ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 320
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
График топливной экономичности в приложение А, рисунок А10.
-
Кинематические, динамические и нагрузочные расчёты-
Расчёт передаточных чисел раздаточной коробки
-
Передаточное число низшей передачи найдём исходя из минимальной скорости автомобиля, =3,1 км/час=0,86 м/с, [4]:
откуда:
(3.40)
, (3.41)
где - минимальное число оборотов, в мин-1
,
Принимаем .
Обычно диапазон двухступенчатой раздаточной коробки , принимаем ;
(3.42)
-
Геометрический расчёт раздаточной коробки
Рассчитаем геометрические параметры раздаточной коробки, а затем уточним значения действительных передаточных чисел,
Для соосных трехвальных коробок с двумя степенями свободы и неразветвленным силовым потоком межосевое расстояние , рассчитываем по формуле [4]:
где - межосевое расстояние, в мм;
Принимаем .
Ширина венцов зубчатых колёс для раздаточной коробки:
(3.43)
(3.44)
Принимаем
Максимальные диаметры ведомого и промежуточного валов (в средней их части) выбирают из условия:
(3.45)
Диаметр вала в шлицевой части:
(3.46)
=(4…4,6),
Нормальный модуль зубчатых колёс для легковых автомобилей среднего класса.
Для повышения прочности зуба и уменьшения шума угол наклона линии зуба выбираем равным 20…25 , для легковых автомобилей с трёхвальной и двухвальной коробкой.
После того как выбраны и , необходимо определить
суммарное число зубьев зубчатой пары.
Определим предварительный угол наклона линии зубьев:
(3.47)
.
Находим предварительное суммарное число зубьев:
(3.48)
.
Определяем уточнённое значение угла наклона зубьев:
(3.49)
.
-
Определим числа зубьев зубчатых колёс
Число зубьев ведущей шестерни понижающей передачи принимаем равной =29, рассчитаем зубья колеса понижающей передачи на промежуточном валу.
. (3.50)
Найдём передаточное число зубчатой пары первой передачи:
. (3.51)
Принимаем число зубьев шестерни повышающей передачи равной
=39, тогда:
,
,
Исходя из найдём передаточное число в зацепление колеса и шестерни на ведущем валу.
.
Найдём число зубьев шестерни на ведущем валу:
;
,
,
.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 17
Расчёт параметров зубчатых колёс
Основные параметры определяются для каждого колеса раздаточной коробки [4].
Диаметр делительной окружности:
(3.52)
где - стандартный модуль, мм; Диаметр окружности выступов:
(3.53)
Диаметр окружности впадин:
(3.54)
Межосевое расстояние определяется для каждой пары валов по формуле [2]:
(3.55)
где - делительные диаметры шестерни и колеса соответственно, мм.
Высота зуба:
. (3.56)
Высота ножки зуба:
. (3.57)
Шаг зубьев [4]:
(3.58)
Полученные данные сведём в таблицу 3.11. Таблица 3.11
№ колеса | z | m | d | | | | |
1 | 29 | 2,75 | 78 | 82 | 71 | 20 | 95 |
2 | 42 | 110 | 104 | 96 | |||
3 | 39 | 114 | 108 | 102 | 95 | ||
| | | | | |||
4 | 32 | 85 | 82 | 75 | |||
5 | 47 | 130 | 124 | 118 | 107 |
-
Расчёт допускаемых напряжений зубчатых передач-
Расчёт допускаемого напряжения изгиба
-
(3.59)
где - предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов, принимаем вид термообработки и марки стали: нормализация или улучшение сталей-40Х. Твёрдость зубьев на поверхности
217…250 НВ, в сердцевине 250…280 НВ, =1,35НВ +100, принимаем НВ
=250, тогда :
=1,35НВ+100=1,35 250+100=437,5мПа (3.60)
– коэффициент безопасности, (1,7…2,2);
-коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки на зубья, при одностороннем действие =1;
-коэффициент, долговечности, при постоянном режиме работы,
.
-
Расчёт допускаемых контактных напряжений
(3.61)
где -предел контактной усталости поверхностей зубьев, мПа. Нормализация или улучшение сталей мПА;
=2 , (3.62)
-коэффициент безопасности, принимаем равным 1,1;
-коэффициент, учитывающий шероховатость сопряжённых поверхностей зубьев;
коэффициент, учитывающий окружную скорость передачи; при приближённом расчёте принимаем