Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2161
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
младшего дошкольного возраста»).
Рекомендуемая литература
Смотрите список литературы к теме лекционного занятия.
Тема 5. Организация трудового воспитания
детей дошкольного возраста в ДОУ и семье
Задания для самостоятельной работы
Рекомендуемая литература
Смотрите список литературы к теме лекционного занятия.
Раздел 5. Теория и методика обучения детей дошкольного возраста
Тематика и планы семинарских занятий по разделу 5
Тема 1. Организация процесса обучения в дошкольном учреждении
Задания для самостоятельной работы
Рекомендуемая литература
Тема 2. Содержание дошкольного образования.
Его отражение в нормативных документах
Задания для самостоятельной работы
Рекомендуемая литература
Смотрите список литературы к лекции по данной теме.
Тема 3. Формы организации обучения детей в дошкольном учреждении
а) индивидуальная, групповая, коллективная;
б) занятия, экспериментирование, экскурсии, свободная и самостоятельная детская деятельность.
4. Виды деятельности в обучении дошкольников. Обучение детей в повседневной жизни.
5. Проблема оптимального выбора форм организации обучения детей в разных возрастных группах.
Задания для самостоятельной работы
Тема 4. Организация занятий в дошкольном образовательном
учреждении
Задания для самостоятельной работы
Рекомендуемая литература
Смотрите список литературы к теме лекционного занятия.
Тема 5. Организация трудового воспитания
детей дошкольного возраста в ДОУ и семье
-
Место трудового воспитания в целостной системе воспитания дошкольников. -
Задачи и содержание трудового воспитания в комплексных образовательных программах. -
Формы, методы и средства трудового воспитания дошкольников. -
Методика трудового воспитания детей в разных возрастных группах.
Задания для самостоятельной работы
-
Составить таблицу «Задачи, формы, методы трудового воспитания дошкольников». Детализировать эти параметры в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте, показать их специфичность. При составлении таблицы использовать учебники и образовательные программы. -
В виде схемы представить средства трудового воспитания дошкольников. В схему включить название средства, его краткую характеристику, условия эффективной реализации средств. Для составления схемы использовать учебник Дошкольная педагогика/ Под ред. В.И. Логиновой, Часть 1, глава 8. -
Составить конспект проведения коллективного труда в старшем дошкольном возрасте. Используйте источник Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М., 1983. Гл. Поручения. Дежурства. Коллективный труд. -
Изучите методику организации повседневного труда детей. В виде кратких алгоритмов отразите методики организации дежурств и эпизодической трудовой деятельности, сделайте рекомендации по возрастам. Для подготовки используйте пособия в списке рекомендованной литературы Д.В. Сергеевой, Р.С. Буре, Г.Н.Годиной, В.Г. Нечаевой, В.И. Логиновой, М.В. Крулехт. -
Сделайте тезисы методического пособия Д.В.Сергеевой Руководство трудовой деятельностью дошкольников. – М., 1986. Выделите методику работы с детьми разных возрастов по развитию трудовой деятельности. -
Составьте план ответа на вопрос «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольника».
Рекомендуемая литература
Смотрите список литературы к теме лекционного занятия.
Раздел 5. Теория и методика обучения детей дошкольного возраста
Тематика и планы семинарских занятий по разделу 5
Тема 1. Организация процесса обучения в дошкольном учреждении
-
Место обучения в целостном педагогическом процессе ДОУ. Единство воспитательной и дидактической функций в педагогическом процессе. -
Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста. -
Цели, задачи обучения дошкольников, их возрастная специфика. -
Индивидуализация и дифференциация в обучении дошкольников. Индивидуальная программа развития дошкольника.
Задания для самостоятельной работы
-
Обоснуйте место обучения в педагогическом процессе, покажите возможности режима дня для обучения дошкольников в разных формах. -
Раскройте базовые психолого-педагогические идеи, лежащие в основе организации обучения дошкольников (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова. А.М. Леушина, Е.И. Тихеева, В.И. Логинова, П.Г. Саморукова и др.). Подготовьте сообщение – обзор этих идей, покажите их роль в дидактике. Для выполнения задания используйте учебники по дошкольной педагогике, Российскую педагогическую энциклопедию, монографии персоналей. -
Проанализируйте цели и задачи обучения дошкольников, раскройте возрастную специфику задач. Для выполнения задания используйте программы дошкольного образования. -
Раскройте возможности и пути индивидуализации и дифференциации обучения дошкольников. Подготовьте выступление на педсовете «Пути обеспечения индивидуализации (дифференциации) обучения дошкольников в ДОУ». В выступлении раскройте сущность индивидуализации (дифференциации) обучения детей в ДОУ, покажите формы, методы, средства ее практической реализации в педагогическом процессе. Для выполнения задания используйте Российскую педагогическую энциклопедию, словари, пособие А.Н.Давидчук Индивидуально-ориентированное обучение. – М., 2000.
Рекомендуемая литература
-
Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М., 1981. -
Воспитатели и дети: источники роста / Под ред. В.А. Петровского. – М., 1994. -
Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 2001. -
Дидактика детского сада// Дошкольная педагогика. В 2 ч., - Ч. 2 / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988. -
Обучение детей в дошкольных учреждениях села / Под ред. А.С. Алексеевой. – М.. 1990. -
Обучение детей раннего и дошкольного возраста // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001. -
Особенности обучения и воспитания дошкольника. – СПб., 1987. -
Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981.
Тема 2. Содержание дошкольного образования.
Его отражение в нормативных документах
-
Структура содержания дошкольного образования, его специфика. Современные тенденции изменения содержания дошкольного образования. -
Госстандарт дошкольного образования. Значимость. Характеристика проекта, действующего в рамках аттестации ДОУ -
Современные образовательные программы в области дошкольного образования. Способы построения программ. Комплексные и парциальные программы. -
Обзор современных программ воспитания и обучения дошкольников.
Задания для самостоятельной работы
-
Прочитайте проект стандарта дошкольного образования, выделите его основные разделы, сделайте выводы о требованиях к содержанию и методам дошкольного образования, покажите, что определяет данный проект, какие требования закладывает к организации образовательного процесса. -
Подготовьте индивидуальные или микрогрупповые сообщения о современных программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Данные об образовательных программах зафиксируйте в ходе занятия в виде таблицы. Таблицу постройте на основе ниже предложенного плана. При представлении программы пользуйтесь опорным планом:
-
Название программы, авторы-разработчики; -
Базовые идеи, лежащие в основе программы; -
Цели, задачи обучения, воспитания и развития детей в рамках данной программы, их специфичность; -
Основные разделы программы, их содержание и особенности; -
«Плюсы» и «минусы» программы; -
Условия реализации программы в практике деятельности специалистов ДОУ; -
Презентация издания программы в виде краткой аннотации (внешний вид, объем, глубина, адресность, системность, четкость изложения текста, наличие пояснений, содержание приложений, методических и диагностических материалов, рекомендаций).
-
Сделайте обзор парциальных программ в системе современного дошкольного образования. Покажите их значимость, направленность, объясните причины их возникновения. Проанализируйте, по каким направлениям таких программ больше, почему. -
Ознакомьтесь с рекомендуемой литературой по теме, изучите публикации в журналах «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ», «Дошкольная педагогика» (за последние три года) и сделайте выводы о современных тенденциях изменения содержания дошкольного образования. Выстройте свои выводы в виде кратких письменных тезисов.
Рекомендуемая литература
Смотрите список литературы к лекции по данной теме.
Тема 3. Формы организации обучения детей в дошкольном учреждении
-
Содержание понятий: «форма», «форма организации обучения». -
Основные подходы к классификации форм организации обучения дошкольников. -
Характеристика основных форм организации обучения дошкольников:
а) индивидуальная, групповая, коллективная;
б) занятия, экспериментирование, экскурсии, свободная и самостоятельная детская деятельность.
4. Виды деятельности в обучении дошкольников. Обучение детей в повседневной жизни.
5. Проблема оптимального выбора форм организации обучения детей в разных возрастных группах.
Задания для самостоятельной работы
-
Заполните словарь по теме. -
Составьте схему «Формы организации обучения», опирайтесь на разные подходы к классификации. Дайте краткую письменную характеристику каждой формы в схеме(значение в обучении, основное назначение, структура, плюсы и минусы, интеграция с другими формами). -
Напишите план-проспект по теме «Использование разных видов деятельности в обучении дошкольников» (объем 2-3 стр.). -
Подберите к занятию примеры конспектов проведения разных форм обучения дошкольников. Раскройте цели, структуру, специфичность проведения, варианты предварительной подготовки, возможности развития этой темы в других формах обучения. Определите факторы, влияющие на выбор педагогом представляемой формы обучения детей. -
Составьте конспект проведения с детьми старшего дошкольного возраста экскурсии в парикмахерскую. Укажите в конспекте тему экскурсии, ее цели и задачи, необходимое оборудование, пропишите все этапы подготовки и проведения экскурсии, основные методы и приемы педагогической работы, деятельность детей и взрослых.
Тема 4. Организация занятий в дошкольном образовательном
учреждении
-
Занятие как основная форма целенаправленного обучения детей в ДОУ. Значение занятий в обучении, их связь с другими формами обучения. -
Современные взгляды на организацию занятий в ДОУ. -
Структура занятия. Типы занятий с дошкольниками. -
Организация детей на занятии. Специфика деятельности на разных типах занятий. Сетка занятий.
Задания для самостоятельной работы
-
На основе прочитанной литературы, выскажите свою позицию о роли регламентированных занятий в процессе обучения детей в ДОУ. -
Отразите в схеме структуру занятия в ДОУ и способы ее изменения в связи с типом занятия (занятие по сообщению новых знаний, закрепляющие, итоговые, комбинированные, комплексные занятия). -
Проанализируйте конспект занятия по обучению детей одному из видов деятельности (конструктивной, изобразительной, речевой и др.). Для анализа используйте общую схему.