Файл: Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 505

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Парные распределения «Как часто вы бываете
вне своего дома, квартиры» * «Ваш пол»
Ваш пол
Всего
Как часто вы бываете вне своего дома, квартиры
Мужской
Женский
Я часто выхожу из дома по своим делам
100 99 199 50%
49,5 %
50,1%
Выхожу из дома время от времени
50 34 84 25,4%
17,0%
21,2%
Выхожу из дома редко, только по большой необходимости
24 33 57 12,2%
16,5%
14,4%
Практически все время провожу дома
22 34 56 11,2%
17,0%
14,1%
Затрудняюсь ответить
1 0
1
,5%
,0%
,3%
Всего
197 200 397 100,0%
100,0%
100,0%
Насколько существенны эти различия? Для ответа на этот вопрос необходимо знать ошибку выборки – то есть степень соответствия пара- метров выборки исследования параметрам генеральной совокупности
(оценка ошибки имеет вероятностный характер, в нашем случае это 5%, и это означает, что выводы по этому исследованию будут соответство- вать действительности в 95% случаев). В таблице, которую мы анализи- руем, ряд различий (вариант «выхожу время от времени» и «практиче- ски все время проводят дома») превышают 5%, и это означает, что су- ществует довольно высокая степень вероятности, что они значимы (дос- товерны). Таким образом, с достаточной степенью вероятности можно сделать вывод о том, что женщины-инвалиды чаще, чем мужчины за- мыкаются в четырех стенах.
Как можно проинтерпретировать этот вывод? Существует, по меньшей мере, два варианта интерпретации полученного в ходе анализа вывода: 1) женщины-инвалиды действительно проявляют склонность замыкаться в своем доме, в силу гендерной специфики воспитания, де- лающей их более пассивными в экстремальных обстоятельствах (инва- лидность в отечественных условиях можно назвать экстремальным и стрессовым опытом); 2) никаких реальных различий в мобильности не существует, просто мужчины, в силу той же гендерной специфики со- циализации, считают зазорным демонстрировать свою пассивность и в своих ответах завышают оценку степени своей мобильности.
Разумеется, рассмотренными процедурами анализа не исчерпыва- ется даже репертуар описательной статистики, не говоря о других мето- дах анализа данных, других статистиках. Поэтому начинающему спе- циалисту рекомендуется в целях повышения своей квалификации ис-

Стратегия прикладного социального исследования
59
кать возможность получения дополнительных консультаций по исполь- зованию статистикой и специальными программами, читать дополни- тельную литературу
1
Метод интервью в качественном исследовании
Все качественные интервью имеют следующие общие допущения: а) открытая природа ответов влечет определения и интерпретации, не обязательно отражающие эмпирическую реальность, б) это ответы, скон- струированные в конкретной ситуации с конкретной целью, расчетом на конкретную аудиторию и во взаимном обмене с интервьюером.
Интервью – это вербальный обмен лицом к лицу, где один человек – интервьюер – пытается получить информацию или выражения мнений, убеждений от другого человека (или от других людей в случае группового интервью).
Неструктурированное интервью, которое называют также не- стандартизированным или неформализованным, больше напоминает дружескую, повседневную беседу. Не существует заготовленного списка или порядка вопросов, которые бы направляли диалог, нельзя предста- вить одинаковый набор стимулов ко всем информантам. Этот тип ин- тервью более подходит для разведывательного исследования, когда ма- ло что известно о конкретной проблеме, так как предоставляет инфор- мацию по всему спектру и содержанию проблемы, а также разнообра- зию и глубине чувств, связываемых людьми с конкретной проблемой или явлением. Техника неструктурированного интервью применяется в сочетании с количественными методами с тем, чтобы предоставить ин- терпретации взаимоотношений переменных, возможные вариации суб- культур или факторов.
Следует упомянуть глубинные интервью, в которых исследователь может затронуть глубоко и широко те области, которые ему интересны.
Глубинные интервью полезны для того, чтобы получить интерпретации относительно установок, ценностей и убеждений. Эти интервью чаще всего проводятся с несколькими хорошо информированными респон- дентами, а не с большим количеством людей. Зачастую выделяется спе- циальная группа «ключевых информантов» – тех представителей соци- альной группы, находящейся в центре исследовательского внимания, которые лучше артикулируют и рефлексируют культурные смыслы, действия и отношения, рассказывая о себе и других. Можно называть этих людей «ключевыми акторами» (действующими субъектами), по- скольку они способны исчерпывающе отвечать на вопросы, что связыва- ет конкретный вопрос с более широкими культурно значимыми темами.
Например, в исследовании социальной интеграции детей-инвалидов в массовую школу нас интересовали мнения ключевых субъектов данного процесса – учителей, родителей и детей. Приведем примерный гид интер- вью с учителем:
1
Для более подробного знакомства со статистическими методами, применяемыми в социологии см.: Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М.: Nota bene, 1999, приемы использования программы SPSS см.: Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002.


60
Часть 2
Гид интервью с учителем
О цели проекта
Здравствуйте! Меня зовут… Мы проводим исследование проблем ин- теграции детей-инвалидов в общеобразовательную школу. В этом интер- вью мы бы хотели поговорить с Вами о том, как происходит совместное обучение и общение ребенка-инвалида и других детей в Вашем классе.
Сначала несколько вопросов о вас:
Возраст, профессия, специальность по диплому, дополнительное образование, где работали до школы, сколько лет проработал(-а) в шко- ле; как-то изменялась работа, трудовые обязанности в школе?
Расскажите о своей нынешней работе, должности
Если респондент по роду своей деятельности занимается не только пре-
подаванием, но и другими обязанностями (завуч, социальный педагог, классный
руководитель, психолог, кружковая работа), пусть расскажет и о них тоже
1. Из чего состоит работа, которую вы сейчас выполняете?
2. Попробуйте описать ваш типичный рабочий день: во сколько он обычно начинается, когда заканчивается, какие дела вам приходится делать до обеда и после?
3. В каких еженедельных и ежемесячных мероприятиях вам при- ходится принимать участие?
4. Вы довольны своей работой? Почему? Скажите подробнее, по- жалуйста.
5. Какие проблемы российского учительства в целом Вы сегодня видите?
6. Теперь более подробно поговорим о ребенке с инвалидно-
стью, который учится в Вашем классе
7. Как зовут этого ребенка? Сколько ему (ей) лет? Какой диагноз?
8. Вспомните, пожалуйста, что Вы подумали и почувствовали, ко- гда узнали, что ИМЯ РЕБЕНКА будет учиться в Вашем классе. Когда это было? Что Вы сделали, когда об этом узнали?
9. Вспомните момент, когда ИМЯ РЕБЕНКА впервые пришел
(пришла) в Ваш класс. Или как Вы впервые встретились с этим ребен- ком? Опишите, пожалуйста, эту ситуацию. Что Вы чувствовали?
10. Как выглядел(а) и как себя вел(а) ИМЯ РЕБЕНКА? Что он(а) го- ворила?
11. Как себя вели другие дети? Что они говорили? Что они делали?
12. Что изменилось с тех пор? Что Вы сейчас думаете об этой си- туации? Об ИМЯ РЕБЕНКА? Какие отношения у Вас сложились с ИМЯ
РЕБЕНКА лично? Опишите, пожалуйста, как эти отношения складыва- лись. Приведите примеры, из которых это следует.
13. Опишите, пожалуйста, как изменялись отношения между ИМЯ
РЕБЕНКА и другими детьми. Покажите это на примерах.
14. Есть ли у ИМЯ РЕБЕНКА друзья, подруги? Как они общаются?
15. Случалось ли Вам наблюдать, что другие дети не принимают ИМЯ
РЕБЕНКА в свой коллектив (не приглашают на день рожденья, в игру, не советуются по урокам)? Как Вы думаете, по каким причинам это бывает?


Стратегия прикладного социального исследования
61 16. Что лично Вам удавалось и удается сделать, чтобы включить
ИМЯ РЕБЕНКА в детский коллектив? Приведите примеры.
17. Расскажите об успеваемости ИМЯ РЕБЕНКА на занятиях и в домашней работе. Что лично Вам удается сделать, чтобы ребенок успе- вал освоить программу?
18. А кто лично Вас поощрял, хвалил за выполняемую работу по интеграции ребенка-инвалида в общеобразовательный класс?
19. Как Вы думаете, нужно ли такое совместное обучение ребенка с инвалидностью и других детей в одном классе? Почему Вы так думаете?
Если это нужно, то кому? Зачем?
20. Какие условия нужно создать, чтобы такое обучение было ус- пешным?
21. Что бы Вы еще хотели добавить?
Большое спасибо!
Теоретические, культурные и процедурные предубеждения могут определить природу отношений между интервьюером и интервьюируе- мым, задаваемые вопросы и то, как они интерпретируются. Интервьюер должен знать, каким образом предыдущий научный или социальный опыт может повлиять на процедуру исследования, работать над исклю- чением любых оценочных суждений и постоянно проверять свои сужде- ния, сопоставляя со взглядами других. Необходимо быть внимательным, чтобы не задавать респонденту вопросов, содержащих подсказки отве- тов. Важно постоянно переосмысливать свои интерпретации и поведе- ние и фиксировать любые проявления предубеждений.
Процесс беседы в интервью «человек – дневник» организован та- ким образом, чтобы поощрить участников событий вспомнить, воссоз- дать и обсудить моменты опыта и жизненных проблем. С информанта- ми встречаются и беседуют несколько раз в течение исследования. В на- чале интервью всегда задаются одни и те же вопросы. Затем вопросы фокусируются на широких тематических интересах, относящихся к об- ласти изучения. Интервьюер пытается уточнить некоторые моменты, возвращаясь к ним в процессе интервью, и просит респондента прояс- нить. Как только главные исследовательские вопросы прояснены, ин- тервьюер переводит тему на другие вопросы, интересные для того или иного информанта.
Главное преимущество группового интервью состоит в том, что здесь генерируется большой объем информации по теме за короткий промежуток времени. Один из недостатков состоит в том, что люди мо- гут скрывать некоторые взгляды, не желая высказывать их на публике.
Примером группового интервью является фокус-группа.
Остановимся кратко на методологии интервьюирования и проце- дурных вопросах сбора нарративов (от англ.narrative – повествование, рассказ). Нарративное интервью включает обмен вопросами и ответа- ми с элементами повествования, причем вопросы могут носить направ- ленный или ненаправленный характер. Формы повествования предпо- лагают содержательные рассказы биографического характера, описание особых случаев или исторических событий. После обычных для началь- ного этапа интервью сообщений интервьюера (информация о цели ин- тервью, согласование вопроса о магнитофонной записи, объяснение


62
Часть 2 судьбы записей, пределов их использования, соблюдения анонимности, договоренность о продолжительности беседы, мотивации интервьюи- руемого, проговаривание процедурных моментов) социолог побуждает респондента к повествованию с помощью понятного и четкого вопроса, прямо затрагивающего интересы интервьюируемого и позволяющего дать развернутый ответ. Интервьюер после этого должен слушать и лишь иногда подавать те или иные сигналы, поддерживающие ход пове- ствования: выражающие согласие (кивок, «угу»), интерес («очень инте- ресно», «не могли бы Вы побольше рассказать об этом»). Последующие вопросы о том же событии (недирективные, то есть непрямые, или ди- рективные, позволяющие собрать конкретную информацию в самом конце интервью) будут заданы не ранее, чем респондент приведет к ло- гическому завершению основной ход повествования.
В неформализованных интервью не весь собранный материал пред- ставляет собой нарратив, поскольку включает также обмен вопросами и ответами и другие формы речевых практик. Респонденты в исследова- тельском интервью (если их не прерывать стандартизированными вопро- сами), будут говорить подолгу, порой организуя ответы в длинные исто- рии. В число задач исследователя входит выявить предпосылки рассказ- чика, на которые тот ориентируется, имея в виду реального или потенци- ального читателя, адресата текста или собеседника, учесть символическое присутствие третьих лиц, оказывающих влияние на автора истории.
Базовой категорией в технике любого интервью является вопрос.
Очень многое зависит от того как, и в какой последовательности зада- вать вопросы. Интервью должно следовать цели перевода исследова- тельских вопросов в специальные вопросы для информантов, а также предлагать вопросы, мотивирующие респондента предоставлять затре- бованную информацию.
Принципы формулировки вопросов интервью
по П. Лазарсфельду
1. Необходимо, чтобы все вопросы попадали в концептуальную область, важную для теории и исследовательских вопросов социолога.
2. Следует формулировать и упорядочивать вопросы таким об- разом, чтобы они соответствовали опыту респондентов.
3. Интервьюер должен открывать действительные смыслы, ко- торые лежат позади ответов информанта. Например, если мать го- ворит, что ее ребенок «медлительный ученик», исследователь не должен предполагать, что он знает, что означает этот термин. Лучше всего попросить респондента объяснить, расширить, привести при- меры, сравнить и противопоставить понятие или тип с другими по- нятиями или типами.
Рассматривая различные типы интервью, выделим несколько типов вопросов, используемых на определенных стадиях сбора информации.
Описательные вопросы – очень широкие и вводные. Начиная с «вопро- сов широкого круга», можно получить от информанта объемный и бога- тый нарратив. Затем следуют вопросы малого круга, фокусируясь на меньшей единице опыта. Интервьюер может спросить о примерах или опыте, приобретенном в конкретном месте. Эти типы вопросов позво- ляют исследователю почувствовать язык и мир информанта. Насколько


Стратегия прикладного социального исследования
63
возможно, следует попытаться использовать тот же язык. Другой тип вопроса – структурный – осуществляет дальнейшую фокусировку на проблеме исследования и позволяет исследователю определить, как ин- форманты организуют культурное знание. А контрастные вопросы применяются для того, чтобы отличить друг от друга понятия, события, процессы, людей в измерениях смысла (значения).
Как собирать интервью (общие рекомендации)
• Подготовьтесь к интервью – проверьте, находится ли под рукой гид интервью, хорошо ли вы помните последовательность вопросов, про- верьте работу диктофона, наличие блокнота, пишет ли ручка, есть ли за- пас батарей для диктофона, запасная ручка.
• Интервью желательно проводить в спокойном уединенном месте, избегать постороннего шума, движения, присутствия сторонних лиц.
• При использовании диктофона обязательно спросите разрешение у информанта.
• Расскажите кратко о цели вашего интервью, проекта; дайте гарантию то- го, что имя информанта при публикации исследования будет изменено.
• Следите за собой, чтобы не оказывать на информанта влияние, воз- действие – не перебиваете, дайте высказаться, ждите интонационного и мими- ческого окончания ответа на ваш вопрос для того, чтобы задать следующий.
• Контролируйте искренность и эмоциональность высказываний и старайтесь параллельно вести записи в блокнот, конспектируя ответы ин- форманта и свои закодированные комментарии (например: «информант смущен», «мне кажется, информант неискренен», и проч.). Сделайте ком- ментарии по поводу условий, в которых проходило интервью, оцените же- лание информанта сотрудничать с исследователем. Обязательно зафикси- руйте дату, время начала, окончания и длительность интервью, а также пол, возраст и должностной статус информанта.
• Помните, что гид интервью – это лишь общий путеводитель, где пунктирно отмечена линия ведения беседы. Роль интервьюера в глубинном интервью очень творческая, и если вы видите, что в данный момент хорошо бы задать какой-то вопрос, какого нет в гиде интервью, но который помог бы проявить позицию информанта по обсуждаемой теме, – задайте его. Будьте активны и творчески относитесь к задаванию вопросов, иногда следуйте за логикой информанта, но старайтесь при этом закрыть все намеченные в ги- де интервью темы – это необходимо для сравнительного анализа.
• Постарайтесь добиться от информанта описания конкретных примеров, случаев по каждому из суждений (например: «ОТВЕТ: Знаете ли, практиканты слишком безответственны… ВОПРОС: Могли бы вы вспомнить пример из своего опыта или опыта ваших коллег, где бы про- явилась эта безответственность? ОТВЕТ: Вот был случай, когда… [описание случая]. ВОПРОС: А могли бы вы вспомнить другие примеры, где бы практиканты, напротив, проявили бы ответственность и вообще проявили бы себя с лучшей стороны?»).
• Применяйте триангуляцию, то есть перепроверяйте сведения, по- лучаемые в ходе интервью: иногда это будет заключаться в том, что интер- вьюеры работают в паре, а потом сравнивают свои заметки и впечатления, иногда – в проверке информации, своих впечатлений другими способами.
Например, вы можете сравнивать ответы на одни и те же вопросы, данные разными респондентами, привлекать данные из других источников – ин- тервью, документов, газет.