Файл: Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 499
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стратегия прикладного социального исследования
47
На данной схеме концептуальным понятием является «доступность окружающей среды для инвалидов», которое раскрывается через связи понятий «доступность элементов среды» и «вспомогательных средств» с понятием «освоение окружающей среды». Исследовательская гипотеза содержит предположение о том, что интенсивность освоения окружаю- щей среды для инвалида связана с ее доступностью. На эмпирическом уровне переменные v
1
, v
2
, v
3
… v n выступают измеряемыми единицами параметрами исследования. В качестве таких переменных может высту- пать удовлетворенность респондента приспособленным к их нуждам городским транспортом (об этом можно узнать из опроса), а также на- личие в городе транспорта, специально приспособленного для нужд ин- валидов, использующих коляску (о чем можно узнать из соответствую- щей документации и наблюдения).
Такая логическая цепочка и представляет собой операционализа- цию. Она помогает определеннее рефлексировать связь между целями исследования, инструментарием и отчетом.
Операционализация – это преобразование абст-
рактных теоретических понятий в конкретные
термины, доступные измерению, переход от кон-
цептуального уровня (обдумывание проблемы) к
операциональному (разработка путей ее решения).
Таким образом, осуществляется переход от уровня абстрактных па- раметров «доступность окружающей среды» к пространству признаков, т.е. характеристик, свойств объекта – к переменным как эмпирически интерпретируемым понятиям, принимающим одно или больше значе- ний. Понятия «параметр», «признак» и «переменная» в теории соци- ального измерения имеют определенные различия.
Признак «безнадзорный ребенок», например, раскрывается в сис- теме таких переменных: наличие опекуна (родителя или лица, его заме- няющего есть / нет), наличие документа, фиксирующего права опекуна
(свидетельство о рождении, опекунстве – есть / нет), выполнение опеку- ном своих обязанностей (выполняет / не выполняет). Если вторая пере- менная («документ») имеет формальный характер и может быть уста- новлена после поиска соответствующего документа, то первая перемен- ная («наличие опекуна») находится во взаимосвязи со второй – человек может осуществлять опекунство над несовершеннолетним фактически, de facto, и это могут подтвердить окружающие. Однако в отсутствии соответ- ствующих прав, отраженных в документах, такое опекунство может быть признано недействительным. И, наконец, последняя переменная («вы- полнение обязанностей по опекунству») является субъективной по своей природе, ее измерение осуществляется официальным лицом (социаль- ным педагогом или другим специалистом, наделенным соответствую- щими полномочиями), которое определяет степень исполнения опеку- ном своих обязанностей. Если официальный опекун свои обязанности исполняет неудовлетворительно, ребенок признается безнадзорным.
Разработка переменных, находящихся в соответствии к некоему при- знаку, является важным этапом работы, от которого зависит «точность попадания» – адекватность измерения. Поэтому говорят, что если при- знак – это некоторая социальная характеристика, то переменная – это
48
Часть 2 инструмент ее измерения
1
. Параметр – это теоретическая абстракция, например «доступность окружающей среды для инвалидов», «социально положение», «статус», «социальный класс», «мотивация к труду», «про- фессионализм». Такие понятия теории социального измерения, как «пара- метр», «признак», «переменная», по сути, близки по содержанию, но отно- сятся к различным аспектам и этапам процесса измерения и социологиче- ского исследования. Параметры чаще разрабатываются на уровне теоре- тической разработки какой-либо проблемы, признаки формулируются на первом этапе операционализации, а переменные создаются в процессе разработки инструмента исследования – анкеты или гида интервью.
При разработке инструментария количественных исследований применяют шкалы, которые позволяют измерять, или приписывать оценку сложному отношению или поведению: известный пример – шкала социальной дистанции, примененная чикагским социологом Э. Богарду- сом для измерения социально-психологической напряженности в отноше- нии жителей к мигрантам. Шкалирование – это такой инструмент, который позволяет выявить и измерить как можно больше составных элементов понятий и одновременно будет достаточно точен, чтобы позволять осмыс- ленным образом определять степень проявления общего понятия в еди- ничном наблюдении
2
Шкалирование – процедура объединения ряда от-
носительно узких показателей (например, пункты
опроса, касающиеся отдельных отмеченных респон-
дентами признаков социальной услуги) в единую
суммарную меру, которая принимается за ото-
бражение более широкого основного понятия (на-
пример, предубежденности), частью которого яв-
ляется каждый отдельный признак.
Так, можно измерить отношение респондента к доступности ок- ружающей среды (например, удовлетворенность оборудованием и ди- зайном собственной квартиры или транспорта) или к манерам водите- лей общественного транспорта (к тому, насколько они внимательны или неуважительны к инвалидам), но ни один из этих признаков в от- дельности мы не могли бы принять за полноценное отображение столь широкого понятия, как доступность среды. Нам следует свести все эти аспекты воедино, чтобы иметь возможность делать выводы о более общей точке зрения, которую каждая из них в чем-то дополняет и ото- бражает. Более того, нам надо суметь сравнить меру качества, содер- жащуюся в ответе одного респондента, с мерой, содержащейся в ответе другого, чтобы в конечном итоге судить о том, кто из респондентов оценивает качество выше.
Унифицирующая мера, отображающая определенное основное поня- тие, называется шкалой. Частное значение степени проявления степени в каждом случае основного понятия называется шкальной оценкой
3 1
Хеллевик О. Социологический метод. М.: Весь Мир, 2002. С.19.
2
Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология: методы исследования. М.: Весь мир,
1997. С.250.
3
Там же. С.251.
Стратегия прикладного социального исследования
49
Различают шкалы номинальные и порядковые. Позиции номи- нальной шкалы представляют собой меню из альтернатив, не связанных между собой никакими иерархическими отношениями, например:
Ваш пол:
1. Мужской
2. Женский
или
Как Вы нашли эту работу?
1. По объявлению (по радио, телевидению, в газете, на
заборе)
2. При помощи службы занятости
3. Помогла организация инвалидов
4. Помогли устроиться родственники, знакомые
5. Другое (что именно?)______________
98. Затрудняюсь ответить
Позиции порядковой шкалы связаны между собой порядком убы- вания или возрастания, например:
Как часто Вы бываете вне своего дома, квартиры?
1. Я часто выхожу из дома по своим делам
2. Выхожу из дома время от времени
3. Выхожу из дома очень редко, только по большой необ-
ходимости
4. Все время провожу дома
98. Затрудняюсь ответить
или
Удовлетворены ли Вы имеющимися у вас возмож-
ностями общаться с друзьями и знакомыми?
1. Совершенно удовлетворен
2. Скорее удовлетворен
3. И удовлетворен, и не удовлетворен
4. Скорее не удовлетворен
5. Совершенно не удовлетворен
98. Затрудняюсь ответить
Кроме перечисленных различают еще метрические (или интерваль- ные) шкалы. К метрическим шкалам относятся вопросы о возрасте, доходе:
Сколько вам полных лет?
_________________________
Кроме того, выделяют анкетные вопросы различных типов – от- крытые, полуоткрытые и закрытые. В открытых вопросах респондент вписывает свой ответ в специально отведенное место, например:
50
Часть 2
Какие пожелания Вы бы хотели высказать в ад-
рес работников социальной службы
_____________________
К полуоткрытым вопросам относится вопрос «Как Вы нашли эту работу?», который упоминался выше – в таком вопросе респондент может вписать свой вариант в специально отведенную позицию, здесь это позиция «Другое, (что именно)?». Пример закрытого вопроса –
«Как часто Вы бываете все своего дома, квартиры?», который тоже рассматривался выше. Отметим, что вопросы делятся еще на одно- альтернативные и много-альтернативные (вопросы-меню). Если в пер- вом случае респондент может выбрать лишь один вариант ответов, то во втором – более одного. В этом случае респондента либо не ограни- чивают в выборе альтернативы, либо ему предоставляют пояснение о возможном количестве выборов.
Следует отметить, что последовательность вопросов в опросном инструменте (композиция анкеты) и их формулировки (вординг) яв- ляются предметом специального анализа, традиция составления во- просников формализованных интервью в отечественной социологии развивалась на протяжении многих лет и по этому поводу имеется об- ширная литература. Поэтому мы здесь ограничимся лишь общими замечаниями.
После того, как запланированы все процедуры и достигнуты дого- воренности, осуществляется процесс сбора данных. Данные – это эле- менты информации о каждом изучаемом объекте. Как только все дан- ные собраны, начинается их анализ. Именно на этапе анализа данных мы можем понять, действительно ли предполагаемая связь между пе- ременными существует. Наконец, на этапе интерпретации резуль-
татов мы должны составить законченное представление о том, что мы получили, проведя исследование, и сформулировать выводы. Здесь важно критически оценить, удалось ли нам сохранить связь между теорией и эмпирическими данными, между реальной ситуацией и по- лученными выводами. Анализ количественных данных, получаемых с помощью формализованного интервью в массовых опросах, произво- дится при помощи статистических методов. Анализ различных видов шкал и различных типов вопросов допускает различные виды стати- стики, поэтому процедура составления опросного инструмента тесно связана с подходами к его анализу.
Стратегия прикладного социального исследования
51
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 23
Раздел 2.2. Методы сбора и анализа данных
Метод эксперимента. Сбор и анализ данных методом формализо-
ванного интервью (анкетирования). Интервью в качественном ис-
следовании. Биографический метод. Наблюдение. Метод анализа
текстов. Анализ нарративов. Феноменология социальной работы.
Метод эксперимента
Одним из ведущих в социальной работе исследовательских методов является эксперимент.
Эксперимент – метод, обеспечивающий эмпири-
ческие данные для проверки гипотез о наличии при-
чинной связи между явлениями, а также самое на-
дежное средство решения многих практических за-
дач, связанных с оценкой эффективности социаль-
ных и политических программ
1
.
Метод эксперимента позволяет установить, воздействует ли опре- деленный фактор (или некоторая совокупность факторов) на исследуе- мый объект, т.е. обнаружить причинно-следственные связи между пе- ременными. Для проведения эксперимента выбирают независимую пе- ременную – экспериментальный фактор, или стимул, с помощью кото- рого осуществляется воздействие. Наряду с независимой переменной определяется зависимая переменная (зависимые переменные), то есть факторы, которые предположительно должны меняться под воздейст- вием независимой переменной.
Установление связи между независимой и зависимыми перемен- ными и выступает задачей эксперимента. Кроме того, задачей экспери- мента является изучение связей между системой переменных, с одной стороны, и не отраженными в этой системе свойствами познаваемого объекта, с другой. Объектом социологического эксперимента может быть отдельная личность, а также любая группа людей, сообщество, а также какие-либо характеристики группы, например, мотивы. Объект эксперимента конкретизируется понятиями «экспериментальная груп- па» и «контрольная группа». Экспериментальной называется та группа, на которую непосредственно воздействует программа (эксперименталь- ный фактор). Контрольная группа аналогична экспериментальной по определенным исследователем параметрам, но она не претерпевает воз- действия программы. Сопоставление характеристик этих двух групп до и после эксперимента позволяет оценить воздействие программы и по- зволяет вскрыть воздействия случайных факторов.
Предположим, мы проводим оценку результатов программы про- фессиональной переподготовки инвалидов, имеющих нарушения зре-