Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2153
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Л.С. Выготский отмечает, что всестороннее воспитание личности – процесс овладения средствами материальной и духовной культуры. Следовательно, все средства воспитания можно условно разделить на две группы:
1. Средства материальной культуры – игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др. Они развивают практический интеллект.
2. Средства духовной культуры – книги, предметы искусства, речь в разных ее формах (мысли, книги и др.).
Целым рядом педагогов И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В.И. Логинова, П.Г. Саморукова и ряд других добавляют к классификации средств воспитания Л, С. Выготского третью группу.
-
Явления и объекты окружающего мира – явления природы и в природе, растительный и животный мир.
Совокупность форм, методов, приемов и средств, их сочетание и режимы применения в процессе передачи социального опыта составляют, по мнению П.И. Пидкасистого технологию воспитания.
Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров определяют технологию воспитания как систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания и развития личности детей, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий, разработка и процедурное воплощение компонентов воспитательного процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. Технология конкретизирует методики. Таким образом, система форм, методов, приемов и средств выступает как основа воспитательной технологии, делающей воспитательный процесс управляемым и воспроизводимым. Разработка таких технологий в дошкольном воспитании является современным, значимым и актуальным направлением дошкольной педагогики науки и педагогической практики, перспективной линией их дальнейшего развития.
Результатом целостного воспитательного процесса является достижение воспитательных целей – генеральной (всестороннее гармоничное развитие дошкольников) и субцелей, раскрывающих основную. Субцели, как мы отмечали выше, делают ведущую педагогическую цель конкретной и диагностичной, Соотнесение цели и результатов воспитание, степень их совпадения позволяет делать выводы об эффективности воспитательного процесса.
Для оценки результатов воспитания в дошкольной педагогике используется система показателей, доступных наблюдению специалистов. В качестве таких показателей выделяют: речь, поведение,
складывающееся из отдельных поступков ребенка; реакции на действия детей и взрослых; система взаимоотношений детей с окружающим миром, взрослыми и детьми; внешний облик; отношение к себе и другим; избирательность в деятельности и общении.
Мы установили, что по содержанию в воспитании дошкольников выделяют ряд основных направлений – физическое, социально-нравственное, умственное, эстетическое, трудовое. экологическое, половое, правовое и др. результаты воспитания по каждому направлению отслеживаются с помощью своих критериев и диагностических методик. Так например, результаты физического воспитания оцениваются исходя из уровня заболеваемости, развитости основных движений, физических качеств, ценностное отношение к своему здоровью, сформированность культурно-гигиенических навыков; результаты трудового воспитания оцениваются с позиций отношения детей к своему труду, труду взрослых, освоенности ими трудовых процессов, трудолюбие как качество личности, желание трудиться для себя и других и т.д.
Подробнее остановимся на показателях нравственной воспитанности: уровень сформированности нравственных чувств, учреждений, навыков и привычек нравственного поведения, степень самостоятельности в их выполнении, яркость проявлений нравственных чувств и качеств. Вопросами нравственной воспитанности активно занимались Р.С. Буре, Л.Ф. Островская, С.Д. Якобсон, Т.В. Артемова и др. Ими были выделены 3 уровня нравственной воспитанности дошкольников:
1) Высокий уровень – нравственные нормы усвоены на уровне применения, являются регуляторами поведения и отношений. Поведение устойчиво, проявляется самостоятельность и инициатива без напоминания взрослого. Ярко проявляются положительные нравственные чувства и качества. Ребенок способен оценить собственное поведение и поведение других детей с точки зрения нравственных норм.
2) Средний уровень – нравственные нормы усвоены на уровне воспроизведения, но по указанию или напоминанию взрослого. навыки и привычки нравственного поведения находятся в стадии формирования. Поэтому поведение не устойчиво, самостоятельность наблюдается редко, нравственные чувства проявляются ярко, но не систематически. Могут оценить поведение других, требуют соблюдения социально принятых нравственных норм от других детей и взрослых.
3) Низкий уровень – нравственные нормы усвоены на уровне узнавания, т.е. осознаются в момент совершения поступка. Нравственные нормы не являются регулятором поведения и отношений. дети не применяют правила в повседневной жизни, не требуют их реализации от других. Навыки и привычки поведения в соответствии с нравственными нормами не сформированы.
Таким образом, мы рассмотрели процесс воспитания дошкольников, показали его цели, содержание, формы, методы, средства, результаты. Воспитание – сложный, длительный, системный, непрерывный процесс вхождения и освоения человеком социального опыта, культуры человечества, правил деятельности и взаимоотношений, принятых в обществе. Это активный процесс становления личности человека с первых лет его жизни, приобретение личностного опыта поведения, общения, самопрезентации, это процесс стихийного и целенаправленного развития направленности, индивидуальности человека.
-
Особенности воспитания дошкольников
На каждом возрастном этапе воспитание имеет общие и специфические особенности. Рассмотрим особенности воспитания детей в дошкольный период. Разделим их на две группы. Первая группа особенностей – общие, имеющие свое продолжение на последующих этапах становления человека. Вторую группу составят особенности, соотносимые с дошкольным этапом развития детей.
Первая группа особенностей:
1) Целенаправленность воспитания положительных качеств личности, привычек, умений и навыков поведения дошкольников. формирования взрослыми системы отношений ребенка к окружающему миру, к себе и другим людям,
2) Многофакторность процесса воспитания – в процессе воспитания проявляются многочисленные субъективные и объективные факторы, обусловливающие сложность воспитательного процесса. Социальный заказ дошкольному воспитанию; уровень экономического, правового, политического развития общества; уровень профессиональной подготовки педагогов; характер образовательной среды и эмоциональный климат; уровень воспитанности детей, политика ДОУ, педагогическая грамотность родителей, атмосфера в семье и др. – это совокупность факторов, каждый из которых оказывает свое влияние на процесс и результат воспитания дошкольников.
3) Непрерывность воспитания – процесс протекает во всех видах деятельности ребенка, в режиме дня. Воспитание происходит стихийно и целенаправленно в каждый момент жизни ребенка. Процесс воспитания не конечен. Конечность условна, соотносится с окончанием возрастного периода, определенного отрезка времени. Такая условная конечность воспитательного процесса важна для оценки его качества,
диагностики результатов воспитанности, коррекции воспитания в семье и ДОУ.
4) Комплексный характер процесса воспитания, включающий многообразие взаимодействующих компонентов (целевых, содержательных, процессуальных), которые действуют во взаимовлиянии и взаимоподчинении:
- содержательные элементы воспитания (физическое, умственное, социально-нравственное, эстетическое, трудовое, правовое, половое, экологическое и др.);
- структурные компоненты воспитательного процесса (цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, результаты);
- субъекты - участники воспитательного процесса (дети, сверстники, родители, педагоги, психологи и др. взрослые);
- условия протекания воспитательного процесса (психологические, педагогические, организационные, методические, материально-технические и др.).
5) Двусторонний характер воспитания, построенный на обратных связях между детьми и взрослыми. Чем больше информации у взрослого о ребенке, его восприятии, воспитанности, особенностях личности и др., тем выше контактность и результат воспитания.
6) Неоднозначность и неопределенность результатов воспитания – в одних и тех же условиях воспитываются дети с различными личностными характеристиками, привычками, уровнем воспитанности, линией поведения. Результаты в одних и тех же условиях могут быть соверщенно различными, так как действует субъективный фактор.
Ко второй группе особенностей относятся:
-
Определяющая роль взрослого в воспитании дошкольников. Взрослые на этом возрастном этапе выполняют воспитательную, обучающую, развивающую, адаптационную, организационную, координирующую и интегрирующую функции. -
Отсроченность результа тов воспитания во времени – в дошкольный период закладываются основы воспитанности, которые развиваются, углубляются, расширяются и перерастают в воспитанность личности на последующих возрастных этапах. -
Поведение и деятельность ребенка – дошкольника регулируется непосредственными чувствами, эмоциями, побуждениями. -
Особая значимость положительной оценки, одобрения поступков, действий, качеств личности ребенка со стороны взрослых. -
Необходимость постоянной наглядной опоры, положительного практического примера в воспитании личности дошкольника; -
Неустойчивость воспитанных качеств, привычек, умений, необходимость постоянного повторения, закрепления, применения в разных жизненных ситуациях. -
Обусловленность воспитания дошкольников рядом физиологических и психологических факторов, необходимость их учета в построении и организации воспитательного процесса в семье и ДОУ:
- быстрая утомляемость ребенка, истощаемость нервных клеток;
- неустойчивость внимания и восприятия;
- невысокий уровень произвольности психических процессов, который увеличивается к старшему дошкольному возрасту;
- преобладание процессов возбуждения над торможением;
- высокая пластичность психики, высокая эмоциональность детей, восприимчивость к окружающему;
- наличие наглядно-образного типа мышления;
- быстрое освоение и вместе с тем непрочность формируемых умений, навыков, привычек поведения;
- постоянное стремление к познанию и освоению нового, любознательность;
- сензитивность воспитания черт, качеств личности, привитие норм поведения и общения, формирования личностного опыта ребенка;
- игра как ведущий вид деятельности дошкольников в которой оптимально и естественным путем формируются новообразования личности, ее знания, качества, отношения, умения, способности.
Названные нами особенности воспитания дошкольников важно знать и учитывать при планировании, конструировании, организации и оценке результатов воспитательного процесса.
? Самостоятельно рассмотрите 6 вопрос темы, используя рекомендуемую литературу и знания по смежным дисциплинам (детская и возрастная психология).
? Сделайте обобщающее резюме по теме лекции.