Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1803

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


А) Методы устного контроля – его основа монологический ответ ребенка или вопросно-ответная система. Методы могут быть применены в индивидуальной, групповой, фронтальной форме. К этим методам относятся – рассказ, беседа, объяснение, пересказ, сообщение из опыта дошкольников. Средства – дидактические игры, карточки, картины, вопросы, ТСО, предметы, серии картинок.

Б) Методы письменного контроля – в классическом виде в дошкольном учреждении с детьми не используются. В старшем дошкольном возрасте детям могут быть даны специальные задания – написание печатных букв, графические диктанты, обведение контуров предметов, штриховка и др. Эти методы позволяют оценить умения детей действовать по заданию, рисовать, штриховать, развитость мелкой моторики рук и др.

В) Практические работы и задания – выявляют уровень освоения детьми практических умений, способность воспринимать, выполнять задание, планировать ход его выполнения, умение действовать по образцу и без него, оценивать свою работу и других детей. Это может быть выполнение математических действий, выполнение опытов, трудовых операций, действий с дидактическими игрушками и материалами.

Г) Наблюдение за деятельностью детей с целью оценки уровня усвоения разделов образовательной программы. Педагог наблюдает за ребенком в естественной свободной и самостоятельной деятельности детей. Оценивается способность ребенка применять полученный опыт, творчески адаптировать его в повседневной жизни, использование полученных знаний и умений в разных видах детской активности, способность детей к само и взаимообучению.

Д) Специально разработанные диагностические методики выявляют уровень развития психических процессов, мыслительных операций, компонентов учебной деятельности, объем, полноту и прочность усваиваемых знаний, умений, способностей и др.

Важно отметить, что эти методы используются во взаимосвязи с целью получения объективных результатов и возможности своевременной коррекции процесса обучения.

2) Оценка учебно-познавательной деятельности детей в процессе обучения и по его результатам

Оценка педагогом деятельности детей в процессе обучения выполняет рад задач:

- стимулирование познавательной активности детей;

- создание благоприятной атмосферы в процессе обучения посредством одобрения и создания ситуации успеха для детей в процессе обучения;


- формирование у детей оценочных умений.

Для ребенка в процессе обучения важно оценочное отношение взрослого, одобрение его действий, поощрение усилий, анализ правильности его действий в соответствии с заданием, качество работы. Педагог сравнивает результат ребенка с заданием, с образцом, с требованиями к этой деятельности на данном возрастном этапе. Детальность оценки возрастает с возрастом детей, возрастают и требования к их деятельности и ее результатам.

Важной является форма оценки. Например, «дом нарисован не правильно» - такая оценка не приемлема. Почему? Выделим рекомендации по оценке деятельности детей в процессе обучения.

1) В оценке отражаются сначала положительные, затем отрицательные стороны, которые могут быть поправимы в дальнейшем.

2) Оценка должна быть отнесена к результату деятельности, отношению к ней, а не к самой личности ребенка.

3) Она может быть выражена в словесной и символической форме (знак, цвет, фишка и др.).

4) Необходимо формировать у детей правильное, конструктивное отношение к недостаткам и неточностям в своей деятельности.

5) Вопрос о результативности обучения связываются с фактическими возможностями детей.

6) Педагог оценивает учебно-познавательную деятельность детей и ее результат с позиции правильности и последовательности действий; соответствия результата требованиям к нему.

7) Не допустима формальная оценка работы ребенка.

Показателем результативности обучения является овладение программным содержанием обучения всеми детьми; изменения, происходящие в личности ребенка, его творческом и отношенческом опыте. Степень достижения целей обучения детьми различен, так как это зависит от первоначального личного опыта ребенка, его способностей, условий развития за пределами ДОУ. Этот уровень может быть выше, соответствовать, быть ниже.

Результаты обучения на занятиях используются детьми в других видах деятельности (игре, труде, общении и др.), так как результат всегда имеет практическое значение. Способность детей использовать полученный в обучении опыт является еще одним показателем успешности обучения.

Факт получения результата оказывает значительное воспитательное влияние на детей. Их интересует не только процесс, но и результат. Дети с 4-ех лет начинают устанавливать связи между деятельностью, ее результатом и источником получения знаний. Целевая деятельность детей формируется в целенаправленном обучении.



  1. Самооценка ребенком своих результатов в обучении

Оценивать процесс и результат любой деятельности нужно учить. Дети начинают оценивать себя в том случае, если имеют опыт оценки своей деятельности взрослыми. Дети оценивают себя, сравнивая свой результат с образцом, с требованиями к деятельности, с продуктами деятельности других детей. Дошкольники чаще подвергают оценке результаты продуктивной деятельности, имеющие материальное выражение (рисунок, поделка, постройка и др.).

В процессе оценки результатов обучения педагог оценивает не только продвижения ребенка, степень достижения образовательных, воспитательных и развивающих задач. Он подвергает оценке свою дидактическую грамотность, характер построения процесса обучения, соответствие его структурных компонентов друг другу, созданные организационные, психологические, педагогические условия.


  1. Овладение учебно-познавательной деятельностью как значимый результат обучения дошкольников в ДОУ

К старшему дошкольному возрасту, ребенок многое знает и умеет. В этот период дети готовятся к переходу на новый возрастной период (младший школьный возраст), у них складывается новая социальная позиция школьника. Важным приобретением в процессе обучения дошкольников является овладение компонентами учебной деятельности (познавательная мотивация, целеполагание, планирование, учебные умения и навыки, способность к оценке результатов учебно-познавательной активности). Эти компоненты продолжают формироваться в младшем школьном возрасте. Их сформированность служит показателем и важным условием успешной адаптации детей к новым условиям школьного обучения.

В психолого-педагогическом словаре П.И. Пидкасистого учебная деятельность раскрывается как один из видов деятельности, заключающийся в усвоении определенного круга знаний, в приобретении общеучебных умений и навыков, способности самостоятельно учиться (познавать) и применять полученные знания в практике и самостоятельном познании.

Ведущим видом деятельности детей в дошкольном учреждении является игра.
Учебная деятельность становится ведущей в младшем школьном возрасте. Вместе с тем, важно понять: «Откуда появится учебная деятельность у детей в школе, если не создавать условия для формирования ее компонентов в предшествующий возрастной период?» Учебно-познавательная деятельность непосредственно не вытекает из детских игр. Она должна иметь место в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Воспитатель целенаправленно при обучении детей на занятиях создает предпосылки для формирования и проявления компонентов учебной деятельности.

Конечно, в процессе обучения в ДОУ на регламентированных занятиях дети включаются в учебно-познавательную деятельность. В детском саду педагог учит детей учиться: развивает произвольность, учит слушать, отвечать, задавать вопросы, принимать и выполнять учебную задачу, планировать действия, готовить и убирать рабочее место, действовать по инструкции, по плану. Эти умения складываются постепенно в процессе каждодневного их применения на занятиях. Занятие – форма обучения детей, близкая к уроку. Эта форма позволяет педагогам органично формировать компоненты учебной деятельности, а детям проявлять их в процессе познания. Таким образом, устанавливается преемственность в детской деятельности, складывается готовность к следующей ступени образования. Педагогическая практика показывает, что в дошкольном учреждении необходимо организованное, целенаправленное обучение детей в соответствии с возрастом. С одной стороны, это позволяет формировать знания, умения, навыки, обогащать личностный и отношенческий опыт детей, а с другой, - обучение готовит к школе, новому типу взаимодействия в системе «учитель – ученик».

Учение – особая деятельность, которая формируется на организованных занятиях. В форме игры нельзя решать все учебные задачи, так как возникает противоречие между содержанием обучения и формой усвоения. Еще К.Д. Ушинский утверждал значимость отделения игры от учения. Учебная деятельность требует особой психологической установки ребенка, познавательного отношения к действительности. В учебной деятельности ребенок усваивает основы знаний об окружающем, учится учиться, овладевает обобщенными способами получения знаний, умений, навыков, опыта, формируется личность.

Рассмотрим, как происходит становление компонентов учебно-познавательной деятельности в дошкольный период, к какому результату необходимо прийти педагогам к концу дошкольного обучения
.

Учебная деятельность имеет специфическую структуру, которая отличает эту деятельность от других (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты: мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль, переходящий в самоконтроль, оценка, переходящая в самооценку.

Мотивация – совокупность различных побудителей деятельности (потребности, чувства, интересы). В учебной деятельности присутствует познавательная мотивация (хочу узнавать новое), оценочные мотивы (заслужить одобрение взрослых), социальные мотивы (учусь для того, чтобы стать врачом, стать как папа), мотивы достижения (быть лучше всех), внешние мотивы (привлекательность внешней атрибутики школьного обучения).

Учебная задача – дает представление о результате, который должен быть получен. Задача, данная в определенной учебной ситуации в форме определенного задания (научиться пересказывать, конструировать из бумаги, измерять предметы и др.).

Учебные действия – способы решения учебных задач; действия обучающихся по получению и нахождению научных понятий и способов действий, а так же их применение к решению конкретных задач (действия по анализу ситуации, моделирующие действия, экспериментирование, классификация и др.).

Контроль, переходящий в самоконтроль – действия, направленные на обобщение результатов учебных действий и их сравнение с заданными образцами. Функция компонента – отслеживание результатов усвоения.

Оценка, переходящая в самооценку – действия оценки фиксируют окончательное качество усвоение знаний, общих способов решения задач. Функция оценки – подведение итогов деятельности.

Все компоненты учебной деятельности взаимосвязаны. Дошкольники в процессе обучения овладевают всеми компонентами к этапу перехода на школьную ступень обучения. Целью и результатом учебной деятельности является усвоение знаний и обобщенных способов деятельности (умений и навыков, необходимых в любой деятельности) – умение читать, считать, отбирать рациональные способы решения задач и др.

Учебная деятельность в дошкольный период не выступает в чистом виде. Мы говорим об учебно-познавательной деятельности. Она имеет специфику развития и проявления.
Специфика учебных задач в дошкольном обучении