Файл: Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа ).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 9330
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы разработки стратегии развития предприятия
Этапы разработки стратегии развития предприятия
Оценка стратегии развития предприятия ООО «ВАРС»
Анализ стратегии развития предприятия ООО «ВАРС»
3 Совершенствование стратегии развития предприятия ООО «ВАРС»
Оценка эффективности разработанной стратегии
Список используемой литературы и используемых источников
SNW-анализ ресурсов и внутренних возможностей системы продаж ООО «ВАРС»
SNW-анализ ресурсов и внутренних возможностей подсистем ООО
SNW-анализ ресурсов и внутренних возможностей подсистем конкурентов
Теоретические основы разработки стратегии развития предприятия
-
Понятие и сущность стратегии развития предприятия
В первую очередь определим, что такое стратегия. Данное определение имеет великое множество трактовок и формулировок, в силу исторического значения и развития данного понятия.
Достаточно долгое время данное понятие имело ассоциацию с военным делом. Например, автор широко известного трактата «Искусство войны» Сунь Цзы говорит о стратегии так:
«Стратегия без тактики — это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии — это шум перед поражением» [26, c. 113]. Также рассмотрим еще интересные трактовки данного понятия, с точки зрения психологии, деловых отношений, экономики.
Стратегия — способ использования средств и ресурсов, направленный на достижение цели операции [16, c. 8]. Данная категория действий определяется принимаемыми значениями управляемых переменных. Для выбора этих значений важно знать также условия “внешней среды”, т.е. значения неуправляемых переменных. В многошаговых процессах сам способ может меняться, в этом случае стратегию определяет правила принятия дальнейших решений (т.е. выбора траектории) на основе получаемой на каждом этапе информации о ходе процесса и изменениях среды. Таким образом, задача исследования операций, как правило, состоит именно в выборе оптимальной из числа альтернатив на основе того или иного критерия.
Стратегия — это деятельность, направленная на получение планируемого результата
с учетом перспективы долговременного развития [23, c. 14].
Все определения имеют определенное сходство между собой, а именно:
-
взаимодействие группы людей; -
формулировка и структурирование плана действий; -
постановка целей и перспектив; -
постоянное взаимодействие с внешней средой и корректировка действий; -
контроль качества выполнения высшим руководством.
Рассмотрим несколько понятий, данные различными авторами, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные определения стратегии
ФИО автора | Определение |
Ансофф И. | Стратегия — это системный подход, который обеспечивает организации сбалансированность и общее направление роста |
Карлоф Б. | Стратегия — это обобщенная модель действий, которые необходимы для координации и распределения ресурсов компании |
Горелов Д.О., | Стратегия — это определение перспективных ориентиров деятельности предприятия на основе оценивания его потенциальных возможностей и прогнозирования развития внешней среды |
Виханский О. С. | Стратегия — план управления предприятием, который направлен на укрепление его позиций, удовлетворения потребностей потребителей и достижения предвиденных целей |
Таким образом, на основе анализа таблицы 1 считаем, что стратегия - это генеральная комплексная программа действий субъекта ведения хозяйства,
которая определяет его миссию, приоритетные для него проблемы (факторы неопределенности), главные и промежуточные цели и распределение ресурсов для их достижения.
Классифицировать стратегии развития можно, в соответствии с подходами, которые применяются при их разработке, а именно:
-
по способу описания тенденций изменения объекта; -
по способу формирования параметров, которые характеризуют объект. Все определения, предлагаемые различными авторами в таблице 1,
сходятся в одном, что стратегия – это осознанно выбранное поведение предприятия на рынке. Исходя из этого, можно дать следующее определение:
стратегия – это действия предприятия по использованию имеющихся ресурсов и достижению результатов, которые влияют на позицию на рынке.
Под развитием понимается необратимый переход объекта в новое качественное состояние. Если рассматривать развитие применительно к стратегии, то можно выделить несколько аспектов развития предприятия:
-
экономическое развитие; -
технико-технологическое; -
корпоративная культура; -
организационно-управленческое развитие.
Основным из этих аспектов для предприятий, конечно, является экономическое развитие. Экономическое развитие изучалось в трудах многих ученых. Современные авторы дают свою интерпретацию (таблица 2).
Таблица 2 – Определения «экономическое развитие» [8, с. 382]
Определение | Автор |
Целенаправленный процесс накапливающихся качественных изменений параметров, выражающихся в совершенствовании и усложнении экономической организации и усилении возможностей приспособления к окружающей среде | Е. Орехова |
Процесс, когда вследствие совершенствования производственных бизнес- процессов или управления ими, достигается качественный или количественный прирост полезного результата процесса в сравнении с прежним уровнем или с уровнем достигнутого другими предприятиями | Н. Афанасьев |
Из рассматриваемых определений можно сделать вывод, что стабильное экономическое развитие – это процесс постоянных изменений, которые происходят в функционировании предприятия, сопровождаемый улучшениями показателей экономического роста и эффективности деятельности предприятия. Рассмотрев по отдельности каждое понятие, дадим определение понятию стратегия развития. Стратегия развития – это определение общего направления действий по достижению целей предприятия, сосредоточенных на улучшении
показателей экономического роста и эффективности деятельности.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что стратегии необходимо разрабатывать для того, чтобы:
-
эффективно сформулировать условия реализации бизнеса; -
объединить действия и решения менеджеров и всего персонала; -
придать всем процессам общую направленность; -
создать единый план действий.
В таблице 3 приведены основные характеристики типовых стратегий роста, которые разделяются на три группы.
Таблица 3 - Характеристика типовых стратегий роста [6, c. 36]
Название | Целевое назначение | Условия применения |
Стратегии концентрированного роста | ||
Захват рынка | Увеличение доли организации на традиционном рынке |
|
Развитие рынка | Запуск продукции компании на новых стратегически значимых рынках |
|
Развитие продукта | Увеличение объемов реализации товара за счет улучшения качественных характеристик продукта |
|
Стратегии интегрированного роста | ||
Прямая интеграци я | Контроль дистибъютерской сети или увеличение доли собственности |
|
Обратная интеграци я | Наличие цели в получении контроля над поставщиками сырья |
|
Горизонта | Наличие цели в | - Компания является монополистом в конкретном |
льная | получении контроля | регионе. |
интеграци | над конкурентами | - Основное стратегическое преимущество- увеличение |
я | | масштабов производства. |
| | - Недостаток опыта и ресурсов у конкурентов |
| | организации |
Продолжение таблицы 3
Стратегии диверсифицированного роста | ||
Концентр ическая диверсиф икация | Организация новых производств в рамках профиля организации |
|
Конгломе ратная диверсиф икация | Организация производства новых продуктов, не в рамках профиля организации |
|
Горизонта льная диверсиф икация | Организация производства новых непрофильных продуктов, но для традиционных потребителей |
|