Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2151
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ведущими характеристиками педагогического процесса являются: целенаправленность, целостность, наличие связей между участниками, деятельностный характер взаимодействия.
Рассмотрим, как понимался педагогический (образовательный) процесс в дошкольной педагогике сегодня и на протяжении своего исторического развития. Н.А. Короткова пишет, что можно выделить 3 подхода к построению педагогического процесса в общественном дошкольном воспитании.
Первый подход заключается в понимании дошкольного воспитания как подготовительного этапа к переходу ребенка к школьному обучению. Ключевым при организации работы педагогов является вопрос о преемственности дошкольной и школьной ступеней образования. Основу образовательного процесса составляют упрощенные по содержанию академические учебные предметы. Их усвоение создает базу для школьного обучения. Содержание дошкольного образования выстраивается в логике последовательно усложняющегося и повторяющегося ежегодно учебного материала. Ведущей формой обучения детей являются занятия. Этот подход «работает» и в настоящее время, объясняемый массовым запросом родителей и школы в подготовленных для дальнейшего образования детей.
Второй подход к организации образовательного процесса в детском саду связан с объединением и выстраиванием занятий в соответствии с единой задачей возрастного развития. Например Ф.Фребель выстраивал все занятия с детьми под единым знаком игры, в которой активно разворачиваются и дифференцируются внутренние силы ребенка, а так же в ребенок переходит от симбиоза с матерью к самостоятельности и взаимодействию со сверстниками (подробнее источник 4). Примером может служить и система М. Монтессори, которая видела задачу дошкольного возраста в сенсорном и сенсомоторном развитии посредством специально созданной развивающей среды и дидактических материалов. Этот подход выстраивает педагогический процесс на едином основании и делает его целостным. Однако существует опасность ограничения жизненного пространства детей и сведения всей деятельности детей к одной задаче.
Третий подход связан с «Новой школой» - методами обучения Дж. Дьюи, Ж.-О. Декроли в первой трети 20 века. Подход связан со стремлением сделать педагогический процесс в детском саду активным, поставить ребенка в активную, поисковую позицию. При этом они выступали за приближение задач обучения детей с реальной жизненной практикой. На первый план выступает поисковая активность, жизненный опыт, познавательные интересы ребенка. Их идеи получили дальнейшее развития сегодня в проектных методах обучения в ДОУ.
Анализируя эти подходы Н.А. Короткова отмечает раздутость, мозаичность, отрывочность большинства компонентов современных образовательных программ. Рассуждая о педагогическом процессе, она отмечает, что нужны новые Рамочные программы работы с дошкольниками. Они должны содержать целевые ориентиры, описание общей модели образовательного процесса, стратегические принципы его организации. Методические рекомендации к программе (тактика) должны быть вариативны, представлены для выбора воспитателя. Воспитателю важно стать соавтором образовательного процесса, создавая его целостность для своей группы детей. В этом случае, возможно, по мнению Коротковой Н.А., обеспечить единый процесс, реализовать ведущую задачу возраста в единстве с осмысленностью и активностью деятельности детей, а так же связать занятия в ДОУ с реальной жизненной детской практикой.
Современные образовательные программы в ДОУ исходят из четкого деления на игру и жестко регламентированные занятия (которые занимают преимущественное место в педпроцессе). При таком подходе игра не выполняет присущие ей функции и превращается только в досуг. Н.А. Короткова предлагает при конструировании педагогического процесса, разделять в нем интегрированные между собой практики - игру (как самостоятельную деятельность детей) и организуемые совместно со взрослым практики - продуктивную, познавательно-поисковую, коммуникативную, чтение детям художественной литературы. Отсутствие той или иной практики в жизни ребенка приводит к ущербу в его становлении как личности, к неблагоприятной фиксации ребенка на какой-то одной сфере инициативы.
М.В. Крулехт, как представитель петербургской научно-педагогической школы, так же рассматривает вопрос о конструировании образовательного процесса в ДОУ с учетом требований к современной системе дошкольного образования. По ее мнению конструирование педагогического процесса в детском саду необходимо строить на основе концепции целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности. Поэтому взрослые, организующие процесс взаимодействия с детьми, осуществляют развитие субъектных качеств дошкольников (инициатива, самостоятельность, отсутствие конформизма, творчество. индивидуальность) в соответствии с возможностями возраста и опорой на ЗБР. Дети, включаясь в разные виды активности, учатся использовать свой личный опыт, принимать и ставить цели деятельности, строить последовательность своих действий, отбирать средства для их выполнения, оценивать результаты совместно со взрослым. Педагоги выступают организаторами образовательного пространства и партнерами по деятельности. Их задача обеспечить развивающее пространство, грамотно выстроить день в соответствии с режимом, предоставляя детям право выбора видов активности и их сменяемости в течение дня. Субъектные качества проявляются достаточно ярко к старшему дошкольному возрасту, получая свое последовательное развитие с момента поступления дошкольника в детский сад. При этом, автор отмечает необходимость перестройки сознания педагогов ДОУ, формирования их готовности к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми и уважению их потребностей и желаний.
Краткая характеристика выше обозначенных подходов к построению образовательного процесса позволяет глубже понять сущность изучаемого педагогического явления, увидеть его с позиции разных авторов. Далее остановимся на академическом в педагогике понимании структуры и функций педагогического процесса, механизма его развития.
-
Структура, функции, движущие силы педагогического процесса
Понимание сущности педагогического явления или процесса невозможно без понимания структурных составляющих, функционального назначения процесса. Не менее важным является понимание источников развития изучаемого процесса.
Что же движет развитие педагогического процесса во времени, наталкивает специалистов на его совершенствование, разработку новых подходов и технологий. Движущей силой развития по законам диалектики являются противоречия. По характеру своего действия на педагогический процесс в педагогике выделяют внешние и внутренние противоречия.
Примерами внешних противоречий могут выступать противоречия:
- между значимостью образования в развитии общества и отношением государства к системе образования;
- между потребностями системы образования и реальными экономическими, правовыми, материальными условиями, создаваемыми обществом;
- между социальным заказом общества системе образования и ее реальными возможностями по его осуществлению и др.
К внутренним противоречиям относятся:
- несоответствие между педагогическими теориями, технологиями и требованиями современного общества к развитию личности;
- между педагогическими требованиями, предъявляемыми дошкольникам и их реальными возможностями по выполнению этих требований;
- между познавательными потребностями детей и реальными возможностями по их удовлетворению;
- между коллективным характером воспитания и обучения и индивидуальными возможностями, интересами детей;
- между новыми и ранее приобретенными знаниями, умениями и навыками, качествами, ценностями ребенка.
Названные противоречия служат источником активного их преодоления, что направляет самодвижение педагогического процесса, его развитие.
Педагогический процесс выполняет по отношению к его участникам ряд функций. Охарактеризуем эти функции.
Функции целостного педагогического процесса:
1) Дидактическая – заключается в передаче детям основ знаний, умений, навыков в областях эстетического, социально-нравственного, трудового, физического, интеллектуального развития
2) Воспитательная – заключается в воспитании положительных качеств и свойств личности, привычек поведения, формировании системы отношений детей к себе, другим, окружающему миру.
3) Развивающая – заключается в формировании психических процессов, способностей личности (познавательных, коммуникативных, организаторских, конструктивных, художественных, двигательных и др.), возрастных новообразований.
Кроме этих принятых в классических учебниках педагогики, выделяют функции оздоровительную, коррекционную (преимущественно для коррекционного педагогического процесса), валеологическую, интегрирующую, координирующую и др.
Эти функции могут быть реализованы в случае обеспечения специалистами целенаправленности, последовательности, единства и органичной взаимосвязи компонентов педагогического процесса.
Рассмотрим структуру педагогического процесса, независимо от места его протекания. Структура – строение, расположение элементов в системе и связи между ними. Существует ряд подходов к рассмотрению составляющих образовательного процесса.
ЦПП включает частные педагогические процессы – воспитание, самовоспитание, взаимовоспитание, самообразование; учебную и внеучебную работу; процессы физического, нравственного, эстетического, познавательного и др. направления развития; регламентированную, свободно организованную и самостоятельную деятельность детей и др.
Традиционно Ю.К. Бабанский в структуре педагогического процесса (ПП) выделяет компоненты: цель, задачи, содержание, формы, методы, средства, результаты. В этой структуре просматривается процесс, но нет его участников.
П. И. Подласый выделил компоненты процесса на основе идей Ю.К. Бабанского.
1. Целевой компонент – объединяет все многообразие целей и задач педагогического процесса от глобальных целей–идеалов до частных целей ПП (целей нравственного, познавательного, эстетического, трудового, патриотического воспитания и развития).
В системе дошкольного образования основной целью является воспитание всесторонне и гармонично развитой, физически и психически здоровой личности, готовой к адекватному вхождению в социум.
Цель-идеал дошкольного образования конкретизирует целая система задач:
задачи физического, умственного, социально-нравственного, эстетического, трудового, экологического, патриотического, полового воспитания, задачи подготовки к школьному обучению.
2. Содержательный компонент – отражает смысл, вкладываемый в общую цель и конкретные задачи. Содержание ПП включает дидактически адаптированные отрезки социального опыта, основываясь на которые осуществляется воспитательная, обучающая, развивающая работа с детьми. Содержание ПП определяется госстандартом и образовательными программами.
Усвоение необходимого содержания дошкольного образования осуществляется в ходе деятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Какие виды деятельности фигурируют в дошкольном возрасте:
- игровая
- коммуникативная
- познавательная
- предметная
- исследовательская
- двигательная
- художественно-эстетическая
- трудовая.
Общение является особой потребностью детей дошкольного возраста, обеспечивает полноценное психическое развитие. В общении реализуются многие другие потребности ребенка (в познании, одобрении, защищенности, оценке, разнообразии впечатлений и др.).
Освоение необходимого содержания происходит с помощью системы форм, методов и средств. Их комплекс составляет деятельностный (процессуальный) компонент ПП. Деятельностный происходит от слова деятельность – компонент определяет характер взаимодействия педагога и детей, способы их сотрудничества и механизмы управления педагогическим процессом. Деятельность реализуется посредством адекватно подобранного комплекса форм, методов и средств организации обучения и воспитания. Это операциональная сторона педагогического процесса, которая технологически обеспечивает достижение поставленных задач, освоение детьми содержания дошкольного образования.
4. Результативный компонент – отражает эффективность протекания образовательного процесса, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью. Наличие результативного компонента дает педагогам возможность:
- подвести итоги педагогического процесса;
- определить эффективность или выявить минусы педагогической деятельности;
- своевременно корректировать ход процесса;
- учесть достоинства и недостатки предыдущего опыта и построить на этой основе дальнейший педагогический процесс.