ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 317
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8.
Города (государства) де-факто
8.1
Частично признан- ные государст- ва
Государства, не признанные ООН (по решению Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности), но признанные государствами- членами ООН, таким образом, их участие в международных отношениях ограничено правовым полем признающих их государств
Азад Джамму и Кашмир,
Турецкая Республика Север- ного
Кипра,
Республика
Южная Осетия, Республика
Абхазия, Китайская Респуб- лика (Тайвань), Сахарская
Арабская
Демократическая
Республика,
Государство
Палестина, Республика Косо- во,
Княжество
Себорга,
Халистан
8.2
Непризна- нные государст- ва
Политико-территориальные обра- зования, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладающие в большинстве случаев ключевыми атрибутами государ- ственности
(наличие названия, атрибутов (государственных симво- лов), населения)и, в первую очередь, способностью к эффективному внутреннему контролю над основ- ной территорией при отсутствии международного дипломатического признания со стороны государств- членов ООН, без которого они не могут полноправно вступать в правовые отношения с другими государствами
Государство Ва, Приднестров- ская Молдавская Республика,
Нагорно-Карабахская Респуб- лика, Сомалиленд, Государ- ство
Шан,
Вазиристан,
Галмудуг, Республика Мурра- варри, Авдаленд, Джубаленд,
Донецкая Народная Респуб- лика, Луганская Народная
Республика,
Федеративная
Республика Амбазония
Авторская разработка
Автором предложена восьмая стратегия развития маркетинга территории – это города (государства) де-факто. На политической карте мира в последнее десятилетие все больше происходит количественных и качественных изменений, приведших к появлению на политической карте мира значительного количества непризнанных мировым сообществом государств и самостоятельных административных единиц, появившихся на территориях приблизительно 60-ти стран.
39
Место и роль непризнанных государств в современной системе международных отношений весьма противоречивы. С одной стороны, большинство из них воспринимаются как попытка наций реализовать своё право на самоопределение, право «жить на своей земле» и разговаривать на родном языке. С другой – невозможно отрицать тот факт, что феномен
«непризнанных государств», появившийся в результате интегрального кризиса, выступает в роли конфликтообразующего, дестабилизирующего фактора международного политического развития.
Основываясь на современной публицистике, постараемся детализировать сущность политико-правового феномена «непризнанных государств». Итак, непризнанные государства представляют собой группу территориальных образований, имеющие все признаки государственности, однако в качестве субъекта международных отношений выступать не могут, так как полного межнационального дипломатического признания не имеют.
Де-факто такие государства имеют право на существование, однако на мировой арене никакой юридической силы иметь они не будут. Фактически они все же остаются независимыми, потому как, в свое время, отделились от той или иной территориальной единицы путем вооруженного восстания [5].
По мнению российского исследователя Г.М. Вельяминова, в самом определении «… непризнанные, самопровозглашенные государства … звучат нотки несправедливости, высокомерного презрения со стороны международных организаций либо могущественных государств к несанкционированному политическому явлению, но одновременно просматривается стремление к ясно выраженному и свободному волеизъявлению целого народа, желающего жить в собственном независимом государстве» [19]. При этом следует отметить, что касательно подавляющего большинства новых непризнанных государственных образований, представленных на сегодняшним политическом поле, имеются в виду государства и территориальные образования, существующие ныне и благополучно функционирующих уже на протяжении десятилетий. Тем не
40 менее, самая главная проблема непризнанных государств связана с получением ими полного международного дипломатического признания.
Международным дипломатическим признанием государства принято называть правовое или юридическое признание данного образования мировыми державами. Существует множество определений, значений и последствий данного процесса. Остановимся на определении К.А. Бекяшева:
«… международное дипломатическое (правовое) признание – акт государства, посредством которого юридически признаётся возникновение нового субъекта международного права с целью установления с ним дипломатических либо иных отношений. Признание новых государств или правительств является исключительной прерогативой других суверенных государств» [13].
Практике современных межнациональных отношений присуще полное и частичное признание государства, а также фактическое и юридическое признание государства. Как отмечает известный российский политолог
С.М. Маркедонов, частично признанные государства, это «… государства, не признанные ООН, но признанные государствами-членами ООН» [63]. Как следствие, деятельность таких государств ограничена правовым полем признающих их территориальными единицами. Что касается юридического признания, то оно в противоположность фактическому, носит необратимую направленность. Если государство признано суверенным, то никто не имеет право изменить или отменить данное решение. В свою очередь, фактическое признание представляет собой такую форму признания, при которой государства могут признать территориальное образование в образе субъекта международного права, но дипломатические отношения при данной форме признания не могут быть установлены. При этом имеет место быть заключение двухсторонних договоров (финансовых, образовательных, торговых и др.). На том основании, что признание defacto носит временный характер, оно может быть возращено в случае отсутствии реализации условий, требуемых для признания. Также взять признание назад можно при
41 признании суверенитета государства, аннексировавшего другое государство или же при признании dejure правительства-соперника, которому удалось приобрести высокопрочное положение. К примеру говоря, в 1938 г. в связи с признанием dejure аннексии Италией такой страны как Эфиопия,
Великобритания вернула обратно признание Эфиопии (Абиссинии) в качестве отдельного независимого государства. Стоит иметь в виду, что непризнанные государства, в свое время, не освобождаются от соблюдения норм международного права. В связи с этим, автором рассмотрены основные характеристики таких стран.
Таблица 1.4 - Характеристика частично признанных и непризнанных государств
Государство
(город)
Дата независи- мости
Столица
Террито- рия
Площа- дь, км
2
Населе- ние, чел.
Конти- нент
Частично признано/ не признано
Китайская
Республика
1911
Тайбэй
Китай
35 980 23593794 Азия
Частично признано (14 государства- ми-членами
ООН, Ватика- ном)
Азан Джамму и Кашмир
1948
Музаффа рабад
Пакистан 11 639 4045366
Азия
Частично признано
(Пакистаном)
Княжество
Себорга
1963
Себорга
Лигурия
4,91 323
Европа
Не признано
Силенд
1967
Силенд
Велико- британия
0,004 1
Европа
Не признано
Сахарская
Арабская
Демократи- ческая
Республика
1976
Эль-Аюн Марокко 266 000 267 400
Африка
Частично признано (60 государства- ми-членами
ООН)
Турецкая
Республика
Северного
Кипра
1983
Никосия
Кипр
3 355 294 906
Азия
Частично признано
(Турцией)
Халистан
1987
Амрит- сар
Индия
-
-
Азия
Частично признано
(Пакистан,
Турция)
42
Продолжение таблицы 1.4
Государство
(город)
Дата независи- мости
Столица
Террито- рия
Площа- дь, км
2
Населе- ние, чел.
Конти- нент
Частично признано/ не признано
Государство
Палестина
1988
Рамалла
Израиль
6 020 4550368
Азия
Частично признано (138 государствами- членами ООН,
Ватиканом, СА
ДР)
Государство
Ва
1989
Панкан
Мьянма
17 000 558 000
Азия
Не признано
Приднестро- вская
Молдавская
Республика
1990
Тирас- поль
Молда- вия
4 163 465 200
Европа
Не признано
Нагорно-
Карабахская
Республика
1991
Степана- керт
Азербай- джан
3 170
(после
01.12.2020)
147 000
Азия
Не признано
Сомалиленд
1991
Харгейса Сомали
176 120 3508180 Африка
Не признано
Республика
Южная
Осетия
1991
Цхинвал
Грузия
3 900 53 532
Европа
Частично признано(5 государствами- членами ООН)
Республика
Абхазия
1994
Сухум
Грузия
8 665 243 564
Европа
Частично признано (5 государствами- членами ООН
Государство
Шан
1996
Таунджи Мьянма
155 800 4702000 Азия
Не признано
Пунтленд
1998
Гароуэ
Сомали
212 510 3900000 Африка
Не признано
Вазиристан
2006
Вана
Пакистан 11 585 791 087
Азия
Не признано
Галмудуг
2006
Галькайо Сомали
46 000 1800000 Африка
Не признано
Республика
Косово
2008
Пришти- на
Сербия
10 887 1811452 Европа
Частично признано (98 государствами- членами ООН,
Тайванем, островами Кука,
Ниуэ)
Химан и Хеб
2008
Ададо
Сомали
30 000 811 918
Африка
Не признано
Авдаленд
2010
Борама
Сомали
21 374 417 311
Африка
Не признано
Джубаленд
2011
Кисмайо
Сомали
87 000 953 000
Азия
Не признано
Республика
Мурраварри
2013
Австра- лия
81 000
-
Австра- лия
Не признано
Донецкая
Народная
Республика
2014
Донецк
Украина
7 853 2246856
Европа
Не признано
Луганская
Народная
Республика
2014
Луганск
Украина
8 377 1450000 Европа
Не признано
Республика
Амбазония
2017
Буза
Камерун
42 710 3521898 Африка
Не признано
Авторская разработка
43
В каждой непризнанной республике существует свой набор проблем и свои принципы, по которым там можно было бы добиться решения.
Мировому сообществу, а особенно современным «империям» (наиболее сильные государства — Россия, США, Китай) следовало бы вести согласованные действия в условиях глобализации по обеспечению легитимности. В настоящее время проблемы территорий, отделившихся от официально признанных государств, невозможно решить в формате двусторонних переговоров, на том основании, что у сторон отсутствуют как взаимное доверие друг к другу, так и ресурсы для исполнения договорных обязательств. Более того, пока не будет создан прецедент по разрешению таких проблем, они будут углубляться и разрастаться.
1.2. Роль институциональной среды в маркетинге территорий как
фактора социально-экономического развития города
Заинтересованность к современным проблемам развития экономики институционального характера существует давно. Доказательства этого фактора содержаться в работах отечественных и зарубежных экономистов, которые исследовали данную тему на протяжении последних двух веков и, которые в свою очередь, представляют собой разнообразные течения и школы экономической науки и социологии управления.
В теории институционализма основным понятием является
«институт», сущность дефиниции которого основывается составлении базовых понятий экономического характера. Указанный термин имеет большое количество определений, однако, базой является акцент внимания на правила и нормы общественной коммуникации (табл. 1.5).
Подводя итог анализа определений понятия «институт», возможно сделать вывод, что единый подход к его определению отсутствует, и связан данный фактор с расколом в середине XX века институциональной школы на
44 неоинституциональную и традиционную.В связи с этим, как течение институционализм разделился на «новый» и «старый».
Таблица 1.5 - Варианты зарубежных и российских ученых трактовки понятия «институт»
Автор
Определение
Т. Гоббс [30]
Институт является результатом заключения общественного договора между людьми, жившими в безгосударственном обществе и вредившими друг другу в погоне за наживой
Т. Веблен [119]
Институт – сложившиеся обычаи мышления, общие для данного сообщества людей, обычные способы реагирования на подсказки, устройство производственного или хозяйственного механизма, сложившаяся система общественной жизни
Д. Норт [67]
Институт – правила игры, включающие формальные и неформальные ограничения, а также принуждение к выполнению и того, и другого
Э. Дюркгейм [38]
Институт - любой тип мыслей, действий и чувств, ограничивающих личность
Т. Шульц [121]
Институт - правила поведения, а именно денежные отношения, договорные организационные структуры, кооперативы и права собственности, в том числе трудовое право, логистическая инфраструктура
О. Уильямсон [94] Институт - механизм управления договорными отношениями
К. Книс [131]
Институт представляет собой совокупность норм и правил, регулирующих общественную жизнь конкретного народа, проникнутых единым духом
Т. Парсон [74]
Институты — это нормативные модели, которые определяют, что в данном обществе считается подходящим, заданным или ожидаемым способом действия или социальных отношений
Э. Гидденс [28]
Институты - структуры, устойчивые во времени и пространстве, наиболее устойчивые черты социально-экономической жизни общества.
Г. О’Доннелл
[117]
Институт - коллективные действия по управлению, либерализации и расширению сферы индивидуальных действий экономических агентов
Д. Диермайера
[110]
Институт – это баланс, который стимулирует взаимодействие личностей
Д.С. Львов [61]
Институт - правила игры на основе спальных форм согласования индивидуальных действий
А.Е. Шастико
[101]
Институт - правила, имеющие функцию ограничения поведения экономических агентов и соответствующие механизмы контроля за соблюдением этих правил
А.А. Азуан [10]
Институт представляет собой набор правил и внешний механизм, заставляющий людей выполнять эти правила
Составлено автором по данным [10, 28, 30, 38, 52, 61, 67, 74, 94, 101,
110, 117, 119, 121, 131 ]
45
Традиционный или «старый» институционализм, представителями которого являются Дж. Гилбрейт, Т. Веблен, М. Тул, Г. Минз, в центр определения понятие ставит обычай и рассматривает институты как сформированные, по большей части, культурными традициями, наклонностями и нормами, которые существенно облегчают деятельность человека.
Неоинституционализм или «новый» институционализм, в лицах
Р. Нельсона, Д. Норта, М. Олсона, О. Уильямсона, Р. Познера, Г. Демсеца,
С. Уинтера и других известных исследователей, представлен не столько социально-психологическими феноменами, сколько неформальными правилами и юридическими нормами, которые ограничивают человеческую деятельность.
Таблица 1.6 – Характеристика институциональных направлений
Составлено автором по данным [22]
В рамках анализа институтов, как правило, выделяют два уровня: институциональные соглашения и институциональную среду.
Институциональные соглашения представляют собой договоры между хозяйствующими субъектами, которые направлены на снижение транзакционных издержек. Под институциональной средой понимается комплекс социальных, политических, и юридических норм и правил, формирующих основу для разработки, распределения и/или обмена и обусловливают рамки поведения человека [10].
46
К ключевым элементам институциональной среды нынешние отечественные исследователи относят:
1) нормы и правила формального и неформального характера, которые помогают структурировать процесс взаимодействия между экономическими представителями;
2) «носителей» норм и правил - субъекты, которые обеспечивают реализацию порядка и принципов взаимодействия между экономическими представителями.
Иначе говоря, за исключением норм и правил в структуру понятия
«институциональная среда» входит и организационная составляющая.
На сегодняшний день, в корреляционной зависимости для анализа системы регулирования экономической деятельности (от способов влияния определенных экономических институтов) российскими исследователями рекомендуются различные аспекты анализа институциональной среды.
Любая социально-экономическая система в не зависимости от государственной локализации развивается в тех рамках, которые обозначаются национальной и/или региональной политикой через ведение и функционирование институтов.
Как следствие, институт можно охарактеризовать как вектор развития системы, в рамках которой взаимодействуют социально-экономические агенты в рамках институциональной среды. В исследованиях Н.Ю. Возияновой обосновано, что институциональная среда представляет собой «…институты и механизмы обеспечения и гарантирования их функционирования, в которой формируется система, ограничивающие поведение индивидов через санкции» [103].
Институциональная среда изучается с ряда позиций: экономического роста; постиндустриальной экономики и неиндустриальной модернизации экономики; инновационной экономики; структурных сдвигов в экономике; развития рыночных отношений и торговли; финансового рынка; инвестиционных отношений; повышения конкурентоспособности
47 региональной экономики; сбалансированного развития муниципальных образований в регионе; развития предпринимательской деятельности; развития малого и среднего бизнеса; агропродовольственного бизнеса; формирования и развития человеческого капитала; формирования институтов развития; развития монопрофильной территории; социальной ответственности бизнеса; организаций и т. д. [100].
Институциональная среда города состоит из двух элементов:
1. Нормативная правовая система институтов: органы государственной власти и нормативные правовые акты;
2. Финансово-бюджетная система институтов.
В мировой практике на сегодняшний день используются определенные индикаторы для анализа институциональной среды комплексного социально- экономического развития территорий. На основе полученных совокупных показателей можно построить рейтинг территорий, для полного представления о положении той или иной страны в конкретной системе координат (табл. 1.7).
Таблица 1.7 - Индексы, обобщающие развитие конкретной институциональной среды
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 13
39
Место и роль непризнанных государств в современной системе международных отношений весьма противоречивы. С одной стороны, большинство из них воспринимаются как попытка наций реализовать своё право на самоопределение, право «жить на своей земле» и разговаривать на родном языке. С другой – невозможно отрицать тот факт, что феномен
«непризнанных государств», появившийся в результате интегрального кризиса, выступает в роли конфликтообразующего, дестабилизирующего фактора международного политического развития.
Основываясь на современной публицистике, постараемся детализировать сущность политико-правового феномена «непризнанных государств». Итак, непризнанные государства представляют собой группу территориальных образований, имеющие все признаки государственности, однако в качестве субъекта международных отношений выступать не могут, так как полного межнационального дипломатического признания не имеют.
Де-факто такие государства имеют право на существование, однако на мировой арене никакой юридической силы иметь они не будут. Фактически они все же остаются независимыми, потому как, в свое время, отделились от той или иной территориальной единицы путем вооруженного восстания [5].
По мнению российского исследователя Г.М. Вельяминова, в самом определении «… непризнанные, самопровозглашенные государства … звучат нотки несправедливости, высокомерного презрения со стороны международных организаций либо могущественных государств к несанкционированному политическому явлению, но одновременно просматривается стремление к ясно выраженному и свободному волеизъявлению целого народа, желающего жить в собственном независимом государстве» [19]. При этом следует отметить, что касательно подавляющего большинства новых непризнанных государственных образований, представленных на сегодняшним политическом поле, имеются в виду государства и территориальные образования, существующие ныне и благополучно функционирующих уже на протяжении десятилетий. Тем не
40 менее, самая главная проблема непризнанных государств связана с получением ими полного международного дипломатического признания.
Международным дипломатическим признанием государства принято называть правовое или юридическое признание данного образования мировыми державами. Существует множество определений, значений и последствий данного процесса. Остановимся на определении К.А. Бекяшева:
«… международное дипломатическое (правовое) признание – акт государства, посредством которого юридически признаётся возникновение нового субъекта международного права с целью установления с ним дипломатических либо иных отношений. Признание новых государств или правительств является исключительной прерогативой других суверенных государств» [13].
Практике современных межнациональных отношений присуще полное и частичное признание государства, а также фактическое и юридическое признание государства. Как отмечает известный российский политолог
С.М. Маркедонов, частично признанные государства, это «… государства, не признанные ООН, но признанные государствами-членами ООН» [63]. Как следствие, деятельность таких государств ограничена правовым полем признающих их территориальными единицами. Что касается юридического признания, то оно в противоположность фактическому, носит необратимую направленность. Если государство признано суверенным, то никто не имеет право изменить или отменить данное решение. В свою очередь, фактическое признание представляет собой такую форму признания, при которой государства могут признать территориальное образование в образе субъекта международного права, но дипломатические отношения при данной форме признания не могут быть установлены. При этом имеет место быть заключение двухсторонних договоров (финансовых, образовательных, торговых и др.). На том основании, что признание defacto носит временный характер, оно может быть возращено в случае отсутствии реализации условий, требуемых для признания. Также взять признание назад можно при
41 признании суверенитета государства, аннексировавшего другое государство или же при признании dejure правительства-соперника, которому удалось приобрести высокопрочное положение. К примеру говоря, в 1938 г. в связи с признанием dejure аннексии Италией такой страны как Эфиопия,
Великобритания вернула обратно признание Эфиопии (Абиссинии) в качестве отдельного независимого государства. Стоит иметь в виду, что непризнанные государства, в свое время, не освобождаются от соблюдения норм международного права. В связи с этим, автором рассмотрены основные характеристики таких стран.
Таблица 1.4 - Характеристика частично признанных и непризнанных государств
Государство
(город)
Дата независи- мости
Столица
Террито- рия
Площа- дь, км
2
Населе- ние, чел.
Конти- нент
Частично признано/ не признано
Китайская
Республика
1911
Тайбэй
Китай
35 980 23593794 Азия
Частично признано (14 государства- ми-членами
ООН, Ватика- ном)
Азан Джамму и Кашмир
1948
Музаффа рабад
Пакистан 11 639 4045366
Азия
Частично признано
(Пакистаном)
Княжество
Себорга
1963
Себорга
Лигурия
4,91 323
Европа
Не признано
Силенд
1967
Силенд
Велико- британия
0,004 1
Европа
Не признано
Сахарская
Арабская
Демократи- ческая
Республика
1976
Эль-Аюн Марокко 266 000 267 400
Африка
Частично признано (60 государства- ми-членами
ООН)
Турецкая
Республика
Северного
Кипра
1983
Никосия
Кипр
3 355 294 906
Азия
Частично признано
(Турцией)
Халистан
1987
Амрит- сар
Индия
-
-
Азия
Частично признано
(Пакистан,
Турция)
42
Продолжение таблицы 1.4
Государство
(город)
Дата независи- мости
Столица
Террито- рия
Площа- дь, км
2
Населе- ние, чел.
Конти- нент
Частично признано/ не признано
Государство
Палестина
1988
Рамалла
Израиль
6 020 4550368
Азия
Частично признано (138 государствами- членами ООН,
Ватиканом, СА
ДР)
Государство
Ва
1989
Панкан
Мьянма
17 000 558 000
Азия
Не признано
Приднестро- вская
Молдавская
Республика
1990
Тирас- поль
Молда- вия
4 163 465 200
Европа
Не признано
Нагорно-
Карабахская
Республика
1991
Степана- керт
Азербай- джан
3 170
(после
01.12.2020)
147 000
Азия
Не признано
Сомалиленд
1991
Харгейса Сомали
176 120 3508180 Африка
Не признано
Республика
Южная
Осетия
1991
Цхинвал
Грузия
3 900 53 532
Европа
Частично признано(5 государствами- членами ООН)
Республика
Абхазия
1994
Сухум
Грузия
8 665 243 564
Европа
Частично признано (5 государствами- членами ООН
Государство
Шан
1996
Таунджи Мьянма
155 800 4702000 Азия
Не признано
Пунтленд
1998
Гароуэ
Сомали
212 510 3900000 Африка
Не признано
Вазиристан
2006
Вана
Пакистан 11 585 791 087
Азия
Не признано
Галмудуг
2006
Галькайо Сомали
46 000 1800000 Африка
Не признано
Республика
Косово
2008
Пришти- на
Сербия
10 887 1811452 Европа
Частично признано (98 государствами- членами ООН,
Тайванем, островами Кука,
Ниуэ)
Химан и Хеб
2008
Ададо
Сомали
30 000 811 918
Африка
Не признано
Авдаленд
2010
Борама
Сомали
21 374 417 311
Африка
Не признано
Джубаленд
2011
Кисмайо
Сомали
87 000 953 000
Азия
Не признано
Республика
Мурраварри
2013
Австра- лия
81 000
-
Австра- лия
Не признано
Донецкая
Народная
Республика
2014
Донецк
Украина
7 853 2246856
Европа
Не признано
Луганская
Народная
Республика
2014
Луганск
Украина
8 377 1450000 Европа
Не признано
Республика
Амбазония
2017
Буза
Камерун
42 710 3521898 Африка
Не признано
Авторская разработка
43
В каждой непризнанной республике существует свой набор проблем и свои принципы, по которым там можно было бы добиться решения.
Мировому сообществу, а особенно современным «империям» (наиболее сильные государства — Россия, США, Китай) следовало бы вести согласованные действия в условиях глобализации по обеспечению легитимности. В настоящее время проблемы территорий, отделившихся от официально признанных государств, невозможно решить в формате двусторонних переговоров, на том основании, что у сторон отсутствуют как взаимное доверие друг к другу, так и ресурсы для исполнения договорных обязательств. Более того, пока не будет создан прецедент по разрешению таких проблем, они будут углубляться и разрастаться.
1.2. Роль институциональной среды в маркетинге территорий как
фактора социально-экономического развития города
Заинтересованность к современным проблемам развития экономики институционального характера существует давно. Доказательства этого фактора содержаться в работах отечественных и зарубежных экономистов, которые исследовали данную тему на протяжении последних двух веков и, которые в свою очередь, представляют собой разнообразные течения и школы экономической науки и социологии управления.
В теории институционализма основным понятием является
«институт», сущность дефиниции которого основывается составлении базовых понятий экономического характера. Указанный термин имеет большое количество определений, однако, базой является акцент внимания на правила и нормы общественной коммуникации (табл. 1.5).
Подводя итог анализа определений понятия «институт», возможно сделать вывод, что единый подход к его определению отсутствует, и связан данный фактор с расколом в середине XX века институциональной школы на
44 неоинституциональную и традиционную.В связи с этим, как течение институционализм разделился на «новый» и «старый».
Таблица 1.5 - Варианты зарубежных и российских ученых трактовки понятия «институт»
Автор
Определение
Т. Гоббс [30]
Институт является результатом заключения общественного договора между людьми, жившими в безгосударственном обществе и вредившими друг другу в погоне за наживой
Т. Веблен [119]
Институт – сложившиеся обычаи мышления, общие для данного сообщества людей, обычные способы реагирования на подсказки, устройство производственного или хозяйственного механизма, сложившаяся система общественной жизни
Д. Норт [67]
Институт – правила игры, включающие формальные и неформальные ограничения, а также принуждение к выполнению и того, и другого
Э. Дюркгейм [38]
Институт - любой тип мыслей, действий и чувств, ограничивающих личность
Т. Шульц [121]
Институт - правила поведения, а именно денежные отношения, договорные организационные структуры, кооперативы и права собственности, в том числе трудовое право, логистическая инфраструктура
О. Уильямсон [94] Институт - механизм управления договорными отношениями
К. Книс [131]
Институт представляет собой совокупность норм и правил, регулирующих общественную жизнь конкретного народа, проникнутых единым духом
Т. Парсон [74]
Институты — это нормативные модели, которые определяют, что в данном обществе считается подходящим, заданным или ожидаемым способом действия или социальных отношений
Э. Гидденс [28]
Институты - структуры, устойчивые во времени и пространстве, наиболее устойчивые черты социально-экономической жизни общества.
Г. О’Доннелл
[117]
Институт - коллективные действия по управлению, либерализации и расширению сферы индивидуальных действий экономических агентов
Д. Диермайера
[110]
Институт – это баланс, который стимулирует взаимодействие личностей
Д.С. Львов [61]
Институт - правила игры на основе спальных форм согласования индивидуальных действий
А.Е. Шастико
[101]
Институт - правила, имеющие функцию ограничения поведения экономических агентов и соответствующие механизмы контроля за соблюдением этих правил
А.А. Азуан [10]
Институт представляет собой набор правил и внешний механизм, заставляющий людей выполнять эти правила
Составлено автором по данным [10, 28, 30, 38, 52, 61, 67, 74, 94, 101,
110, 117, 119, 121, 131 ]
45
Традиционный или «старый» институционализм, представителями которого являются Дж. Гилбрейт, Т. Веблен, М. Тул, Г. Минз, в центр определения понятие ставит обычай и рассматривает институты как сформированные, по большей части, культурными традициями, наклонностями и нормами, которые существенно облегчают деятельность человека.
Неоинституционализм или «новый» институционализм, в лицах
Р. Нельсона, Д. Норта, М. Олсона, О. Уильямсона, Р. Познера, Г. Демсеца,
С. Уинтера и других известных исследователей, представлен не столько социально-психологическими феноменами, сколько неформальными правилами и юридическими нормами, которые ограничивают человеческую деятельность.
Таблица 1.6 – Характеристика институциональных направлений
Составлено автором по данным [22]
В рамках анализа институтов, как правило, выделяют два уровня: институциональные соглашения и институциональную среду.
Институциональные соглашения представляют собой договоры между хозяйствующими субъектами, которые направлены на снижение транзакционных издержек. Под институциональной средой понимается комплекс социальных, политических, и юридических норм и правил, формирующих основу для разработки, распределения и/или обмена и обусловливают рамки поведения человека [10].
46
К ключевым элементам институциональной среды нынешние отечественные исследователи относят:
1) нормы и правила формального и неформального характера, которые помогают структурировать процесс взаимодействия между экономическими представителями;
2) «носителей» норм и правил - субъекты, которые обеспечивают реализацию порядка и принципов взаимодействия между экономическими представителями.
Иначе говоря, за исключением норм и правил в структуру понятия
«институциональная среда» входит и организационная составляющая.
На сегодняшний день, в корреляционной зависимости для анализа системы регулирования экономической деятельности (от способов влияния определенных экономических институтов) российскими исследователями рекомендуются различные аспекты анализа институциональной среды.
Любая социально-экономическая система в не зависимости от государственной локализации развивается в тех рамках, которые обозначаются национальной и/или региональной политикой через ведение и функционирование институтов.
Как следствие, институт можно охарактеризовать как вектор развития системы, в рамках которой взаимодействуют социально-экономические агенты в рамках институциональной среды. В исследованиях Н.Ю. Возияновой обосновано, что институциональная среда представляет собой «…институты и механизмы обеспечения и гарантирования их функционирования, в которой формируется система, ограничивающие поведение индивидов через санкции» [103].
Институциональная среда изучается с ряда позиций: экономического роста; постиндустриальной экономики и неиндустриальной модернизации экономики; инновационной экономики; структурных сдвигов в экономике; развития рыночных отношений и торговли; финансового рынка; инвестиционных отношений; повышения конкурентоспособности
47 региональной экономики; сбалансированного развития муниципальных образований в регионе; развития предпринимательской деятельности; развития малого и среднего бизнеса; агропродовольственного бизнеса; формирования и развития человеческого капитала; формирования институтов развития; развития монопрофильной территории; социальной ответственности бизнеса; организаций и т. д. [100].
Институциональная среда города состоит из двух элементов:
1. Нормативная правовая система институтов: органы государственной власти и нормативные правовые акты;
2. Финансово-бюджетная система институтов.
В мировой практике на сегодняшний день используются определенные индикаторы для анализа институциональной среды комплексного социально- экономического развития территорий. На основе полученных совокупных показателей можно построить рейтинг территорий, для полного представления о положении той или иной страны в конкретной системе координат (табл. 1.7).
Таблица 1.7 - Индексы, обобщающие развитие конкретной институциональной среды
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 13
Индекс
Кем исследуется
Основные параметры
Индекс
экономических
свобод
Институт
Фрайзера
(Fraser Institute)
Интегральный индекс экономической свободы полагается на пять основных сфер исследования, которые включают в себя около 38 компонентов, а именно: 5-ть компонентов государственного предпринимательства и размеров государства − налогов, государственных расходов; 5-ть компонентов законодательной системы и предоставления прав собственности; 4-ре компонента надежности денежной системы;
9-ть компонентов внешнеэкономическая сфера и свобода международной торговли;
15-ть компонентов предпринимательской деятельности, рынков труда и контроля над кредитованием
Показатель
изобретатель-
ской активности
Статистический показа- тель
Количество заявок жителей, в расчете на 10 тыс. человек, на охрану прав промышленной собственности
48
Продолжение таблицы 1.17
Индекс
Кем исследуется
Основные параметры
Индекс
экономических
свобод
Стратегический иссле- довательский институт
США (Heritage Founda- tion Economic Freedom of the
World)
Данный индекс состоит из десяти разделов, включающих в себя: прав регулирования финансового сектора и торговой политики; право фискального регулирования; право собственности; право некоммерческого государственного вмешательства в экономику; право свободы от коррупции; прав регулирование как рынка труда, так и бизнеса; прав инвестиционного и монетарного регулирования
Индикаторы
качества
государственного
управления
Всемирный банк
(World Bank Worldwide
Governance Indicators)
Этот индикатор представляет собой сводный индекс, который включает в себя субиндексы: эффективность работы органов государственного управления; антикорруп- ционное регулирование; отсутствие насилия и стабильность политической системы; подотчетность государственных органов и права граждан
Индекс
условий
для
ведения
бизнеса
Всемирный банк
(World
Bank
Doing
Business)
Индекс условий для ведения бизнеса включает в себя набор индикаторов, которые призваны измерять транзакционные расходы по направлениям: уплаты налогов; разрешения на строительство; подключения к электросетям; найма и увольнения сотрудников; регистрация собственности; защиты инвесторов; внешнеэкономической деятельности; лицензирования; получения кредита; обеспечения исполнения контрактов; банкротства и закрытия бизнеса
Интегральный
показатель
инновационного
развития
Аналитическое подраз- деление британского журнала
«Economist
Intelligence Unit» (EIU)
Данный показатель сформирован на системе индикаторов инновационной деятельности, и включает факторы: контингент ученых и исследователей, патентная активность, численность занятого персонала в НИОКР, государственные расходы на НИОКР в процентах от ВВП, и собственно говоря индикаторы «взаимодействия»
Индикатор
восприятия
коррупции
Неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру
(Transparency
International)
Интегральный индикатор восприятия коррупции, определяется на базе различных данных за два года, которые предшествуют отчетному периоду. Данный индикатор рассчитывается на основании проведенных опросов, ключевая цель которых заключается в измерении степени распространения коррупции в регионе
Оценка масштабов
теневой экономики
Всемирный банк и университет Кеплера
Косвенный анализ посредством спроса на наличный расчет
Составлено автором по данным [142]
49
Таким образом, анализ институциональной среды не является самоцелью. Его конечным итогом должно являться выделение позитивных и негативных явлений и тенденций, поиск способов борьбы с выявленными институциональными барьерами и рисками, а также стимулирование положительных факторов социально-экономического развития территорий.
В эффективном управлении городами особую роль играет комплексное социально-экономическое развитие, представляющее собой направленную деятельность органов местного самоуправления в социальной и экономической областях с целью повышения инвестиционной активности и формирования благоприятного имиджа территории.
Социальная сфера и экономика взаимосвязаны между собой, т. к. экономическое развитие влечет за собой социальное, в то же самое время — ухудшение социальных условий приводит к упадку города, оттоку населения в более благоустроенные территории.
В настоящее время развитие муниципальных образований характеризуется отсутствием централизованного планирования и финансирования: социально-экономическое развитие муниципального образования зависит от инициативы его населения, хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления. Создание комфортных условий для жизни и обеспечение конкурентоспособности территории муниципального образования должно стать важной задачей руководителей органов местного самоуправления, которую можно решить, используя инструментарий маркетинга территорий.
Маркетинг территорий на уровне городского образования выступает как инструмент решения определенных муниципальных проблем. На рисунке
(рис. 1.8) представленном ниже, сгруппированы инструменты маркетинга территорий сообразно вопросам локального значения, пользование которыми предоставит возможность повысить продуктивность деятельности руководителей органов местного самоуправления.
50
Рисунок 1.8 - Инструменты маркетинга территорий в социально- экономическом развитии города (составлено автором по данным [2] и
доработано)
Выбрать подходящий инструмент маркетинга достаточно трудно.
Необходимо учесть множество факторов: маркетинговые цели, стратегию
STP -
маркетинг
SWOT -
анализ
STEP -
анализ
PEST -
анализ
ABC -
анализ
SNW -
анализ
Определение факторов внутренней среды предприятия, наиболее сильных сторон с целью их совершенствования и развития или перевод слабых сторон в нейтральные и впоследствии в сильные
Определение сильных и слабых сторон территории, оценка ее потенциальных внешних угроз и возможностей
Выявление и анализ макроэкономических факторов, способных повлиять на развитие территорий в настоящий момент и в перспективе
Выявление политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые влияют на развитие территории
Позволяет классифицировать ресурсы территории по степени их важности
Маркетинговый инструмент, включающий в себя три элемента: сегментация, таргетинг, позиционирование
Комплекс
маркетинга
Включает четыре элемента (4Р): PRODUCT (территориальный продукт),
PRICE
(цена),
PLACE
(место),
PROMOTION
(продвижение)
Краудсор-
синг
Привлечение к решению проблем широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта на добровольных началах с применением информационных технологий
Геймифи-
кация
Сенсорный
маркетинг
Интернет-
маркетинг
Внедрение игровых форм в неигровой контекст: работу, учебу и повседневную жизнь
Воздействие на чувства покупателей, на их эмоциональное состояние с целью увеличения продаж
Использования всех аспектов традиционного маркетинга в
Интернете, с целью продажи продукта или услуги покупателям и управления взаимоотношениями с ними
С
овре м
ен ные и
нс труме нты
Пр ик лад ные и
нстр ум ен ты
Ан али ти че ск ие и
нс тру м
ен ты
51 территории, ситуацию на рынке и в экономике в целом, размер бюджета и т.д.
Кроме того, на выбор подходящего инструмента оказывают влияние внутренние и внешние факторы.
Рисунок 1.9 - Факторы, влияющие на инструменты маркетинга территорий
(составлено автором по данным [57])
Таким образом, маркетинг территорий осуществляется с помощью различных инструментов (политических, экономических и т.п.), но одним из самых действенных, «проникающих» вглубь сознания, является разделяемая, прочувствованная, близкая обществу идея. Как правило, чем прозаичней идея, тем глубже она укореняется в обществе, проживающем на данной территории и вокруг неё. На сегодняшний день трендовой идеей современного общества является использование современных «цифровых» инструментов.
Рассмотрим более подробно современные маркетинговые инструменты в цифровой среде.
- Краудсорсинг. На современном этапе развития мировой экономики руководители государства, ставя перед собой цель роста и развития территории, думают в первую очередь об инвестициях и туристах,
Факторы, влияющие на инструменты маркетинга территорий
Внутренние факторы
Внешние факторы
Ресурсно-сырьевая база
Человеческий потенциал
Предпринимательская активность
Инфраструктура
Эффективность управления территорией
Технологическое развитие
Глобализация конкуренции
Политические процессы
Информационное развитие
Инвестиции со стороны внешних инвесторов
52 пренебрегая местным населением, являющимся основными носителями и потребителями, и своего рода создатели маркетинга территории.
Наиболее распространенной технологией «сбора информации по той или иной теме от заинтересованных и неравнодушных людей» является краудсорсинг (от англ. crowd — «толпа» и source — «ресурс»).
Краудсорсинг – это мобилизация ресурсов людей посредством информационных технологий с целью решения задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом в целом.
В 2003 году Луис фон (Ах vonAhn) вместе со своими коллегами впер- вые предложил понятие «человеческих вычислений», которое оперирует возможностями человека для выполнения вычислительных задач, неподвла- стных компьютеру. Позже в 2006 году термин «краудсорсинг» был сформу- лирован редактором журнала «Wired» Джеффом Хау (JeffHowe) в статье под названием «Восход Краудсорсинга», рассказывающей о сайте IStockPhoto, позволяющем находить фотографии, которые стоят намного дешевле, чем стандартные заказы у профессиональных фотографов.
Основные принципы краудсорсинга представлены на рисунке 1.10.
Рисунок 1.10 - Основные принципы краудсорсинга
(составлено автором по данным [62])
53
Краудсорсинговая деятельность весьма неоднородна, поэтому возможности использования краудсорсинга достаточно велики. Исходя из этого, можно выделить несколько видов краудсорсинга по сферам деятельности, в которых он используется.
Таблица 1.8 - Виды краудсорсинга согласно сферам деятельности
Вид краудсорсинга
Характеристика
Пример
Краудсорсинг бизнеса
Именно в сфере бизнеса чаще всего появляются задания, что наиболее эффективно для привлечения большого количества заинтересованных людей.
Целью любого бизнеса является получение выгоды от взаимодействия людей и поэтому чем больше людей вовлечено в решение проблемы, тем лучше для бизнеса.
Автомобильная компания Ford провела конкурс, суть которого заключалась в том, что необходимо было снять рекламный ролик об автомобиле Ford
Mustang.
Лучшие видеоролики транслировались по телевидению, победитель конкурса получал приз — новый автомобиль, а сама корпорация
Ford — снижала расходы на рекламу.
Компания Lego создала специальную программу, которая предлагается для скачивания потребителям.
С его помощью вы сможете спроектировать и построить свой собственный конструктор. В результате компания получает большое количество новых дизайнерских возможностей, а также зная потребности клиентов. По словам сотрудников
Lego, использование данной программы позволило значительно снизить затраты на создание новых моделей конструкторов, при этом увеличив удовлетворенность потребителей почти до 99,9%.
Общественно- социальный краудсорсинг
Бесплатная помощь в решении проблем, связанных с вопросами, представляя- ющими общественный интерес и общественную жизнь людей
Создание общедоступной, бесплатной и постоянно обновляемой базы знаний
«Википедия», которую создает любой пользователь сети Интернет
Политический краудсорсинг
Участие большей части общества в политической деятельности
В России в 2013 году прошла акция по разработке логотипа Олимпиады-2014, в Республике Хакасия так же был написан
Гимн республики, а в
Исландии вся Конституция. В городе
Сургуте велась работа над Стратегией развития города-2030
Составлено автором по данным [36, 62, 99]
54
- Геймификация. Основателем понятия «геймификация» является бизнес-консультант из Канады Габе Цихерман.
Само понятие описано в 2010 году в книге «Маркетинг, основанный на играх», а также в 2011 году в книге «Геймификация средствами дизайна».
Геймификация (игрофикация) — это применение игровых механик в процессах, видах деятельности и событиях, где они изначально не свойственны.
Основой геймификации служит вовлеченность в сам процесс, и в этом помогает любопытство. В процессе самой игры возникает мотивация, которая способствует естественному желанию продолжать играть. По своей сути, все игры изначально имеют заложенный сценарий, который разбит на этапы. И каждое незначительное действие имеет мгновенный обратный отклик. В процессе изучения игрового мира и правил игрок получает награды, достижения, статус, которые признаются коллективом и открывает новые возможности [139].
Таблица 1.9 - Основные принципы геймификации
Принцип мотивации
В процесс может быть вовлечен только мотивированный участник. Мотивация рождается эмоциями, и для того, чтобы человек был мотивирован, в геймификации используются различные элементы и механизмы для проявления эмоций участников процесса
Принцип статуса
Потребность в статусе заложена природой внутри нас и является одной из важнейших потребностей эволюции.
Формированию положительной самооценки и уважения к остальным участникам процесса способствует предрасположенность к поведенческой модели, которая способствовала получению статуса. Понижение статуса игрока показывает дополнительную мотивацию для соревнований, развития и экспериментов
Принцип обратной
связи
Получение обратной связи создает у игрока ощущение значимости и важности, что помогает повысить вовлеченность в игровой процесс. Также обратная связь помогает корректировать действия игроков
Принцип
неожиданности
Неожиданные повороты и открытия, новые возможности вызывают у людей любопытство и интерес к будущим действиям, что формирует приверженность процессу и стремление к достижению конечной цели