ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 318
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КН
(3.89)
где –максимальный расчётный момент;
- коэффициент использования крутящего момента;
Ga – полный вес автомобиля.
(3.90)
(3.91)
-
Расчёт синхронизатора
В коробках передач место муфт постоянного зацепления используют синхронизаторы, они позволяют бесшумно переключать передачи обеспечивая постоянное движение вперёд. При переключении передач инерционный синхронизатор блокирует включающую передачу до тех пор, пока не произойдет выравнивание угловых скоростей соединяемых валов. Это происходит за счет момента трения, создаваемого на конических поверхностях блокирующего кольца синхронизатора и шестерни включаемой передачи, свободно вращающейся на вторичном валу. Целью дипломного проекта является замена муфты на синхронизатор в раздаточной коробке Нивы, для этого произведём необходимые расчёты.
Найдём момент трения инерционного синхронизатора, по следующему выражению [4]:
, (3.92)
где – коэффициент трения, ;
- расчётный средний радиус трения синхронизатора, =23мм=
0,023м ;
-нормальная сила на поверхности трения, определяется по формуле:
(3.93)
-усилие водителя при переключении передач, принимаем равной 100
Н;
половина угла конуса трения, =(6 …12 );
кНм.
Зная усилия создаваемое водителем при переключении передач, выразим из формулы момент инерции:
Где -угловая скорость:
(3.94)
-время синхронизации, принимаем
- момент инерции вращающихся вместе с шестернею включаемой передачи деталей;
передаточное отношение на рассчитываемой передачи, расчёт производится при переключении со 2 ой передачи на 3, при включённой повышающей передачи раздаточной коробки.
Тогда выразим :
Работа трения при переключении передач определяется по формуле:
(3.95)
Дж.
Удельная работа трения
определяется отношением:
где F- площадь поверхности терния:
, (3.96)
-ширина кольца трения по образующей конуса, м.
(3.97)
Для синхронизаторов высших передач удельная работа трения не должна превышать значения 0,2 МДж/м2, согласно полученным значениям условие выполняется.
При синхронизации происходит нагрев трущихся деталей. Температура нагрева синхронизатора за одно включение может быть определена по формуле:
Где - коэффициент перераспределения теплоты, ;
- масса синхронизатора, принимаем массу равную 1,2 кг;
-теплоемкость стали, ;
(3.98)
,
За одно включение передачи синхронизатор может нагреться на 15…30
. Согласно полученным данным условие выполняется.
- 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 17
Технологическая часть
-
Анализ исходных данных для разработки технологического процесса
Рассмотрим принцип действия модернизированной раздаточной коробки с синхронизатором автомобиля ВАЗ – 2121 «НИВА».
Раздаточная коробка — это дополнительный узел, устанавливаемый на автомобили повышенной проходимости, он располагается сразу же после коробки передач, а на выходе передаёт крутящий момент на ведущие мосты.
Во время движение автомобиля по дорогам с хорошим сцеплением колес с полотном дороги, раздаточная коробка, во избежание большого расхода топлива, должна находится в режимах высшей передачи с выключенным дифференциалом. Синхронизатор соединяет ведущий вал с шестерней высшей передачи, соответственно крутящий момент передаётся с ведущего вала на синхронизатор включений передач, после через шестерню высшей передачи на шестерню постоянного зацепления промежуточного вала и от нее на ведомую шестерню, а также корпус дифференциала. Дифференциал через ось и сателлиты передаёт крутящий момент на шестерни привода переднего и заднего мостов. Через эти шестерни крутящий момент передаётся на валы ведущих мостов.
При движении автомобиля на трасах повышенной проходимости, при преодоление крутых подъёмов, а также для получения необходимой курсовой устойчивости при минимальной скорости движения на дорогах с твёрдым покрытием, необходимо перевести раздаточную коробку в режим пониженной передачи. Установленный синхронизатор
на ведущий вал позволяет избежать полной остановки автомобиля для переключения передач, водителю, продолжая движения автомобиля, необходимо выключить сцепление, и перевести рукоять в режим понижающей передачи, при этом синхронизатор блокирует ведущий вал с шестерней низшей передачи, крутящий момент от первичного вала передаётся на
промежуточный вал, и через шестерню постоянного зацепления на ведомую шестерню корпуса дифференциала через ось и сателлиты на шестерни и валы приводов ведущих мостов.
Одно из самых главных особенностей раздаточной коробки «НИВЫ», это возможности блокировки межосевого дифференциала, в условиях труднопроходимых участков дороги. В этом случае автомобиль необходимо остановить, выключить сцепление, и перевести рукоять в режим блокировки дифференциала, соединив скользящей муфтой зубчатый венец вала привода переднего моста и корпус дифференциала. Вала привода переднего и заднего мостов будут вращаться как одно целое, соответственно крутящий момент будут так же одной величины, что в итоге и позволяет достигнуть повышенной проходимости автомобиля «НИВА».
Технологический процесс раздаточной коробки состоит из сборки отдельных узлов, которые в своей время выполняются на специально подготовленных местах, а также общей сборки, осуществляемый на поточной линии.
По последовательности выполнения устройство состоит из:
-
промежуточной сборки (сборки мелких элементов на механических участках или сборки 2-х деталей перед окончательной обработкой); -
узловой сборки (сборки сборочных единиц изделия); -
общей сборки (сборки изделия в целом).