Файл: Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 506

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

64
Часть 2
Сбор эмпирических данных методом интервью может осуществ- ляться как в учреждении, так и на дому у респондента или в специально отведенном для этого офисе.
Жизненные истории или истории о жизни относят к жанру нарра- тивов (от англ.narrative – рассказ, повествование). Рассказами, история- ми пронизана вся наша повседневная жизнь. Психотерапевты каждый день сталкиваются с нарративами личного опыта и используют их, что- бы изменить жизнь пациента путем ее пересказывания и конструирова- ния нового, более удовлетворительного опыта. Рассказывание истории трактуется как важное событие, которое оформляет социальные и пси- хологические процессы, хотя сами истории рассматриваются как поя- вившиеся в результате тех или иных жизненных событий.
В автобиографических нарративах частная, интимная информация переплетается с более широким контекстом жизненного опыта. Интерес представляет именно то, как сами респонденты упорядочивают отдель- ные моменты личного опыта, зачастую те, в которых произошел некий перелом, расторжение идеального и реального, разрыв между «Я» рас- сказчика и его окружением, организацией.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Биографический метод
Биографические данные в социальных исследованиях—это основной источник детальных и мотивированных описаний «истории» отдельной личности. И значимые социальные связи, и мотивы действий получают здесь убедительное освещение «с точки зрения деятеля». Чаще всего ис- точником биографических данных становятся личные документы (ме- муары, записки, дневники и т. п.) либо материалы интервью и бесед.
Н. Дензин дал одно из самых популярных определений биогра- фического метода (метода «историй жизни», «жизнеописаний»):
«...биографический метод представляет переживания и определения одного лица, одной группы или одной организации в той форме, в ко- торой это лицо, группа или организация интерпретируют эти пережи- вания. К материалам жизненной истории относятся любые записи или документы, включая «истории случая» социальных организаций, ко- торые проливают свет на субъективное поведение индивидов и групп.
Такие материалы могут варьировать от писем до автобиографий, от га- зетных сообщений до протоколов судебных заседаний». Любой устный или письменный рассказ субъекта о событиях его жизни может рассмат- риваться в качестве биографического материала.
При определенных условиях для воссоздания «истории жизни» могут использоваться и вторичные источники – мемуары других лиц, письма, официальные документы. Биографический метод имеет очень много общего с методом включенного наблюдения и по сути является еще одной разновидностью этнографического подхода к кейс стади («анализу случая»). Отличием биографического метода можно считать большую сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека (иногда-группы, организации) и на субъек- тивном, личностном подходе к описанию человеческой жизни, карь- еры, истории любви и т. п. В центре внимания социолога здесь ока- зывается документальное или устное описание события с точки зре- ния самого «случая», т. е. те сведения, которые в медицине называют субъективным анамнезом
1 1
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М.: Книжный дом «Уни- верситет», 2002.

Стратегия прикладного социального исследования
65
Выделяют следующие виды биографического интервью:
‰ лейтмотивное интервью: респонденту помогают сразу подойти к определенной теме и придерживаться ее впоследствии;
‰ нарративное интервью: собеседника просят подробно рассказать историю своей жизни в свободной форме, но в хронологической последовательности событий.
‰ открытое интервью: интервьюер выступает в роли любопытно- го знакомого, который задает наводящие вопросы по ходу по- вседневного разговора.
Жизнь человека, вплетенная в жизнь социума, представляет собой структурируемый процесс. Выделяют следующие процессы, происходя- щие в жизни отдельного человека:
‰ интенциональные — это проекты, жизненные цели, намеренно сделанные шаги, которые должны выводить из нежелательной си- туации, формы действий, нацеленные на то, чтобы узнать новое;
‰ институциальные — это посещение школы, последовательность об- разовательных шагов, семейный цикл, профессиональная карьера.
Основная особенность метода – ведущая роль исследователя- интерпретатора, организующего биографический материал в соответ- ствии с теоретической логикой, избирательно редактирующего и ин- терпретирующего исходный рассказ (или рассказы) субъектов для того, чтобы ответить на поставленные в исследовании вопросы. Нередко множество отредактированных «историй жизни» становится иллюстра- тивным или доказательным материалом в теоретическом по сути иссле- довании. Примером может служить знаменитая работа И. Гофмана
«Стигма». Так, в главе, посвященной типам «духовной карьеры» стигма- тизированных людей, Гофман использует десяток различных автобио- графических источников, мемуаров, «жизненных историй», чтобы по- казать, как влияют на личностную идентичность время и обстоятельства осознания субъектом своей стигмы, ее очевидность для окружающих.
Субъектами «жизненных историй» здесь оказываются и человек, забо- левший в юности полиомиелитом, и профессиональная проститутка, и слепая девушка, и гомосексуал.
Процедуры интервьюирования и гиды интервью, используемые в этом случае, по сути отличаются от традиционных для социологии лишь тем, что они отчетливо структурированы временной перспективой человеческой жизни как целого. «Биографический путеводитель», используемый при ин- тервьюировании, позволяет субъекту упорядочить свой рассказ и уделить достаточное внимание всем фазам жизненного цикла (детство, юность и т.п.) и всем сферам жизненного опыта (семья, карьера и т.п.), которые значимы для него и (или) интересуют социолога. Помимо того, что опросник или те- матический путеводитель позволяют не позабыть или не пропустить сущест- венные сведения, они полезны и самому исследователю как средство отчет- ливой и явной проработки тех понятий, которые он собирается использовать в теоретическом анализе
1 1
По материалам: Девятко И.Ф. Методы социального исследования. М.: Книжный дом «Университет», 2002.


66
Часть 2
Наблюдение
Наблюдение – метод сбора первичной социальной информации пу- тем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они могут быть зафиксированы наблюдателем. На- блюдение с целью исследования, как правило, имеет либо жесткую структуру (формализованное), либо гибкий план (неформализованное).
Наблюдение может быть открытым или скрытым, осуществляющимся
«под прикрытием», когда члены наблюдаемой группы не знают о про- водимом исследовании. Различают также систематические наблюдения, которые осуществляются по заранее разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени, и несистематические, крат- ковременные, которые проводятся на первой стадии исследования для формулировки гипотез или контроля и пополнения данных, получен- ных другими методами.
Включенное наблюдение предполагает интеграцию исследователя в наблюдаемые события и процессы. Невключенное осуществляется при невмешательстве исследователя в изучаемые события. Включенное на- блюдение называют еще «участвующим»
1
, подчеркивая активную роль исследователя, который от роли наблюдателя переходит к исполнению роли полноправного участника событий. В основе метода участвующего наблюдения лежит интерпретативная теория понимающей социологии.
Целью ее является понимание культур с точки зрения их представителей, при этом полученные результаты могут использоваться для критики суще- ствующих позитивистских гипотез и теорий, цель которых – объяснение, предсказание и контроль, поэтому они связаны с проверкой гипотез и по- иском логических связей. В отличие от позитивистской методологии, уча- ствующему наблюдению свойственны открытость логики и гибкость про- цесса исследования. Это значит, что исследовательская проблема, цели и задачи проекта могут переформулироваться с углублением представле- ний наблюдателя-участника о внутренних смыслах данного сообщества.
Интерпретативная теория – построение объяс- нения с учетом смыслов, приписываемых событиям их участниками
Участвующее наблюдение применяется в таких случаях, когда: а) о явлении совсем мало известно; б) точки зрения инсайдеров (участников событий) и аутсайдеров (сторонних лиц) сильно различаются; в) явле- ние находится под завесой стереотипов и за стенами учреждений (на- пример, умственная отсталость); г) явление скрыто от публики (напри- мер, преступность). Кроме того, участвующее наблюдение было бы уме- стно применить, если соблюдены следующие условия: 1) исследователь- ская проблема сформулирована с учетом смыслов, интеракций с точки зрения инсайдеров; 2) явление возможно наблюдать в повседневной ситуации или контексте; 3) исследователь имеет доступ к изучаемому контексту; 4) явление ограничено размером и местом и может быть изу- чено как случай; 5) исследовательские вопросы подходят для дизайна
1
Participant observation – наблюдение участника, участвующее, или включенное наблюдение.


Стратегия прикладного социального исследования
67
кейс стади; 6) исследуемая проблема может быть раскрыта с помощью данных, полученных методом участвующего наблюдения и техник, воз- можных в данном конкретном поле.
Основные характеристики метода участвующего
наблюдения по Д. Йоргенсену
1
1. Интерес к смыслам и интеракциям с перспективы инсай- деров и членов особых ситуаций и контекстов.
2. Акцент на «здесь-и-теперь» в повседневных ситуациях и контекстах.
3. Теория и анализ применяются с целью понимания и ин- терпретации человеческого существования.
4. Логика и процесс исследования открытые, гибкие, постоян- ное переопределение того, что представляется проблематичным, с опорой на сбор данных в конкретном контексте человеческого суще- ствования.
5. Исполнение роли участника, что предполагает установле- ние и поддержание отношений с представителями изучаемого сообщества в поле.
6. Применение наблюдения наряду с другими методами сбора данных.
В повседневной жизни люди осмысливают мир, придают смысл ок- ружающим их объектам, явлениям, людям и взаимодействуют на основе этих смыслов. Так называемая теорема Томаса гласит, что если люди считают ситуацию реальной, то она реальна по своим последствиям.
Поэтому, даже если мы «ошибаемся», размышляя о значении чего- либо, наши даже самые сильные заблуждения имеют реальные послед- ствия. Концепция реальности, создаваемая представителями какой- либо культуры, не доступна напрямую аутсайдерам, новичкам или чу- жакам. Для того, чтобы понять культуру, необходимо прежде всего изу- чить язык, но даже имея общий язык с нашими информантами, мы по- рой не знаем, что означают конкретные слова в конкретных ситуациях.
Это требует специального изучения. Чтобы понять смыслы человеческо- го существования, описать мир повседневности с точки зрения инсайде- ра, необходимо участвующее наблюдение.
Участие в повседневной жизнидается наблюдателю по-разному, очень часто занимаемая исследователем позиция определяет ту пер- спективу, с которой он или она смотрят на изучаемую проблему. Поэто- му очень важно постараться рассмотреть проблему с разных позиций.
При этом исследователь может исполнять самые разнообразные роли, которые будут располагаться на континууме: от полного аутсайдера до полного инсайдера, или от полностью наблюдателя до полностью участни- ка. Характер этой роли определяет то, что именно участник может видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, обонять или чувствовать. В общем-то, наблюдение и участие – это противоположности. Чем более вы участвуете,
1
Jorgensen D. Participant Observation. London: Sage, 1989.


68
Часть 2 тем меньше вы наблюдаете. Ваша личная вовлеченность представляет уг- розу вашей объективности. И все же противопоставление наблюдателя и участника – это преувеличение. Ведь в обыденной жизни мы то и дело пе- реходим от одной роли к другой, и нередко убеждаемся в том, как труд- но бывает одновременно участвовать и наблюдать.
С одной стороны, роль исследователя неестественна, с другой сторо- ны, есть множество примеров, когда исследователя принимают в сообще- стве, что позволяет ему или ей исполнять собственную роль, сосредото- чившись на исследовании. Довольно распространенный вариант – это частично открытое исследование, когда о целях нашего наблюдения из- вестно не все и не всем. Интересный опыт такого исследования представ- лен в работе М. Веспери, которая изучала проблемы бедности среди пре- старелых пенсионеров города Санкт-Петербурга в штате Флорида. В силу большой разницы в возрасте она не могла стать «одной из них», и поэто- му исполняла такие роли – просто жительница, возможно, друг, исследо- ватель, разговаривая с пожилыми людьми в парках на лавочках, пригла- шая их в кафе или к себе домой. Есть и другие примеры исследований, где ученым удавалось установить раппорт с информантами, несмотря на то, что им не удавалось становиться полными участниками группы.
Известны случаи, когда наблюдателю удавалось перейти от роли аутсайдера к роли участника. Например, В. Бергер в Северной Калифор- нии проводил исследование среди членов сельской общины
1
. Незамет- но для самого себя он стал своим для его информантов, которые приня- ли его как важный ресурс своей общины, обращаясь к нему за советом в вопросах философии и социологии, воспитания детей, семейных отно- шений, с просьбой помочь с транспортировкой, приглашая его к уча- стию в собраниях и других видах коллективной деятельности группы.
Вместе с тем, переходя к роли участника, как уже говорилось выше, исследователь рискует потерять объективность, «стать туземцем», утра- чивая способность удивляться и видеть что-то необычное в знакомом.
Стоит отметить еще один важный прием участвующего исследова- ния – речь идет о стратегии работы в команде, привлечении помощни- ков из числа местных жителей, представителей изучаемого сообщества.
Очень часто исследователь в силу разных причин не может получить доступ к тем или иным контекстам. В этом случае полезно привлечь в качестве ассистентов кого-либо из инсайдеров.
В процессе исследования чрезвычайно важно установление и под- держание полевых отношений доверия и сотрудничества вплоть до за- вершения проекта, когда вы покидаете поле и расстаетесь с информан- тами. Методология участвующего наблюдения, предоставляя прямой доступ к изучаемой реальности в форме личного опыта участника, по- зволяет открыть, сделать доступными, обнаружить смыслы, которыми люди осмысливают повседневную жизнь. Исследователи отталкиваются от повседневных смыслов, а не от существующих теорий и гипотез.
Исследователь принимает на себя различные роли в зависимости от степени включенности в изучаемую культуру, от того, на какой стадии исследования он находится, и иных факторов. Эти роли разнятся от не- заметных, незначительных номинальных и маргинальных ролей – до
1
Jorgensen D. Participant Observation. London: Sage, 1989.