Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2159

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рекомендуемая литература

  1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. – М.. 1994.

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

  3. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. – СПб., 2002.

  4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М., 1985.

  5. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени обще6ния: от года до семи лет. – М., 1992.

  6. Демина Е.С. Психолого-педагогические основы умственного развития детей дошкольного возраста // Теория и методика дошкольного образования. – Барнаул, 2002. С. 92 – 106.

  7. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ.. – М., 1995.

  8. Ибука М. После трех уже поздно. – М., 1991.

  9. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М., 1992.

  10. Леви В. Нестандартный ребенок. – М., 1993.

  11. Максимов Л.К. Психологические основы новых педагогических технологий. // Психология. 1991. № 2.

  12. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000.

  13. Петровский В.А., Виноградова А.М. и др. Учимся общаться с ребенком. – М., 1993.

  14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969.

  15. Позитивистско-антропологическая концепция организации дошкольного воспитания // Т.В. Фуряева Дошкольное воспитание за рубежом. – Красноярск, 1999. С. 64-97.

  16. Райгородский Д.Я. Ребенок и семья. – Самара, 2002.

  17. Социально-ситуативная модель деятельности дошкольных учреждений // Т.В. Фуряева Дошкольное воспитание за рубежом. – Красноярск, 1999. С. 34-64.

  18. Спок Б. Разговор с матерью. – М., 1991.

  19. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.

  20. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.К., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1992.

Тема 2. Организация физического воспитания в ДОУ

  1. Место физического воспитания в целостной системе воспитания дошкольников, его значение в развитии и воспитании личности.

  2. Цели и задачи физического воспитания дошкольников на этапе дошкольного детства.

  3. Содержание, формы, методы и средства физического воспитания в разных возрастных группах ДОУ.

  4. Воспитание культурно-гигиенических умений и навыков у детей дошкольного возраста. Задачи, методика.

  5. Режим дня, его значение в организации здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста.

  6. Валеологическое образование дошкольников.

  7. Проблемы физического воспитания дошкольников. Направления совершенствования физического воспитания в ДОУ и семье.


Задания для самостоятельной работы

  1. Выстроить таблицу: «Задачи физического воспитания дошкольников». Отразить в таблице все возрастные группы. Взять три подхода к определению задач (учебник «Дошкольная педагогика», две образовательных программы). Провести сравнительный анализ задач – их количество, содержание, направленность, своеобразие, различия между программами и возрастными группами, преемственность задач, связь с семьей в решении задач физического воспитания), критерии оценки результатов воспитания.

  2. Проанализировать содержание физического воспитания дошкольников, опираясь на комплексные программы: «Детство», «Радуга», Программа воспитания и обучения дошкольников М.А. Васильевой. Представить и сделать краткую аннотацию специализированной программы по физическому воспитанию.

  3. Разработать групповой проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков в младшем (среднем, старшем) дошкольном возрасте. В проекте представить значимость, цели, задачи, содержание, пути формирования умений и навыков, предполагаемые результаты. Показать специфику педагогической работы, степень самостоятельности детей в данном возрасте.

  4. Ввести в терминологический словарь термины «валеология», «валеологическое образование». Подобрать пособия для воспитателей, детей и родителей для организации этого направления деятельности. Сделать картотеку игр, пособий.

  5. Подготовиться принять участие в дискуссии «Проблемы и направления совершенствования физического воспитания дошкольников в семье и ДОУ».

Рекомендуемая литература

Смотрите список в плане лекционного занятия по теме.

Тема 3. Психолого-педагогические условия
умственного развития детей дошкольного возраста


  1. Теоретические основы умственного воспитания детей в дошкольный период.

  2. Содержание умственного воспитания дошкольников в современных образовательных программах.

  3. Развитие познавательной активности (любознательности познавательных интересов) дошкольников в педагогическом процессе.

  4. Возможности разных видов детской деятельности для умственного развития детей. Методы и приемы педагогического руководства. Организация предметно-пространственной среды.

  5. Диагностика умственного развития дошкольников: педагогическое значение, способы, коррекционно-педагогическая деятельность.


Задания для самостоятельной работы

    1. Сделайте краткий конспект статьи Деминой Е.С. «Психолого-педагогические основы умственного развития детей дошкольного возраста» (Теория и Методика дошкольного образования. – Б., 2002. – С. 92-105). Ответьте на вопрос: «Какие психолого-педагогические теории лежат в основе понимания сущности и технологий умственного воспитания и развития дошкольников?» Раскройте основное содержание этих теорий.

    2. Проанализируйте содержание умственного воспитания дошкольников, заложенное в современных программах дошкольного образования. Используйте для анализа Программу М.А. Васильевой (изд. 2005), Детство, Развитие, Радуга. При анализе используйте следующие критерии:

- системность, объем, глубина и широта знаний, заложенных в программе, их усложнение, расширение, преемственность от группы к группе;

- представленность усваиваемых детьми умений, их разносторонность, усложнение с возрастом;

- наличие отношенческого, ценностного компонента в осваиваемом содержании;

- направленность программы на развитие познавательной, творческой, исследовательской активности детей.

    1. Составьте схему «Потенциал детской деятельности в умственном развитии дошкольников». Укажите зависимость деятельностей, внесите в схему педагогические методы и средства умственного развития.

    2. Подготовьте систему доказательных суждений, подтверждающих правомерность мыслей: «…познавательная активность и ее источники исходят из дошкольного детства», «…более 50 % интеллекта ребенка заложено генетически - остальное зависит от условий воспитания и обучения».

    3. Во время выходов в детский сад сделайте фотографии предметно развивающей среды, оцените ее с позиций влияния на умственное развитие дошкольников. Проведите соответствие среды и возрастной группы детей.

    4. Сделайте подборку диагностик результатов умственного воспитания дошкольников. При выполнении задания опирайтесь на рекомендуемую литературу.

Рекомендуемая литература

Смотрите список литературы к теме лекционного занятия.

Тема 4. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

  1. Содержание понятий: «Сенсорное воспитание», «сенсорное развитие», «сенсорные эталоны», «сенсорная культура».

  2. Психолого-педагогические основы сенсорного развития дошкольников. Комплексные исследования в области сенсорного воспитания детей в ДОУ и семье.

  3. Цели, задачи, содержание сенсорного воспитания детей в дошкольный период.

  4. Методика сенсорного воспитания дошкольников в разных возрастных группах ДОУ.

  5. Сенсорное воспитание дошкольников в разных видах детской деятельности (игровой, познавательной, двигательной, художественной, трудовой, исследовательской и др.).


Задания для самостоятельной работы

  1. Пополнить индивидуальный словарик определениями понятий ( см. вопрос 1темы).

  2. По итогам изучения литературы по теме, подготовить сообщение об одной из теорий сенсорного развития дошкольников (М. Монтессори, Ф.Фребель, Л.А.Венгер, А.В. Запаорожец, Н.Н. Поддъяков, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина, Л.Г. Парамонова и др.).

  3. Составить схему «Задачи сенсорного воспитания». За основу взять учебники, образовательные программы. Отразить в схеме разные позиции, их соподчинение и принципиальные отличия.

  4. Изучить методику сенсорного воспитания дошкольников В.И. Логиновой (Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой. – М., 1988.- С. 114 – 117). Составить таблицу «Методика сенсорного воспитания дошкольников» (в колонках отразить алгоритм деятельности педагога на каждом этапе).

  5. Проанализировать содержание сенсорного воспитания, опираясь на учебную литературу и образовательные программы (Программа М.А. Васильевой, «Развитие», «Детство», «Радуга»). Сделать простые тезисы в тетради, раскрывающие основное содержание сенсорного воспитания дошкольников на разных возрастных ступенях.

  6. Написать реферат по теме «Организация сенсорного воспитания дошкольников в … деятельности» (вид деятельности на самостоятельный выбор студента).

Рекомендуемая литература

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990.

  2. Венгер Л.А., Венгер Н.Б., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988.

  3. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1978.

  4. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. П.Г. Нисканен. – М., 2002.

  5. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – М.. 1998.

  6. Педагогическая теория и практика М. Монтессори // Дошкольное воспитание. - 1989. № 10. С.

  7. Сенсорное воспитание // В.И. Логинова, П.Г. Саморукова Дошкольная педагогика. – М., С. 107-117.

  8. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М., 1981.

  9. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред Н.Н. Поддъякова. – М., 1980.

  10. Умственное воспитание // С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика. – М., С. 142-148.

  11. Умственное воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М., 1984.

  12. Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте 4 (5) – 6 лет. – М., 2001.


Тема 4. Социально-нравственное воспитание детей
в дошкольном образовательном учреждении


  1. Социально-нравственное воспитание в целостном педагогическом процессе. Взаимосвязь воспитательных задач.

  2. Формы, методы и средства социально-нравственного воспитания в разных возрастных группах ДОУ. Условия оптимизации воспитательного процесса.

  3. Социально-нравственное воспитание в разных видах детской деятельности.

  4. Содержание и методика воспитания:

- гуманных чувств и отношений ребенка к окружающему и другим людям;

- дисциплинированности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;

- культуры поведения и отношений со взрослыми и сверствниками;

- социальных чувств (патриотизма, интернационализма, толерантности);

- дружеских взаимоотношений детей.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составить схему с краткими пояснениями «Методы нравственного воспитания дошкольников». Под схемой прописать возрастную специфику использования представленных методов воспитания.

  2. Предложите свой вариант использования какого-либо вида деятельности детей (на выбор) в целях социально-нравственного воспитания детей младшего, среднего, старшего возраста. Сопроводите ответ практическими примерами.

  3. Составить (по вариантам) план:

- беседы с детьми «Что такое скромность?»

- консультации для родителей «Воспитание дисциплинированности детей дошкольного возраста»

- консультации для родителей «Формирование самостоятельности дошкольников в разных видах деятельности»

- консультации для воспитателей «Воспитание нравственных чувств у дошкольников»

- консультации для воспитателей «Воспитание эмоциональной отзывчивости детей в ДОУ».

4. Разработайте проект «Уголка настроения» для детей любой возрастной группы.

5. Подготовьте реферат по теме (по выбору): «Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии народов мира», «Формирование представлений детей дошкольного возраста об эмоциональных состояниях человека, способах их выражения», «Формирование саморегуляции эмоций и действий детей старшего дошкольного возраста», «Воспитание культуры поведения дошкольников», «Воспитание культуры общения детей в разных возрастных группах ДОУ», «Формирование отношения ребенка к самому себе», «Формирование представлений ребенка о Родине». При написании работы обратить внимание на задачи, методику воспитания, ее специфику в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. Темы можно сужать, ограничивая возрастной период (напр. «Формирование культуры общения детей