Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2159
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рекомендуемая литература
-
Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. – М.. 1994. -
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. -
Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. – СПб., 2002. -
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М., 1985. -
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени обще6ния: от года до семи лет. – М., 1992. -
Демина Е.С. Психолого-педагогические основы умственного развития детей дошкольного возраста // Теория и методика дошкольного образования. – Барнаул, 2002. С. 92 – 106. -
Доман Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ.. – М., 1995. -
Ибука М. После трех уже поздно. – М., 1991. -
Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М., 1992. -
Леви В. Нестандартный ребенок. – М., 1993. -
Максимов Л.К. Психологические основы новых педагогических технологий. // Психология. 1991. № 2. -
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000. -
Петровский В.А., Виноградова А.М. и др. Учимся общаться с ребенком. – М., 1993. -
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969. -
Позитивистско-антропологическая концепция организации дошкольного воспитания // Т.В. Фуряева Дошкольное воспитание за рубежом. – Красноярск, 1999. С. 64-97. -
Райгородский Д.Я. Ребенок и семья. – Самара, 2002. -
Социально-ситуативная модель деятельности дошкольных учреждений // Т.В. Фуряева Дошкольное воспитание за рубежом. – Красноярск, 1999. С. 34-64. -
Спок Б. Разговор с матерью. – М., 1991. -
Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991. -
Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.К., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1992.
Тема 2. Организация физического воспитания в ДОУ
-
Место физического воспитания в целостной системе воспитания дошкольников, его значение в развитии и воспитании личности. -
Цели и задачи физического воспитания дошкольников на этапе дошкольного детства. -
Содержание, формы, методы и средства физического воспитания в разных возрастных группах ДОУ. -
Воспитание культурно-гигиенических умений и навыков у детей дошкольного возраста. Задачи, методика. -
Режим дня, его значение в организации здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста. -
Валеологическое образование дошкольников. -
Проблемы физического воспитания дошкольников. Направления совершенствования физического воспитания в ДОУ и семье.
Задания для самостоятельной работы
-
Выстроить таблицу: «Задачи физического воспитания дошкольников». Отразить в таблице все возрастные группы. Взять три подхода к определению задач (учебник «Дошкольная педагогика», две образовательных программы). Провести сравнительный анализ задач – их количество, содержание, направленность, своеобразие, различия между программами и возрастными группами, преемственность задач, связь с семьей в решении задач физического воспитания), критерии оценки результатов воспитания. -
Проанализировать содержание физического воспитания дошкольников, опираясь на комплексные программы: «Детство», «Радуга», Программа воспитания и обучения дошкольников М.А. Васильевой. Представить и сделать краткую аннотацию специализированной программы по физическому воспитанию. -
Разработать групповой проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков в младшем (среднем, старшем) дошкольном возрасте. В проекте представить значимость, цели, задачи, содержание, пути формирования умений и навыков, предполагаемые результаты. Показать специфику педагогической работы, степень самостоятельности детей в данном возрасте. -
Ввести в терминологический словарь термины «валеология», «валеологическое образование». Подобрать пособия для воспитателей, детей и родителей для организации этого направления деятельности. Сделать картотеку игр, пособий. -
Подготовиться принять участие в дискуссии «Проблемы и направления совершенствования физического воспитания дошкольников в семье и ДОУ».
Рекомендуемая литература
Смотрите список в плане лекционного занятия по теме.
Тема 3. Психолого-педагогические условия
умственного развития детей дошкольного возраста
-
Теоретические основы умственного воспитания детей в дошкольный период. -
Содержание умственного воспитания дошкольников в современных образовательных программах. -
Развитие познавательной активности (любознательности познавательных интересов) дошкольников в педагогическом процессе. -
Возможности разных видов детской деятельности для умственного развития детей. Методы и приемы педагогического руководства. Организация предметно-пространственной среды. -
Диагностика умственного развития дошкольников: педагогическое значение, способы, коррекционно-педагогическая деятельность.
Задания для самостоятельной работы
-
Сделайте краткий конспект статьи Деминой Е.С. «Психолого-педагогические основы умственного развития детей дошкольного возраста» (Теория и Методика дошкольного образования. – Б., 2002. – С. 92-105). Ответьте на вопрос: «Какие психолого-педагогические теории лежат в основе понимания сущности и технологий умственного воспитания и развития дошкольников?» Раскройте основное содержание этих теорий. -
Проанализируйте содержание умственного воспитания дошкольников, заложенное в современных программах дошкольного образования. Используйте для анализа Программу М.А. Васильевой (изд. 2005), Детство, Развитие, Радуга. При анализе используйте следующие критерии:
- системность, объем, глубина и широта знаний, заложенных в программе, их усложнение, расширение, преемственность от группы к группе;
- представленность усваиваемых детьми умений, их разносторонность, усложнение с возрастом;
- наличие отношенческого, ценностного компонента в осваиваемом содержании;
- направленность программы на развитие познавательной, творческой, исследовательской активности детей.
-
Составьте схему «Потенциал детской деятельности в умственном развитии дошкольников». Укажите зависимость деятельностей, внесите в схему педагогические методы и средства умственного развития. -
Подготовьте систему доказательных суждений, подтверждающих правомерность мыслей: «…познавательная активность и ее источники исходят из дошкольного детства», «…более 50 % интеллекта ребенка заложено генетически - остальное зависит от условий воспитания и обучения». -
Во время выходов в детский сад сделайте фотографии предметно развивающей среды, оцените ее с позиций влияния на умственное развитие дошкольников. Проведите соответствие среды и возрастной группы детей. -
Сделайте подборку диагностик результатов умственного воспитания дошкольников. При выполнении задания опирайтесь на рекомендуемую литературу.
Рекомендуемая литература
Смотрите список литературы к теме лекционного занятия.
Тема 4. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста
-
Содержание понятий: «Сенсорное воспитание», «сенсорное развитие», «сенсорные эталоны», «сенсорная культура». -
Психолого-педагогические основы сенсорного развития дошкольников. Комплексные исследования в области сенсорного воспитания детей в ДОУ и семье. -
Цели, задачи, содержание сенсорного воспитания детей в дошкольный период. -
Методика сенсорного воспитания дошкольников в разных возрастных группах ДОУ. -
Сенсорное воспитание дошкольников в разных видах детской деятельности (игровой, познавательной, двигательной, художественной, трудовой, исследовательской и др.).
Задания для самостоятельной работы
-
Пополнить индивидуальный словарик определениями понятий ( см. вопрос 1темы). -
По итогам изучения литературы по теме, подготовить сообщение об одной из теорий сенсорного развития дошкольников (М. Монтессори, Ф.Фребель, Л.А.Венгер, А.В. Запаорожец, Н.Н. Поддъяков, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина, Л.Г. Парамонова и др.). -
Составить схему «Задачи сенсорного воспитания». За основу взять учебники, образовательные программы. Отразить в схеме разные позиции, их соподчинение и принципиальные отличия. -
Изучить методику сенсорного воспитания дошкольников В.И. Логиновой (Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой. – М., 1988.- С. 114 – 117). Составить таблицу «Методика сенсорного воспитания дошкольников» (в колонках отразить алгоритм деятельности педагога на каждом этапе). -
Проанализировать содержание сенсорного воспитания, опираясь на учебную литературу и образовательные программы (Программа М.А. Васильевой, «Развитие», «Детство», «Радуга»). Сделать простые тезисы в тетради, раскрывающие основное содержание сенсорного воспитания дошкольников на разных возрастных ступенях. -
Написать реферат по теме «Организация сенсорного воспитания дошкольников в … деятельности» (вид деятельности на самостоятельный выбор студента).
Рекомендуемая литература
-
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990. -
Венгер Л.А., Венгер Н.Б., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988. -
Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1978. -
Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. П.Г. Нисканен. – М., 2002. -
Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – М.. 1998. -
Педагогическая теория и практика М. Монтессори // Дошкольное воспитание. - 1989. № 10. С. -
Сенсорное воспитание // В.И. Логинова, П.Г. Саморукова Дошкольная педагогика. – М., С. 107-117. -
Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М., 1981. -
Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред Н.Н. Поддъякова. – М., 1980. -
Умственное воспитание // С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика. – М., С. 142-148. -
Умственное воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М., 1984. -
Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте 4 (5) – 6 лет. – М., 2001.
Тема 4. Социально-нравственное воспитание детей
в дошкольном образовательном учреждении
-
Социально-нравственное воспитание в целостном педагогическом процессе. Взаимосвязь воспитательных задач. -
Формы, методы и средства социально-нравственного воспитания в разных возрастных группах ДОУ. Условия оптимизации воспитательного процесса. -
Социально-нравственное воспитание в разных видах детской деятельности. -
Содержание и методика воспитания:
- гуманных чувств и отношений ребенка к окружающему и другим людям;
- дисциплинированности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
- культуры поведения и отношений со взрослыми и сверствниками;
- социальных чувств (патриотизма, интернационализма, толерантности);
- дружеских взаимоотношений детей.
Задания для самостоятельной работы
-
Составить схему с краткими пояснениями «Методы нравственного воспитания дошкольников». Под схемой прописать возрастную специфику использования представленных методов воспитания. -
Предложите свой вариант использования какого-либо вида деятельности детей (на выбор) в целях социально-нравственного воспитания детей младшего, среднего, старшего возраста. Сопроводите ответ практическими примерами. -
Составить (по вариантам) план:
- беседы с детьми «Что такое скромность?»
- консультации для родителей «Воспитание дисциплинированности детей дошкольного возраста»
- консультации для родителей «Формирование самостоятельности дошкольников в разных видах деятельности»
- консультации для воспитателей «Воспитание нравственных чувств у дошкольников»
- консультации для воспитателей «Воспитание эмоциональной отзывчивости детей в ДОУ».
4. Разработайте проект «Уголка настроения» для детей любой возрастной группы.
5. Подготовьте реферат по теме (по выбору): «Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии народов мира», «Формирование представлений детей дошкольного возраста об эмоциональных состояниях человека, способах их выражения», «Формирование саморегуляции эмоций и действий детей старшего дошкольного возраста», «Воспитание культуры поведения дошкольников», «Воспитание культуры общения детей в разных возрастных группах ДОУ», «Формирование отношения ребенка к самому себе», «Формирование представлений ребенка о Родине». При написании работы обратить внимание на задачи, методику воспитания, ее специфику в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. Темы можно сужать, ограничивая возрастной период (напр. «Формирование культуры общения детей