Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1809

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Содержание дошкольного образования. Его специфика

Сделав вывод о соответствии структур социального опыта и содержания образования, об их различии, т.е. рассмотрев теоретические основы содержания образования, обратимся к более подробному изучению содержания дошкольного образования, его специфичности.

На базе ДОУ осуществляется передача и освоение детьми содержания дошкольного образования.

? Соответствует ли структура содержания дошкольного образования рассмотренной выше структуре содержания образования? Конечно.

В структуре содержания дошкольного образования просматриваются те же элементы. Рассмотрим элементы содержание дошкольного образования, его специфику.

1. Знания – основной компонент содержания образования. Их накоплено множество и необходима их педагогическая адаптация применительно к каждой ступени образования (в т.ч. дошкольного образования). Совокупность знаний всегда предшествует конкретной практике, поэтому знания – первый элемент содержания дошкольного образования.

Существуют разные виды знаний, не все из которых присутствуют в системе дошкольного образования. Знания подразделяются на:

- основные понятия и термины (создают базу для дальнейшего обучения в школе);

- факты (накопление осуществляется через наблюдение за окружающим, действия с предметами, разные виды деятельности, обобщение);

- законы, теории, концепции (практически не представлены в содержании дошкольного образования);

- знания о способах деятельности и познания (детям даются знания о способах осуществления основных видов деятельности – двигательной, художественной, трудовой, игровой, речевой, коммуникативной и др.);

- знания о нормах отношений в обществе (дети получают знания о нормах отношений, правилах поведения и общения в обществе);

- оценочные знания (знания о том, что такое хорошо и что такое плохо, о способах оценки себя, своей деятельности и поведения, действий и поступков других людей).

? Какие виды знаний осваиваются дошкольниками?

В ДОУ даются все виды знаний, кроме теорий, законов, концепций. Исключение составляют законы природы, осваиваемые детьми при непосредственном наблюдении (течение времени, времена года, их закономерная смена). Эти знания выполняют разные функции, они взаимосвязаны, им необходимо обучать комплексно.

Таким образом, знания в системе дошкольного образования образуют основосоздающую систему представлений ребенка об окружающем, о себе и других. Они являются фундаментом для дальнейшего обучения и средством развития личности, ее эмоционально-волевой, интеллектуальной, нравственной, деятельностной сфер.


2. Опыт осуществления способов деятельности. Знаний о способах деятельности недостаточно для практической их реализации. Важен конкретный опыт личности в осуществлении способов деятельности на практике. Основу названного опыта составляют умения и навыки, которые могут быть практического и интеллектуального характера.

? Приведите пример таких умений и навыков дошкольников.

Различают общие и специальные умения и навыки. К общим, относятся умения, необходимые в любых ситуациях жизнедеятельности: речевые навыки, навыки и привычки нравственного поведения, умение читать, рассказывать, задавать и отвечать на вопросы, умение ходить, бегать и т.д. К специальным умениям и навыкам относятся умения в конкретных видах деятельности: музыкальные, изобразительные, конструктивные и др.

Оценка развитости умений осуществляется на основе критериев: быстрота, автоматизм, скорость реакции, время на выполнение действий, наличие или отсутствие лишних движений, способность применять умения и навыки в практической деятельности.

3. Опыт творческой деятельности. Он накапливается при столкновении личности с новыми проблемами, никогда ей не решаемыми. В таких ситуациях важен перенос известных способов деятельности в новые, неизвестные условия деятельности и их необходимое преобразование. Этот опыт накапливается постепенно.

Знания и умения, усвоенные по образцу, не могут обеспечить развитие творчества ребенка. Необходимо в системе дошкольного образования создавать условия для проявления инициативы и самостоятельности в деятельности с целью формирования опыта творческой деятельности. Преобладание заданий, выполняемых по образцу, приводит к значительным затруднениям при выполнении самостоятельных действий вплоть до ее прекращения и развития отрицательных эмоций и напряжения.

? В теории и практике дошкольного образования обсуждается вопрос: "Можно ли обучать творчеству?" Практика доказала, что игнорирование целенаправленного формирования творчества не приводит к стихийному, массовому развитию творческих способностей детей. Творчеству нужно обучать, зная его черты и создавая специальные условия (организационно-педагогические, психологические и др.). Надо учить дошкольника действовать, мыслить самостоятельно, проявлять инициативу. Зная черты творчества, можно целенаправленно развивать их.
Черты творческой деятельности, подлежащие формированию



(И.Я. Лернер)

  1. самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

  2. видение новой проблемы в знакомой ситуации;

  3. видение новой функции объекта, использование предмета в целях напрямую не предназначенных;

  4. видение структуры объекта, способность разделять объект на части, видеть их соотношение и связи, существенное и несущественное;

  5. альтернативное мышление – видение различных способов решения в одной ситуации, разных действий, видение противоречивых фактов;

  6. построение принципиально нового решения, отличного от известных. Характеризует высший уровень развития творчества (у дошкольников не представлен). Это уровень объективных открытий, появления новых теорий, законов и т.п.

Эти черты могут проявляться комбинированно и характеризуют творческую личность. Они задают направленность развитию творчества. Их можно и нужно развивать у дошкольников, что ведет к формированию творческой личности.

Специфика третьего компонента содержания дошкольного образования состоит в том, что нельзя указать систему действий в процедуре творческой деятельности. Она создается самим субъектом деятельности. Нельзя обучить творчеству, можно развить его черты, определяющие творческую личность.

4. Опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе и окружающему. Дошкольный возраст – период сензитивный для усвоения норм и правил поведения, взаимодействия. В этом возрасте закладывается поведенческая линия, формируются первые достаточно стойкие убеждения о том, что можно и нельзя, как вести себя в обществе. Так же на этой ступени закладываются основы полового поведения, происходит идентификация ребенка с определенным полом.

Этот элемент содержания образования специфичен. Его содержание – это не знания и умения. А отношения ко всему окружающему и самому себе. Между знаниями и отношениями могут существовать три вида взаимосвязей:

- полное согласование (идеальный вариант совпадения нормативного знания и отношения личности);

- полное рассогласование (несовпадение социальных норм и отношений личности – социальный конфликт);

- частичное рассогласование – знания и отношение личности в ряде случаев вступают в противоречие.

Все эти виды взаимосвязей знаний ребенка и его отношений прослеживаются в реальной действительности.

Специфика этого элемента содержания дошкольного образования заключается в том, что носителями системы отношений к окружающему и себе для ребенка в первую очередь являются родители, педагог и др. взрослые. В среднем и старшем дошкольном возрасте весомую роль приобретают сверстники. Взрослый является для дошкольника образцом поведения и взаимоотношений, обучает оценочным действиям, дает понятие о нравственных нормах, воспитывает нравственные качества личности ребенка. Формирование многих линий поведения происходит на основе подражания взрослому, а его одобрение выступает мощным фактором, регулирующим поведение дошкольников. На основе отношений, сложившихся в дошкольном возрасте, впоследствии накладываются устойчивые убеждения, система ценностей, избирательность действий и поступков. От развитости у личности этого компонента и его соответствии социальным нормам во многом будет зависеть будущее ребенка.


Таким образом, нами рассмотрены элементы содержания образования и их специфика. Сделаем выводы:

    1. Содержание дошкольного образования состоит из четырех взаимосвязанных элементов. Назовите.

    2. Эти элементы должны просматриваться в процессе обучения дошкольников на занятиях и в нерегламентированной деятельности.

    3. Элементы содержания образования должны проходить через занятия по всем методикам с учетом специфичности конкретного их содержания.

    4. Они должны быть предусмотрены в рамках изучения с детьми любой темы, просматриваться в целях обучения, воспитания и развития детей (дидактическая, воспитательная, развивающая цели).

    5. Главным носителем содержания дошкольного образования являются взрослые, а его источником социальный опыт.

Указанные компоненты находят свое отражение в содержании современных образовательных программ и определенных в стандарте дошкольного образования направлений развития детей и образовательных областей.

??? Вспомните и назовите основные направления реализации образовательной программы. Какие образовательные области обеспечивают освоение этих направлений?
3. Нормативные документы, определяющие содержание дошкольного образования

Вспомним из курса общей педагогики, какие нормативные документы регламентируют содержание образования? (Госстандарт, учебные планы, образовательные программы).

Содержание дошкольного образования регламентируется:

- проектом Госстандарта дошкольного образования, отражающим требования к содержанию и методам обучения и воспитания дошкольников, к среде развития детей, требования к характеру педагогического взаимодействия;

- программами воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста;

- учебными и методическими материалами, рекомендациями, пособиями, руководствами.

Между этими документами существует определенная взаимозависимость. При отборе содержания образования ведущее место занимает Госстандарт, на основании которого составляются требования и строятся образовательные программы. Подробнее остановимся на каждом документе.

1. Первый определяющий документ – Госстандарт образования.

Госстандарт – это установленная законодательно норма образованности. Он определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.


Госстандарт дошкольного образования существует сегодня в форме проекта и находится на стадии апробации и коррекции в регионах РФ. Он представляет собой установленную норму образованности, которая гарантируется каждому ребенку дошкольного возраста при условии посещения ДОУ.

Образовательный стандарт включает 3 уровня:

1) Федеральный уровень, определяемый Министерством образования РФ и задающий обязательный минимум содержания образования на данной образовательной ступени.

2) Региональный уровень, определяемый местными органами управления образованием (необходим для учета региональных, национальных, культурных, природных и др. особенностей при построении содержания дошкольного образования).

3) Уровень образовательного учреждения, обеспечивающий возможность внесения дополнений в содержание дошкольного образования, исходя из установок, интересов педагогического коллектива. Дает возможность для творчества специалистов ДОУ.

Установленные на втором и третьем уровне дополнения в содержание образования не должны противоречить законодательству, возрастным особенностям и возможностям детей.

Значимость Госстандарта, как документа, обеспечивающего обязательный минимум содержания образования, равные стартовые права всем дошкольникам, привели к необходимости его разработки и апробации. Рассмотрим причины, обусловившие появление понятия "стандартизация дошкольного образования".
Причины стандартизации дошкольного образования

1. Необходимость устойчивых ориентиров в системе дошкольного образования.

2. Миграция населения, требующая создания единого образовательного пространства в условиях появления альтернативных программ дошкольного образования.

3. Значимость централизованного регулирования деятельности разных типов ДОУ, работающих по различным программам. Он должен стать гарантом того, что ребенок получит самые значимые для возраста знания, умения, навыки, качества, опыт отношений и творческой деятельности.

4. Стандарт должен обеспечить образование, соответствующее позитивным мировым тенденциям.

Как следствие, Госстандарт выполняет ряд функций:

А) реализация качества образования в условиях его вариативности;

Б) защита ребенка от некомпетентных педагогических воздействий;

В) сохранение единства образовательного пространства на территории страны в условиях самостоятельности регионов, пед. коллективов ДОУ;

Г) обозначение требований к педагогам дошкольного образования, которые определяют требования к их профессиональной подготовке;