Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2162

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Схема анализа занятия в ДОУ

  1. Общие сведения о возрастной группе.

  2. Тема занятия, его место в системе занятий по теме, разделу.

  3. Цели занятия, их полнота, комплексность. Наличие дидактических, развивающих, воспитательных задач. Связь целей и задач занятия с целями изучения темы, раздела.

  4. Оптимальность отбора содержания в соответствие с целями, образовательной программой. Соответствие содержания возрасту детей, его вариативность, связь с предыдущим и последующим учебным материалом.

  5. Тип занятия, рациональность избранной структуры занятия, ее соответствие целям, задачам и содержанию.

  6. Адекватность методов и средств обучения и воспитания целям и содержанию занятия.

  7. Этапы занятия, их последовательность и взаимосвязь. Четкость построения логики занятия, длительность его структурных частей (вводная, основная, заключительная).

  8. Характер дидактического взаимодействия на занятии. Технологии реализации сотрудничества участников занятия, обеспечение продуктивной детской деятельности.

  9. Возможности коррекции повторного занятия по теме.

  1. Проанализируйте на практике 3 занятия товарищей по данной схеме.

  2. Ознакомьтесь с документами о разработке нормативов оптимальной нагрузки в педагогическом процессе дошкольного учреждения (за последние пять лет). Сделайте обзор этих документов, проанализируйте изменения их содержания, причины изменений.

  3. Составьте таблицу «Организация занятий в ДОУ». Включите в нее следующие колонки: возрастная группа, нормативное количество занятий в день, количество занятий в неделю, продолжительность занятий во всех возрастных группах. Составьте образец «сетки занятий». Для выполнения работы используйте программу М.А. Васильевой раздел «Обучение на занятиях» (1985).

Рекомендуемая литература

  1. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М., 1981.

  2. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. – СПб., 2002.

  3. Груба Г.В. Современные тенденции дошкольного обучения // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997.

  4. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. – М., 2000.

  5. Доман Г. Дошкольное обучение ребенка. – М., 1995.

  6. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 2001.

  7. Формы обучения в детском саду// Дошкольная педагогика. в 2 ч., - Ч. 2 / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.

  8. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание. – 1995. № 9.

  9. Обучение детей в дошкольных учреждениях села / Под ред. А.С. Алексеевой. – М.. 1990.

  10. Обучение детей раннего и дошкольного возраста // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.

  11. Особенности обучения и воспитания дошкольника. – СПб., 1987.

  12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

  13. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М., 1988.

  14. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981.


Тема 5. Методы и средства обучения детей дошкольного возраста

  1. Содержание понятий: «метод», «метод обучения». Взаимосвязь форм, методов и средств обучения.

  2. Классификации методов обучения в дошкольном учреждении. Характеристика основных групп методов обучения дошкольников.

  3. Средства обучения детей в дошкольном учреждении и семье.

  4. Проблема оптимального выбора методов и средств обучения педагогом дошкольного образования в разных возрастных группах ДОУ.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выстройте таблицу «Методы обучения детей дошкольного возраста». За основу возьмите классификацию Ю.К. Бабанского, наполните ее методами, известными из разных источников (В.И. Логинова, И.Я. Лернер, О.М. Дьяченко и др.).

  2. Составьте схему «Средства обучения детей дошкольного возраста», покажите возрастную специфику применения этих средств в работе с детьми.

  3. Напишите проспект по проблеме «Методы обучения детей дошкольного возраста: возможности активизации умственной деятельности».

  4. Из рекомендуемой литературы выпишите примеры использования проблемно-поисковых методов в обучении детей. Покажите возможности использования этих методов для развития познавательной активности и самостоятельности детей (Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко и др. – М., 1989; Силаева М.Н., МышьяковаИ.Т. Использование проблемного обучения для развития самостоятельности мышления старших дошкольников // Воспитываем дошкольников самостоятельными. – СПб., 2000; Методические советы к программе «Детство». – СПб., 2001 и др.).

  5. Подготовьте выступление на педагогическом совете по теме «Использование репродуктивных и продуктивных методов в процессе обучения дошкольников». Покажите их значимость, возможности, способы интеграции.

  6. Подберите материалы и сделайте папку-передвижку для базового ДОУ по теме «Обучение ребенка-дошкольника в семье. Средства. Условия. Возможности».

Рекомендуемая литература

    1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.. 1992.

    2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.

    3. Воспитатели и дети: источники роста / Под ред. В.А. Петровского. – М., 1994.

    4. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А. Столяра. – М.. 1991.

    5. Дидактика детского сада// Дошкольная педагогика. В 2 ч., - Ч. 2 / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.

    6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

    7. Зак А.З Различия в мышлении детей. – М., 1992.

    8. Зак А.З. Познавать играя. – М., 1994.

    9. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М., 2003.

    10. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание. – 1995. № 9.

    11. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1990.

    12. Обучение детей раннего и дошкольного возраста // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.

    13. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.

    14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

    15. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1998.

    16. Страунинг А.М. Программа "Росток". – Обненск, 2000.

    17. Тихомиров Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1995.

    18. Ткачев С. Гуманизация педагогики // Дошкольное воспитание. – 1996. № 3.

    19. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М., 1988.

    20. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1981.

    21. Чего на свете не бывает? / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М., 1992.



Тема 6. Формирование предпосылок учебной деятельности детей

дошкольного возраста

  1. Содержание понятий «деятельность», «учебная деятельность». Значение и место учебной деятельности в системе деятельностей дошкольников.

  2. Структура учебной деятельности. Становление элементов учебной деятельности в дошкольном возрасте, их характеристика.

  3. Организационно-педагогические условия формирования учебной деятельности детей в ДОУ.

  4. Уровни развития учебной деятельности у детей дошкольного возраста (А.П. Усова). Особенности освоения детьми учебных умений и навыков.

Задания для самостоятельной работы

    1. Пополните индивидуальный словарь новыми терминами.

    2. Выстройте структуру учебной деятельности, дайте характеристику ее компонентов, опишите их особенности в старшем дошкольном возрасте.

    3. Докажите, что основные компоненты учебно-познавательной деятельности складываются в дошкольном детстве в процессе включения ребенка в регламентированную и самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Ответьте на вопрос: «Нужно ли формировать компоненты учебной деятельности в дошкольный период?»

    4. Изучите монографию А.П. Усовой, выпишите в тетрадь уровни развития учебной деятельности дошкольников.

Рекомендуемая литература

  1. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М., 1981.

  2. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 2001.

  3. Освоение учебной деятельности детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. в 2 ч., - Ч. 2 / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.

  4. Обучение детей раннего и дошкольного возраста // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.

  5. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М., 1968.

  6. Особенности обучения и воспитания дошкольника. – СПб., 1987.

  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

  8. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддъякова. – М., 1980.

  9. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М., 1988.

  10. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981. – Гл 2. Формирование учебной деятельности ребенка и ее характерные черты. – С. 62-93.

Тема 7. Современные теории и концепции обучения детей


дошкольного возраста

  1. Содержание понятий: «теория», «концепция».

  2. Обучение дошкольников как процесс в зарубежных дидактических теориях и концепциях.

  3. Обучение дошкольников в отечественных теориях и концепциях.

  4. Возможности развития и интеграции психолого-педагогических теорий и концепций в практике дошкольного образования.

Задания для самостоятельной работы

    1. Раскройте в словаре содержание понятий «теория», «концепция». Сравните их между собой, установите связи между понятиями.

    2. Подготовьте реферат, раскрывающий одну из теорий (концепций) обучения дошкольников. Приготовьтесь представить его основное содержание в учебной аудитории.

    3. Порассуждайте на тему о возможностях интеграции отечественного и зарубежного опыта обучения дошкольников. Представьте свою аргументированную точку зрения.

Рекомендуемая литература

    1. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. – СПб., 2002.

    2. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М., 1985.

    3. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Психология развития ребенка. – М., 2003. - С.349-366.

    4. Демина Е.С. Психолого-педагогические основы умственного развития детей дошкольного возраста // Теория и методика дошкольного образования. – Барнаул, 2002. С. 92 – 106.

    5. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. – М., 2000.

    6. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. – М., 1986.

    7. Доман Г. Дошкольное обучение ребенка. – М., 1995.

    8. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. – М., 1996.

    9. Зак А.З. Различия в мышлении детей. – М., 1992.

    10. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М., 1960.

    11. Ибука М. После трех уже поздно. – М., 1991.

    12. Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребенка. – М., 1950. – С. 9-32.

    13. Максимов Л.К. Психологические основы новых педагогических технологий. // Психология. 1991. № 2.

    14. Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. – М.. 1970. – С. 3-35.

    15. Монтессори М. Дом ребенка / Метод научной педагогики. – Гомель, 1993.

    16. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1993.

    17. Петровский В.А., Виноградова А.М. и др. Учимся общаться с ребенком. – М., 1993.

    18. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969.

    19. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.

    20. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственноеразвитие. – М., 1967.

    21. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. – М., 1988.

    22. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

    23. Социально-ситуативная модель деятельности дошкольных учреждений // Т.В. Фуряева Дошкольное воспитание за рубежом. – Красноярск, 1999. С. 34-64.

    24. Тихомиров Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1995.

    25. Умственное развитие дошкольника в игре / Сост. З.М. Богуславская, Б.О. Смирнова. – М., 1990.

    26. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М.,1982.

    27. Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. – Ленинград, 1987.

    28. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение // Психологические основы развивающего обучения. – М.. 1995.

    29. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1979.