Файл: Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа ).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 9330

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоретические основы разработки стратегии развития предприятия



        1. Понятие и сущность стратегии развития предприятия




В первую очередь определим, что такое стратегия. Данное определение имеет великое множество трактовок и формулировок, в силу исторического значения и развития данного понятия.

Достаточно долгое время данное понятие имело ассоциацию с военным делом. Например, автор широко известного трактата «Искусство войны» Сунь Цзы говорит о стратегии так:

«Стратегия без тактики — это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии — это шум перед поражением» [26, c. 113]. Также рассмотрим еще интересные трактовки данного понятия, с точки зрения психологии, деловых отношений, экономики.

Стратегия — способ использования средств и ресурсов, направленный на достижение цели операции [16, c. 8]. Данная категория действий определяется принимаемыми значениями управляемых переменных. Для выбора этих значений важно знать также условия “внешней среды”, т.е. значения неуправляемых переменных. В многошаговых процессах сам способ может меняться, в этом случае стратегию определяет правила принятия дальнейших решений (т.е. выбора траектории) на основе получаемой на каждом этапе информации о ходе процесса и изменениях среды. Таким образом, задача исследования операций, как правило, состоит именно в выборе оптимальной из числа альтернатив на основе того или иного критерия.

Стратегия — это деятельность, направленная на получение планируемого результата
с учетом перспективы долговременного развития [23, c. 14].

Все определения имеют определенное сходство между собой, а именно:

  • взаимодействие группы людей;

  • формулировка и структурирование плана действий;

  • постановка целей и перспектив;

  • постоянное взаимодействие с внешней средой и корректировка действий;

  • контроль качества выполнения высшим руководством.

Рассмотрим несколько понятий, данные различными авторами, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 Основные определения стратегии


ФИО автора

Определение

Ансофф И.

Стратегия это системный подход, который обеспечивает организации

сбалансированность и общее направление роста

Карлоф Б.

Стратегия это обобщенная модель действий, которые необходимы для

координации и распределения ресурсов компании


Горелов Д.О.,

Стратегия это определение перспективных ориентиров деятельности

предприятия на основе оценивания его потенциальных возможностей и прогнозирования развития внешней среды

Виханский О. С.

Стратегия план управления предприятием, который направлен на укрепление его позиций, удовлетворения потребностей потребителей и

достижения предвиденных целей


Таким образом, на основе анализа таблицы 1 считаем, что стратегия - это генеральная комплексная программа действий субъекта ведения хозяйства,

которая определяет его миссию, приоритетные для него проблемы (факторы неопределенности), главные и промежуточные цели и распределение ресурсов для их достижения.

Классифицировать стратегии развития можно, в соответствии с подходами, которые применяются при их разработке, а именно:

  1. по способу описания тенденций изменения объекта;

  2. по способу формирования параметров, которые характеризуют объект. Все определения, предлагаемые различными авторами в таблице 1,

сходятся в одном, что стратегия это осознанно выбранное поведение предприятия на рынке. Исходя из этого, можно дать следующее определение:

стратегия это действия предприятия по использованию имеющихся ресурсов и достижению результатов, которые влияют на позицию на рынке.

Под развитием понимается необратимый переход объекта в новое качественное состояние. Если рассматривать развитие применительно к стратегии, то можно выделить несколько аспектов развития предприятия:

  • экономическое развитие;

  • технико-технологическое;

  • корпоративная культура;

  • организационно-управленческое развитие.

Основным из этих аспектов для предприятий, конечно, является экономическое развитие. Экономическое развитие изучалось в трудах многих ученых. Современные авторы дают свою интерпретацию (таблица 2).
Таблица 2 Определения «экономическое развитие» [8, с. 382]


Определение

Автор

Целенаправленный процесс накапливающихся качественных изменений параметров, выражающихся в совершенствовании и усложнении экономической организации и усилении возможностей приспособления к

окружающей среде


Е. Орехова

Процесс, когда вследствие совершенствования производственных бизнес- процессов или управления ими, достигается качественный или количественный прирост полезного результата процесса в сравнении с

прежним уровнем или с уровнем достигнутого другими предприятиями


Н. Афанасьев



Из рассматриваемых определений можно сделать вывод, что стабильное экономическое развитие – это процесс постоянных изменений, которые происходят в функционировании предприятия, сопровождаемый улучшениями показателей экономического роста и эффективности деятельности предприятия. Рассмотрев по отдельности каждое понятие, дадим определение понятию стратегия развития. Стратегия развития это определение общего направления действий по достижению целей предприятия, сосредоточенных на улучшении

показателей экономического роста и эффективности деятельности.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что стратегии необходимо разрабатывать для того, чтобы:

  • эффективно сформулировать условия реализации бизнеса;

  • объединить действия и решения менеджеров и всего персонала;

  • придать всем процессам общую направленность;

  • создать единый план действий.

В таблице 3 приведены основные характеристики типовых стратегий роста, которые разделяются на три группы.
Таблица 3 - Характеристика типовых стратегий роста [6, c. 36]


Название

Целевое назначение

Условия применения

Стратегии концентрированного роста

Захват рынка

Увеличение доли

организации на традиционном рынке

  • Текущий рынок не насыщен продуктом компании.

  • Существует потенциальная возможность увеличения объема потребления у традиционных клиентов

  • При использовании метода увеличения масштабов производства - увеличивается вес стратегических преимуществ.

Развитие рынка

Запуск продукции компании на новых

стратегически значимых рынках

  • Появление новых каналов сбыта

  • Положительный вектор развития организации

  • Наличие новых ненасыщенных рынков сбыта

Развитие продукта

Увеличение объемов реализации товара за счет улучшения качественных характеристик

продукта

  • На действующем рынке большое влияние технологических изменений

  • Конкуренты предлагают продукты лучшего качества по оптимальной цене

  • Применение научных исследований и проектной деятельности организации

Стратегии интегрированного роста

Прямая интеграци я

Контроль дистибъютерской сети или увеличение доли собственности

  • Ограниченность посредников в формировании стратегических преимуществ организации для участия в конкурентной борьбе.

  • Отрасль, в которой действует организация находится в стадии активного роста и расширения рынка сбыта.

  • Стабильное производство.

Обратная интеграци я

Наличие цели в получении контроля над поставщиками сырья

  • Слабое влияние поставщиков.

  • Отрасль, в которой действует организация находится в стадии активного роста и расширения рынка сбыта

  • Необходимость налаженных связей с поставщиками сырья и материалов

Горизонта

Наличие цели в

- Компания является монополистом в конкретном


льная

получении контроля

регионе.

интеграци

над конкурентами

- Основное стратегическое преимущество- увеличение

я




масштабов производства.







- Недостаток опыта и ресурсов у конкурентов







организации

Продолжение таблицы 3


Стратегии диверсифицированного роста

Концентр ическая диверсиф икация

Организация новых производств в рамках профиля организации

  • Предложение новых профильных продуктов по высоким конкурентным ценам.

  • Традиционные товары утратили свою эффективность и находятся в стадии умирания.

  • Сильная управленческая команда в организации

Конгломе ратная диверсиф икация

Организация производства новых продуктов, не в рамках профиля

организации

  • На традиционном рынке есть тренд к снижению объемов продаж и прибыли.

  • Насыщенность рынка сбыта продукции

Горизонта льная диверсиф икация

Организация производства новых непрофильных продуктов, но для традиционных

потребителей

  • Добавление в портфель компании новых непрофильных продуктов.

  • Отрасль имеет высокую конкуренцию или отрасль имеет низкий уровень развития.

  • Классические каналы продвижения используются для новых продуктов