Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2163

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


9. Определение методологической основы, комплекса методов исследования

Ответ: 1, 3, 4, 7, 6, 8, 5, 9, 2

10. К основным методам научно-педагогического исследования, используемым в ДОУ относятся:

а) беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, интервьюирование, анализ продуктов деятельности, математические методы *

б) беседы, экскурсии, игры, упражнения, моделирование

в) обобщение опыта, индукция, дедукция, соотношение алгоритмов

11. Укажите правильные ответы

К профессионально-педагогическим умениям воспитателя ДОУ относятся:

а) гностические

б) художественные

в) игровые

г) конструктивные

д) специальные

е) организаторские

ж) коммуникативные

з) инженерные

Ответ: а, б, г, д, е, ж

12. Совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных стандартов, сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием – это…

а) система педагогической деятельности

б) система образования *

в) система управления образованием

13. Выстройте последовательность

Возрастная периодизация от 0 до 7 лет, по Л.С. Выготскому, включает:

1. Ранний возраст

2. Новорожденность

3. Младший дошкольный возраст

4. Младенчество

5. Средний дошкольный возраст

6. Старший дошкольный возраст

Ответ: 2, 4, 1, 3, 5, 6

14. Вставьте пропущенные слова

К ведущим факторам развития личности относятся …, , воспитание, активность личности

Ответ: среда, наследственность

15. Целостный педагогический процесс в ДОУ – это …

а) особый вид общественно-полезной деятельности взрослых, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями

б) множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей *

в) совокупность целенаправленного учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

16. Основные цели педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении:

а) усвоение детьми системы элементарных научных знаний, умений, навыков


б) формирование личностных качеств, физическое развитие дошкольников

в) дидактические (обучающие), воспитательные, развивающие *

17. Общественная направленность, опора на положительное, гуманизация, единство воспитательных влияний, уважение к субъекту в сочетании с разумной требовательностью к нему:

а) принципы управления педагогическим процессом *

б) закономерности управления педагогическим процессом

в) функции управления педагогическим процессом

18. Западно-европейский педагог, защищавший права ребенка на свободное детство, выдвигающий принцип свободного воспитания, отрицающий руководство воспитанием

а) Я.А. Коменский

б) М. Монтессори

в) Ж.Ж. Руссо *

г) И.Г.Песталоцци

19. Педагог-гуманист, впервые организовавший работу на принципах самовоспитания и самообучения

а) Ж.Ж. Руссо

б) М. Монтессори *

в) И.Г. Песталоцци

20. Исключите неверный ответ.

В дошкольной педагогике различают следующие виды воспитания:

а) семейное, дошкольное, воспитание в детских организациях и специализированных детских учреждениях

б) авторитарное, демократическое, либеральное

в) нравственное, умственное, эстетическое, физическое, половое, трудовое, экологическое, экономическое

г) продуктивное, репродуктивное, продуктивно-творческое *

21. Установите последовательность структурных компонентов воспитательного процесса в ДОУ

а) задачи

б) методы

в) содержание

г) цели

д) средства

е) результат

ж) формы

Ответ: г, а, в, ж, б, д, е

22. Установите соответствие между концепциями дошкольного образования и их содержанием

Концепции воспитания, обучения и развития дошкольников

Содержание концепций

  1. Концепция построения развивающей среды А.В. Петровского

  2. Концепция дошкольного воспитания

  3. Концепция амплификации детского развития А.В. Запорожец

  4. Концепция становления ребенка субъектом деятельности М.В. Крулехт

  5. Концепция личностно-ориентированного образования

  6. Концепция умственного развития дошкольников Л.А. Венгер

  7. Концепция развития игровой деятельности Д.Б. Эльконин

А. Охрана и укрепление здоровья детей, гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни и работы воспитателей в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка, радикальное изменение характера подготовки пед. кадров, условий финансирования дошкольного воспитания и перестройки системы управления – основные пути обновления современного детского сада.

Б. Обогащение детского развития происходит за счет резервов, присущих специфическим видам деятельности дошкольника (игре, художественному творчеству, восприятию сказок и т.д.).

В. Результатом дошкольного образования является самобытная, активная личность, обладающая индивидуальностью. Знания, умения, навыки выступают как средство достижения этого результата. В центре образовательной системы стоит личность ребенка. В ходе диалога со взрослыми ребенок приобретает личностный опыт общения, поведения, деятельности.

Г. Возможность самореализации, проявление ребенком индивидуальности обусловлены уровнем освоения деятельности, возможностью занять в ней субъектную позицию. В этой связи основным организационно-педагогическим условием осуществления развивающей детской деятельности является освоение дошкольником в образовательном процессе позиции активного субъекта. Детская деятельность включает в себя совокупность способов целенаправленного преобразования окружающего мира: целеполагание; планирование; прогнозирование возможных эффектов действия; контроль выполнения действий; оценка результатов и коррекция.

Д. Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, в которой формируются все возрастные новообразования. В игре ребенок воспроизводит действия взрослых и отношения между ними. Игра развивается поэтапно и имеет несколько уровней развития в связи со степенью развитости структурных компонентов игры (сюжета, содержания, ролей, ролевого взаимодействия, способов установления и соблюдения правил).

Е. Ребенок дошкольного возраста может познавать не только внешние, наглядные свойства объектов, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач. Надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний.

Ж. Среда, окружающая дошкольников должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению их здоровья и закаливанию организма. Стратегия и тактика построения жилой среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Ведущими принципами построения развивающей среды являются: принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности – динамичности; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости и закрытости; принцип учета половых и возрастных различий детей.


Ответ: 1 Ж, 2 А, 3 Б, 4 Г, 5 В, 6 Е, 7 Д.

23. Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова заложили теоретические основы…

а) художественного воспитания дошкольников

б) умственного воспитания дошкольников *

в) развития игровой деятельности детей

г) трудового воспитания дошкольников

24. Умственное развитие – это…

1. Планомерное, целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять знания в деятельности.

2. Совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.*

3. Целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

4. Целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

25. Выберите неверные утверждения:

1. Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии.

2. Умственное воспитание определяет умственное развитие, способствует ему.

3. Умственное воспитание является одним из ведущих факторов умственного развития дошкольников.

4. Умственное воспитание и умственное развитие дошкольников протекают независимо друг от друга. *

5. В дошкольный период темпы умственного развития более высокие, чем в последующие возрастные периоды.

6. В раннем возрасте мозг ребенка страдает от недостатка информации, однако следует учитывать физиологические возможности возраста при организации познавательной деятельности.

7. Основная особенность умственного развития дошкольника – преобладание логического мышления над образным.

Ответ: 1, 4, 7.

26. Обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством в период его исторического развития – это…

а) сенсорные эталоны *

б) перцептивные действия

в) познавательные действия

г) экспериментальные действия

27. Исключите неверные ответы.

К средствам умственного воспитания детей дошкольного возраста относятся


1. Все виды детской деятельности

2. Предметы материальной культуры

3. Предметы духовной культуры

4. Представления и понятия

5. Систематизированные знания об окружающем

Ответ: 4, 5.

28. Теоретические и методические основы эстетического воспитаниядошкольников были заложены …

а) А.М. Виноградовой, Н.А. Ветлугиной, Р.И. Жуковской, Т.С. Комаровой, Е.А. Флериной, В.Н. Шацкой *

б) А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером, Л.С. Выготским, Н.Н. Поддъяковым, А.П. Усовой

в) В.И. Жуковской, Е.Е. Кравцовой, Н.И. Менджерицкой, С. Л. Новоселовой,

г) Р.С. Бурэ, Г.Н. Годиной, В.Г. Нечаевой, Д.В. Сергеевой

29. К основным формам организации эстетического воспитания относятся:

а) самостоятельная художественная деятельность, занятия по рисованию, лепке, музыке, экскурсии в природу, театрализованные игры, праздники, развлечения *

б) занятия, игры, трудовая деятельность

в) детское экспериментирование, моделирование, индивидуальные занятия, беседы

30. По содержанию труд дошкольников делится на виды:

а) поручения, дежурства, коллективный труд, индивидуальный труд, самостоятельный труд детей

б) самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд *

в) умственный и художественный труд

31. Соотнесите направления воспитательной работы дошкольников в ДОУ и их основные задачи.

Направления воспитательной работы

Задачи воспитательной работы

  1. Нравственное воспитание

  2. Физическое воспитание

  3. Трудовое воспитание

  4. Художественно-эстетическое воспитание

  5. Умственное воспитание

  6. Экологическое воспитание

А. Охрана и укрепление здоровья, формирование потребности в физическом развитии и совершенствовании. Воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие основных движений, формирование представлений о своем организме и здоровье, воспитание положительного отношения в физкультуре и здоровью.

Б. Формирование нравственных чувств, представлений, норм, привычек поведения, культуры взаимоотношений, воспитание нравственных качеств личности, развитие способности управлять эмоциями и действиями на основе социально принятых норм и правил.

В. Развитие мыслительной деятельности, становление речи, сенсорное развитие, воспитание любознательности и познавательных интересов, формирование основ знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

Г, Формирование эстетического отношения к окружающему, развитие умений видеть, чувствовать прекрасное в природе, искусстве, жизни, воспитание художественного вкуса, потребности в создании красивого, формирование художественных умений.

Д. Формирование трудовых навыков и умений ценностного отношения к труду, заложение основ трудолюбия, воспитание нравственно-волевых качеств, освоение основных трудовых процессов и видов труда.

Е. Воспитание бережного, ценностного отношения к живым и неживым объектам природы, освоение знаний об окружающем мире, формирование природоохранных знаний и умений.


Ответ: 1…, 2…, 3…, 4…, 5…, 6… .

(1 Б, 2 А, 3 Д, 4 Г, 5 В, 6 Е).

32. Суть процесса воспитания составляет:

а) формирование системы отношений, качеств личности *

б) воспитание характера и воли ребенка

в) руководство различными видами деятельности детей

33. Одним из принципов личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка является:

а) дифференцированный подход

б) педагогика-сотрудничества

в) признание уникальности "Я" каждого ребенка *

34. Назовите основоположников педагогики раннего возраста.

а) Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин

б) Щелованов Н.М., Аксарина Н.М. *

в) Н.К. Крупская, Е.И. Тихеева, В.И. Логинова

35. Н.М.Аксарина, Н.М.Щелованов, В.Н.Аванесова, Н.Д.Ватутина, Л.Н.Павлова, К.П.Печора, Э.Г.Пилюгина, Г.Г.Григорьева

а) специалисты в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста

б) авторы работ по истории дошкольного образования

в) исследователи в области педагогики раннего детства *

36. Ведущим видом деятельности детей первого года жизни является…

а) игра

б) эмоциональное общение со взрослым *

в) предметная деятельность

г) художественно-эстетическая деятельность

37. Скачкообразность развития, взаимосвязь состояния здоровья, физического, нервно-психического развития, высокая степень ориентировочных реакций, тесная связь работы организма ребенка с окружающей средой, эмоциональность, возбудимость, подражательность, ведущая роль взрослых в воспитании и развитии ребенка – это …

а) принципы воспитания детей дошкольного возраста

б) закономерности личностного развития детей раннего возраста

в) особенности развития детей раннего возраста *
38. Установите последовательность этапов развития игры в раннем возрасте

А)Ознакомительная игра

Б) Сюжетно-ролевая игра

В) Сюжетно-отобразительная игра

Г) Отобразительная игра

Ответ: 1. .., 2. … 3…, 4…

(1 А, 2 Г, 3 В, 4 Б)

39. Исключите неверный ответ.

Перечислите основные педагогические правила воспитания детей раннего возраста.

1. Единство оздоровительной и воспитательной работы

2. Единство в подходе к воспитанию ребенка со стороны окружающих взрослых

3. Индивидуальное обращение к детям

4. Последовательное формирование игровой и учебной деятельности детей *

5. Учет возрастных особенностей и возможностей детей

6. Воспитание положительного отношения к предложениям и поручениям взрослых

7. Своевременное формирование навыков самостоятельности