Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2149
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Задачи эстетического воспитания – воспитание чувства прекрасного, эстетического отношения к миру, художественное развитие, формирование умения оценивать и самому создавать прекрасное в жизни, искусстве.
5. Задачи трудового воспитания – формирование умений и навыков обслуживающего труда, ухода за ближним окружением, развитие элементарных трудовых операций, умения совместно трудиться, воспитание положительного эмоционального отношения к труду, бережного отношения к труду других, освоение знаний о трудовых профессиях.
6. Задачи формирования основ экологической культуры дошкольников – формирование бережного отношения к природе через осознание ее целостности и зависимости от человеческого разума, готовности и помощи субъектам природы (кормушки, посадки, …), формирование положительного отношения к природе, основ экологического мировоззрения.
7. Задачи полового воспитания дошкольников – заложение основ полового поведения, организация среды, способствующей правильной половой идентификации; формирование типа поведения ребенка, связанного со своим полом; воспитание положительного отношения к другому полу.
8. Задачи подготовки детей к обучению в школе – формирование общей и специальной готовности детей к школьному обучению посредством решения выше обозначенных задач и специальной педагогической работы по подготовке детей к усвоению учебных предметов и формированию мотивационной, социальной, личностной, интеллектуальной, физической готовности к школе.
Нами рассмотрен основной спектр задач воспитания дошкольников, реализация которых в педагогической практике обеспечивает движение к цели – всестороннее гармоничное развитие дошкольников. В содержание воспитания в ДОУ так же входит воспитание основ правового сознания, начал экономического воспитания. Разные сферы жизни ребенка оказывают влияние на всестороннее развитие стихийно и целенаправленно, в семье и образовательных учреждениях, социальных центрах, во взаимодействии детей друг с другом.
3. Содержание воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Содержание – определяющая сторона целого, представляет единство всех составляющих элементов объекта, его свойств, связей, внутренних процессов.
Содержанием дошкольного воспитания выступают физическое, нравственное, умственное, социальное, эстетическое, трудовое, экологическое, половое воспитание как компоненты целостного воспитательного процесса. Средствами его освоения является повседневная жизнь детей, их активная деятельность, целенаправленное воспитание и обучение и др.
Источником формирования содержания воспитания является социальный опыт, который включает знания, способы деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему, опыт творческой деятельности.
Содержание дошкольного воспитания определяется его целью и задачами. Оно регламентировано государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Сегодня такого стандарта нет, он проходит стадию опытно-экспериментальной апробации. Стандарт дошкольного образования существенно отличается от стандартов других образовательных ступеней. Он должен определять систему требований к содержанию, методам, характеру педагогического взаимодействия педагога с детьми в образовательном учреждении. Так же проект стандарта дошкольного образования определяет характер предметно-развивающей среды, ее наполняемость, требования к профессионализму специалистов ДОУ. В соответствии с требованиями стандарта строятся образовательные программы для дошкольных учреждений, которые отражают содержание дошкольного образования по направлениям и возрастным периодам.
Результатом воспитания является гармонично развитая личность ребенка, готовая к адекватному взаимодействию с социумом. Личность ребенка, ее развитие выступает как основной критерий качества дошкольного воспитания. Личность приобретает новые личностные качества, свойства (нравственные, интеллектуальные, эстетические, физические и др.), положительные привычки поведения, осваивает основы культуры человечества.
Отбор содержания дошкольного воспитания, его построение регламентировано общими закономерностями воспитания личности. Закономерности носят объективный характер и являются основанием для определения принципов воспитания, регулирующих воспитательный процесс.
? При написании краткого плана-конспекта лекции, включите в нее закономерности и принципы воспитания (см. Задание к теме № 2).
-
Основные формы, методы и средства воспитания дошкольников
Цели, задачи, содержание воспитания дошкольников определяют специфику форм, методов и средств его осуществления. Формы, методы и средства составляют процессуальную сторону воспитательного процесса. Это инструментарий, который позволяет практически осуществлять воспитательную деятельность, решать цели и задачи воспитания дошкольников. эффективность воспитания зависит от правильного подбора этих компонентов в педагогическом процессе, ориентации на закономерности и принципы воспитания детей на всех этапах дошкольного детства.
Форма воспитания – внешнее выражение воспитательного процесса. Формы воспитания делятся в дошкольной педагогике на индивидуальные, микрогрупповые, групповые. В зависимости от конкретной цели и содержания воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей используется та или иная форма. Так, например, этическая беседа по конкретному поступку может быть проведена индивидуально с ребенком, этическая беседа может пройти в форме театрализации с последующим обсуждением – групповая форма; занятия эстетического цикла могут проходить в групповой и микрогрупповой форме; трудовая деятельность проходит в форме индивидуальных поручений, работы по уходу за растениями в микрогруппах, уборка групповой комнаты – в групповой форме и т.д. В раннем возрасте практически все воспитательные процессы проходят индивидуально или в микрогруппах, за исключением режимных процессов, которые тоже требуют индивидуального внимания со стороны взрослых.
? Преимущества и недостатки этих форм раскрывались в курсе «Педагогика». В случае необходимости повторения используйте учебники по данному курс, раздел «Формы воспитания».
Форма воспитания содержит в себе комплекс методов и приемов воспитания, которые осуществляются с помощью различных средств.
Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения, отношений к себе и окружающему. Эффективность методов увеличивается при использовании их в разных ситуациях образовательного процесса в ДОУ, в различных видах детской деятельности, а так же если они применяются педагогом в единстве и постоянно варьируются.
Вариативность методам придают приемы воспитания, которые являются органичной частью метода, это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. Например метод наказания – как его приемы – наказание отсроченное во времени, наказание коллективным осуждением, неодобрительный взгляд важного для ребенка взрослого, лишение любимого занятия.
Эффективность воспитания так же зависит от знания закономерностей воспитания и их учета. Например, воспитание ребенка будет результативным, если воспитательные влияния переходят во внутренние стимулы поведения и деятельности ребенка.
В дошкольной педагогике раскрывается целый комплекс методов воспитания дошкольников. Существует несколько классификаций методов воспитания.
Первая из них, автором которой является Лордкипанидзе, делит все методы воспитания по источнику воздействия на личность: наглядные, словесные, практические.
В основании второй классификации лежит структура деятельности человека (в т.ч. ребенка). Эта классификация предложена Ю.К. Бабанским. Она отражает смысл деятельностного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Суть деятельностного подхода заключается в том, что воспитание и развитие личности может эффективно осуществляться в процессе включения ее в разнообразные виды деятельности и отношений с окружающими. Исходя из структуры деятельности, выделяются 4 группы методов воспитания:
- методы формирования сознания личности;
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
- методы стимулирования поведения и деятельности воспитанников;
- методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса.
Представим эту классификацию в форме таблицы.
Методы воспитания дошкольников в ДОУ и семье
(с ориентацией на классификацию методов воспитания Ю.К. Бабанского)
Методы формирования сознания личности | Методы организации деятельности и формирования опыта поведения | Методы стимулирования деятельности и поведения | Методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса |
Направлены на формирование знаний детей о нормах и правилах поведения, общения, деятельности в обществе, их осознание детьми, включение их в картину мира дошкольника. 1. Словесные методы: этические беседы, рассказ, разъяснение, убеждение, чтение литературы, анализ поступков героев книг, мультфильмов, взрослых и детей в жизненных ситуациях и др.; 2. Наглядные методы: Наблюдение за поведением взрослых и детей, демонстрация кино и видеоматериалов, жизненных ситуаций, пример поведения и общения взрослых, рассматривание слайдов, картинок, иллюстраций с воспитательным содержанием, театрализация жизненных и сказочных ситуаций, поступков героев. | Направлены на формирование личностного опыта дошкольников в области практического поведения и деятельности в обществе. 1. Приучение (формирование привычки действовать определенным образом); 2. Упражнение (многократное повторение действия для его закрепления, формирования навыков); 3. Воспитывающие ситуации (в основе лежит конфликт – борьба нормы и внутренних побуждений ребенка); 4. Игровые методы: игры-драматизации, ролевые игры, обыгрывание жизненных ситуаций и вариантов поведения в них. | Направлены на стимулирование социально принятых, проявлений личности ребенка. Дошкольник нуждается в поддержке и одобрении взрослого, это является самым мощным стимулом его воспитания и развития. 1. Поощрение 9одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд, жест, авансированное доверие, вручение наград, медалек, жетонов и др.) 2. Порицание (неодобрительный взгляд, замечание, лишение обещанной награды, ограничение в деятельности, запрет на …, метод естественных последствий и др.) 3.Создание для ребенка ситуации успеха, одобрения, поддержки взрослого 4. Соревновательные методы | Направлены на анализ и оценку результатов воспитательного процесса; диагностику уровня воспитанности дошкольников. сопоставление поставленных целей достигнутым результатам. 1.Наблюдение за поведением, характером общения и деятельности ребенка 2. Специальные ситуации, диагностирующие уровень воспитанности ребенка (если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты сделал; 3. Беседы с детьми и родителями 4. Анкетирование специалистов ДОУ, родителей 5. Обыгрывание проблемных жизненных ситуаций в основе которых лежит нравственный выбор 6. Социометрия с выяснением зависимостей между воспитанностью и успешностью, местом ребенка в группе. 7. Специально разработанные методики оценки развитости личностных качеств, черт характера, направленности личности, ее свойств, способностей, умений. |
Перечень методов, представленных в таблице, может быть продолжен, раскрыты составляющие их приемы. Успешность воспитательной деятельности педагогов и родителей зависит от комплексного подхода к воспитанию, от использования разных групп методов в общении и профессиональной работе с дошкольниками. Так же при организации жизни детей, важно знать, что воспитание процесс непрерывный, он должен протекать естественно при положительном примере и одобрении взрослым достижений каждого ребенка. При выборе методов важно учитывать: конкретные цели и содержание воспитания, личностные, организационные, психолого-педагогические условия; использовать не один, а систему методов, варьировать их сочетание; не допускать стереотипов в применении форм, методов и средств воспитания дошкольников; детерминировать выбор методов воспитания возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Необходимым условием эффективности воспитания является ориентация на закономерности развития детей дошкольного возраста, соблюдение принципов воспитания. Ведущими принципами в современной личностно-ориентированной воспитательной парадигме являются:
1) Ориентация на развитую личность ребенка как главный результат образования;
2) Воспитание личности в разных видах деятельности, в режиме дня детей;
3) Единство требований к ребенку со стороны близких взрослых и педагогов;
4) Опора на положительное в ребенке, принятие его как данности, со всеми его особенностями;
5) Гуманизация воспитательного процесса;
6) Сочетание педагогического руководства с развитием инициативы, самостоятельности и творчества ребенка;
7) Соответствие воспитания (целей, содержания, технологий) возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей;
8) Принцип диалогичности во взаимодействии с детьми.
Формы и методы нуждаются в обыгрывании, наглядной опоре. В качестве таких вспомогательных материалов выступают воспитательные средства.
Средства воспитания – система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.
Средствами воспитания дошкольников могут быть различные бытовые предметы, природный материал, игрушки, наглядные пособия (картинки, иллюстрации, фильмы и др.), технические средства, книги, журналы, разнообразные виды искусств, разносторонняя деятельность детей. в качестве ведущих в этой системе средств в дошкольной педагогике выделяются общение со взрослыми, игра как ведущая деятельность в дошкольный период. Как особые средства выделяют личность педагога (его внешний облик, эмоции, поведение, речь) и детский коллектив, общественное мнение.