома ребенок запо- минает (ассоциативно с картинкой) что за слово написано и может вполне прочитывать слова сам. Очень важно родителям и другим взрослым, занимающимся с ребенком, серьезно отне- стись к этому процессу и не принижать значение угадывания ребенком написанного слова.
Повторяю: именно в этот момент происходит обучение! Мы не экзаменуем ребенка, а учим его! Обязательно хвалите малыша! Он молодец, что учится, что держит книжку в руках, что хочет научиться читать! У него отлично получается! Похвалите, не скупитесь! Пусть у ребенка формируются позитивные эмоции, связанные с процессом чтения!
Заниматься по этим альбомам ребенок может даже самостоятельно – просто листая их и угадывая то, что в них написано, по картинкам. «Альбомы по гласным» содержат доста- точно графической информации, необходимой для автоматического бессознательного выведе- ния звуко-буквенной технологии чтения.
Сейчас в книжных магазинах можно купить замечательные раскраски с крупными
подписями. Есть такие, которые классифицируют предметы и явления, например, рас- краски «Фрукты», «Транспорт», «Звери Африки», «Домашние животные», «Национальные костюмы», «Страны и континенты», «Цветы» и другие. Есть также раскраски по известным мультфильмам. Подписи – одним словом или предложением. Но вы также можете вместе с ребёнком делать вместе подписи к любым раскраскам, придумывать как слова, так и фразы и предложения.
Сделайте интересный альбом-раскраску специально для вашего ребенка по его интере- сам. Распечатайте на принтере слова-элементы рисунка и раскрасьте их в разные цвета. Зада- ние заключается в том, чтобы малыш прочитал слова и раскрасил соответствующие предметы в нужный цвет (см. рис.17).


А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
48
рис.17
Мне очень нравятся раскраски с вставленными между страницами листами кальки.
Можно не только раскрашивать картинки, но и переводить на кальку рисунок и подписи-слова
(см. рис.18).
рис.18
Будете ли вы применять какой-то один из описанных приёмов, или попробуете некото- рые, или возьмёте на вооружение все сразу и, может быть, придумаете какие-то новые свои,
можете не сомневаться – главное вы сделали. Вы уже заложили основу успешного дальнейшего обучения ребенка. И не только обучения чтению! В зависимости от того, насколько интенсивно процесс восприятия слов будет включен в естественную обычную жизнь ребенка, и проявится результат. У кого-то быстрее, у кого-то (кто решил не утруждать себя изготовлением альбомов)

А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
49
чуть попозже. В любом случае на этапе чтения слов закладывается замечательная основа обу- чения всему, чему хотите. Вы ежедневно тренируете мозг, давая ему возможность распозна- вать различные графические образы, вы расширяете словарный запас ребенка, развиваете его фонематический слух, орфографическое чутьё, вы тренируете процессы восприятия, памяти,
речи, мышления. Не требуя при этом от ребенка никаких особенных усилий.

А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
50
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10