Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2148
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результативный компонент предполагает оценку хода и результатов педагогического процесса. Оценка результатов может быть текущая, оперативная, итоговая. Именно она на разных этапах педагогического процесса позволяет специалистам получать своевременную информацию о сторонах процесса, его эффективности, единстве компонентов, характере и результатах взаимодействия участников педагогического процесса. Процедуру и способы осуществления этих форм контроля результатов педагогического процесса рассмотрим позднее при изучении тем учебного курса «Организация методической работы в ДОУ».
Не менее важным в понимании сущности педагогического процесса является выделение этапов его протекания. Рассмотрим их в следующем вопросе.
-
Основные этапы педагогического процесса
Педагогический процесс имеет циклический характер, т.е. в его развитии можно выделить одни и те же этапы. Этапы показывают последовательность развития педагогического процесса. Рассмотрим этапы, выделенные И.П. Подласым.
1) Подготовительный этап – создаются условия для протекания ПП. Осуществляется целеполагание, диагностика имеющихся условий, определение необходимых условий (организационных, педагогических, психологических, кадровых, материально-технических и др.), прогнозирование достижений, планирование и проектирование развития образовательного процесса.
2) Основной этап – непосредственное осуществление педагогического процесса в соответствии с поставленными целями и задачами; определенным содержанием, с помощью комплекса форм, методов и средств. Важную роль здесь играет обеспечение эффективного взаимодействия участников педагогического процесса. Важны обратные связи между участниками на всех этапах.
3) Аналитический этап – анализ достигнутых результатов педагогического процесса. Аналитический этап необходим для:
- избежания повтора ошибок, неизбежно возникающих в ходе педагогического процесса;
- учета негативных сторон в дальнейшей организации педагогической работы, выделении неэффективных моментов в деятельности;
- обучения, повышения педагогического мастерства специалистов.
На этом этапе необходимо определить причины несоответствия целей, хода и результатов ПП. Устранение этих причин помогает оптимизировать процесс взаимодействия участников ЦПП. Участниками педагогического процесса являются его субъекты (дети, родители, педагоги, администрация). Все они в разное время занимают как позицию субъекта, так и объекта. Эта тема подробнее рассмотрена нами в учебнике выше (Тема 3). Здесь вспомним, что:
- субъект – транслятор опыта, знаний, отношений, носитель цели деятельности, обладающий активностью, инициативой, самостоятельностью, творчеством;
- объект – принимающий цель ПП, содержание, средства воспитания и обучения.
В зависимости от образовательной парадигмы, принятой в данном образовательном пространстве преобладающим становится разный тип взаимодействия участников педагогического процесса: субъект-субъектные, субъкт-объектные. В этом случае ребенок может занимать позицию субъекта или объекта. Так же эти позиции в разные отрезки времени могут чередоваться исходя в зависимости от источника активности при взаимодействии. В рамках общественно-ценной личностно-ориентированной парадигмы в образовании приоритетными являются субъкт-субъектные отношения.
Субъект-субъектные отношения – в качестве субъектов выступают педагог и дети, а в качестве объекта предмет усвоения – содержание образования, подлежащее усвоению.
Педагогический процесс в образовательном учреждении имеет свои характерные свойства. Раскроем их.
Свойства ПП
-
Цель ПП охватывает не только задачи обучения и воспитания, она ориентирует на всестороннее развитие личности. -
ПП взаимно усиливает входящие в него процессы: рост образованности влияет на рост воспитанности, на образование влияет самообразование и взаимообучение и т.п. -
ПП ведет к слиянию педагогического и детского коллективов. -
ПП создает возможности для взаимопроникновения друг в друга методов обучения и воспитания. -
ПП позволяет реализовать программно-целевой подход к планированию работы образовательного учреждения. -
ПП имеет свои закономерности и принципы, отражающие его целостность.
-
Закономерности и принципы педагогического процесса
Педагогический процесс имеет свои закономерности функционирования и развития. Закономерности определяют ведущие принципы, которыми важно руководствоваться в организаторам педагогического процесса. Под закономерностями понимаются объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между явлениями и процессами, характеризующие их развитие. Закономерности педагогического процесса отражают комплекс внутренних и внешних связей внутри этого процесса.
Рассмотрим один из подходов к определению закономерностей и принципов педагогического процесса.
Закономерности педагогического процесса
(В.А. Сластенин, Е.И. Шиянов, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко)
-
Обязательное присвоение подрастающими поколениями социального опыта старших поколений (основной закон ПП). -
Обусловленность целей, содержания, форм, методов, средств педагогической деятельности уровнем развития общества, его отношением и вложениями в образование (политика, идеология государства определяет уровень развития образования). -
Эффективность ПП закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (психологических, педагогических, медицинских, кадровых, социальных, материально-технических и др.). -
Объективная зависимость результатов ПП от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром. -
Соответствие целей, содержания, форм, методов, средств возрастным возможностям детей. -
Взаимосвязь и взаимообусловленность целей, задач, содержания, форм, методов, средств и результатов ПП.
Принципы педагогического процесса вытекают из установленных наукой закономерностей этого процесса. Принципы (основа, первоначало) – система исходных, основных требований выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач развития личности, это практические указания, руководящие требования по осуществлению в рассматриваемом случае педагогического процесса.
Принципы педагогического процесса
-
Принцип воспитания и обучения личности в процессе деятельности, учета ведущего вида деятельности в каждый возрастной период. -
Единство требований к ребенку и уважение его личности. -
Принцип диалогичности во взаимодействии педагога и детей. -
Сочетание педагогического руководства с развитием инициативы и самостоятельности, сознательности и активности дошкольников. -
Соответствие воспитания и обучения возрастным и индивидуальным возможностям детей. -
Принцип гуманистической направленности и личностной ориентации в ПП. -
Ориентированность ПП на освоение всех компонентов социального опыта, обеспечение единства знаний, умений, отношений, поведения, творчества. -
Принцип преемственности, систематичности и последовательности в обучении, воспитании, развитии. -
Принцип наглядности в воспитании и обучении. -
Принцип доступности и посильности обучения и воспитания. -
Принцип развивающего обучения – обучения, ведущего за собой развитие.
Педагогический процесс – это процесс, содержащий в себе два значимых подпроцесса – воспитание и обучение детей. Для дальнейшего понимания сущности воспитания и обучения дошкольников в педагогическом процессе, необходимо рассмотреть их сходство и отличие. Отразим их в таблице.
Отличия процессов обучения и воспитания
-
ВОСПИТАНИЕ
ОБУЧЕНИЕ
1. Направлено на развитие качеств личности, системы отношений к себе, окружающему.
1. Направлено на формирование системы знаний, умений, навыков, овладение законами, теориями.
2.Ведущая функция – воспитательная.
2. Ведущая функция – обучающая.
3. Не имеет строгой регламентации (воспитание происходит постоянно в повседневной жизни – целенаправленно и стихийно).
3. Строго регламентирован формой обучения (занятие, экскурсия, урок, семинар, лекция).
4. Результат отсрочен во времени.
4. Возможно сразу видение результата.
Общее в обучении и воспитании
-
Обучение и воспитание являются целостными, взаимосвязанными частями ЦПП и в нем реализуются. -
Воспитание и обучение направлены на развитие личности человека. -
В этих процессах социально-объективное становится личностно-индивидуальным. -
Воспитание и обучение выполняют з функции – воспитательную, обучающую и развивающую.
Выделение общих и отличительных особенностей этих процессов позволяет яснее представить их как части целостного педагогического процесса, и , вместе с тем, видеть их специфические отличия и место в ЦПП.
Таким образом, рассмотрев и вспомнив структуру, функции, свойства, движущие силы, закономерности и принципы педагогического процесса, мы актуализировали сущность этого процесса, что позволяет нам на этой основе раскрыть специфику педагогического процесса применительно к дошкольному образовательному учреждению.
-
Специфика педагогического процесса в ДОУ
Специфика ЦПП в ДОУ определяется:
- возрастом детей, т.е. особенностями их развития в разные возрастные периоды дошкольного детства;
- закономерностями и принципами воспитания и обучения;
- режимом дня детей в каждой возрастной группе;
- законом «Об образовании», госстандартом дошкольного образования (проектом), образовательными программами;
- типом ДОУ (санаторного, комбинированного, семейного типа, центр развития, для детей с отклонениями в развитии);
- организационными, психологическими, педагогическими, бытовыми, кадровыми условиями;
- спецификой целей, содержания, форм, методов и средств организации воспитания и обучения дошкольников;
- контингентом педагогов, детей, родителей в конкретном ДОУ;
- способами организации жизни детей.
Дошкольное детство не должно рассматриваться как подготовка к школьной ступени образования, тем самым ограничивая значимость и самоценность этого периода развития человека. Этот период уникален своими ценностями и смыслами, которые могут быть прожиты только в дошкольном детстве.
ДОУ – уникальное пространство накопления ребенком опыта взаимодействия с миром, опыта познания и проникновения в культуру, знакомства и приобщения к человеческим отношениям.
В дошкольном возрасте дети открывают мир для себя и одновременно раскрывают себя миру.
Цели педагогического процесса в ДОУ в первую очередь связаны с раскрытием целостной природы ребенка и ее своеобразия. Педпроцесс становится комплексом условий, направленных на развитие личности ребенка, его деятельности, накопления опыта общения и взаимодействия с миром людей и миром культуры. Цели определяются социальным заказом общества, ценностной позицией педагога, целевыми установками образовательного учреждения, при учете интересов и склонностей ребенка, потребностей детей и социальных запросов родителей.
Целостность педагогического процесса в ДОУ определяется как целостность процессов социализации и индивидуализации дошкольника, сохранение природы ребенка и ее развитие в культуре, обогащение индивидуального культурного опыта. Целостность должна просматриваться:
- в медико-психолого-педагогическом сопровождении ребенка;
- в единстве воспитательных, образовательных, развивающих задач;
- в целостности жизнедеятельности ребенка, т.е. обогащения развития ребенка должно происходить при опоре на имеющийся опыт, индивидуальную субкультуру ребенка