Файл: Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 431

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стратегия прикладного социального исследования
35
информированность о данном вопросе. Методы могут заимствоваться, развиваться, переходить из одной научной сферы в другую.
Методы могут классифицироваться по разным основаниям. По спо- собу сбора данных методы делятся на опросные (всевозможные виды опроса и интервью) и неопросные (наблюдение, анализ текстов). В свою очередь, по степени формализации – на формализованные, полуформа- лизованные и неформализованные. Кроме того, все исследовательские программы подразделяются на экспериментальные и неэксперимен- тальные. В первом случае исследователь контролирует условия, в кото- рых взаимодействуют переменные. Во втором случае такой контроль невозможен или такая задача не ставится. На методе эксперимента мы остановимся в дальнейшем.
Методы относятся к способам сбора первичной информации, а так- же к способам обработки и анализа исходных данных. Методы сбора данных включают приемы, связанные с установлением фактов (надеж- ной информации) о единичных событиях или их сочетаниях (например, метод опроса, наблюдения, анализ документов); а также приемы, отно- сящиеся к определению порядка, последовательности событий, или спо- собы фиксирования отдельных событий или их сочетаний (кейс стади, монографические, сплошные, выборочные обследования).
В свою очередь, к методам обработки и анализа данных относятся описание и классификация, типологизация, методы качественного ана- лиза: смысловая интерпретация; статистический анализ (поиск стати- стической закономерности), экспериментальный анализ (реальный и мысленный эксперименты), системный анализ, генетический или исто- рический анализ, социальное моделирование
1
Итак, методология – это учение о методе. Методология – это, во- первых, оптика, взгляд на мир как разумно устроенную систему, кото- рая в принципе поддается рациональному познанию. Если мир абсур- ден, методология не нужна. Во-вторых, методология – это техника по- лучения и представления знания. Поэтому кроме вопросников, шкал и статистических коэффициентов, технический инструментарий включает
риторику дисциплины – способы аргументации и представления ре- зультатов работы. Наконец, этика – под ней подразумеваются нормы поведения в научном сообществе, в соответствии с которыми осуществ- ляется дисциплинарное воспроизводство знания. Профессиональное отношение к исследованию означает обязанность добывать знание в соответствии с интеллектуальными, техническими и этическими нор- мами. Методология подобна грамматике в языке, культу в религии или процессуальному кодексу в судебном процессе. Если не соблюдены ме- тодологические нормы научного исследования, вывод не может счи- таться дисциплинарно корректным
2
Поскольку социальная работа представляет собой систему, исследо- вательские методы применяются на всех уровнях и в различных подсис- темах этой профессиональной деятельности. Прежде всего, проводя
1
Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы.
Самара: Самарский ун-т, 1995.
2
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Ас- пект Пресс, 1995.


36
Часть 2 оценку потребностей клиента – скажем, ребенка-инвалида как само- стоятельного потребителя услуг, а также его семьи – специалист осуще- ствляет сбор и анализ эмпирических данных, получаемых при помощи беседы или из документов. Это так называемый микроуровень социаль- ной работы, поэтому исследования здесь также носят характер изучения единичного случая, кейс стади (от англ.case – случай, study – изучение).
В исследовательской традиции под кейс стади понимается глубинное изучение всевозможных данных об одном отдельном объекте или слу- чае, в качестве которого может выступать предприятие или организа- ция, профессия или образовательная программа, деятельность фонда или политическая элита конкретного региона. В практике социальной работы под конкретным случаем понимается жизненная ситуация ин- дивидуального клиента или семьи, группы или сообщества. Как видим, смыслы случая или кейса в практике и исследованиях социальной рабо- ты пересекаются, однако на практике социальной работы случай – это всегда объект интервенции, то есть вмешательства, тогда как в ситуации исследования выявление какой-либо социальной проблемы не обяза- тельно сопрягается с ее решением.
Различают количественную и качественную исследовательские методологии (рис. 2).
Рис.2. Количественные и качественные
методы сбора данных
Количественные
Качественные
В количественных – массовых социальных исследованиях конкрет- ный человек не рассматривается как уникальная личность, но лишь как
Неформа- лизованное интервью
Первичные
данные
Структурированное наблюдение
Неструктурирован- ное наблюдение
Анализ статистики, собираемой прави- тельством и другими
Изучение записей или документов, современных и исторических
Вторичные
данные
Анализ данных исследований, проведенных другими учеными
Анализ личных документов: дневники, автобиографии
Анализ сочинений, постингов в Интернет- форумах, других сооб- щений, инициирован- ных исследователем
Массовый опрос
(анкетирование, формализован- ное интервью лицом-к-лицу)
Анализ данных исследований, проведенных другими учеными

Стратегия прикладного социального исследования
37
представитель определенного пола, возраста, рода занятий, типа пове- дения, то есть как представитель определенной группы. Некоторые из этих признаков влияют на другие: так, на уровень удовлетворенности социальным обслуживанием могут влиять как профессионализм работ- ников, так и характеристики клиента (в частности, чем выше уровень образования, тем, как правило, критичнее оценки, которые дает чело- век). Ответ на такую гипотезу (предположение) о связи признаков в количественном исследовании имеет характер утверждения, подкреп- ленного статистическими критериями (дисперсией, т.е. мерой рассея- ния, уровнем статистической достоверности связи, величиной коэффи- циента связи) и корректностью процедур отбора респондентов (тех, кто предоставляет свои ответы и информацию о себе). В результате количе- ственного исследования накапливается массив данных, и поскольку свя- зи в количественном исследовании носят статистический характер, ко- личество респондентов здесь имеет большое значение. Философской методологией таких исследований выступает позитивизм, то есть уве- ренность в возможности изучения социального мира таким же спосо- бом, каким изучается физический мир естественными науками.
В качественной методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика. Это малые выбор- ки, где нет строгого требования к количеству информантов (тех, кто пре- доставляет информацию, рассказывая о своем опыте). В результате сбора данных исследователь получает совокупность полевых материалов, ко- торые подвергаются, по преимуществу, описательному анализу, для кото- рого исследовательская проблема формулируется, начиная с вопроса
«что» и «как». Выводы не носят такой статистической определенности и строгости, как в количественном исследовании – это обобщения, имею- щие характер предположений. Как правило, в качественном исследова- нии не подтверждается гипотеза, а проверяются несколько разных гипо- тез или выявляется вариативный ряд значений исследуемых практик.
Количественный анализ рассматривает факты, связанные с поведе- нием, настроениями, внутренним миром, деятельностью людей, изучая количественную сторону общественных явлений и их распространен- ность в разных группах и слоях общества. Поэтому численные данные, которыми оперируют в своих исследованиях социальные ученые, имеют не абсолютное значение, а относительны применительно к тем или иным группам, слоям. Количественное исследование позволяет охватить сразу всю выборочную совокупность респондентов, рассматривая их не самих по себе, а в сравнении разных групп. Это обеспечивается требованием репре-
зентативности, предъявляемым к выборке и означающим, что по вы- деленным параметрам (критериям) состав обследуемых должен при- ближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности
(населению города, всем инвалидам, проживающим в области, всем тем, кто признан малообеспеченным).
Часть таких критериев известна заранее из материалов переписей, государственного учета (пол, возраст, уровень образования, уровень до- хода), а другие параметры узнать можно, только опросив большую массу людей и выявив распространенность в обществе, например, плохого или хорошего отношения к существующей пенсионной системе, грядущей реформе медицинского обслуживания, оценки обеспечения населения


38
Часть 2 лекарственными препаратами. Предполагается, что если по известным параметрам совокупность респондентов соответствует генеральной со- вокупности, то выводы, которые сделаны из статистического анализа полученного массива данных можно распространить, с известной долей вероятности, на всю генеральную совокупность.
Перед окончательной формулировкой исследовательских вопро- сов необходимо провести обзор того, что уже было сделано в этой об- ласти, чтобы не повторяться, а осуществить следующий шаг. Затем следует уточнение исследовательской проблемы, после чего можно приступать к планированию полевых исследований. При этом решают следующие основные задачи: составляют словарь переменных, опре- деляют единицы исследования и объект, формулируют гипотезы, пе- реводят концептуальные определения переменных в операциональ- ные, разрабатывают проект выборки, составляют макеты таблиц и программу анализа данных.
Одна из центральных задач количественной методологии – анализ причины и следствия. Когда один фактор продуцирует другой, говорят о причинно-следственном, или каузальном отношении между переменны- ми. Если существует регулярное, но не причинно-следственное отноше- ние между двумя переменными, то говорят о существовании корреляции.
Переменная – это признак изучаемого объекта;
это любое измерение или критерий, по которому
различаются индивиды или группы.
Выделяют две основные группы переменных – зависимые и незави- симые. В качестве переменных могут выступать возраст, доход, уровень преступности, социально-классовые различия. Не всегда переменные, пусть и тесно связанные между собой, вступают в причинно-следственные отношения, хотя есть соблазн объяснить корреляцию каузальной связью.
Например, Э. Дюркгейм обнаружил связь между уровнем суицида и вре- менем года: с января рост самоубийств до июня-июля, затем снижение до конца года. Что же влияет на людей – может быть температура воздуха?
Ученый объяснил свое открытие так: весной и летом люди обычно более включены в активную социальную жизнь, чем зимой, и те, кто одинок и несчастлив, переживают рост фрустрации тогда же, когда растет уровень активности других людей.
Выбор метода требует учитывать два аспекта исследования: генера-
лизуемость и реактивность.
Генерализуемость – это возможность с опреде-
ленной степенью надежности распространять или
переносить наши выводы, основанные на наблюде-
нии за поведением людей в нескольких случаях, на
предполагаемое поведение всей совокупности
1
.
Если в изучаемой генеральной совокупности имеется малое количе- ство объектов или события в изучаемой группе повторяются малое чис-
1
Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология: методы исследования. М.: Весь мир,
1997. С.33.


Стратегия прикладного социального исследования
39
ло раз, то, скорее всего наши выводы, сделанные на изучении одного события или одного объекта, распространяются на все объекты. Если же число объектов генеральной совокупности многочисленно, достигает сотен тысяч и миллионов, то исследование малого числа объектов вряд ли позволит распространить выводы на всю совокупность. В этом случае необходимо формировать выборку, с помощью которой можно достичь генерализуемости выводов.
Реактивность подразумевает одну из двух воз-
можностей: либо тот, кто проводит исследование,
либо методы исследования могут каким-то обра-
зом воздействовать на тех, за кем ведется наблю-
дение, и вносить в их действия изменения. Иными
словами, существует опасность, что процедура ис-
следования может изменить поведение тех, кто
подвергается изучению, так что конечные резуль-
таты могут оказаться ошибочными
1
.
Количественное исследование предполагает штат анкетеров, спе- циализированные группы по подготовке выборки, вопросника и стати- стического анализа придают процессу известную дробность. Строгость полевой работы в массовом опросе обеспечивается заданной последова- тельностью процедур — контакт с респондентом по типизированному образцу, сведение к минимуму случайных обстоятельств, вмешиваю- щихся в формализованный ход сбора данных (контролируемость).
В противоположность этой стратегии, в качественном исследова-
нии особое значение придается фигуре исследователя. Способность вой- ти в контакт с теми, жизненные смыслы которых отражаются в исследо- вательской работе, умение гибко строить процесс сбора данных, не при- держиваясь жестко заданной схемы, — таковы требования, предъявляе- мые к ученому.
В качественном исследовании применяется иной, чем в количест- венном, принцип отбора.
Таблица 2.
Типы выборки в различных методологиях
Количественное исследование
Качественное исследование
Случайная
Систематическая
Кластерная (квотная)
Стратифицирующая
Целевая
По методу снежного кома
Теоретическая
Стратегическая
В качественном исследовании невозможно строго определить кри- терии достаточности и корректности отбора информантов или тех мате- риалов, которые собираются в ходе полевой работы. Обосновывая отбор респондентов (отвечая на вопрос «кого выбрать» и «сколько интервью или информантов») такого исследования, можно говорить о релевант-
1
Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология: методы исследования. М.: Весь мир,
1997. С.33.


40
Часть 2
ности – собранные материалы (документы, интервью) должны соответ- ствовать по своему содержанию целям исследования, и о насыщенности
– количество материалов и их качество должно быть достаточным, что- бы стало возможным сделать содержательные выводы, выдвинуть и подтвердить исследовательские гипотезы.
Некоторые считают, что социальная работа слишком сложна и не- точна для «научных», «строгих» подходов, поэтому нужен подход, в большей степени основанный на опыте и знаниях, чтобы разобраться с предметной областью, особенно в отношении к повседневности профес- сиональной практики и структурным контекстам социального неравен- ства. Однако, и качественные исследования и связанные с ними «мяг- кие» методы сбора информации, как и количественные, предусматрива- ют поиск и обоснование механизмов валидизации качественных данных и проверки достоверности полученных результатов. В частности, одной из основных особенностей качественной традиции в социальных иссле- дованиях является ориентация на использование различных методов — множественная стратегия полевого исследования (multiple strategies).
Особый интерес представляет ее применение в целях валидизации.
Р. Берджес отмечает, что для полевых исследователей вопросы валидно- сти (соответствия метода природе изучаемого феномена) представляют наибольший интерес
1
. Рассматриваются преимущественно два вопроса: насколько существенно исследовательские представления влияют на сбор данных (внутренняя валидность); могут ли данные, полученные ис- следованием одной ситуации, быть обобщенными для другой ситуации
(внешняя валидность). Решением этих проблем может стать процедура триангуляции, представления о которой заимствованы из психоло- гической практики. Впервые это термин использовал Д. Кемпбелл, вы- разив мнение, что качественные данные, подтвержденные двумя неза- висимыми источниками, более убедительны, чем те, которые взяты из одного источника
2
Вероятно, триангуляция стала одним из первых методологических терминов, возникших в рамках качественного метода без отсылки к ко- личественной методологии
3
. Под триангуляцией понимается использо- вание различных методов исследования и различных источников дан- ных для оценки эмпирического события. Предположение, подкреплен- ное несколькими измерениями (пусть даже каждое из них имеет свои ошибки и сдвиги), устраняет неопределенность интерпретации лучше, чем то, которое основывается лишь на одном измерении.
По мнению Н. Дензина, триангуляция включает в себя не только методы и данные, но в такой же степени исследователей и теории. Он определил базовые формы триангуляции
4
.Во-первых, триангуляция данных, которая подразделяется на: (а) временную триангуляцию, свя- занную с повторным или лонгитюдным исследовательским проектом;
(б) пространственную триангуляцию, реализующуюся в сравнительных исследованиях; (в) личностную триангуляцую, используемую на различ-
1
Burgess R. G. Field Research: a Sourcebook and Field Manual. London: Allen and
Unwin, 1982. P. 164-165.
2
Сampbell D. T. Factors relevant to the validity of experiment in social setting // Psychological
Bulletin. 1957. № 3; Цит. по: Burgess R.G. In the field. London: Unwin Hyman, 1984. P. 161.
3
Романов П.В. Процедуры, стратегии, подходы социальной этнографии // Социо- логический журнал. №3\4, 1996. с.138-149.
4
Denzin N. K. The Research Act. Chicago: Aldine, 1978. P. 33.