Файл: Полноприводный легковой автомобиль 2го.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 321

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;

-коэффициент долговечности,

,


      1. Проверочный расчёт зубчатых передач

        1. Проверочный расчёт по напряжениям изгиба для ведущей шестерни понижающей передачи

(3.63)
где - расчётное напряжение изгиба, мПа.
- допускаемое напряжение;
- коэффициент, учитывающий форму зуба рассчитываемой шестерни, принимаем равной 3,78;

,
,

.

Условие напряжения изгиба выполняется.


        1. Проверочный расчёт по контактным напряжениям для ведущей шестерни понижающей передачи

(3.64)

где -межосевое расстояние, мм;

-фактическое передаточное число, для шестерни и колеса понижающей передачи, равной 1,44;

,
,

319,97 мПа 518,18 мПа.

Условие контактного напряжения выполнено.


      1. Расчёт валов


Проведём проверочный расчёт на статическую прочность первичного вала раздаточной коробки, на пониженной передачи [4].

Для начала определим основные силовые факторы, действующие на

вал.



Рисунок
3.1 - Приложенные силы, действующие на вал

Окружная сила на ведущей шестерне пары постоянного зацепления определяется по формуле:






где - радиус начальной окружности шестерни первичного вала;

-передаточное число, первой передачи в коробке передач;

(3.65)



.


Осевая сила в косозубом зацеплении определяются по формуле:







Радиальная сила определяется по формуле:

(3.66)





где -угол профиля зуб, принимаем равным 20 .

(3.67)


.
Рассчитываем моменты:



(3.68)

кН.




кН.
(3.69)







кН.



кН.

(3.70)
(3.71)

, (3.72)




. (3.73)


Построим эпюры изгибающих и крутящих моментов вала. По оси y:

,

-808,03 , (3.74)

, (3.75)

По оси z:

,

(3.76)

(3.77)


Рисунок 3.2 - Эпюра сил и момента действующих на вал

      1. Расчёт вала на прочность


Определим суммарный изгибающий момент [4]:


(3.78)
кНм.

Согласно построенным эпюрам и приложенным силам определим запас прочности ведущего вала:






где предел текучести, принимаем сталь 40ХН, тогда =920 мПА;

-приведённое значение напряжения в опасном сечении.


Где момент в опасном сечении, кНм;





кНм. -момент сопротивления изгибу;

(3.79)


(3.80)



где d -диаметр вала в опасном сечении, мм.

, (3.81)


,

мПа.

.


Основное условие заключается в том, что бы найденный запас прочности , был больше допустимого минимального запаса прочности , , равному 3.Согластно полученным данным 7,28 3, т.е. .

Условие прочности для понижающей шестерни установленной на первичный вал раздаточной коробки выполняется, и так как диаметр вала в месте установки шестерни повышающей передачи больше в 1,5 раза, это означает что на шестерню будут значительно меньше действовать силы, чем на повышающую, поэтому нет необходимости в расчёте на прочность при режиме повышающей передачи.

Поскольку промежуточный вал выполнен заодно с шестерней и имеет в связи с этим большой запас прочности и жёсткости, то в проведение расчётов нет технической необходимости.

Найдём момент на ведомых валах раздаточной коробке, при включённой пониженной передаче:
(3.82)

кНм.


Для выходного вала раздаточной коробке принимаем сталь 18ХГТ, которая имеет следующие показания: прочность 330НВ, =1150 мПА.

, (3.83)


где d– диаметр выходного вала в опасном сечении, мм.


,

.

.
Прочностные условия выполняются, 3.



      1. Расчёт подшипников


Для расчёта на первичном валу принимаем шариковые радиально однорядные подшипники качения, номер по каталогу 6209, с динамической грузоподъёмностью 34,4 кН, и статической грузоподъёмностью 21,2 кН, [4].

Номинальная долговечность подшипника принимается:

(3.84)


где С динамическая грузоподъёмность подшипника;

-эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник, определяемая с учётом работы коробки.

, (3.85)

где - показатель степени; шариковые подшипники = 0,3; P– приведенная нагрузка на подшипник;
(3.86)

где R- радиальная нагрузка; Q- осевая нагрузка;

-коэффициент приведения нагрузок, ;

- коэффициент безопасности,

-кинематический коэффициент, при
вращении внутреннего кольца подшипника принимаем =1;
=38,84кН.


-срок службы подшипника, ;
-эквивалентная долговечность подшипника на каждой передаче;


(3.87)


где - доля работы коробки на каждой передачи, значения для это коэффициента приведены в таблице 12.

- заданная долговечность подшипника;

, (3.88)

S- пробег автомобиля до капитального ремонта, принимаем S = 200 тыс.км.;

.


- частота вращения кольца подшипника на i-й передаче. Принимаем среднее значение часты вращения вала , первой передачи в коробке передач, на пониженной передачи раздаточной коробки.

.
Сведём полученные значения в таблицу 3.12. Таблица 3.12

№передачи








1







0,01

0,52


38,84


52,04

2

0,04

2,08

3

0,2

10,40

4

0,75

39,03