Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1805

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сегодня в системе дошкольного образования существует достаточно много различных авторских комплексных и парциальных образовательных программ, которые возникли и продолжают появляться и апробироваться как альтернатива существующим в системе образования.

Каждая программа предусматривает разные подходы к организации педагогического процесса. Сегодня ДОУ имеет право выбора программы и технологий ее реализации (что имеет свои "плюсы" и "минусы"). Проанализируйте этот тезис.

Государственный образовательный стандарт не ограничивает педагогический процесс, не делает его шаблонным, он защищает от некомпетентности и наряду с обозначенным минимумом предполагает различные дополнения, обогащения. Реализация стандарта – выполнение обязательств государства перед ребенком, семьей, обществом, связанных с обеспечением равного образовательного старта для всех.

Образовательные программы на стадии их разработки проходят экспертизу федерального уровня, опытно-экспериментальную апробацию и только затем допускаются к внедрению. Специалисты ДОУ свободны в выборе комплексной образовательной программы. Она может быть пополнена парциальными программами (готовыми или авторскими), но при соблюдении здоровьесберегающих норм нагрузки на детей и при условии выполнения комплексной программы.

Долгое время в системе дошкольного образования существовала одна программа – "Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста" М.А. Васильевой (она действовала с коррекцией с 1962 г.). Сегодня в условиях многообразия программ дошкольные учреждения самостоятельно выбирают образовательную траекторию (выбирают образовательную программу, вносят в нее изменения, создают авторские программы в соответствие с требованиями госстандарта - ФГОС). На этапе определения этой траектории специалистам важно соблюдать ряд организационно-педагогических условий.

Организационно-педагогические условия

при переходе к новой образовательной программе

  1. Теоретическое ознакомление с программой по всем возрастным группам.

  2. Изучение раздела «Предметно-развивающая среда», оценка возможностей ДОУ.

  3. Подбор методического и дидактического материала по выбранной программе – подборка пособий, игр, дидактических игр, предусматриваемых программой.

  4. Диагностическое обследование детей в каждой возрастной группе с целью выяснения возможностей детей по усвоению разделов программы.

  5. Проведение теоретических и методических семинаров для педагогов по вопросам реализации программы.

  6. Консультации и открытые мероприятия для родителей.

  7. Переход к новой программе необходимо начинать с младшего возраста (или с того, который предусмотрен программой).


Материалы, раскрывающие цели, содержание и особенности программ дошкольного образования, представлены в сборнике (7).

Таким образом, мы рассмотрели нормативные документы, регламентирующие содержание дошкольного образования. Необходимо отметить, что это содержание раскрывается и реализуется с помощью методических материалов, рекомендаций, пособий по воспитанию, обучению и развитию детей на всех этапах дошкольного детства. В выборе этих материалов проявляется профессионализм и творчество педагогов дошкольного образования, их отношение к профессиональной деятельности.
4. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения

Дошкольные образовательные учреждения сегодня находятся на пути выбора, обоснования и развития собственной образовательной траектории. Как следствие, появление Программ развития ДОУ, разработка специалистами собственных парциальных программ, появление новых направлений работы детского сада с детьми и семьей, проведение опытно-экспериментальной работы в дошкольном учреждении и т.д. В ДОУ прослеживаются тенденции к поиску осмысленных ориентиров и конкретных образовательных форм, позволяющих обрести собственное лицо. Появляются частные образовательные учреждения для дошкольников, группы кратковременного пребывания, выполняющие адаптационные, воспитательные, обучающие, развивающие, коррекционные и др. задачи.

Однако, отмечает Н.Н. Кудрявцев, позитивные тенденции в изменении содержания и форм дошкольного образования имеют ряд проблемных полей:

  1. самостоятельный поиск ДОУ в обновлении содержания, форм и методов образования часто сводится к беспорядочному поиску программ или попыткам разработать свои программы. При этом педагоги часто не способны адекватно оценить их качество;

  2. изменение содержания образования сводится к расширению объема предметов для усвоения, необоснованному расширению или сужению требований стандарта (астрология, йога в ДОУ);

  3. увеличение умственной нагрузки и снижение двигательной активности;

  4. приоритет интеллектуального развития над художественным, физическим, нравственным, эстетическим в связи с повышением требований школы к подготовке дошкольников;

  5. излишняя эксплуатация образцов, готовых рецептов в выборе способов усвоения содержания образования;

  6. недостаточное внимание формированию опыта творческой деятельности как одному из важных элементов содержания дошкольного образования и др.


Таких полей может быть выделено много. Их наличие выводит нас на противоречие между стремлением специалистов ДОУ соответствовать требованиям времени, конкурировать с другими, проявлять профессиональное творчество и снижением качества образования за счет необдуманного отбора содержания дошкольного образования. Стремление решать это противоречие в науке и практике выступает движущей силой развития дошкольного образования.

С обновлением содержания дошкольного образования, прежде всего, связано повышение его качества. В то же время, по мнению Л.А. Парамоновой, это использование новых методов и перестройка традиционных. Это и ориентация на личностно-ориентированную модель взаимодействия в обучении и воспитании детей, а отсюда индивидуализация и дифференциация педагогического процесса. Отбор содержания образования связан и с определением стандарта, необходимого и достаточного для полноценного развития детей. Важным является и обеспечение детям равного старта для их дальнейшего образовательного продвижения.

? На каких же принципах сегодня должно отбираться базисное содержание дошкольного образования.
Принципы построения содержания дошкольного образования

(Л.А. Парамонова)

1. Содержание должно иметь развивающий характер, направленный на раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Этот тезис Л.С. Выготского признан во всем мире. Однако на современном этапе его толкование значительно расширено. Одни исследователи (В.В. Рубцов, А.Г. Асмолов) считают: дети многому учатся не только от взрослого, но и в процессе взаимодействия друг с другом; другие (А.П. Усова. Н.Н. Поддъяков, А.Н. Поддьяков) убедительно доказывают: дети успешно развиваются и самостоятельно в процессе практического освоения и преобразования разных объектов. Но, как мы знаем, содержательное взаимодействие и взаимодействие с развивающими объектами в детском сообществе организует взрослый. С его помощью создаются и объекты. Педагог должен знать, какое содержание образования – непосредственное или опосредованное - лучше развивает каждого воспитанника.

2. Содержание дошкольного уровня образования должно носить системный характер, т.е. обеспечивать взаимосвязь тех объектов и явлении, которые ребенок познает, которые "выступают" не сами по себе, а в системе других объектов и явлений. Тем самым существенно расширяется информационное поле его познания, и, как результат, уже к старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает умением встраивать новые объекты в уже имеющиеся системы. Это умение выступает как средство познания, т.е, позволяет выходить за пределы конкретики, делать обобщения, предположения и даже прогнозировать некоторые результаты. Системный подход позволяет педагогу реализовывать на практике важный дидактический принцип «от общего к частому". Для дошкольника каждое частное явление выступает как проявление чего-то общего, что способствует выстраиванию некой целостной картины.


3. Системность содержания дошкольного уровня образования позволит педагогу реализовать интеграцию в процессе обучения чувственного и рационального познания на уровне, соответствующем возрасту (заметим, что чувственное восприятие более значимо для дошкольника, так как его деятельность многоаспектна). Это составляет основу его дальнейшего абстрактного познания. При таком подходе у педагога есть возможность:

а) не только обогащать осваиваемые детьми области действительности, но и сохранять целостность каждой;

б) добиваться необходимого образовательного эффекта за оптимальное время.

Однако механизмы интегрирования содержания дошкольного уровня образования (ни теоретические, ни методические) пока серьезно не проработаны и находятся в стадии изучения. На сегодня, как правило, в качестве единицы интеграции выступает тематизм, что, к сожалению, в основном захватывает лишь ассоциативный пласт.

4. Содержание дошкольного уровня образования должно вводить детей в мир культуры не только родной, но и других народов, обеспечивать мультикультурное воспитание. Приобщая детей к собственной культуре и традициям, мы воспитываем в них чувство уважения, любви к своим родителям, родственникам, своему народу, детскому саду, микрорайону, городу, стране в целом, а также чувство гордости за них. Понятие «малая Родина» в дошкольный период детства особенно значимо. Более того, зная культуру своего народа, ребенок будет относиться уважительно и к культуре другого. Мультикультурное воспитание, основанное не на ассимиляции (когда культура меньшинства растворяется), а на интеграции, приобщает к культуре большинства, сохраняет традиции малого народа. Это одна из важнейших задач воспитания.

Процесс воспитания ныне все более связывают с социальным развитием ребенка, с овладением им правилами и нормами поведения в обществе. Именно они должны быть сформированы в дошкольном учреждении, в детском сообществе. Осознание своего «я», своих возможностей, умение понять партнера, его возможности и выстроить на этой основе отношения - все это происходит в детском сообществе и благодаря детскому сообществу. Если ребенок налаживает контакт с кем-либо из группы (диада) - это одно обстоятельство, и совсем другое, когда он вписывается в группу играющих. Это значительно сложнее. В этом контексте нельзя не сказать о толерантности по отношению к окружающему
, сверстникам, культурам и параллельном принятии и узнавании другого.

5. В базисном содержании дошкольного уровня образования должны быть представлены разные виды деятельности, а также сама деятельность в развитии ее основных компонентов: цель, выбор средства, нахождение способов, контроль и т.п. Деятельностный подход обеспечит детям субъективность освоения социокультурного содержания, связь знаний, источником которых будут и взрослый, и партеры. Роль развивающей предметной среды безгранична. Функционально моделируя развитие деятельности, она не только обеспечивает ее исполнение, но и инициирует творческое взаимодействие ребенка с этой средой (С.Л. Новоселова).

6. Стержнем содержания дошкольного образования должен стать особый подход к здоровью ребенка, оберегающий и укрепляющий его психику. В понятие «особый подход» входит не только формирование у детей здорового образа жизни, гигиенических навыков - потребности умываться, чистить зубы утром и вечером, мыть руки перед едой, не забывать о водных процедурах, систематически заниматься физкультурой. Речь идет и об укладе жизни дошкольного учреждения, где созданы комфортные условия для созидательной деятельности, где каждый ребенок уверен, что он защищен потому, что вся атмосфера детского сада проникнута добротой.

Принцип отбора содержания образования, оберегающего здоровье ребенка, - это, прежде всего, положительная направленность во всем. Так, давая детям представления о правильном питании, педагог рассказывает только о том, что полезно организму; отправляясь на прогулку, привлекает внимание группы к ухоженности сада, парка, к тому, как легко дышится в тени деревьев. Отрицательная информация может вселить в ребенка чувство тревоги. В этой связи, когда речь идет о здоровье ребенка, возникает вопрос: а должен он знать о своих правах? Скажите, как ими может воспользоваться дошкольник? Права, защищающие ребенка, неукоснительно должны выполнять взрослые - родители, педагоги, государственные руководители разных уровней.

Таким образом, мы выделили шесть основных подходов к обновлению и отбору содержания дошкольного уровня образования. Они тесно взаимосвязаны. Их реализация потребует от педагога полной самоотдачи, овладения мастерством. Не секрет, уровень работы в дошкольных учреждениях несколько снизился. Есть тому и объективные причины. Какие?

Однако, от нас, будущих специалистов, зависит возможность усилить и расширить позитивные тенденции в изменении содержания и качества дошкольного образования. Дошкольное образование, став первой ступенью образования, имеет свою "детскую" специфику, которую важно не устранять, а учитывать во взаимодействии с детьми, в организации всех видов их деятельности.