Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2164
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 8. Формирование готовности детей дошкольного возраста
к обучению в школе
-
Содержание понятий «готовность», «готовность к школе», «школьная зрелость». -
Готовность к школе как результат системной работы специалистов ДОУ. -
Виды готовности детей к школе. Анализ различных подходов. Значение, уровни готовности детей к школе. -
Диагностика готовности детей к школьному обучению. Значимость, направления, сроки, возможности коррекции.
Задания для самостоятельной работы
-
Заполните индивидуальный педагогический словарь. Установите логические связи между понятиями «подготовка к школе», «готовность к школе», «школьная зрелость». -
Используя рекомендуемую литературу, предложите в виде схем несколько подходов к определению видов готовности детей к школе, укажите их авторство, оцените «плюсы» и «минусы» каждого подхода. Предложите свой вариант содержания готовности. -
Напишите проспект «Направления диагностики готовности детей к школьному обучению» Подберите методики диагностики мотивационной, личностной, социальной, физической, интеллектуальной готовности детей к школе. -
Составьте текст и проведите беседу с воспитателями подготовительной группы в базовом ДОУ о методах диагностики готовности детей к школе. В беседу включите аспекты: понимание значимости диагностики, знание направлений и методик диагностики, распределение обязанностей с психологом, частота проведения диагностик, промежуточные диагностики по направлениям развития детей, способы коррекции полученных результатов в педагогическом процессе. Результаты беседы зафиксируйте в протоколе.
Рекомендуемая литература
-
Айзман Р.И., Жарова Г.Н. и др. Подготовка ребенка к школе. – М., 1991. -
Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М., 2000. -
Божович Л.И. Отношение дошкольников к учению как психологическая проблема // Вопросы психологии школьников. – М., 1951. -
Буре Р.С. Готовим детей к школе. – М., 1987. -
Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994. -
Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога. – М., 1992. -
Венгер Л. А., Холмовская В. В. Диагностика умственного развития дошкольников. — М.: Педагогика, 1978. -
Готовность к школе/ Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1995. -
Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики. – М., 1980. -
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. -
Максименко С. Д. Изучение учителем психического развития шестилетних учащихся. — Киев,, 1984. -
Николаев В. В., Шкода Л. З., Кузнецов А. П. Методические рекомендации по определению физической подготовленности детей 6—7 лет. Курган: 1986. -
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д.. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2002. -
Подготовка детей к школе в семье / Под ред. Т.А. Марковой, Ф.А. Сохина. – М., 1976. -
Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. Прага,1978. -
Шур В.Т. Методика изучения представлений ребенка об отношении к нему других людей. — М., 1982.
Список основной литературы
Дошкольная педагогика
Название | Автор | Вид издания (учебник, учебное пособие) | Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц | Колич-во экземпляров | Место | |
а) Основная литература | ||||||
1. Теория воспитания дошкольников | Микляева Н. В., Микляева Ю. В. | учебное пособие | М. : Академия, 2010. - 207 с. | 10 | Библиотека АлтГПА | |
2. Дошкольная педагогика: курс лекций | Сазонова Н. П. | учебное пособие для студентов педагогических факультетов | Барнаул : БГПУ, 2008. – 160 с. | 50 | Библиотека АлтГПА | |
3. Дошкольная педагогика: курс лекций | Сазонова Н. П. | учебное пособие для студентов педагогических факультетов | СПб. : Детство-Пресс., 2010. – 265 с. | 7 | Библиотека АлтГПА | |
4. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: учебно-методическое пособие | сост. Демина Е. С. | учебно-методическое пособие | М. : Сфера, 2009. – 192 с. | 30 | Библиотека АлтГПА | |
5. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики [Электронный ресурс] | Микляева Н. В., Микляева Ю. В. ; под ред. В.И. Селиверстова | учебное пособие | М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 263 с. | Неограниченный доступ | ЭБС http://www.biblioclub.ru/book/55845/ | |
б) Дополнительная литература | ||||||
1. От рождения до школы | [А. В. Антонова и др.] ; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой | примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования | Изд. 2-е [3-е], испр. и доп. — М. : Мозаика-Синтез, 2012. — 332 с. | 30 | Библиотека АлтГПА | |
2. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». | Виноградова, Н.Ф., Журова, Л.Е., Козлова, С.А. | программа | М. : Вентана–Граф, 2007. — 32 с. | 3 | Библиотека АлтГПА | |
3. Программа воспитания и обучения в детском саду | под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой | программа | М. : Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с. | 5 | Библиотека АлтГПА | |
4. Программа воспитания и обучения в детском саду | отв. ред. М. А. Васильева | программа | М. : Просвещение, 1987. — 192 с. | 46 | Библиотека АлтГПА | |
5. Образовательное пространство на рубеже веков: | Вульфсон Б.Л | учебное пособие | М. : Б.и. – 2006. – 231 с. | 1 | Библиотека АлтГПА | |
6. Семьеведение | Лукьянова И. Е. | учебное пособие для студентов вузов | М. : ИНФРА-М, 2010. – 265 с. | 15 | Библиотека АлтГПА | |
7. Дошкольная педагогика | Логинова В. С., Саморукова П. Г. | учебное пособие для студентов пединститутов. | М. : Просвещение, 1988. – в 2 ч. Ч. 1 Ч. 2 | 163 149 | Библиотека АлтГПА | |
8. Дошкольная педагогика | Болотина, Л. Р., Комарова, Т. С., Баранов, С. П. | учебное пособие для студентов средних пед. учебных заведений | М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с. | 52 | Библиотека АлтГПА | |
9. Педагогика раннего детства | под. ред. Г. Г. Григорьевой, Н. П. Котовой, Д. В. Сергеевой | учебное пособие для студентов средних пед. учебных заведений | М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 336 с. | 42 | Библиотека АлтГПА | |
10. Дошкольное воспитание за рубежом | Фуряева, Т. В. | учебное пособие | Красноярск : РИО КГПУ, 1999. – 224 с. | 50 | Библиотека АлтГПА | |
11. Психология игры | Эльконин Д.Б. | монография | М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с. | 24 | Библиотека АлтГПА | |
12 Словарь по педагогике | Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. | словарь | М.; Ростов н/Д, 2005. – 448 с. | 13 | Библиотека АлтГПА | |
13. Диагностика психологических особенностей дошкольника | Урунтаева Г. А. | практикум | 2-е изд. — М. : ACADEMIA, 1997. — 95 с | 3 | Библиотека АлтГПА | |
14. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс] | авт.-сост. В. А. Титов | (конспект лекций) | М. : Приор-издат, 2005. - 192 с. | Неограниченный доступ | ЭБС http://www.biblioclub.ru/catalog/461/ | |
15. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс] | Виноградова Н. И., Улзытуева А. И., Шибанова Н. М. | монография | М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. – 256 с. | Неограниченный доступ | ЭБС http://www.biblioclub.ru/103492_Akmeologiya_professionalnoi_deyatelnosti_pedagogov_doshkolnogo_i_nachalnogo_obschego_obrazovaniya.html |
Образовательные порталы
-
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru/defaultx.asp; -
Электронная библиотека диссертаций РГБ http://diss.rsl.ru/ -
Университетская информационная система "Россия" http://www.cir.ru/index.jsp -
ЭК НПБ АлтГПА http://www.uni-altai.ru -
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (ИС «Единое окно») http://window.edu.ru/window -
Электронный каталог Российской государственной библиотеки http://www.rsl.ru/ru/s97/s339/ – -
http://www.edu.ru/ – портал «Российское образование». -
http://standart.edu.ru/ – сайт, на котором размещены стандарты Российского образования. -
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531 – сайт, на котором размещены примерные программы начального образования в соответствии с современными стандартами Российского образования. -
http://www.n-shkola.ru/ – сайт журнала «Начальная школа». -
http://nsc.1september.ru/ – электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа». -
http://psylist.net/pedagogika/ – сайт, посвященный науке «Педагогика». -
http://psylist.net/pedagog/ – сайт, посвященный психологии ребенка. -
http://stranamasterov.ru – сайт, посвященный прикладному творчеству, мастерству во всех его проявлениях и окружающей среде и др. -
Справочная правовая система КонсультантПлюс (доступ в НПБ АлтГПА) -
Справочная правовая систем Гарант (доступ в АлтГПА)
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Дошкольная педагогика как наука выполняет следующие функции:
а) образовательную, воспитательную, развивающую
б) адаптационную, валеологическую, интегративную
в) описательную, объяснительную, проективно-конструктивную, прогностическую, мировоззренческую *
2. Предметом изучения дошкольной педагогики являются
а) закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста *
б) особенности профессионально-педагогической деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения
в) закономерности воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
3. Становление дошкольной педагогики в качестве самостоятельной науки связано с именем
а) Я.А.Коменского
б) Аристотеля
в) Ф.Фребеля *
4. Основоположником русской дошкольной педагогики считается…
а) Н.К.Крупская
б) А.П.Усова
в) Е.И. Тихеева
г) К.Д.Ушинский *
5. Установите соответствие между теориями и их авторами:
-
Авторы теорий
Теории
1) Е.И. Тихеева
А, Методика развития речи и мышления дошкольников в детском саду, семье и школе
2) Е.А. Флерина
Б Целостная система обучения родному языку на основе принципа народности
3) К.Д. Ушинский
В.Общие основы эстетического воспитания, классификация детских игрушек
4)А.П. Усова
Г.Научная система физического воспитания дошкольников
5) П.Ф. Лесгафт
Д. Теоретические основы дошкольной дидактики
1) …2)… 3)… 4)… 5)…
Ответ: 1 А, 2 В, 3 Б, 4 Д, 5 Г
6. Обучение – это…
а) процесс целенаправленного взаимодействия педагога и ребенка с целью усвоения им некоторого отрезка содержания социального опыта *
б) процесс качественных и количественных изменений, происходящих в личности ребенка
в) процесс и результат приобретения субъектом системы научных знаний, способов деятельности и формирования на этой основе опыта творческой деятельности и системы отношений к окружающему
7. О каком научном понятии идет речь: личность, характеризующаяся осознанной активностью, индивидуальностью, целенаправленностью и творчеством определяется как
а) личность
б) субъект *
в) объект
8. Разработка теоретических проблем воспитания, обучения, образования; изучение и обобщение опыта педагогической деятельности; внедрение результатов исследования в практику; прогнозирование развития дошкольного образования – это …
а) методы дошкольной педагогики как науки
б) задачи дошкольной педагогики как науки *
в) перспективы развития дошкольной педагогики как науки
г) задачи дошкольной педагогики как учебной дисциплины
д) функции дошкольной педагогики как учебной дисциплины
9. Установите последовательность действий педагога-исследователя
1. Выявление проблемы
2. Выделение этапов исследовательской работы
3. Обоснование актуальности и степени разработанности проблемы
4. Вскрытие противоречий
5. Выдвижение гипотезы
6. Постановка цели исследования
7. Определение объекта, предмета исследования
8. Постановка исследовательских задач