Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2107
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 12. Результаты процесса обучения в дошкольном образовательном учреждении
План
-
Понятие о результате обучения детей в дошкольном образовательном учреждении. -
Оценка результатов обучения детей в педагогическом процессе. -
Овладение учебно-познавательной деятельностью как значимый результат обучения дошкольников в ДОУ.
Задания для самостоятельной работы
-
Составить библиографию статей на основе журналов «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ» за последние 5 лет по теме лекции. -
Представить в виде схемы собственное понимание результатов дошкольного образования на современном этапе. -
Подготовить педагогически обоснованное мини сочинение по теме «Качество процесса обучения в дошкольном учреждении. Пути повышения качества дошкольного образования».
Рекомендуемая литература
-
Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1976. -
Дошкольное образование в России. – М., 1996. -
Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание № 5, 9 1989. -
Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. – М., 1972. -
Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Вестник образования. - № 2. – 1995. -
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996. -
Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. -
Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. – № 8. - 1996. -
Стеркина Р.Б. Аттестация и государственная аккредитация ДОУ. – М.. 1997. -
Усова А.П. обучение в детском саду. – М., 1981.
1. Понятие о результате обучения детей в дошкольном образовательном учреждении
Результат обучения – важный компонент процесса обучения. Он соотносим с целью и задачами обучения и зависит от:
- адекватного цели выбора содержания, форм, методов и средств;
- имеющихся условий в ДОУ (организационных, педагогических, психологических, кадровых, научно-методических, материально-технических и др.);
- компетентности педагогического коллектива;
- мотивации, активности и личного опыта детей;
- от характера взаимодействия педагога, детей, родителей;
- от готовности педагогов отслеживать не только итоговый результат, но и ход процесса обучения и своевременно осуществлять коррекцию деятельности в этом процессе;
- от возможностей индивидуализации обучения (для достижения дидактических целей всеми детьми).
В зависимости от определения приоритетных педагогических целей определяется и результат обучения. Цель может быть определена как освоение некоторого объема содержания социального опыта; как система необходимых для данного возраста знаний, умений, навыков или личность в ее многообразии проявлений, обладающая личностным опытом как основным результатом образования; как целостная готовность выпускников ДОУ к школьному обучению и др. Каждая из этих формулировок имеет место на современном этапе развития системы дошкольного образования и является ориентиром и критерием оценки результативности педагогического процесса.
Утвержденный ФГОС дошкольного образования (2013 г.) определяет результат дошкольного образование через качество освоения всеми детьми содержания основной образовательной программы. Степень усвоения и количество детей, справившихся с требованиями программы дошкольного образования, определяют качество дошкольного образования. При этом важная роль отводится специфическим видам детской деятельности и индивидуализации в педагогическом процессе.
Цели обучения задаются социальным заказом общества; системой дошкольного образования; государственным образовательным стандартом. Они конкретизируются в образовательных программах и индивидуализируются специалистами ДОУ с учетом специфики внутренних и внешних условий.
А.П. Усова утверждает, что результат обучения – факт усвоения детьми знаний, умений, навыков, изменения в личности детей, происходящие под влиянием обучения. При этом значение имеет тот результат, который достигается умениями самого ребенка. Как следствие, педагогическое правило о дозировании взрослой помощи в познавательном процессе. Ценным является труд самого ребенка, его усилия и изменения в нем происходящие. Ребенок получает новое и в игре и другой деятельности, но именно целенаправленное обучение предполагает специфическое волевое, произвольное, целенаправленное усилие ребенка, готовит его к школьному обучению.
Сегодня, в рамках личностно-ориентированной парадигмы в дошкольном образовании, основным результатом обучения и воспитания выступают именно личностные изменения, ее достижения, индивидуальность и потребность в дальнейшем развитии. Усваиваемые ребенком знания и умения являются средством, инструментом для формирования структур личности и личностного опыта дошкольников. Эта позиция является центральной в современной личностно-ориентированной парадигме образования.
Результат обучения детей (помимо образовательной парадигмы), так же как цели и задачи, определен каждой комплексной программой дошкольного образования. Достижение целей и их соответствие результату является основным критерием эффективности процесса обучения. Соотношение цели и результата в процессе обучения не однозначно. Цель может полностью или частично совпадать с полученным результатом, а может вступать в прямое несоответствие.
-
Оценка результатов обучения в педагогическом процессе
Оценка результатов процесса обучения является обязательным его компонентом, имеет место на всех этапах обучения. Комплексная оценка проводится в ДОУ в начале, в середине и конце года. Текущее отслеживание эффективности образовательной деятельности ведется педагогом ежедневно в ходе взаимодействия с детьми. Оценка важна для изучения степени усвоения детьми содержания образования в соответствии со стандартом, для понимания результативности педагогического процесса, динамики продвижения каждого ребенка. Полученные результаты служат основанием для коррекции и индивидуализации работы с воспитанниками.
Оценка результатов обучения осуществляется в трех направлениях:
-
Объективная диагностика с помощью специальной системы форм и методов контроля деятельности специалистов ДОУ. -
Оценка учебно-познавательной деятельности детей в процессе обучения и по его результатам. -
Самооценка дошкольников в процессе обучения.
Остановимся на характеристике каждого из направлений оценки в обучении.
1) Педагогическая диагностика – измерение уровня усвоения детьми образовательной программы, уровня обученности, развитости и воспитанности. Ее результаты указывают на эффективность педагогического процесса, деятельность педагогического коллектива, характер продвижений каждого ребенка. Контроль и диагностика являются функцией управления. Педагоги ДОУ испытывают затруднения в оценке результатов образования и процесса обучения в частности. Ряд педагогов делают это формально, не владеют инструментарием, не делают выводов по результатам оценки. Авторы современных комплексных образовательных программ для снижения этих затруднений разрабатывают диагностический инструментарий для педагогов с целью объективной оценки ими уровня усвоения содержания дошкольного образования.
Диагностика в процессе обучения дошкольников выполняет ряд функций: диагностическую, дидактическую, воспитательную, развивающую. Функции обучения справедливы по отношению к диагностике, так как ее методы (тесты, практические задания, анализ продуктов деятельности и др.) аналогичны обучающим, но вместе с тем, выполняют диагностическую функцию. Она является ведущей.
Диагностика результатов процесса обучения в ДОУ осуществляется в разных видах контроля.
Текущий контроль – систематическая проверка усвоения детьми социального опыта в обучении (знания, умения, навыки, опыт творчества, опыт отношений к окружающему). Он гибок, оперативен, системен, разнообразен по форме, методам и средствам.
Периодический контроль – осуществляется по завершению крупных тем, разделов образовательной программы, по итогам большого периода в обучении. При этом учитываются данные текущего контроля.
Итоговый контроль – проводится в конце учебного года (май). Его цель – подведение итогов обучения за год, изучение обученности и изменений в личности детей. Оценка уровня усвоения программы, возможного успеха дальнейшего обучения становится основой оценки педагогического процесса в целом.
На основе данных всех видов контроля делаются выводы, рекомендации, определяются задачи коррекции, индивидуальной работы с детьми, вопросы для самообразования педагогов, направления взаимодействия с родителями.
Примером системной диагностики результатов обучения может послужить схема Б. Блума. В качестве критериев результативности процесса обучения он выделяет следующие: ребенок знает, понимает, применяет, анализирует, обобщает, оценивает. Эти действия подлежат проверке, так же оценивается социальное и общепсихологическое развитие детей. Области оценки – когнитивная, социальная, психологическая.
Оценка результатов процесса обучения детей в ДОУ осуществляется с помощью специфических методов. Методы контроля – способы диагностической деятельности, позволяющие осуществлять обратную связь в обучении с целью получения данных об успешности обучения. Методы контроля за результатами обучения детей можно условно разделить на методы устного контроля, письменного контроля, выполнение практических заданий, работ, наблюдение, специально разработанные, научно обоснованные диагностические методики.