Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2160
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цели и задачи отражают целевой компонент процесса обучения. Целью обучения в дошкольный период является системная передача взрослыми и усвоение детьми элементов общественно-исторического (социального) опыта. Определив цель обучения как осознанное усвоение ребенком определенного отрезка социального опыта, важно выделить элементы социального опыта. Назовем их: система знаний о себе и окружающем; способы деятельности; опыт творческой деятельности детей на основе полученных знаний, умений и навыков; опыт эмоционально-ценностного отношения детей к окружающему миру, себе, другим людям. Освоение этих элементов начинается в ДОУ и продолжается на протяжении всей жизни человека – в образовательных учреждениях, в повседневной жизни, самостоятельно (стихийно и целенаправленно).
Передача социального опыта от поколения к поколению – важное достижение эволюции. Так как иначе каждое поколение заново бы осваивало опыт деятельности и отношений, не продвигаясь далее в своем развитии.
Утвержденный в 2013 году определяет цель дошкольного образования как освоение каждым ребенком в дошкольном учреждении основной образовательной программы. Программа включает в себя 10 образовательных оластей (Физкультура, Здоровье, Безопастность, Труд, Познание, Чтение художественной литературы, Коммуникация, Социализация. Музыка, Художественное творчество). Основная программа охватывает четыре основных направления развития человека – физическое, познавательное, художественно-эстетическое и социально-нравственное. Освоение всех разделов программы в соответствии с возрастом определяет качество дошкольного образования и соответствие опыта ребенка заложенным стандартам образования.
Общая цель обучения дошкольников конкретизируется на каждом этапе и по отношению к каждой форме обучения детей. Цель декомпозируется в задачах, которые выстраиваются на каждом этапе и подчиняются общей цели. Характер целей и задач обучения определяется:
-возрастными и индивидуальными особенностями детей;
- требованиями государственного образовательного стандарта;
- выбранной педагогическим коллективом образовательной программой;
- видом деятельности в образовательном процессе (занятия, дидактическая игра; экскурсия);
- местом занятия в общей дидактической системе;
- особенностями и возможностями педагога ДОУ, уровнем его профессиональной компетентности;
- материально-технической базой ДОУ и другими факторами.
Задачи обучения дошкольников определяются ведущей целью усвоения общественно-исторического опыта. Функции процесса обучения определяют характер и направленность задач (обучающие, воспитательные, развивающие).
Основные общие задачи обучения дошкольников
-
Формирование системных представлений ребенка о себе и окружающем. -
Развитие общего кругозора детей. -
Формирование общих и специальных умений и навыков, позволяющих ребенку включаться в разные виды деятельности (двигательную, художественно-эстетическую, познавательную, игровую, трудовую, конструктивную и др.). -
Развитие познавательных процессов (ощущения, восприятие, мышление, память, внимание) и мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, сериация и др.). -
Формирование способности дошкольников организовывать свою познавательную деятельность (готовить место для занятий, планировать последовательность действий, оценивать ход и результаты деятельности, работать совместно и индивидуально). -
Формирование умений ребенка слушать, отвечать и задавать вопросы, действовать по инструкции, принимать и выполнять учебную задачу, сохранять произвольность в процессе обучения на занятиях. -
Развитие любознательности и познавательных интересов детей. -
Развитие способности творчески интерпретировать полученные знания, умения и навыки. -
Воспитание положительного эмоционального отношения к учебно-познавательной, исследовательской деятельности, к овладению новыми знаниями и опытом, к конструктивному взаимодействию с педагогом в процессе обучения. -
Формирование общей и специальной готовности детей к школьному обучению.
Эти общие задачи конкретизируются в соответствии с возрастом детей. Направленностью учебного материала, формой обучения, необходимостью его индивидуализации.
-
Содержание, формы, методы, средства, результаты
процесса обучения в ДОУ
Целостно раскрывая сущность процесса обучения дошкольников, мы не можем не раскрыть содержание, формы, методы, средства, результаты процесса обучения, составляющие его содержательный, операционально-деятельностный, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный компоненты. Широта и значимость этих компонентов, необходимость их детального осмысления будущими педагогами дошкольного образования обусловили выделение отдельных тем лекционных и семинарских занятий по этой проблематике.
В данной лекции мы лишь тезисно обозначим эти компоненты для системного и полного видения всей структуры процесса обучения.
Содержательный компонент процесса обучения – содержание образования – по И.Я. Лернеру – это педагогически адаптированная система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает формирование всесторонне развитой личности, готовой к воспроизведению и развитию культуры.
Отметим, что в определении содержания образования фигурируют его структурные компоненты, соответствующие компонентам социального опыта. Вместе с тем, содержание образования уже, это дидактически адаптированная система. Из содержания компонентов социального опыта отбираются основы знаний, опыта, доступные и необходимые для усвоения и развития человека на определенном этапе образования.
В процессе дошкольного образования детьми усваивается тот состав социального опыта, который необходим для полноценного их развития и вхождения в социум. В процессе освоения содержания дошкольного образования дети в этот возрастной период:
- получают систематизированные представления об окружающем мире, себе, других людях;
- осваивают способы деятельности (умения и навыки: общения, самообслуживания, игровые, познавательные, трудовые, двигательные и др.);
- приобретают опыт творческой деятельности – опыт применения имеющихся знаний, умений, навыков в разных, нетипичных ситуациях жизни;
- вырабатывают первые ценностные отношения к себе, окружающему, у них складываются личностные качества, основы характера, опыт самопрезентации.
Содержание дошкольного образования регламентируется государственным образовательным стандартом (сегодня на этапе его создания и апробации системой требований к содержанию, методам, педагогическому взаимодействию и развивающей среде в ДОУ) и выражается в программах воспитания и обучения дошкольников.
Таким образом, смысл содержательного компонента процесса обучения состоит в освоении детьми содержания социального опыта, доступного для усвоения с позиции физиологических, психологических и индивидуальных особенностей. Содержание определяется Основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Так же содержание дошкольного образования может быть дополнено вариативным компонентом, отражающим специфику культуры, климата, традиций региона, особенности и потенциал образовательного учреждения. Вариативная часть программы является надстройкой над основной частью образовательной программы, расширяет ее в соответствии с потребностями и возможностями ребенка. Основная часть подлежит обязательному освоению всеми детьми, посещающими ДОУ и является показателем качества дошкольного образования.
Операционально-деятельностный компонент обучения – это система форм, методов и средств, используемых педагогом ДОУ на разных этапах обучения детей. Именно эти подструктуры обеспечивают динамику, процессуальность, действенность обучения, отсюда и название компонента (процессуально-деятельностный). Охарактеризуем коротко эти составляющие.
Форма – внешнее выражение деятельности. Она характеризует особенности взаимодействия педагога и ребенка, определяет систему дидактических отношений. В педагогике формы организации обучения делятся на общие и конкретные.
К общим формам обучения детей относятся – индивидуальная, групповая, коллективная. Эти формы определяются количеством детей, одновременно включенных в процесс обучения. Индивидуальная форма обучения существует с времен античности и была распространена до 18 века в целом ряде европейских стран. Суть заключается в выполнении ребенком самостоятельно или с помощью взрослого каких-либо обучающих заданий. При такой форме реализуется максимально доверительное общение; достигается учет и возможность дальнейшего исследования индивидуальных особенностей ребенка; индивидуализируется содержание, формы, методы, средства, темпы обучения. Продвижения и недостатки ребенка находятся на виду взрослого, что дает возможность корректировать процесс обучения. Минус этой формы состоит в отсутствии взаимодействия и сотрудничества со сверстниками, что сказывается на социализации ребенка, не формируются умения работать в группе. Групповая форма обучения – организуется как взаимодействие одного педагога и нескольких детей, объединенных общей дидактической целью. Плюсами формы являются: возможность организации одно и разновозрастных групп с разным или одинаковым уровнем развития детей; обеспечение индивидуализации обучения через дифференциацию детей по какому-либо значимому для педагога на данный момент признаку (степень усвоенности учебного материала, тип темперамента, возраст и др.).
Коллективная форма обучения – предполагает руководство педагогом одновременно всей группой дошкольников, преследуя общие образовательные, воспитательные, развивающие цели на занятии. Вместе с тем, им предусматриваются способы индивидуализации обучения в ходе совместной коллективной деятельности.
К конкретным формам обучения дошкольников относятся – занятия, экскурсии, дидактические игры, индивидуальная работа с ребенком. Так же мы должны отметить, что все виды деятельности ребенка, его повседневная жизнь выступают как формы естественного, органичного обучения дошкольников, освоения ими социального опыта. Ведущей формой регламентированной учебно-познавательной деятельности в ДОУ являются занятия. В ходе которых происходит формирование системы знаний, умений, навыков, творчества, отношений, которые актуализируются, закрепляются и пополняются в других формах, в повседневной жизни и самостоятельной деятельности ребенка.
Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит усвоение ребенком необходимого содержания социального опыта. Своеобразие и вариативность методов обеспечивается приемами, которые составляют элемент метода, отдельный шаг к его реализации. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров рассматривают методы обучения как систему последовательных, взаимосвязанных действий педагога и детей, обеспечивающих усвоение содержание образования, развитие их умственных сил и способностей, овладение средствами самообразования и самообучения. Методы обучения обозначают цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.
Методы обучения классифицируются на основании структуры деятельности и делятся на:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности детей (словесные, наглядные, практические, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные, продуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы детей);
- методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности детей (познавательные игры, игровые упражнения, анализ жизненных ситуаций, опора на опыт ребенка, создание ситуаций успеха, педагогическое требование, поощрение, порицание);
- методы контроля и оценки результатов учебно-познавательной деятельности детей (действия с предметами, речевые задания, диагностические тесты, анализ продуктов деятельности детей, наблюдение).
Средства обучения – материальные или идеальные объекты, которые «помещены» между педагогом и дошкольниками и использованные для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. Средства обучения делятся на материальные и идеальные.