Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1774

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РАЗДЕЛ 3. Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

Тематика и планы семинарских занятий по разделу 3

Тема 1. Развитие сюжетно-ролевых игр детей в дошкольном детстве

1. Значимость развития сюжетно-ролевой игры. Задачи развития игровой деятельности в разных возрастных группах ДОУ.

2. Уровни развития детской сюжетно-ролевой игры.

3. Формирование игровых умений детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Основные принципы организации детской творческой игры.

4. Методика развития сюжетно-ролевой игры Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой.

5. Оценка уровня развития игры у дошкольников.

Задания для самостоятельной работы

  1. При чтении основных литературных источников выписать особенности детской игры, выявленные разными авторами.

  2. Выстроить и заполнить таблицу «Уровни развития сюжетно-ролевой игры» по Д.Б.Эльконину. Провести наблюдение за игрой дошкольников, занести результаты в таблицу. Опираясь на уровни развития игры Д.Б. Эльконина, определите уровень развития игры у наблюдаемых детей. В качестве опоры используйте пособие Урунтаевой Г.А. Диагностика психологических способностей дошкольников. – М., 1996 (Раздел по игре).

  3. Провести беседу с воспитателем об организации им игровой деятельности в группе в течение дня. Прописать режим дня для старшей группы ДОУ, указать время и место разных видов игр. Для выполнения задания использовать сборники игр для детей среднего (на повторение) и старшего дошкольного возраста.

  4. Составьте конспект проведения сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении.

Опорная схема составления конспекта игры

  1. название игры, возрастная группа;

  2. цели игры;

  3. необходимое оборудование;

  4. подготовка к игре (подбор и изготовление игрового материала, ознакомительные беседы, экскурсии, наблюдения, чтение литературы, просмотр иллюстраций, фильмов и т.д. по теме игры);

  5. ход игры (начало, развитие, завершение игры; способы распределения ролей; длительность, включение новых участников);

  6. методические приемы педагогического руководства, возможные варианты помощи воспитателя на разных этапах развития игры, условия его включения в игру;

  7. возможности дальнейшего обогащения и развития сюжета.



Тема 2. Творческие игры детей дошкольного возраста


  1. Творческие игры в классификации детских игр. Особенности. Виды творческих игр.

  2. Игры-драматизации, театрализованные игры, игры в театр, хороводные игры.

  3. Режиссерские игры дошкольников.

  4. Строительно-конструктивные игры в дошкольный период.

  5. Игры-экспериментирование.

  6. Особенности педагогического руководства творческими играми. Организационно-педагогические условия развития этих игр.

Задания для самостоятельной работы

  1. Внесите в словарик виды творческих игр, кратко раскройте их сущность.

  2. Приготовьте письменное выступление к занятию по одному из видов игр. Раскройте вопрос по плану.

План

Название вида игр. Его место в классификации игр.

1) Цели, задачи, содержание игр.

  1. Значение данного вида игр в развитии, воспитании и обучении дошкольника.

  2. Структура и функции … игры. Общее и отличное в данном виде игр.

  3. Необходимые условия для проведения игр.

  4. Развитие игровых умений детей в условиях семьи и ДОУ.

  1. При изучении литературы выявите необходимые условия для развития творческих игр, определите соотношение методов прямого и косвенного руководства их развитием в дошкольном учреждении.

  2. Подготовить индивидуальное сообщение к семинарскому занятию по теме «Игра как феномен детской субкультуры».

Тема 3. Игры с правилами в дошкольном образовательном учреждении

  1. Игры с правилами в структуре детских игр.

  2. Классификации игр с правилами. Воспитательное, обучающее и развивающее значение игр с правилами.

  3. Содержание игр с правилами. Особенности разных видов игр данной группы.

  4. Педагогическое руководство играми с правилами. Формирование игровых умений детей. Развитие инициативы и самостоятельности в играх с правилами.

Задания для самостоятельной работы

  1. Проанализируйте современные подходы к развитию игр с правилами Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой и Е.Е. Кравцовой. Выстройте письменные рекомендации по развитию игр с правилами с позиций этих авторов. Найдите общее и отличное в этих подходах. Проследите роль педагога в этих играх.

  2. Подготовьте разработки игр с правилами всех видов для младшего среднего и старшего возраста и проведите их в период педагогической практики (задание выполняется в творческих группах). При написании конспекта смотрите схему в заданиях к теме 2.

  3. Приготовьте и разучите считалки для проведения подвижных игр.


Тема 4. Игрушка как структурная единица детской игры

  1. Содержание понятия «игрушка». Значимость игрушки в развитии, воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

  2. Классификация детских игрушек. Характеристика видов, подходов к классификации.

  3. Игрушка в развитии игровой деятельности дошкольников. Изменение ее роли в игре на протяжении дошкольного детства.

  4. Игровая среда в ДОУ. Игрушка как компонент игровой среды. Критерии оценки игрушек для детей дошкольного возраста.

  5. Игрушки-самоделки. Игрушка в семье. Факторы, влияющие на выбор игрушек и игровых материалов.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составьте таблицу «Педагогическое значение детской игрушки». В таблицу включите воспитательное, дидактическое, развивающее значение игрушки в дошкольный период.

  2. Отразите в схемах подходы к классификации детских игрушек А.С. Макаренко, Е.А. Флериной, Е.А. Аркина, В.И. Логинова и др.

  3. Оформите консультацию для родителей «Как выбрать игрушку для ребенка». При подготовке опирайтесь на требования к выбору игрушек, учтите возрастной аспект, значение игрушек в развитии личности и деятельности ребенка.

  4. Изготовьте для базового ДОУ игрушки-самоделки.

  5. Приготовьте тезисно ответ на вопрос: «Значение природного, бросового материала в игровой деятельности дошкольников в разных возрастных группах».

  6. Проанализировать ассортимент игрушек в магазине на предмет их соответствия нормативным требованиям.

Рекомендуемая литература по разделу «ИГРА»

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – Новосибирск, 1994.


2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.

3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.

4. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб, 2001.

5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.

6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1985.

7. Воспитание детей в игре / Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 1983.

8. Галигузова Л. Ранний возраст: развитие процессуальной игры // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 4.

9. Дайлидене И.П. Поиграем, малыш! – М., 1992.

10. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1979.

11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера. – М., 1978.

12. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М., 1988. Ч. 1, 2.

13. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. – М., 1998.

14. Игрушки и пособия для детского сада. Оборудование педагогического процесса / Под ред. В.М. Изгаршевой. – М., 1988.

15. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.

16. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988.

17. Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1991.

18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2000.

19. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 1996.

20. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.

21. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – Екатеринбург, 1999.

22. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 1990.

23. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000.

24. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. – М., 1961.

25. Нечаева В.Г., Корзакова Е И. Строительные игры в детском саду. – М., 1966.

26. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1990.

27.Новоселова С.Л. Игры, игрушки и игровое оборудование

28. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М., 2002.

29. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.


30. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М., 1996.

31. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. – М., 1966.

32. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я.Михайленко. – м., 1987.

33. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.Васильевой. – М., 1986.

34. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А.Сохина. – М., 1984.

35. Умственное развитие дошкольника в игре / Сост. Богуславская З.М., Смирнова Б.О. – М., 1990.

36. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М., 1996.

37. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981.

  1. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976.

39.Чего на свете не бывает? / Под ред. О.М. Дъяченко, Е.Л. Агаевой. – М., 1991.

40. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. – М., 1994.

  1. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.. 1978.

Раздел 4. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста

Темы и планы семинарских занятий по разделу 4

Тема 1. Современные теории, подходы, концепции
организации воспитания детей дошкольного возраста


  1. Содержание понятий: «подход», «теория», «концепция».

  2. Сущность индивидуального, дифференцированного, гуманистического, личностно-ориентированного подходов к воспитанию дошкольников.

  3. Гуманизация воспитательного процесса в дошкольном учреждении.

  4. Воспитание дошкольников в зарубежных и отечественных педагогических теориях Р. Кэмпбелл, Дж. Лэшли, Б. Спок, Г.Доман, М. Ибука, Л.И. Божович, Е.В. Субботский, В. А. Леви, Ш.А. Амонашвилли, Б.П. Никитин, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и др.

  5. Современные проблемы воспитания детей дошкольного возраста.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составить таблицу «Современные подходы к воспитанию детей в дошкольный период». При заполнении таблицы в качестве основы использовать Российскую педагогическую энциклопедию. В ходе обсуждения вопроса на семинарском занятии вносить дополнения и уточнения.

  2. Раскрыть свое понимание сущности гуманизации воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Тезисы оформить в тетради.

  3. Подготовить письменное сообщение, раскрыв в нем суть одной из авторских теорий воспитания детей дошкольного возраста. В сообщении выделить цели, содержание, формы, методы, средства воспитания, особенности данной теории. Предусмотреть наглядное сопровождение сообщения (примеры, иллюстрации, наглядные пособия, литература, показ характерных приемов взаимодействия с детьми, цитаты и др.).

  4. По результатам прочитанного, выделить ряд проблем воспитания дошкольников на современном этапе. Написать индивидуальное сочинение по теме Проблемы воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе». Обосновать значимость проблемы, проанализировать причины ее возникновения, предложить возможные пути ее решения.