Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2161

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
младшего дошкольного возраста»).

Рекомендуемая литература

Смотрите список литературы к теме лекционного занятия.


Тема 5. Организация трудового воспитания
детей дошкольного возраста в ДОУ и семье


    1. Место трудового воспитания в целостной системе воспитания дошкольников.

    2. Задачи и содержание трудового воспитания в комплексных образовательных программах.

    3. Формы, методы и средства трудового воспитания дошкольников.

    4. Методика трудового воспитания детей в разных возрастных группах.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составить таблицу «Задачи, формы, методы трудового воспитания дошкольников». Детализировать эти параметры в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте, показать их специфичность. При составлении таблицы использовать учебники и образовательные программы.

  2. В виде схемы представить средства трудового воспитания дошкольников. В схему включить название средства, его краткую характеристику, условия эффективной реализации средств. Для составления схемы использовать учебник Дошкольная педагогика/ Под ред. В.И. Логиновой, Часть 1, глава 8.

  3. Составить конспект проведения коллективного труда в старшем дошкольном возрасте. Используйте источник Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М., 1983. Гл. Поручения. Дежурства. Коллективный труд.

  4. Изучите методику организации повседневного труда детей. В виде кратких алгоритмов отразите методики организации дежурств и эпизодической трудовой деятельности, сделайте рекомендации по возрастам. Для подготовки используйте пособия в списке рекомендованной литературы Д.В. Сергеевой, Р.С. Буре, Г.Н.Годиной, В.Г. Нечаевой, В.И. Логиновой, М.В. Крулехт.

  5. Сделайте тезисы методического пособия Д.В.Сергеевой Руководство трудовой деятельностью дошкольников. – М., 1986. Выделите методику работы с детьми разных возрастов по развитию трудовой деятельности.

  6. Составьте план ответа на вопрос «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольника».

Рекомендуемая литература

Смотрите список литературы к теме лекционного занятия.

Раздел 5. Теория и методика обучения детей дошкольного возраста

Тематика и планы семинарских занятий по разделу 5

Тема 1. Организация процесса обучения в дошкольном учреждении

  1. Место обучения в целостном педагогическом процессе ДОУ. Единство воспитательной и дидактической функций в педагогическом процессе.

  2. Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста.

  3. Цели, задачи обучения дошкольников, их возрастная специфика.

  4. Индивидуализация и дифференциация в обучении дошкольников. Индивидуальная программа развития дошкольника.


Задания для самостоятельной работы

  1. Обоснуйте место обучения в педагогическом процессе, покажите возможности режима дня для обучения дошкольников в разных формах.

  2. Раскройте базовые психолого-педагогические идеи, лежащие в основе организации обучения дошкольников (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова. А.М. Леушина, Е.И. Тихеева, В.И. Логинова, П.Г. Саморукова и др.). Подготовьте сообщение – обзор этих идей, покажите их роль в дидактике. Для выполнения задания используйте учебники по дошкольной педагогике, Российскую педагогическую энциклопедию, монографии персоналей.

  3. Проанализируйте цели и задачи обучения дошкольников, раскройте возрастную специфику задач. Для выполнения задания используйте программы дошкольного образования.

  4. Раскройте возможности и пути индивидуализации и дифференциации обучения дошкольников. Подготовьте выступление на педсовете «Пути обеспечения индивидуализации (дифференциации) обучения дошкольников в ДОУ». В выступлении раскройте сущность индивидуализации (дифференциации) обучения детей в ДОУ, покажите формы, методы, средства ее практической реализации в педагогическом процессе. Для выполнения задания используйте Российскую педагогическую энциклопедию, словари, пособие А.Н.Давидчук Индивидуально-ориентированное обучение. – М., 2000.

Рекомендуемая литература

  1. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М., 1981.

  2. Воспитатели и дети: источники роста / Под ред. В.А. Петровского. – М., 1994.

  3. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 2001.

  4. Дидактика детского сада// Дошкольная педагогика. В 2 ч., - Ч. 2 / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.

  5. Обучение детей в дошкольных учреждениях села / Под ред. А.С. Алексеевой. – М.. 1990.

  6. Обучение детей раннего и дошкольного возраста // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.

  7. Особенности обучения и воспитания дошкольника. – СПб., 1987.

  8. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981.

Тема 2. Содержание дошкольного образования.
Его отражение в нормативных документах


  1. Структура содержания дошкольного образования, его специфика. Современные тенденции изменения содержания дошкольного образования.

  2. Госстандарт дошкольного образования. Значимость. Характеристика проекта, действующего в рамках аттестации ДОУ

  3. Современные образовательные программы в области дошкольного образования. Способы построения программ. Комплексные и парциальные программы.

  4. Обзор современных программ воспитания и обучения дошкольников.


Задания для самостоятельной работы

  1. Прочитайте проект стандарта дошкольного образования, выделите его основные разделы, сделайте выводы о требованиях к содержанию и методам дошкольного образования, покажите, что определяет данный проект, какие требования закладывает к организации образовательного процесса.

  2. Подготовьте индивидуальные или микрогрупповые сообщения о современных программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Данные об образовательных программах зафиксируйте в ходе занятия в виде таблицы. Таблицу постройте на основе ниже предложенного плана. При представлении программы пользуйтесь опорным планом:

  1. Название программы, авторы-разработчики;

  2. Базовые идеи, лежащие в основе программы;

  3. Цели, задачи обучения, воспитания и развития детей в рамках данной программы, их специфичность;

  4. Основные разделы программы, их содержание и особенности;

  5. «Плюсы» и «минусы» программы;

  6. Условия реализации программы в практике деятельности специалистов ДОУ;

  7. Презентация издания программы в виде краткой аннотации (внешний вид, объем, глубина, адресность, системность, четкость изложения текста, наличие пояснений, содержание приложений, методических и диагностических материалов, рекомендаций).

  1. Сделайте обзор парциальных программ в системе современного дошкольного образования. Покажите их значимость, направленность, объясните причины их возникновения. Проанализируйте, по каким направлениям таких программ больше, почему.

  2. Ознакомьтесь с рекомендуемой литературой по теме, изучите публикации в журналах «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ», «Дошкольная педагогика» (за последние три года) и сделайте выводы о современных тенденциях изменения содержания дошкольного образования. Выстройте свои выводы в виде кратких письменных тезисов.

Рекомендуемая литература

Смотрите список литературы к лекции по данной теме.

Тема 3. Формы организации обучения детей в дошкольном учреждении

  1. Содержание понятий: «форма», «форма организации обучения».

  2. Основные подходы к классификации форм организации обучения дошкольников.

  3. Характеристика основных форм организации обучения дошкольников:


а) индивидуальная, групповая, коллективная;

б) занятия, экспериментирование, экскурсии, свободная и самостоятельная детская деятельность.

4. Виды деятельности в обучении дошкольников. Обучение детей в повседневной жизни.

5. Проблема оптимального выбора форм организации обучения детей в разных возрастных группах.

Задания для самостоятельной работы

  1. Заполните словарь по теме.

  2. Составьте схему «Формы организации обучения», опирайтесь на разные подходы к классификации. Дайте краткую письменную характеристику каждой формы в схеме(значение в обучении, основное назначение, структура, плюсы и минусы, интеграция с другими формами).

  3. Напишите план-проспект по теме «Использование разных видов деятельности в обучении дошкольников» (объем 2-3 стр.).

  4. Подберите к занятию примеры конспектов проведения разных форм обучения дошкольников. Раскройте цели, структуру, специфичность проведения, варианты предварительной подготовки, возможности развития этой темы в других формах обучения. Определите факторы, влияющие на выбор педагогом представляемой формы обучения детей.

  5. Составьте конспект проведения с детьми старшего дошкольного возраста экскурсии в парикмахерскую. Укажите в конспекте тему экскурсии, ее цели и задачи, необходимое оборудование, пропишите все этапы подготовки и проведения экскурсии, основные методы и приемы педагогической работы, деятельность детей и взрослых.

Тема 4. Организация занятий в дошкольном образовательном

учреждении

  1. Занятие как основная форма целенаправленного обучения детей в ДОУ. Значение занятий в обучении, их связь с другими формами обучения.

  2. Современные взгляды на организацию занятий в ДОУ.

  3. Структура занятия. Типы занятий с дошкольниками.

  4. Организация детей на занятии. Специфика деятельности на разных типах занятий. Сетка занятий.

Задания для самостоятельной работы

  1. На основе прочитанной литературы, выскажите свою позицию о роли регламентированных занятий в процессе обучения детей в ДОУ.

  2. Отразите в схеме структуру занятия в ДОУ и способы ее изменения в связи с типом занятия (занятие по сообщению новых знаний, закрепляющие, итоговые, комбинированные, комплексные занятия).

  3. Проанализируйте конспект занятия по обучению детей одному из видов деятельности (конструктивной, изобразительной, речевой и др.). Для анализа используйте общую схему.