Файл: 1 Содержание стр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 193314

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект по окружающему миру, журнал "Начальная школа", выпуск №1, 2013 год

Проектно-исследовательская деятельностьпри изучении курса "Окружающий мир", Т.Н. Демидко, учитель начальных классов, Черчетская школа, г. Тайшет, Иркутская область.

В современном обществе возможность осуществлять поиск становится ценностной установкой, а умение решать проблемы — одной из задач образования. Это объясняет большой интерес к исследовательской деятельности учащихся, которая формируется при изучении различных предметов начиная с младших классов. Обучение началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо на уроке, в условиях дополнительного образования, внеклассной работы. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Исследовательская деятельность формирует у школьников положительную мотивацию к получению знаний. Одной из особенностей организации исследовательской деятельности в начальной школе является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и слабые.

Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Данная цель может считаться достигнутой в том случае, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами.

Исследовательская деятельность требует реализации ряда принципов, в частности:

• естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим и т.д.);

• осознанности (как проблемы, цели и задачи, так и хода исследования и его результатов);

• самодеятельности (ребенок может овладеть ходом исследования только через проживание его, т.е. через собственный опыт);

• принципа наглядности (ребенок изучает мир не только по книгам, но и какой он есть на самом деле).

В процессе наблюдений за учащимися были выявлены мотивы участия в исследовательской работе: интерес к исследуемому предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; удовлетворение процессом работы; возможность получения награды. Различают три уровня использования исследовательского метода обучения:


1-й у р о в е н ь — учитель ставит перед учащимися проблему и подсказывает пути ее решения;

2-й у р о в е н ь — учитель только ставит проблему, а учащиеся самостоятельно выбирают метод исследования;

3-й у р о в е н ь — постановка проблемы, выбор метода и само решение осуществляются учащимися.

Наиболее приемлемым оказался второй уровень использования исследовательского метода, когда учитель выбирает тему и мотивирует запрос, а учащиеся сами выполняют исследование. При этом в ходе исследования учитель обучает школьников способам деятельности, консультирует, анализирует недостатки в работе и дает рекомендации по их устранению. Устранив недостатки, учащиеся представляют свой исследовательский проект. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема исследования не должна быть навязана ребенку. Вместо живого, увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное «добровольно-обязательное» мероприятие. В приобщении детей к исследовательской деятельности мы нацелены не на результат, а на процесс. Главное — заинтересовать детей, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда желаемый результат будет достигнут.

Вывод: не нужно заниматься наставлениями; необходимо помогать детям действовать независимо, не нужно давать прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. На основе тщательного наблюдения и оценки определите сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями. Не нужно сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. Научить детей не торопиться с вынесением суждения и прослеживать межпредметные связи. Приучить детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. Помочь детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

Приложение 4


Педагогическая копилка физминуток разного вида для уроков в начальной школе.

Физкульминутки для физической активности:

№1

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнём мы ножки.
Согнём правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнём левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

Поворот, наклон, прыжок

Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.

В ладошки мы похлопаем

В ладошки мы похлопаем
И чуть-чуть потопаем.
Раз — присели, два — привстали,
Три — нагнулись и достали
Правой ручкой башмачок,
Левой ручкой — потолок.
И ещё разок присядем!
А теперь на место сядем.

№2

Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)
Дети овощи учили: (Прыжки на месте)
Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)
Хрен, морковка, чесночок (Хлопки в ладоши).

№3

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место сесть опять.

№4

Мы топаем ногами, 
Мы хлопаем руками, 
Киваем головой. 
Мы руки поднимаем, 
Мы руки опускаем

И вновь писать начнем.

№5

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Раз – подняться. Подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,


Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сядь.

Физкультминутки для снятия перенапряжения со зрительного аппарата

№1

Вот окошко распахнулось, (Разводят руки в стороны.)
Кошка вышла на карниз.
(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)
Посмотрела кошка вверх. (Смотрят вверх.)
Посмотрела кошка вниз. (Смотрят вниз.)
Вот налево повернулась. (Смотрят влево.)
Проводила взглядом мух.
(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз. (Дети приседают.)
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота. (Смотрят прямо.)
И закрыла их в мурчаньи. (Закрывают глаза руками.)

№2

Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

№3

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют (Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко (Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем (Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх-вниз)

№4

Кот на солнышке сидит,
Глаз закрыт, другой закрыт
(закрыть по очереди оба глаза)
Кот играет в «Жмурки»
(крепко зажмуриться)
— С кем играешь, Васенька?
— Мяу, с солнцем красненьким!
(открыть оба глаза)

№5

Белка дятла поджидала,(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка дятел посмотри! (Смотрят вверх-вниз.)
Вот орехи — раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой (Моргают глазками.)
И пошел играть в горелки.
(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).

Физкультминутки для гимнастики пальцев рук:

№1

Мы писали, мы писали, 
Наши пальчики устали,
 
Мы немножко отдохнем 
И опять писать начнем.

№2

Дети встают из-за парт, становятся в проход так, чтобы можно было вытянуть вперед руку и не задеть товарища.

Вот помощники мои, - вытягивают руки вперед 
Их как хочешь поверни. - поворачивают кистями в разные стороны
Раз, два, три, четыре, пять. 
Постучали, повертели - хлопают в ладоши
И работать захотели. 
Тихо все на место сели. - дети садятся за парты

№3

В этой разминке повторяем движения за словами:

Руки кверху поднимаем, 
А потом их отпускаем. 
А потом их развернем, 
И к себе скорей прижмем. 
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.

№4

Ёжик топал по дорожке 
И грибочки нёс в лукошке. 
Чтоб грибочки сосчитать, 
Нужно пальцы загибать. 
(Дети загибают по очереди пальцы, сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.)

№5

Дружно пальчики сгибаем, 
Крепко кулачки сжимаем. 
Раз, два, три, четыре, пять – 
Начинаем разгибать. 
(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)

Физкультминутки для устранения искривления осанки:

№1

«Часы»
Основная стойка
Поочередно менять положение рук: вперед-назад.

№2

«Стрелки»
Ноги вместе, руки в стороны
Скрестить руки вверху, развести в стороны, скрестить внизу.

№3

«Маятник»
Ноги врозь, руки на поясе
Покачиваться вправо-влево.

№4

«Пружинки»
Основная стойка, руки на поясе, спина прямая
Полуприседать, руки за голову, локти назад.

№5

«Озорной котенок»
Основная стойка
Подняться на носки, руки к плечам, ладони вперед, тянуться вверх, живот подтянут, лопатки вместе.

Физкультминутки для снятия общего переутомления:

№1

Игра «Карлики – Великаны».

По команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» - встают. Учитель тоже выполняет вместе с учениками все действия, но через некоторое время нужно начать делать ошибки. (Например, присесть при слове «Великаны»).