Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1801

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Содержание понятий «воспитание», «самовоспитание», «взаимовоспитание», «перевоспитание». Структура, функции, движущие силы воспитательного процесса

Для получения системного и целостного представления о воспитании дошкольников раскроем ряд основных аспектов: содержание понятия, его связь с близкими понятиями, покажем структуру (цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, результаты), функции воспитания, особенности его осуществления в дошкольный период.

Воспитание – компонент целостного педагогического процесса в ДОУ, основы организации которого мы рассмотрели выше.

Категория «воспитание» рассматривается в науке в широком, узком и локальном смысле.

Воспитание (в широком смысле) - это процесс передачи от старшего поколения младшему социального опыта, обеспечивающего готовность их к жизни и труду.

Воспитание (в узком смысле) – это целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру.

В локальном смысле воспитание – формирование у ребенка какого-либо качества, привычки поведения.

При рассмотрении теории и методики образовательного процесса в ДОУ мы будем опираться на определение воспитания в узком смысле. В этом определении заложена основная суть и функция воспитания – формирование системы отношений ребенка к миру, себе, другим людям, воспитание качеств его личности, основ нравственной культуры.

Понятие воспитание тесно связано с рядом близких ей понятий: самовоспитание, взаимовоспитание, перевоспитание. Процессы само и взаимо воспитания «работают» на развитие личности. Их отличает источник воспитательного воздействия. В первом случае этим источником является сам ребенок, во втором – в качестве действующей стороны выступают другие люди (дети, взрослые).

Взаимовоспитание – разновидность отношений между людьми, возникающая в процессе взаимодействия, направленного на нравственное, социальное, эмоциональное развитие участников взаимодействия, их взаимообогащение, взаимообмен личностным опытом.

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на более полную реализацию человеком себя как личности, основываясь на активизации механизмов саморегуляции. Побудительной силой самовоспитания дошкольников является потребность в одобрении, положительной оценке деятельности и поведения взрослыми. Процесс носит ситуативный характер, требует подкрепления со стороны взрослого.


В отличии от само и взаимовоспитания, процесс перевоспитания направлен на изменение возникших у ребенка нежелательных черт, качеств личности. Источником перевоспитания, как правило, является взрослый, который целенаправленно воздействует на нежелательные черты, преобразуя их. Перевоспитание значительно более сложный процесс, так как в основе сформированных черт и отношений личности лежат закрепленные условные рефлексы, которые трудно разрушить. Как следствие, процесс не всегда результативен.

Перевоспитание, отмечает Г.М. Коджаспирова, – целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на исправление предшествующего результата воспитания человека, корректировку поведения, устранение ошибочных суждений и оценок, преодоление девиантного поведения.

Процесс воспитания в целостном педагогическом процессе имеет свою структуру. Вспомним, что структура – совокупность устойчивых связей между частями (компонентами) объекта, обеспечивающих их целостность.

Ю.К. Бабанский в структуре процесса воспитания выделяет шесть взаимосвязанных компонентов:

1. Стимулирующе-мотивационный – предполагает формирование мотивации развития и самосовершенствования у детей дошкольного возраста, формирование основ мировоззрения, ценностного отношения к окружающему, себе, другим людям.

2. Целевой – отражает цели воспитания детей на разных этапах дошкольного детства.

3. Содержательный – определяет содержание воспитания дошкольников – тот объем социального опыта – опыта общения, взаимодействия, личностной самопрезентации, необходимый для гармоничного развития детей дошкольного возраста.

4. Операционально-деятельностный – характеризует процессуальную сторону процесса воспитания в ДОУ, реализующуюся посредством комплекса форм, методов, организационно-педагогических условий и средств.

5. Контрольно-регулировочный – включает контроль и регулирование воспитательного процесса, коррекцию его хода и результатов, обеспечивает обратную связь в воспитании.

6. Оценочно-результативный - обеспечивает диагностику уровня воспитанности детей, установление соответствия цели и результатов, выявление причин их несоответствия, постановку новых целей и задач воспитания дошкольников в ДОУ.

Что является движущей силой в процессе воспитания? Противоречия, возникающие вне и внутри этого процесса. Это противоречия:



- между требованиями общества к уровню воспитанности детей и фактическим ее уровнем у дошкольников;

- между потребностями ребенка быть хорошим, действовать в соответствии с нормами морали, требованиями взрослых и реальными возможностями их удовлетворения;

- между знаниями и умениями ребенка и целью поставленной им извне;

- между старыми и вновь приобретаемыми знаниями ребенка об окружающем, о нормах и правилах поведения, общения.

Наличие этих противоречий движет процесс воспитания, придает ему динамичность, дает толчок к его совершенствованию.

Воспитание комплексно влияет на личность, ее развитие, образование. Процессы воспитания, обучения и развития тесно взаимосвязаны. Воспитание выполняет в образовательном процессе ДОУ три основные функции:

  1. Дидактическая (доминирующая функция в обучении) – предполагает усвоение детьми системы знаний, формирование способов деятельности;

  2. Воспитательная (доминирующая функция в процессе воспитания) – заключается в формировании у детей системы отношений к окружающему, себе, основ мировоззрения, ценностей, а так же в воспитании качеств личности дошкольников. Эта функция осуществляется в процессе общения взрослых и детей в разной деятельности, в процессе освоения нравственных норм и правил поведения;

  3. Развивающая функция – состоит в развитии в процессе обучения и воспитания психических процессов ребенка, его задатков и способностей, творчества как характеристики субъекта педагогического процесса.

Эти функции воспитания педагог реализует в комплексе, так как они диалектически связаны между собой и результаты реализации одной являются условием и основанием для реализации другой.


  1. Цели и задачи воспитания детей в дошкольный период

Цели и задачи воспитания задают предполагаемый результат и критерии оценки качества воспитательного процесса. Они придают процессу динамику и направленность.

Цель воспитания в педагогике раскрывается как модель конечного результата воспитания личности. Вместе с тем, конечность воспитания по отношению к личности условна, так как человек изменяется, развивается на протяжении всей жизни. Результат воспитаноости, обученности, развитости может быть соотносим с каждым из возрастных этапов и сопоставляем с возрастными критериями результативности этих процессов. Цель воспитания оказывает ориентирующее влияние на его содержание, формы, методы, средства, определяет направление воспитательных программ, указывает на желаемый результат процесса.


Цели воспитания, отмечает О.П. Морозова, могут быть классифицированы по разным основаниям:

- по масштабу цели – стратегические (глобальные), тактические 9как раскрытие стратегических), локальные;

- по степени конкретности – конкретные, абстрактные;

- по временному основанию – отдаленные, близкие, непосредственные;

- по содержанию – цели физического, умственного, социально-нравственного, эстетического воспитания;

- по характеру влияния на личность – дидактические (обучающие), воспитательные, развивающие, коррекционные и др.

Цели воспитания тесно связаны с государственными образовательными стандартами, в которых эти цели закрепляются федеральным законодательством. Педагогические цели проходят через закон «Об образовании РФ». Выделяется в «Конвенции о правах ребенка». Цели дошкольного образования отмечаются в Концепции дошкольного воспитания. В этих нормативных документах обозначена обобщенная (глобальная, идеальная) цель воспитания дошкольников и приобретает диагностируемое выражение.

В законе «Об образовании» цель дошкольного образования рассматривается как воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление здоровья, развитие индивидуальных способностей дошкольников, коррекция возникающих нарушений в развитии.

Концепция дошкольного воспитания созвучна законодательству. В ней цель воспитания дошкольников формулируется как всестороннее гармоничное развитие ребенка, которое предусматривает:

- охрану и укрепление здоровья;

- обеспечение полноценного физического развития;

- всестороннее психическое развитие и формирование личности ребенка.

Таким образом, цель воспитания дошкольников состоит во всестороннем гармоничном развитии личности и деятельности дошкольников. В свою очередь термин «всестороннее воспитание и развитие» предполагает целый спектр диагностируемых подцелей, характеризующих всесторонность. Процесс воспитания интегрируется как процесс управления физическим, интеллектуальным, психическим, нравственным, эстетическим, социальным развитием, трудовой подготовкой, развитием экологической, половой, правовой, экономической культуры субъекта образования.

Понятие «гармоничное» предполагает согласованное, преемственное, равномерное развитие личности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.


Фактически так поставленная цель предполагает максимально полное развертывание наследственных задатков человека, которые составляют поле его природных возможностей.

Идея гармонизации и всесторонности воспитания исторически не нова. Она появилась в эпоху Возрождения , затем у французских просветителей 18 века. В России постановка такой цели связывается с именами революционеров-демократов, потом она становится государственно установленной в СССР. Эта цель вошла во многие международные декларации ЮНЕСКО.

Цель воспитания определяется социальным заказом и формулируется в государственных документах. Она имеет обобщенный характер и подлежит конкретизации в субцелях. Эти цели имеют диагностичный характер, четкие и конкретные, по отношению к ним могут быть выработаны критерии и показатели реального достижения.

Часто обобщенная цель воспитания дошкольников подвергается критике из – за ее нереализованности, недостаточности тех или иных правовых, социальных, экономических условий ее реализации в педпрактике, как следствие, труднодостижимость этой цели. Однако, имея цель-идеал, важно стремиться к ее достижению в педагогической действительности.

Цель воспитания дошкольников конкретизируется в задачах, которые указывают траекторию к достижению цели. Задачи дошкольного воспитания классифицируются по содержанию – задачи физического, умственного, социально-нравственного, эстетического, трудового, экологического, полового воспитания. Раскроем эти задачи.

Задачи воспитания дошкольников

1. Задачи физического воспитания – охрана и укрепление здоровья, совершенствование развивающегося организма, формирование двигательных умений и навыков, физических качеств, формирование культурно-гигиенических навыков, устойчивого положительного эмоционального отношения к физическому воспитанию и здоровому образу жизни.

2. Умственное воспитание дошкольников – развитие речи, разных форм мышления ребенка (переход от наглядно-образного к проявлениям логического), формирование мировоззрения, освоение сенсорных эталонов, перцептивных (обследовательских) действий с предметами, формирование умения пользоваться эталонами в повседневной жизни, развитие умственных действий и мыслительных операций.

3. Задачи социально-нравственного воспитания – развитие нравственных чувств и качеств, способности устанавливать взаимодействие со взрослыми и детьми; адекватно проявлять и регулировать эмоции и действия; воспитание культуры поведения, становление нравственного сознания (суждений и оценок); усвоение социально выработанных нравственных норм, правил поведения и общения, формирование положительного эмоционального отношения к другим людям, миру.