Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2163
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9. Определение методологической основы, комплекса методов исследования
Ответ: 1, 3, 4, 7, 6, 8, 5, 9, 2
10. К основным методам научно-педагогического исследования, используемым в ДОУ относятся:
а) беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, интервьюирование, анализ продуктов деятельности, математические методы *
б) беседы, экскурсии, игры, упражнения, моделирование
в) обобщение опыта, индукция, дедукция, соотношение алгоритмов
11. Укажите правильные ответы
К профессионально-педагогическим умениям воспитателя ДОУ относятся:
а) гностические
б) художественные
в) игровые
г) конструктивные
д) специальные
е) организаторские
ж) коммуникативные
з) инженерные
Ответ: а, б, г, д, е, ж
12. Совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных стандартов, сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием – это…
а) система педагогической деятельности
б) система образования *
в) система управления образованием
13. Выстройте последовательность
Возрастная периодизация от 0 до 7 лет, по Л.С. Выготскому, включает:
1. Ранний возраст
2. Новорожденность
3. Младший дошкольный возраст
4. Младенчество
5. Средний дошкольный возраст
6. Старший дошкольный возраст
Ответ: 2, 4, 1, 3, 5, 6
14. Вставьте пропущенные слова
К ведущим факторам развития личности относятся …, , воспитание, активность личности
Ответ: среда, наследственность
15. Целостный педагогический процесс в ДОУ – это …
а) особый вид общественно-полезной деятельности взрослых, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями
б) множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей *
в) совокупность целенаправленного учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.
16. Основные цели педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении:
а) усвоение детьми системы элементарных научных знаний, умений, навыков
б) формирование личностных качеств, физическое развитие дошкольников
в) дидактические (обучающие), воспитательные, развивающие *
17. Общественная направленность, опора на положительное, гуманизация, единство воспитательных влияний, уважение к субъекту в сочетании с разумной требовательностью к нему:
а) принципы управления педагогическим процессом *
б) закономерности управления педагогическим процессом
в) функции управления педагогическим процессом
18. Западно-европейский педагог, защищавший права ребенка на свободное детство, выдвигающий принцип свободного воспитания, отрицающий руководство воспитанием
а) Я.А. Коменский
б) М. Монтессори
в) Ж.Ж. Руссо *
г) И.Г.Песталоцци
19. Педагог-гуманист, впервые организовавший работу на принципах самовоспитания и самообучения
а) Ж.Ж. Руссо
б) М. Монтессори *
в) И.Г. Песталоцци
20. Исключите неверный ответ.
В дошкольной педагогике различают следующие виды воспитания:
а) семейное, дошкольное, воспитание в детских организациях и специализированных детских учреждениях
б) авторитарное, демократическое, либеральное
в) нравственное, умственное, эстетическое, физическое, половое, трудовое, экологическое, экономическое
г) продуктивное, репродуктивное, продуктивно-творческое *
21. Установите последовательность структурных компонентов воспитательного процесса в ДОУ
а) задачи
б) методы
в) содержание
г) цели
д) средства
е) результат
ж) формы
Ответ: г, а, в, ж, б, д, е
22. Установите соответствие между концепциями дошкольного образования и их содержанием
-
Концепции воспитания, обучения и развития дошкольников
Содержание концепций
-
Концепция построения развивающей среды А.В. Петровского -
Концепция дошкольного воспитания -
Концепция амплификации детского развития А.В. Запорожец -
Концепция становления ребенка субъектом деятельности М.В. Крулехт -
Концепция личностно-ориентированного образования -
Концепция умственного развития дошкольников Л.А. Венгер -
Концепция развития игровой деятельности Д.Б. Эльконин
А. Охрана и укрепление здоровья детей, гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни и работы воспитателей в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка, радикальное изменение характера подготовки пед. кадров, условий финансирования дошкольного воспитания и перестройки системы управления – основные пути обновления современного детского сада.
Б. Обогащение детского развития происходит за счет резервов, присущих специфическим видам деятельности дошкольника (игре, художественному творчеству, восприятию сказок и т.д.).
В. Результатом дошкольного образования является самобытная, активная личность, обладающая индивидуальностью. Знания, умения, навыки выступают как средство достижения этого результата. В центре образовательной системы стоит личность ребенка. В ходе диалога со взрослыми ребенок приобретает личностный опыт общения, поведения, деятельности.
Г. Возможность самореализации, проявление ребенком индивидуальности обусловлены уровнем освоения деятельности, возможностью занять в ней субъектную позицию. В этой связи основным организационно-педагогическим условием осуществления развивающей детской деятельности является освоение дошкольником в образовательном процессе позиции активного субъекта. Детская деятельность включает в себя совокупность способов целенаправленного преобразования окружающего мира: целеполагание; планирование; прогнозирование возможных эффектов действия; контроль выполнения действий; оценка результатов и коррекция.
Д. Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, в которой формируются все возрастные новообразования. В игре ребенок воспроизводит действия взрослых и отношения между ними. Игра развивается поэтапно и имеет несколько уровней развития в связи со степенью развитости структурных компонентов игры (сюжета, содержания, ролей, ролевого взаимодействия, способов установления и соблюдения правил).
Е. Ребенок дошкольного возраста может познавать не только внешние, наглядные свойства объектов, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач. Надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний.
Ж. Среда, окружающая дошкольников должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению их здоровья и закаливанию организма. Стратегия и тактика построения жилой среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Ведущими принципами построения развивающей среды являются: принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности – динамичности; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости и закрытости; принцип учета половых и возрастных различий детей.
-
Ответ: 1 Ж, 2 А, 3 Б, 4 Г, 5 В, 6 Е, 7 Д.
23. Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова заложили теоретические основы…
а) художественного воспитания дошкольников
б) умственного воспитания дошкольников *
в) развития игровой деятельности детей
г) трудового воспитания дошкольников
24. Умственное развитие – это…
1. Планомерное, целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять знания в деятельности.
2. Совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.*
3. Целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
4. Целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
25. Выберите неверные утверждения:
1. Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии.
2. Умственное воспитание определяет умственное развитие, способствует ему.
3. Умственное воспитание является одним из ведущих факторов умственного развития дошкольников.
4. Умственное воспитание и умственное развитие дошкольников протекают независимо друг от друга. *
5. В дошкольный период темпы умственного развития более высокие, чем в последующие возрастные периоды.
6. В раннем возрасте мозг ребенка страдает от недостатка информации, однако следует учитывать физиологические возможности возраста при организации познавательной деятельности.
7. Основная особенность умственного развития дошкольника – преобладание логического мышления над образным.
Ответ: 1, 4, 7.
26. Обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством в период его исторического развития – это…
а) сенсорные эталоны *
б) перцептивные действия
в) познавательные действия
г) экспериментальные действия
27. Исключите неверные ответы.
К средствам умственного воспитания детей дошкольного возраста относятся
1. Все виды детской деятельности
2. Предметы материальной культуры
3. Предметы духовной культуры
4. Представления и понятия
5. Систематизированные знания об окружающем
Ответ: 4, 5.
28. Теоретические и методические основы эстетического воспитаниядошкольников были заложены …
а) А.М. Виноградовой, Н.А. Ветлугиной, Р.И. Жуковской, Т.С. Комаровой, Е.А. Флериной, В.Н. Шацкой *
б) А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером, Л.С. Выготским, Н.Н. Поддъяковым, А.П. Усовой
в) В.И. Жуковской, Е.Е. Кравцовой, Н.И. Менджерицкой, С. Л. Новоселовой,
г) Р.С. Бурэ, Г.Н. Годиной, В.Г. Нечаевой, Д.В. Сергеевой
29. К основным формам организации эстетического воспитания относятся:
а) самостоятельная художественная деятельность, занятия по рисованию, лепке, музыке, экскурсии в природу, театрализованные игры, праздники, развлечения *
б) занятия, игры, трудовая деятельность
в) детское экспериментирование, моделирование, индивидуальные занятия, беседы
30. По содержанию труд дошкольников делится на виды:
а) поручения, дежурства, коллективный труд, индивидуальный труд, самостоятельный труд детей
б) самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд *
в) умственный и художественный труд
31. Соотнесите направления воспитательной работы дошкольников в ДОУ и их основные задачи.
-
Направления воспитательной работы
Задачи воспитательной работы
-
Нравственное воспитание -
Физическое воспитание -
Трудовое воспитание -
Художественно-эстетическое воспитание -
Умственное воспитание -
Экологическое воспитание
А. Охрана и укрепление здоровья, формирование потребности в физическом развитии и совершенствовании. Воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие основных движений, формирование представлений о своем организме и здоровье, воспитание положительного отношения в физкультуре и здоровью.
Б. Формирование нравственных чувств, представлений, норм, привычек поведения, культуры взаимоотношений, воспитание нравственных качеств личности, развитие способности управлять эмоциями и действиями на основе социально принятых норм и правил.
В. Развитие мыслительной деятельности, становление речи, сенсорное развитие, воспитание любознательности и познавательных интересов, формирование основ знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
Г, Формирование эстетического отношения к окружающему, развитие умений видеть, чувствовать прекрасное в природе, искусстве, жизни, воспитание художественного вкуса, потребности в создании красивого, формирование художественных умений.
Д. Формирование трудовых навыков и умений ценностного отношения к труду, заложение основ трудолюбия, воспитание нравственно-волевых качеств, освоение основных трудовых процессов и видов труда.
Е. Воспитание бережного, ценностного отношения к живым и неживым объектам природы, освоение знаний об окружающем мире, формирование природоохранных знаний и умений.
-
Ответ: 1…, 2…, 3…, 4…, 5…, 6… .
(1 Б, 2 А, 3 Д, 4 Г, 5 В, 6 Е).
32. Суть процесса воспитания составляет:
а) формирование системы отношений, качеств личности *
б) воспитание характера и воли ребенка
в) руководство различными видами деятельности детей
33. Одним из принципов личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка является:
а) дифференцированный подход
б) педагогика-сотрудничества
в) признание уникальности "Я" каждого ребенка *
34. Назовите основоположников педагогики раннего возраста.
а) Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин
б) Щелованов Н.М., Аксарина Н.М. *
в) Н.К. Крупская, Е.И. Тихеева, В.И. Логинова
35. Н.М.Аксарина, Н.М.Щелованов, В.Н.Аванесова, Н.Д.Ватутина, Л.Н.Павлова, К.П.Печора, Э.Г.Пилюгина, Г.Г.Григорьева
а) специалисты в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста
б) авторы работ по истории дошкольного образования
в) исследователи в области педагогики раннего детства *
36. Ведущим видом деятельности детей первого года жизни является…
а) игра
б) эмоциональное общение со взрослым *
в) предметная деятельность
г) художественно-эстетическая деятельность
37. Скачкообразность развития, взаимосвязь состояния здоровья, физического, нервно-психического развития, высокая степень ориентировочных реакций, тесная связь работы организма ребенка с окружающей средой, эмоциональность, возбудимость, подражательность, ведущая роль взрослых в воспитании и развитии ребенка – это …
а) принципы воспитания детей дошкольного возраста
б) закономерности личностного развития детей раннего возраста
в) особенности развития детей раннего возраста *
38. Установите последовательность этапов развития игры в раннем возрасте
А)Ознакомительная игра
Б) Сюжетно-ролевая игра
В) Сюжетно-отобразительная игра
Г) Отобразительная игра
Ответ: 1. .., 2. … 3…, 4…
(1 А, 2 Г, 3 В, 4 Б)
39. Исключите неверный ответ.
Перечислите основные педагогические правила воспитания детей раннего возраста.
1. Единство оздоровительной и воспитательной работы
2. Единство в подходе к воспитанию ребенка со стороны окружающих взрослых
3. Индивидуальное обращение к детям
4. Последовательное формирование игровой и учебной деятельности детей *
5. Учет возрастных особенностей и возможностей детей
6. Воспитание положительного отношения к предложениям и поручениям взрослых
7. Своевременное формирование навыков самостоятельности