Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2155

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Диверсификация – определяется как необходимое и достаточное разнообразие видов и типов учреждений, образовательных услуг, подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных потребностей участников педагогического процесса.

Информатизация образования – введение повсеместно на всех ступенях образования передовых информационных технологий, их активное использование в образовании и самообразовании субъектов педагогического процесса.

Регионализация образования – активное развитие этнокультурной, региональной составляющей образования наряду с федеральными требованиями к качеству образования.

Увеличивающийся разрыв в качестве предоставляемых образовательных услуг в городской и сельской местности, в разных регионах страны.

Направленность образовательных учреждений на переход в режим развития. Однако не всегда фактический. В ряде случаев этот переход носит декларативный характер и ограничивается подготовкой пакета необходимых документов.

Развитие дошкольного образования сегодня связывается:

- с увеличением внимания государства к этой сфере образования, ростом дотаций, повышением престижа педагогической профессии в обществе;

- с созданием единого федерального стандарта дошкольного образования, служащего ориентиром в педагогической деятельности и мерилом качества предоставляемого образования в ДОУ;

- с переходом к личностно-ориентированному взаимодействию участников педагогического процесса в ДОУ;

- с созданием условий для воспитания субъектной позиции ребенка во всех видах детской деятельности;

- с индивидуализацией в организации дошкольного образования детей исходя из их возможностей здоровья, развития, места проживания, особенностей культуры и др.;

- с вариативностью дошкольного образования (содержания, технологий), развитием его различных форм (ДОУ, группы выходного дня, центры развития детей раннего возраста; адаптационные группы, детские площадки, группы для подготовки детей к школе, летние группы детского сада и др.);

- с усилением преемственных связей ДОУ с семьей, школой, др. учреждениями оздоровления, образования, культуры, науки;

- с обеспечением широкого обмена педагогическим опытом в дошкольной среде (в регионе, в стране), обеспечением разнообразных возможностей для повышения квалификации;

- с информатизацией дошкольного образования – появлением в ДОУ технических средств, помогающих и обогащающих возможности специалистов ДОУ;


- с переходом ДОУ в осознанный, целенаправленный режим развития.

Достижения, имеющиеся сегодня в дошкольном образовании (теории, технологии, программы), потенциал педагогов, дошкольные учреждения, передовой педагогический опыт являются сегодня ресурсами развития дошкольного образования в личностно-ориентированной, деятельностной парадигме.


Тема 5. Целостный педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении

План

  1. Содержание понятий «процесс», «педагогический процесс», «образовательный процесс». «целостность»

  2. Структура, функции, движущие силы педагогического процесса.

  3. Основные этапы педагогического процесса в ДОУ.

  4. Закономерности и принципы педагогического процесса в ДОУ.

  5. Особенности педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать определения понятий к вопросу № 1, указать авторство, сравнить, выделить в них общее и отличное.

  2. Построить таблицу «Закономерности и принципы педагогического процесса в ДОУ» и заполнить ее, используя список литературы к занятию. Показать специфику принципов ЦПП в дошкольном учреждении.

Рекомендуемая литература

  1. Актуальные проблемы дошкольной педагогики и психологии: Межвуз. Сборник науч. трудов. – Киев, 1986.

  2. Буре Р.С. Детский сад и проблемы гуманизации педагогического процесса // Дошкольное воспитание. 1994. № 3.

  3. Дошкольное образование: начало века: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Барнаул, 2003.

  4. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М., 2007. – 208 с.

  5. Крулехт М.В. Конструирование педагогического процесса детского сада на основе концепции целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997. – С. 12-13.

  6. Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Вестник образования. 1995. № 2.

  7. Педагогический процесс в дошкольном учреждении // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.

  8. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. – М., 2003.

  9. Характеристика современного педагогического процесса в ДОУ / Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2005. – С. 28.

  10. Учебники «Педагогика» разных авторов (по общей теории педагогическогопроцесса).

  11. Юдин Н.Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. – М., 1972.


Программы обучения и воспитания в ДОУ

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. – М., 1985

  2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб., 1997.

  3. Методические советы к программе "Детство". – СПб., 2001.

  4. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева и др. – М., 2000.

  5. Из детства в отрочество / Под ред. Т.Н. Дороновой. – М., 1998.

  6. Золотой ключик / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова и др. – М., 1996.

  7. Радуга: Программа воспитания и обучения детей от 3 до 7 лет / Т.Н. Доронова, В.А. Гербова и др. – М., 1997.

  8. Развитие / Л.И. Венгер, О.М. Дьяченко. – М., 1995.

  9. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999.




  1. Содержание понятий «процесс», «педагогический процесс», «образовательный процесс». Подходы к образовательному процессу в ДОУ

Педагогический процесс – способ организации жизни детей в дошкольном учреждении. Н.А. Короткова отмечает, что школа с совершенно иным укладом не втянет в себя детей 5-7 лет под предлогом «предшкольного образования». Ребенок до 7 лет нуждается в особом образовательном пространстве, отличающемся от узкой домашней обстановки, и от школы. Такое пространство – хороший детский сад» (4; с. 6). Для того, чтобы понять, что такое педагогический процесс, какова его специфика в ДОУ, необходимо начать с понимания сущности педагогического процесса, а затем рассмотреть особенности этого процесса в ДОУ.

Раскроем базовые понятия нашей темы. Самостоятельно выделите ключевые слова в определениях. Определите рабочее понятие для себя как будущего специалиста.

Процесс – (лат. - продвижение, стремление вперед) – закономерная, последовательная смена моментов, направленная на развитие чего-либо. Процесс может быть направлен не только на развитие, но и на угасание.

Процесс – изменение состояний любой системы во времени.

Педагогический процесс – система взаимосвязанных деятельностей детей и педагогов как интегрированная система процессов воспитания и самовоспитания, обучения и самообучения, развития и саморазвития (В.И. Андреев), а так же система последовательно следующих друг за другом педагогических ситуаций (Ю.П. Сокольников).

Педагогический процесс (И.Д. Хмель) – процесс взаимодействия детей между собой, направленный на овладение ими всеми богатствами культуры при целенаправленном руководстве педагога.


Педагогический процесс (Ю.К. Бабанский) – специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и детей, направленное на решение обучающих, воспитательных, развивающих задач.

Педагогический процесс (А.Г. Гогоберидзе) – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения.

Термин образовательный процесс в педагогических источниках рассматривается как тождественный педагогическому. Это процесс систематического, последовательного, целенаправленного, управляемого взаимодействия участников процесса, направленный на решение оздоровительных, обучающих, воспитательных, развивающих, коррекционных задач.

Сущность педагогического процесса рассматривается в учебниках педагогики (Ю.К. Бабанский, В.И. Лихачев. И.П. Подласый) как обеспечение единства воспитательной, обучающей, развивающей, оздоровительной, коррекционной, интеграционной деятельности в ходе взаимодействия его участников. По отношению к любому педагогическому процессу используется термин целостность, подчеркивающий подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Целостность – свойство предметов, обозначающее его внутреннее единство и одновременно его автономность от окружающей среды. В речи педагогов понятие «целостный педагогический процесс» используется реже, для удобства это понимание целостности заключено уже в понимание сущности этого процесса.

Педагогический процесс. Отмечает Ю.К. Бабанский, имеет двусторонний характер – это деятельность педагога (преподавание) и деятельность детей (учение). В случае педагогического процесса в ДОУ этих сторон становится больше, так как взаимодействие воспитателей и дошкольников не сводится к преподаванию и учению. Он значительно шире и многогранней в силу многих факторов (возраста детей, их возможностей и потребностей, режима дня дошкольников, времени, отводимого на взаимодействие участников процесса в течение дня, задач Программы воспитания и обучения детей, видов деятельности, осваиваемых детьми в этот период и др.). Смысл педагогического процесса – в освоении одним поколением опыта предшествующих, путем воспитания и обучения и превращении социального опыта во внутренние качества, свойства, отношения личности. Динамика педагогического процесса зависит от характера взаимодействия его участников, их активности, диалогичности, положительного эмоционального климата в ДОУ.