Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1808

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 10. Обучение в целостном педагогическом процессе ДОУ
План

  1. Содержание понятия «обучение». Особенности обучения детей дошкольного возраста.

  2. Закономерности и принципы обучения дошкольников.

  3. Структура, функции, движущие силы процесса обучения детей дошкольного возраста.

  4. Цели и задачи обучения детей в дошкольный период.

  5. Содержание, формы, методы, средства, результаты процесса обучения в ДОУ.

  6. Педагог в системе обучения дошкольников. Функции и позиция в разных возрастных группах ДОУ.

Задания для самостоятельной работы

  1. Повторите содержание понятий «закономерность», «принцип». Составьте таблицу «Закономерности и принципы обучения дошкольников». Пропишите в таблице их краткое содержание, стрелками укажите взаимосвязи между закономерностями и принципами. Для выполнения задания пользуйтесь базовыми учебниками «Дошкольная педагогика», «Педагогика».

  2. Отобразите в виде схемы структуру процесса обучения дошкольников. Сделайте опорные записи, раскрывающие каждый компонент.

  3. Поясните, почему движущими силами в обучении выступают противоречия. Раскройте эти противоречия, приведите практические примеры.

  4. Выявите роль педагога на каждом возрастном этапе обучения дошкольников. Представьте наглядно результаты изысканий. Для выполнения задания пользуйтесь основной и дополнительной литературой по теме.

  5. Пользуясь педагогическими словарями, выпишите определения «индивидуализация» и «дифференциация» обучения. Раскройте возможности их осуществления в процессе обучения дошкольников (см. темы и рекомендации для самостоятельной работы по дополнительным темам курса «Дошкольная педагогика»).

Рекомендуемая литература

  1. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М., 1981.

  2. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. – СПб., 2002.

  3. Воспитатели и дети: источники роста / Под ред. В.А. Петровского. – М., 1994.

  4. Груба Г.В. Современные тенденции дошкольного обучения // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997.

  5. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. – М., 2000.

  6. Доман Г. Дошкольное обучение ребенка. – М., 1995.

  7. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 2001.

  8. Дидактика детского сада// Дошкольная педагогика. В 2 ч., - Ч. 2 / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.

  9. И.Я. Лернер Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.

  10. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание. – 1995. № 9.

  11. Обучение детей в дошкольных учреждениях села/ Под ред. А.С. Алексеевой. – М.. 1990.

  12. Обучение детей раннего и дошкольного возраста // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.

  13. Особенности обучения и воспитания дошкольника. – СПб., 1987.

  14. Поддъяков Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития // Дошкольное воспитание. – 1998. № 12.

  15. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981.

  16. Щербинина Ю. Обучение без огорчения // Дошкольное воспитание. – 2004. № 8.



1. Содержание понятия «обучение». Особенности обучения детей дошкольного возраста

Изучение каждого вопроса необходимо начинать с раскрытия содержания ведущих понятий темы. В рамках изучения дошкольной педагогики актуализируем понятие «обучение», а затем выделим особенности этого процесса в дошкольный период.

По определению Ю.К. Бабанского, «обучение – целенаправленное, последовательное, изменяющееся взаимодействие педагога и детей в ходе которого решаются обучающие, воспитательные, развивающие задачи». Это определение отражает признаки взаимодействия в процессе обучения (целенаправленность, последовательность, динамичность) и его функции (обучающая, воспитательная, развивающая).

Опираясь на трактовку, данную И.Я. Лернером, - «обучение – это взаимодействие педагога и ребенка с целью усвоения им некоторого отрезка содержания социального опыта». Это определение характеризует обучение как взаимодействие, указывает на цель и содержание этого процесса.

Обучение является неотъемлемой частью целостного педагогического процесса. Обучение в дошкольном учреждении направлено на решение спектра обучающих, воспитательных, развивающих задач, позволяющих приблизиться к достижению генеральной цели дошкольного образования – всестороннему, гармоничному развитию личности дошкольников. Обучение детей проходит в процессе взаимодействия взрослого (педагога) и детей в различных формах, в регламентированной, свободной и самостоятельной деятельности участников образовательного процесса.

В современных словарях по педагогике дошкольное встречается следующее определение: «Обучение - это целенаправленное сообщение детям дошкольного возраста знаний, умений, а так же формирование навыков, полезных привычек по определенной образовательной программе». Наша задача, как будущих педагогов проанализировать определения и выделить опорное рабочее определение обучения дошкольников. В курсе педагогики мы установили, что определение И.Я. Лернера в полной мере, всесторонне отражает суть и значение процесса обучения. Это не просто передача знаний и умений от поколения к поколению. Это освоение детьми содержания социального опыта, необходимого для гармоничного развития ребенка на данном возрастном этапе (т.е. усвоение происходит не только на уровне знаний, умений и навыков, но и на уровне их ценностного, личностного осмысления и формирования на этой основе опыта творческой деятельности).



Обучение дошкольников имеет свою специфику. Определим ее.

Особенности процесса обучения дошкольников

  1. Учебно-познавательная деятельность детей тесно связана с игрой.

  2. Обучение дошкольников осуществляется в разных формах (на экскурсиях, в играх, в разных видах деятельности, в повседневной жизни, при проведении режимных процессов и т.д.), а не только на занятиях как в школе.

  3. В процессе обучения в ДОУ дети не изучают основы наук, а получают систематизированные представления об окружающем мире и учатся учиться (слушать воспитателя, отвечать на вопросы, задавать их, действовать по инструкции, в старшем дошкольном возрасте - ставить или принимать учебно-познавательную задачу, планировать ее достижение, оценивать свои результаты, сравнивать их с другими).

  4. Обучение во всех формах и видах деятельности происходит при ведущей роли взрослого, который целенаправленно передает детям социальный опыт.

  5. В дошкольном возрасте дети испытывают затруднения при отделении главного от второстепенного.

  6. Необходимость обеспечения в процессе обучения непосредственного восприятия детьми изучаемых свойств предметов и явлений окружающего мира.

  7. Особая важность при обучении дошкольников таких факторов как интерес к обучению, одобрение и доброжелательность взрослых, высокая эмоциональная насыщенность процесса, положительный эмоциональный климат.

  8. Непроизвольность внимания, его неустойчивость, высокая эмоциональная восприимчивость дошкольников, небольшой объем памяти, быстрая утомляемость определяют специфику форм, методов и средств обучения детей, продолжительность регламентированных занятий.

  9. Уровень развития психических процессов определяет ряд особенностей построения учебных заданий на занятиях с детьми:

- в младшем возрасте учебно-познавательные задания даются педагогом ступенями (пошагово) по мере их выполнения детьми;

- преобладание возбуждения над торможением указывает на необходимость построения кратких, четких инструкций к заданиям, использованию преобладающего числа простых предложений.
2. Закономерности и принципы обучения дошкольников

Эффективность обучения дошкольников в ДОУ зависит от соблюдения педагогами принципов обучения, которые в свою очередь выстраиваются на основе закономерностей этого процесса. Вспомним, что такое закономерности и принципы, раскроем их содержание.


Закономерности – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между явлениями и процессами, характеризующие их развитие. Закономерности обучения отражают комплекс связей в процессе обучения. Закономерности обучения отражают внешние и внутренние связи.

Принципы обучения вытекают из установленных наукой закономерностей этого процесса. Принципы (основа, первоначало) – система исходных, основных требований к обучению, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач развития личности, это практические указания, руководящие требования по осуществлению обучения.

На основании принципов могут быть сформулированы конкретные педагогические правила. Правила – основанные на общих принципах описания педагогической деятельности воспитателя в определенных условиях обучения для достижения дидактических, воспитательных, развивающих целей. Правила раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Правила являются переходным звеном от теории к практике.

Для раскрытия содержания закономерностей и принципов обучения дошкольников самостоятельно выполните задание к лекции № 1, отразите закономерности и принципы в форме таблицы.


  1. Структура, функции, движущие силы процесса обучения

детей дошкольного возраста

Процесс обучения, как и любой процесс, имеет свою структуру. Вспомним, что структура – совокупность устойчивых связей между частями (компонентами) объекта, обеспечивающих их целостность.

Ю.К. Бабанский в структуре процесса обучения выделяет шесть взаимосвязанных компонентов:

1. Стимулирующе-мотивационный – предполагает формирование познавательной мотивации у детей дошкольного возраста, стимулирование интереса к решению учебно-познавательных задач.

2. Целевой – отражает цели обучения детей на разных этапах дошкольного детства.

3. Содержательный – определяет содержание дошкольного образования – тот объем социального опыта, необходимый для усвоения детьми дошкольного возраста.

4. Операционально-деятельностный – характеризует процессуальную сторону процесса обучения в ДОУ, реализующуюся посредством комплекса форм, методов, организационно-педагогических условий и средств.


5. Контрольно-регулировочный – включает контроль и регулирование учебно-воспитательного процесса, коррекцию его хода и результатов, обеспечивает обратную связь в обучении.

6. Оценочно-результативный - обеспечивает диагностику результатов обучения, установление соответствия цели и результатов, выявление причин их несоответствия, постановку новых целей и задач обучения дошкольников в ДОУ.

Процесс обучения в дошкольном учреждении имеет двусторонний характер: деятельность педагога (преподавание) и деятельность детей (учение). Обучение в дошкольный период невозможно в дошкольном возрасте без одновременной деятельности взрослых совместно с детьми (индивидуальной или коллективной) без дидактического взаимодействия этих двух сторон.

Что является движущей силой в процессе обучения? Противоречия, возникающие вне и внутри этого процесса. Это противоречия:

- между требованиями общества к подготовке молодого поколения и уровнем этой подготовки;

- между познавательными потребностями ребенка и реальными возможностями их удовлетворения;

- между знаниями и умениями ребенка и целью поставленной им извне;

- между старыми и вновь приобретенными знаниями ребенка.

Наличие этих противоречий движет процесс обучения, придает ему динамичность, дает толчок к его совершенствованию.

Обучение комплексно влияет на личность, ее развитие, воспитание, образование. Поэтому в дидактике выделяют три основные функции процесса обучения:

  1. Дидактическая (доминирующая функция в обучении) – предполагает усвоение детьми системы знаний, формирование способов деятельности;

  2. Воспитательная – заключается в формировании у детей системы отношений к окружающему, себе, основ мировоззрения, ценностей, а так же в воспитании качеств личности дошкольников. Эта функция осуществляется в процессе общения взрослых и детей в разной деятельности, в процессе освоения нравственных норм и правил поведения;

  3. Развивающая функция – состоит в развитии в процессе обучения и воспитания психических процессов ребенка, его способностей, творчества как характеристики субъекта педагогического процесса.

Эти функции обучения педагог реализует в комплексе, так как они диалектически связаны между собой и результаты реализации одной являются условием и основанием для реализации другой.


  1. Цели и задачи обучения детей в дошкольный период