Файл: Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа ).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 9347

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
общие стратегии называют, также, портфельными.

В работе уже отмечалось, что у крупных межотраслевых предприятий усложняется процесс стратегического планирования. Это, во-первых, обусловлено тем, что для каждого подразделения необходимо разрабатывать собственную стратегическую цель. Кроме того, активная разбивка производится по функциональным областям компании. В рамках такого разделения реализуются стратегии научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ (НИОКР), производственная и маркетинговая

стратегии, стратегии управления персоналом и др.

Стратегическое развитие в сегменте НИОКР в большей степени направлено на анализ и оценку нового продукта. При этом, здесь возможна разбивка на два направления:

  • инновационное планирование – дорогое и рискованное предприятие по разработке нового продукта;

  • имитационное планирование в большей степени связано с моделированием ситуаций развития.

При разработке стратегии развития предприятия необходимо учитывать ряд принципов, которые представляют собой базис для политики управления предприятием. Далее рассмотрим предполагаемые принципы:

  1. принцип разработки стратегии на основе научно-аналитического предвидения. Принцип основан на потребности в проведении анализа деятельности организации, комплексного изучения ситуации на рынке, на котором функционирует организация и ее динамики. После проведения оценки производится прогноз, и разрабатываются возможные сценария развития деятельности организации в перспективе;

  2. принцип согласованности внешних и внутренних факторов развития организации. Принятое стратегическое решение, основанное на влиянии только внешних или только внутренних факторов, влечет за собой несогласованность действий для улучшения позиции организации на рынке, что в свою очередь, может вести к ошибочному типу развития;

  3. принцип соответствия стратегии и тактики управления организацией. Данный принцип является определенной аксиомой в управлении компании, потому что для обеспечения успешной деятельности организации необходима стратегия поведения предприятия на рынке, подкрепленная эффективной тактикой. Взаимосвязь данных понятий заключаются в учете реальных возможностей решения тактических задач;

  4. принцип приоритета человеческого фактора. Подчеркивается важность делегирования права принятия управленческих решений на вверенном для


конкретного сотрудника участке. Причина кроется в том, что без понимания важности восприятия стратегии и тактики, как руководства к действию ее сотрудниками, невозможно полноценного развития организации;

  1. принцип согласованности в организованности стратегического учета и контроля. Состоит в важности понимания сотрудниками задач, которые должны состоять из четко сформулированных стратегий организации. Проблема в непонимании стоящих перед персоналом задач приводит к неоднозначным трактовкам смысла;

  2. принцип соответствия стратегии и располагаемыми ресурсами организации. Согласованность в обеспеченности ресурсами предприятия и стратегией является основой для успеха реализации стратегии развития;

  3. принцип соответствия стратегии организации имеющимся технологиям.

Подчеркивается необходимость баланса между имеющимися технологиями и последовательностью решения конкретных задач, связанных со стратегической целью. При применении данных принципов компания будет иметь успех на рынке.

Таким образом, стратегия развития предприятия это определение общего направления действий по достижению целей предприятия, сосредоточенных на улучшении показателей экономического роста и эффективности деятельности.

        1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Этапы разработки стратегии развития предприятия




Стратегическое планирование представляет собой достаточно сложный процесс, направленный на долгосрочное целеполагание и разработку инструментов работы компании на большом временном отрезке, то данный процесс разбивается на ряд основных этапов.

Схематически структура стратегического управления изображена на

рисунке 1.

Анализ среды включает в себя анализ 2 ее элементов: микросреды организации; макросреды организации.

Стратегические цели это основные векторы деятельности фирмы, которые ведут к достижению ее миссии и видения. Цель может быть одна или несколько, они могут быть глобальными или частными.




Рисунок 1 Структура стратегического управления [14, c.76]

Главной целью планирования выступает обеспечение баланса между входным и выходным потоками компании. Нарушение баланса ведет к дестабилизации деятельности и требует активных действий компании и дополнительных временных и денежных затрат на восстановление. Так как все три процесса имеют абсолютно различный характер, то один из подразделов планирования выступает разработка стандартов деятельности и оперативных планов функционирования менеджмента по каждому из направлений.

Деятельность в рамках макроокружение связана с поведением в рамках жизнь отрасли и рынка в целом. Здесь важным аспектом реагирования является общая оценка конкурентного рынка, поведения смежных отраслей и внутренней динамики отрасли. Сюда
же включаются правовые аспекты

деятельности компании, существующие природные и специфические риски отрасли, социальная составляющая жизни окружения, общая инфраструктура и т.п. Таким образом, на этапе анализа макроокружения идентификации и оценке подлежат факторы, напрямую не связанные с компанией, но оказывающие значимое второстепенное значение на ее деятельность [21, c.65].

В рамках непосредственного окружения анализируется положение компании среди участников прямых отношений: партнеров, конкурентов, агентов, поставщиков, работников, посредников. Сюда же включается элемент медиа обеспечения рынка, который на сегодняшний день является неотъемлемым его механизмом.

Внутренняя среда компании представлена возможностями компании, ее сильными и слабыми сторонами, текущими потребностями и моментным финансовым состоянием.

Анализ внешней и внутренней среды компании производится с целью четкого понимания собственного положения, перспектив развития и выработки примерных направлений такого развития, исходя из текущих и возможных к применению в будущем преимуществ и инструментов. На данном этапе точность выявления важных аспектов развития компании является первостепенным.

Миссия должна формулироваться точно и коротко. При этом, прибыль, как самый очевидный пример, не может, по мнению ряда экспертов, выступать примером миссии компании, так как она является лишь инструментом достижения целей. Если компания хочет достичь определенного уровня прибыли, она должна определенным образом организовать свое производство и
продажи, общий облик чего и может выступать миссией.

После постановки миссии глобального понимания сути функционирования компании, в стратегическом планировании менеджмент переходит к постановке целей, которые, в свою очередь, конкретизируют отдельные направления деятельности компании. Постановка целей формирует

прочный фундамент дальнейшего развития компании, так как формируются

четкие и понятные показатели, границы функционирования и инструменты контроля за выполнением данных целей.

Итак, стратегическое планирование представляет собой многоэтапный процесс, предполагающий учет широкого спектра особенностей и условий работы компании. Прохождение этапа анализа внешней и внутренней среды компании выступает один из наиболее важных в структуре стратегического планирования. В данном случае речь идет о стратегическом анализе.

Для определения текущего положения предприятия на рынке, оценки внешней среды и прогнозирования стратегического развития организации необходим стратегический анализ.

Анализ включает в себя оценку среды действия организации, которая состоит из внешней и внутренней среды.

Внешняя среда, в которой действует организация состоит из таких факторов влияния: политика, технологии, социум и экономический климат. Данная среда имеет косвенное влияние на деятельность организации и ставит перед организацией стратегические вопросы.

Внутренняя среда представлена возможностями предприятия перед рынком, на анализе которых разрабатываются программы развития и методика