Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2162
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Схема анализа занятия в ДОУ
-
Общие сведения о возрастной группе. -
Тема занятия, его место в системе занятий по теме, разделу. -
Цели занятия, их полнота, комплексность. Наличие дидактических, развивающих, воспитательных задач. Связь целей и задач занятия с целями изучения темы, раздела. -
Оптимальность отбора содержания в соответствие с целями, образовательной программой. Соответствие содержания возрасту детей, его вариативность, связь с предыдущим и последующим учебным материалом. -
Тип занятия, рациональность избранной структуры занятия, ее соответствие целям, задачам и содержанию. -
Адекватность методов и средств обучения и воспитания целям и содержанию занятия. -
Этапы занятия, их последовательность и взаимосвязь. Четкость построения логики занятия, длительность его структурных частей (вводная, основная, заключительная). -
Характер дидактического взаимодействия на занятии. Технологии реализации сотрудничества участников занятия, обеспечение продуктивной детской деятельности. -
Возможности коррекции повторного занятия по теме.
-
Проанализируйте на практике 3 занятия товарищей по данной схеме. -
Ознакомьтесь с документами о разработке нормативов оптимальной нагрузки в педагогическом процессе дошкольного учреждения (за последние пять лет). Сделайте обзор этих документов, проанализируйте изменения их содержания, причины изменений. -
Составьте таблицу «Организация занятий в ДОУ». Включите в нее следующие колонки: возрастная группа, нормативное количество занятий в день, количество занятий в неделю, продолжительность занятий во всех возрастных группах. Составьте образец «сетки занятий». Для выполнения работы используйте программу М.А. Васильевой раздел «Обучение на занятиях» (1985).
Рекомендуемая литература
-
Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М., 1981. -
Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. – СПб., 2002. -
Груба Г.В. Современные тенденции дошкольного обучения // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997. -
Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. – М., 2000. -
Доман Г. Дошкольное обучение ребенка. – М., 1995. -
Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 2001. -
Формы обучения в детском саду// Дошкольная педагогика. в 2 ч., - Ч. 2 / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988. -
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание. – 1995. № 9. -
Обучение детей в дошкольных учреждениях села / Под ред. А.С. Алексеевой. – М.. 1990. -
Обучение детей раннего и дошкольного возраста // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001. -
Особенности обучения и воспитания дошкольника. – СПб., 1987. -
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. -
Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М., 1988. -
Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981.
Тема 5. Методы и средства обучения детей дошкольного возраста
-
Содержание понятий: «метод», «метод обучения». Взаимосвязь форм, методов и средств обучения. -
Классификации методов обучения в дошкольном учреждении. Характеристика основных групп методов обучения дошкольников. -
Средства обучения детей в дошкольном учреждении и семье. -
Проблема оптимального выбора методов и средств обучения педагогом дошкольного образования в разных возрастных группах ДОУ.
Задания для самостоятельной работы
-
Выстройте таблицу «Методы обучения детей дошкольного возраста». За основу возьмите классификацию Ю.К. Бабанского, наполните ее методами, известными из разных источников (В.И. Логинова, И.Я. Лернер, О.М. Дьяченко и др.). -
Составьте схему «Средства обучения детей дошкольного возраста», покажите возрастную специфику применения этих средств в работе с детьми. -
Напишите проспект по проблеме «Методы обучения детей дошкольного возраста: возможности активизации умственной деятельности». -
Из рекомендуемой литературы выпишите примеры использования проблемно-поисковых методов в обучении детей. Покажите возможности использования этих методов для развития познавательной активности и самостоятельности детей (Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко и др. – М., 1989; Силаева М.Н., МышьяковаИ.Т. Использование проблемного обучения для развития самостоятельности мышления старших дошкольников // Воспитываем дошкольников самостоятельными. – СПб., 2000; Методические советы к программе «Детство». – СПб., 2001 и др.). -
Подготовьте выступление на педагогическом совете по теме «Использование репродуктивных и продуктивных методов в процессе обучения дошкольников». Покажите их значимость, возможности, способы интеграции. -
Подберите материалы и сделайте папку-передвижку для базового ДОУ по теме «Обучение ребенка-дошкольника в семье. Средства. Условия. Возможности».
Рекомендуемая литература
-
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.. 1992. -
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991. -
Воспитатели и дети: источники роста / Под ред. В.А. Петровского. – М., 1994. -
Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А. Столяра. – М.. 1991. -
Дидактика детского сада// Дошкольная педагогика. В 2 ч., - Ч. 2 / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988. -
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. -
Зак А.З Различия в мышлении детей. – М., 1992. -
Зак А.З. Познавать играя. – М., 1994. -
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М., 2003. -
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание. – 1995. № 9. -
Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1990. -
Обучение детей раннего и дошкольного возраста // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001. -
Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977. -
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. -
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1998. -
Страунинг А.М. Программа "Росток". – Обненск, 2000. -
Тихомиров Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1995. -
Ткачев С. Гуманизация педагогики // Дошкольное воспитание. – 1996. № 3. -
Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М., 1988. -
Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1981. -
Чего на свете не бывает? / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М., 1992.
Тема 6. Формирование предпосылок учебной деятельности детей
дошкольного возраста
-
Содержание понятий «деятельность», «учебная деятельность». Значение и место учебной деятельности в системе деятельностей дошкольников. -
Структура учебной деятельности. Становление элементов учебной деятельности в дошкольном возрасте, их характеристика. -
Организационно-педагогические условия формирования учебной деятельности детей в ДОУ. -
Уровни развития учебной деятельности у детей дошкольного возраста (А.П. Усова). Особенности освоения детьми учебных умений и навыков.
Задания для самостоятельной работы
-
Пополните индивидуальный словарь новыми терминами. -
Выстройте структуру учебной деятельности, дайте характеристику ее компонентов, опишите их особенности в старшем дошкольном возрасте. -
Докажите, что основные компоненты учебно-познавательной деятельности складываются в дошкольном детстве в процессе включения ребенка в регламентированную и самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Ответьте на вопрос: «Нужно ли формировать компоненты учебной деятельности в дошкольный период?» -
Изучите монографию А.П. Усовой, выпишите в тетрадь уровни развития учебной деятельности дошкольников.
Рекомендуемая литература
-
Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М., 1981. -
Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 2001. -
Освоение учебной деятельности детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. в 2 ч., - Ч. 2 / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988. -
Обучение детей раннего и дошкольного возраста // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001. -
Оконь В. Основы проблемного обучения. – М., 1968. -
Особенности обучения и воспитания дошкольника. – СПб., 1987. -
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. -
Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддъякова. – М., 1980. -
Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М., 1988. -
Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981. – Гл 2. Формирование учебной деятельности ребенка и ее характерные черты. – С. 62-93.
Тема 7. Современные теории и концепции обучения детей
дошкольного возраста
-
Содержание понятий: «теория», «концепция». -
Обучение дошкольников как процесс в зарубежных дидактических теориях и концепциях. -
Обучение дошкольников в отечественных теориях и концепциях. -
Возможности развития и интеграции психолого-педагогических теорий и концепций в практике дошкольного образования.
Задания для самостоятельной работы
-
Раскройте в словаре содержание понятий «теория», «концепция». Сравните их между собой, установите связи между понятиями. -
Подготовьте реферат, раскрывающий одну из теорий (концепций) обучения дошкольников. Приготовьтесь представить его основное содержание в учебной аудитории. -
Порассуждайте на тему о возможностях интеграции отечественного и зарубежного опыта обучения дошкольников. Представьте свою аргументированную точку зрения.
Рекомендуемая литература
-
Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. – СПб., 2002. -
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М., 1985. -
Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Психология развития ребенка. – М., 2003. - С.349-366. -
Демина Е.С. Психолого-педагогические основы умственного развития детей дошкольного возраста // Теория и методика дошкольного образования. – Барнаул, 2002. С. 92 – 106. -
Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. – М., 2000. -
Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. – М., 1986. -
Доман Г. Дошкольное обучение ребенка. – М., 1995. -
Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. – М., 1996. -
Зак А.З. Различия в мышлении детей. – М., 1992. -
Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М., 1960. -
Ибука М. После трех уже поздно. – М., 1991. -
Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребенка. – М., 1950. – С. 9-32. -
Максимов Л.К. Психологические основы новых педагогических технологий. // Психология. 1991. № 2. -
Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. – М.. 1970. – С. 3-35. -
Монтессори М. Дом ребенка / Метод научной педагогики. – Гомель, 1993. -
Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1993. -
Петровский В.А., Виноградова А.М. и др. Учимся общаться с ребенком. – М., 1993. -
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969. -
Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977. -
Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственноеразвитие. – М., 1967. -
Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. – М., 1988. -
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. -
Социально-ситуативная модель деятельности дошкольных учреждений // Т.В. Фуряева Дошкольное воспитание за рубежом. – Красноярск, 1999. С. 34-64. -
Тихомиров Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1995. -
Умственное развитие дошкольника в игре / Сост. З.М. Богуславская, Б.О. Смирнова. – М., 1990. -
Усова А.П. Обучение в детском саду. – М.,1982. -
Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. – Ленинград, 1987. -
Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение // Психологические основы развивающего обучения. – М.. 1995. -
Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1979.