Файл: Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 509

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

74
Часть 2
Это общие вопросы, которые вы задаете себе в начале наблюдения, а затем их нужно уточнить по-своему, исходя из темы исследования.
По мере фокусировки темы, от наблюдения к наблюдению эти общие вопросы должны быть дополнены более конкретными, например, «по- чему здесь так много женщин?» или «интересно, что думает кондуктор трамвая о нас, пассажирах?».
В дневник наблюдения следует записывать те вопросы, которые исследователь задает информантам, мнения о том, хорошо ли были сформулированы вопросы, а также, какова была реакция информанта, удалось ли наладить доверительный диалог, не было ли каких-то не- ожиданных или негативных реакций. Дневник представляет собой базу сырых данных, а также наметок к их анализу.
Помимо дневниковых записей можно использовать записывающие аудио- и видеотехнологии. Записи расшифровываются и обязательно архивируются. Хранение записей и других архивных материалов долж- но осуществляться в соответствии с принятыми правилами.
Отметим, что в современной этнографии развивается особое на- правление – визуальное. Фото- и видеотехнологии здесь используются не только для фиксации данных, но и как способ понять жизненные ми- ры изучаемых культур. Для этого исследователи обращают внимание на то, какие приемы фото- и видеосъемки используют в местном сообщест- ве, какие образы предпочитают запечатлевать и как все это объясняют.
Вслед за расшифровкой и архивацией полученных записей начинается аналитический цикл. Тексты дневников и интервью, описания наблюдае- мых событий кодируются, систематизируются и подвергаются интерпрета- ции. Предварительный анализ может осуществляться на ранних стадиях исследования с целью формулировки и уточнения гипотез, переопределе- ния понятий и задач. Все эти процедуры следует откомментировать в отчете о полевом исследовании (см. последнюю часть этого пособия).
Валидность и надежность участвующего наблюдения определя- ется следующими условиями
1
. Во-первых, участвующий наблюдатель редко полагается на единичную форму свидетельств. Напротив, здесь используются разные методы, дополняющие друг друга источники, раз- личные типы свидетельств и интерпретации с разных точек зрения
(триангуляция). Во-вторых, участвующее наблюдение предоставляет прямой доступ в мир инсайдеров. Чем менее доступен этот мир, тем ме- нее валидные и надежные результаты получаются в исследовании.
В-третьих, правила метода требуют от исследователя описать и об- судить полностью процедуру исследования, обсудить связь между про- цедурами и результатами, в том числе достоинства и ограничения этих процедур. Кстати, именно такое открытое, детальное обсуждение иссле- довательских процедур позволяет подвергнуть их дальнейшей публич- ной проверке и анализу. В-четвертых, ключевые понятия исследования могут быть проверены реальным их использованием в повседневной жизни. По словам Йоргенсена, трудно представить более строгий тест на точность или зависимость, чем проверка повседневностью. Наконец,
1
Neuman L.W. Social research methods: qualitative and quantitative approaches, 2
nd ed.
Boston etc.: Allyn and Bacon, 1991. См.: Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях: Материалы семинаров / Под ред. М. Ма- лышевой. М., 1997.


Стратегия прикладного социального исследования
75
хотя и не всегда это реально сделать на практике, в принципе, процеду- ры и результаты участвующего наблюдения могут быть проверены неза- висимыми повторными исследованиями.
Критическая этнография пересматривает традиционные дистан- ции и отношения между исследователем и информантами или местным сообществом. Эта методология направлена на преодоление социально- го, гендерного и расового неравенства, зачастую воспроизводимого в языке науки, основанном на позитивистских схемах сбора и анализа со- циальных данных.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   23

Критическая этнография – это практика эмпириче- ского исследования, подразумевающая не только дли- тельное включенное наблюдение, вживание в сообщество, описательную манеру изложения результатов полевой ра- боты, но и антидискриминационную направленность ра- боты ученого.
Говоря о феминистской этнографии, Ш. Рейнхарц
1
выделяет три направления, различающиеся по целям исследования: а) документиро- вание жизни и деятельности женщин; б) понимание опыта женщин с их точки зрения; в) концептуализация женского поведения, выражающего социальный контекст. Документирование жизни и деятельности жен-
щин возникло как оппозиция традиционным и, по мнению феминистских социологов, по преимуществу андроцентричным социальным исследова- ниям. Преодолевая ограничения предшествующей методологии, которая не рассматривала женщин в качестве значимо влияющих на социальные установки, феминистская методология сконцентрировалась на полном и равноправном женском участии в социальном, экономическом и поли- тическом пространствах. Такие исследования, например, были выпол- нены в отношении бедных чернокожих женщин (К. Стек), пожилых ир- ландских представительниц рабочего класса (Д. Коннорс). Чтобы сде- лать жизнь изучаемых групп более «реальной» для себя, исследователь- ницы соединили практику глубоких интервью с интенсивным участием в их повседневной жизни.
Понимание женщин с их собственной точки зрения корректирует главный недостаток не-феминистского включенного наблюдения о триви- альности женской деятельности и образа мысли или, иначе, об интерпрета- ции женщин с позиций мужчин. В направлении, известном как понимание
женщин в контексте, феминистские этнографы стремятся рассматривать женское поведение в социальном контексте, избегая брать этот контекст обособленно от анатомии, культуры и класса. Например, Ф. Гинзбург изу- чала деятельность двух полярных по идеологии групп – «Pro-Life» (против- ники абортов) и «Pro-Choice» (отстаивающие свободу абортов).
Включенное наблюдение является основным методом этнографии.
Иногда между ними даже ставят знак равенства, но средств анализа эт- нографических данных существует множество: они подразумевают раз- личные формы полевых материалов и стратегии работы с ними. Это может быть анализ женского языка, работа с текстами
, в том числе та- кими специфическими, как автобиографии и художественные тексты.
1
Reinharz S. Feminist Methods in Social Research. New York, Oxford: Oxford Univer- sity Press, 1992.

76
Часть 2
Этнографические исследования социальной работы, социального обслуживания позволяют вскрыть проблемы и увидеть перспективы как в отношениях между социальным работником и клиентом, так и в орга- низационной культуре самой службы, которая воплощается в иерархии властных отношений между разными специалистами, между начальст- вом и подчиненными.
Метод анализа текстов
То, что нас окружает и доступно наблюдению, либо уже является текстом или может быть в качестве такового представлено. Все эти тек- сты, или документальные источники, можно разделить на два типа: соз- данные специально для исследования или созданные первоначально для иных целей и лишь затем проанализированные учеными. Любой метод сбора эмпирических данных (наблюдение, глубинное интервью, фокус-группа, анкетный опрос) приводит к появлению текста: расшиф- ровка записей интервью, дневник наблюдения, отчет об исследовании.
Такие тексты создаются специально в целях исследования. А вот личные документы людей: их письма, дневники, стихи, любительские фильмы, фотоальбомы, коллекции различных вещей и многие другие формы самовыражения и отражения личной жизни, характерные для многих людей, – являются культурными артефактами. Такие «документы жиз- ни» могут стать предметом интереса социальных ученых, поскольку мо- гут существенно расширить наши представления о реальности
1
Как различаются документы? По способу фиксирования информа- ции – рукописные и печатные, фото-, аудио- и видеозаписи. С точки зрения целевого назначения, как уже упоминалось, бывают целевые (специально созданные в целях исследования) и наличные документы. По степени пер- сонификации – личные (дневники, мемуары, письма) и безличные (стати- стические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний).
В зависимости от статуса документального источника – официальные и неофициальные. Особую группу документов образуют материалы средств массовой информации. Наконец, по источнику информации документы бывают первичные и вторичные. Вторичные представляют собой обработ- ку, обобщение или описание данных первичных документов, созданных на основе наблюдения, опроса, регистрации событий
2
Преимущество документов, созданных независимо от задач иссле- дователя, перед данными анкетных опросов и даже глубинными интер- вью состоит в том, что содержащаяся в них информация в большей сте- пени связана с естественным контекстом реальности, чем с искусствен- ной ситуацией опроса.
Типы материалов, использующихся в современном контент-
анализе. Контент-анализ – это систематическое изучение объектов (ар- тефактов) или событий посредством их пересчета или интерпретации содержащихся в них тем. Культурные артефакты выступают объектом
1
Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию.
М.: Добросвет, 1998. С.108-109.
2
Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы.
Самара: Самар. ун-т, 1995. С.131-132.


Стратегия прикладного социального исследования
77
анализа социологов, историков, литературоведов, социальных антропо- логов и археологов. Такие культурные продукты имеются в каждом ас- пекте человеческой жизни: в относительно частных мирах, «высокой» культуре, популярной культуре, организационной жизни. Только вооб- ражение исследователя (вернее, недостаток этого воображения) может установить предел поиска культурных артефактов. В анализе «текстов» объектом, например, могут выступать детские книги, народные сказки, произведения искусства, художественная и любая другая литература, произведения детского творчества, мода, открытки, всевозможные ру- ководства и инструкции, адресованные девочкам и женщинам (напри- мер, как стать хорошей хозяйкой), доски объявлений, газеты, медицин- ские записи, научные публикации, учебники социологии, сборники афоризмов или цитат.
Особенность дневников в том, что они описывают жизненные собы- тия тогда, когда они происходят, тогда как в устных историях на воспо- минания накладываются впечатления современности и срабатывает эффект места и времени. В биографическом интервью, как и в устной истории, исследователь различает два аспекта субъективного времени:
«каково сегодняшнее видение прошлого и каковы были ощущения че- ловека тогда, в момент совершения события, в прошлом»
1
. Исследова- тель может использовать уже существующие доступные дневники или просить респондентов вести дневник в течение определенного времени.
При этом предлагается примерная структура записей в целях исследо- вания, но предусмотрены и любые другие заметки личного характера.
На материале дневниковых записей возможно анализировать содержа- ние повседневной жизни, бюджет времени, а также исследовать особен- ности практик и сообществ, скрытых от наблюдения. В тех случаях, ко- гда респондент, заполняя дневник, следует схеме, предложенной иссле- дователем, эти записи называются дневниковым интервью. Такой тип интервью относится к полуструктурированным.
Письма выступают богатым источником информации и могут быть классифицированы следующим образом: церемониальные (по случаю официального события, праздника); информационные (детальный рас- сказ о жизни семьи, адресованный отсутствующему ее члену); сентимен- тальные (призванные оживить чувства человека безотносительно к ка- кому-либо особому случаю); литературные (имеющие эстетические сто- роны); деловые. Эта классификация принадлежит У. Томасу и Ф. Зна- нецкому, активно использовавшим письма в своих исследованиях
2
. При использовании писем необходимо помнить, что у него есть две рефе- рентных персоны – автор и адресат, на реакцию которого рассчитан стиль каждого письма, реакцию конкретного получателя; адресат напо- ловину определяет направленность и стиль письма.
Культурные артефакты являются продуктами индивидуальной дея- тельности, социальной организации, технологии и культурных паттер- нов. Интерпретации этих материалов, конечно, сами являются культур-
1
Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию.
М.: Добросвет, 1998. С.109.
2
Цит. по: Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую со- циологию. М.: Добросвет, 1998. С.11.