Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1782

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Результативный компонент предполагает оценку хода и результатов педагогического процесса. Оценка результатов может быть текущая, оперативная, итоговая. Именно она на разных этапах педагогического процесса позволяет специалистам получать своевременную информацию о сторонах процесса, его эффективности, единстве компонентов, характере и результатах взаимодействия участников педагогического процесса. Процедуру и способы осуществления этих форм контроля результатов педагогического процесса рассмотрим позднее при изучении тем учебного курса «Организация методической работы в ДОУ».

Не менее важным в понимании сущности педагогического процесса является выделение этапов его протекания. Рассмотрим их в следующем вопросе.

  1. Основные этапы педагогического процесса

Педагогический процесс имеет циклический характер, т.е. в его развитии можно выделить одни и те же этапы. Этапы показывают последовательность развития педагогического процесса. Рассмотрим этапы, выделенные И.П. Подласым.

1) Подготовительный этап – создаются условия для протекания ПП. Осуществляется целеполагание, диагностика имеющихся условий, определение необходимых условий (организационных, педагогических, психологических, кадровых, материально-технических и др.), прогнозирование достижений, планирование и проектирование развития образовательного процесса.

2) Основной этап – непосредственное осуществление педагогического процесса в соответствии с поставленными целями и задачами; определенным содержанием, с помощью комплекса форм, методов и средств. Важную роль здесь играет обеспечение эффективного взаимодействия участников педагогического процесса. Важны обратные связи между участниками на всех этапах.

3) Аналитический этап – анализ достигнутых результатов педагогического процесса. Аналитический этап необходим для:

- избежания повтора ошибок, неизбежно возникающих в ходе педагогического процесса;

- учета негативных сторон в дальнейшей организации педагогической работы, выделении неэффективных моментов в деятельности;

- обучения, повышения педагогического мастерства специалистов.

На этом этапе необходимо определить причины несоответствия целей, хода и результатов ПП. Устранение этих причин помогает оптимизировать процесс взаимодействия участников ЦПП. Участниками педагогического процесса являются его субъекты (дети, родители, педагоги, администрация). Все они в разное время занимают как позицию субъекта, так и объекта. Эта тема подробнее рассмотрена нами в учебнике выше (Тема 3). Здесь вспомним, что:


- субъект – транслятор опыта, знаний, отношений, носитель цели деятельности, обладающий активностью, инициативой, самостоятельностью, творчеством;

- объект – принимающий цель ПП, содержание, средства воспитания и обучения.

В зависимости от образовательной парадигмы, принятой в данном образовательном пространстве преобладающим становится разный тип взаимодействия участников педагогического процесса: субъект-субъектные, субъкт-объектные. В этом случае ребенок может занимать позицию субъекта или объекта. Так же эти позиции в разные отрезки времени могут чередоваться исходя в зависимости от источника активности при взаимодействии. В рамках общественно-ценной личностно-ориентированной парадигмы в образовании приоритетными являются субъкт-субъектные отношения.

Субъект-субъектные отношения – в качестве субъектов выступают педагог и дети, а в качестве объекта предмет усвоения – содержание образования, подлежащее усвоению.

Педагогический процесс в образовательном учреждении имеет свои характерные свойства. Раскроем их.

Свойства ПП

  1. Цель ПП охватывает не только задачи обучения и воспитания, она ориентирует на всестороннее развитие личности.

  2. ПП взаимно усиливает входящие в него процессы: рост образованности влияет на рост воспитанности, на образование влияет самообразование и взаимообучение и т.п.

  3. ПП ведет к слиянию педагогического и детского коллективов.

  4. ПП создает возможности для взаимопроникновения друг в друга методов обучения и воспитания.

  5. ПП позволяет реализовать программно-целевой подход к планированию работы образовательного учреждения.

  6. ПП имеет свои закономерности и принципы, отражающие его целостность.




  1. Закономерности и принципы педагогического процесса

Педагогический процесс имеет свои закономерности функционирования и развития. Закономерности определяют ведущие принципы, которыми важно руководствоваться в организаторам педагогического процесса. Под закономерностями понимаются объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между явлениями и процессами, характеризующие их развитие. Закономерности педагогического процесса отражают комплекс внутренних и внешних связей внутри этого процесса.



Рассмотрим один из подходов к определению закономерностей и принципов педагогического процесса.

Закономерности педагогического процесса

(В.А. Сластенин, Е.И. Шиянов, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко)

  1. Обязательное присвоение подрастающими поколениями социального опыта старших поколений (основной закон ПП).

  2. Обусловленность целей, содержания, форм, методов, средств педагогической деятельности уровнем развития общества, его отношением и вложениями в образование (политика, идеология государства определяет уровень развития образования).

  3. Эффективность ПП закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (психологических, педагогических, медицинских, кадровых, социальных, материально-технических и др.).

  4. Объективная зависимость результатов ПП от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром.

  5. Соответствие целей, содержания, форм, методов, средств возрастным возможностям детей.

  6. Взаимосвязь и взаимообусловленность целей, задач, содержания, форм, методов, средств и результатов ПП.

Принципы педагогического процесса вытекают из установленных наукой закономерностей этого процесса. Принципы (основа, первоначало) – система исходных, основных требований выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач развития личности, это практические указания, руководящие требования по осуществлению в рассматриваемом случае педагогического процесса.

Принципы педагогического процесса

  1. Принцип воспитания и обучения личности в процессе деятельности, учета ведущего вида деятельности в каждый возрастной период.

  2. Единство требований к ребенку и уважение его личности.

  3. Принцип диалогичности во взаимодействии педагога и детей.

  4. Сочетание педагогического руководства с развитием инициативы и самостоятельности, сознательности и активности дошкольников.

  5. Соответствие воспитания и обучения возрастным и индивидуальным возможностям детей.

  6. Принцип гуманистической направленности и личностной ориентации в ПП.

  7. Ориентированность ПП на освоение всех компонентов социального опыта, обеспечение единства знаний, умений, отношений, поведения, творчества.

  8. Принцип преемственности, систематичности и последовательности в обучении, воспитании, развитии.

  9. Принцип наглядности в воспитании и обучении.

  10. Принцип доступности и посильности обучения и воспитания.

  11. Принцип развивающего обучения – обучения, ведущего за собой развитие.


Педагогический процесс – это процесс, содержащий в себе два значимых подпроцесса – воспитание и обучение детей. Для дальнейшего понимания сущности воспитания и обучения дошкольников в педагогическом процессе, необходимо рассмотреть их сходство и отличие. Отразим их в таблице.

Отличия процессов обучения и воспитания


ВОСПИТАНИЕ

ОБУЧЕНИЕ

1. Направлено на развитие качеств личности, системы отношений к себе, окружающему.

1. Направлено на формирование системы знаний, умений, навыков, овладение законами, теориями.

2.Ведущая функция – воспитательная.

2. Ведущая функция – обучающая.

3. Не имеет строгой регламентации (воспитание происходит постоянно в повседневной жизни – целенаправленно и стихийно).

3. Строго регламентирован формой обучения (занятие, экскурсия, урок, семинар, лекция).

4. Результат отсрочен во времени.

4. Возможно сразу видение результата.

Общее в обучении и воспитании

  1. Обучение и воспитание являются целостными, взаимосвязанными частями ЦПП и в нем реализуются.

  2. Воспитание и обучение направлены на развитие личности человека.

  3. В этих процессах социально-объективное становится личностно-индивидуальным.

  4. Воспитание и обучение выполняют з функции – воспитательную, обучающую и развивающую.

Выделение общих и отличительных особенностей этих процессов позволяет яснее представить их как части целостного педагогического процесса, и , вместе с тем, видеть их специфические отличия и место в ЦПП.

Таким образом, рассмотрев и вспомнив структуру, функции, свойства, движущие силы, закономерности и принципы педагогического процесса, мы актуализировали сущность этого процесса, что позволяет нам на этой основе раскрыть специфику педагогического процесса применительно к дошкольному образовательному учреждению.


  1. Специфика педагогического процесса в ДОУ

Специфика ЦПП в ДОУ определяется:

- возрастом детей, т.е. особенностями их развития в разные возрастные периоды дошкольного детства;


- закономерностями и принципами воспитания и обучения;

- режимом дня детей в каждой возрастной группе;

- законом «Об образовании», госстандартом дошкольного образования (проектом), образовательными программами;

- типом ДОУ (санаторного, комбинированного, семейного типа, центр развития, для детей с отклонениями в развитии);

- организационными, психологическими, педагогическими, бытовыми, кадровыми условиями;

- спецификой целей, содержания, форм, методов и средств организации воспитания и обучения дошкольников;

- контингентом педагогов, детей, родителей в конкретном ДОУ;

- способами организации жизни детей.

Дошкольное детство не должно рассматриваться как подготовка к школьной ступени образования, тем самым ограничивая значимость и самоценность этого периода развития человека. Этот период уникален своими ценностями и смыслами, которые могут быть прожиты только в дошкольном детстве.

ДОУ – уникальное пространство накопления ребенком опыта взаимодействия с миром, опыта познания и проникновения в культуру, знакомства и приобщения к человеческим отношениям.

В дошкольном возрасте дети открывают мир для себя и одновременно раскрывают себя миру.

Цели педагогического процесса в ДОУ в первую очередь связаны с раскрытием целостной природы ребенка и ее своеобразия. Педпроцесс становится комплексом условий, направленных на развитие личности ребенка, его деятельности, накопления опыта общения и взаимодействия с миром людей и миром культуры. Цели определяются социальным заказом общества, ценностной позицией педагога, целевыми установками образовательного учреждения, при учете интересов и склонностей ребенка, потребностей детей и социальных запросов родителей.

Целостность педагогического процесса в ДОУ определяется как целостность процессов социализации и индивидуализации дошкольника, сохранение природы ребенка и ее развитие в культуре, обогащение индивидуального культурного опыта. Целостность должна просматриваться:

- в медико-психолого-педагогическом сопровождении ребенка;

- в единстве воспитательных, образовательных, развивающих задач;

- в целостности жизнедеятельности ребенка, т.е. обогащения развития ребенка должно происходить при опоре на имеющийся опыт, индивидуальную субкультуру ребенка