Файл: Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 492
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30
Часть 1 сообщества, особенно среди угнетенных секторов общества, например, в сельской местности или среди женщин, инвалидов, этнических мень- шинств, детей и подростков.
В роли исследователя, который фасилитирует процессы осознания и мобилизации ресурсов в той или иной группе или сообществе, может вы- ступать социальный работник. Данный метод воплощен в уже упоминав- шихся группах самопомощи, роста сознания, в социальной работе с сооб- ществом, в частности, в активизации таких негосударственных образова- ний, как ассоциации жильцов, в работе по активизации объединений жи- телей микрорайона, выступающих за нормализацию работы жилищно- коммунальной сферы, за чистоту и безопасность окружающей среды.
Партисипаторный подход предоставляет целый ряд приемов для развития демократических процессов и децентрализации контроля не только в исследованиях, непосредственно связанных с социальным раз- витием и социальной работой, но и в образовании. Что касается препо- давателей, приверженных данному методу, – они включают учащихся в разработку учебного плана или программы курса, а также применяют в своей педагогической деятельности такие приемы, которые позволяют повысить участие студентов в поиске, производстве и рефлексии знания по предмету. Сегодня все больше стран переходят в своих учреждениях среднего и высшего образования к модели проблемно-ориентированного обучения (problem-based learning). В этой модели преподаватель играет роль инструктора, дающего стимульный материал и задание, а студенты самостоятельно распределяют функции внутри своей группы, управляют процессом поиска, обобщения и представления информации. Преподава- тель вмешивается очень редко – лишь в тех случаях, когда студентам тре- буется консультация или когда происходит сбой в процессах самоуправ- ления ввиду неопытности учащихся. Данный метод с особым успехом ис- пользуется на занятиях по социальным и гуманитарным предметам, где требуется развитие независимого, критического мышления, навыков индивидуальной и коллективной работы, ответственности и интереса к новому знанию, где так важен опыт самостоятельных открытий, отстаи- вания и пересмотра своего мнения. В преподавании социальной работы партисипаторные методы просто необходимы. Благодаря таким мето- дам студенты могут приобрести профессиональные качества самостоя- тельного анализа, коллективного принятия решений и работы в группе.
Вопросы и задания
1. Расскажите о развитии прикладных социальных исследований. В чем состоят различия между теоретической социальной наукой, со- циальными обследованиями и социологическими исследованиями?
2. В чем состоят задачи прикладного социального исследования?
3. Зачем нужны исследования социальной политики? Какие вам из- вестные функции исследований в социальной политике и социаль- ной работе?
4. Как вы считаете, зачем необходим критический анализ социальной политики? Приведите примеры того, как некритичное представле- ние о социальных проблемах может привести к дискриминацион- ной практике социальной работы.
Особенности прикладных социальных исследований
31 5. В чем особенности различных типов исследований социальной по- литики и социальной работы?
6. Придумайте направления и темы академических исследований со- циальной работы.
7. Предложите тему проекта, в котором проводился бы анализ реше- ний социальной политики и мер по их реализации
8. Расскажите о разновидностях оценочных исследований.
9. На каких теоретических идеях основаны партисипаторные и акцио- нистские исследования? Предложите свою идею партисипаторного и акционистского исследования.
Литература
АндрееваТ. Российское миграционное законодательство: транснационализа- ция права или ограничение доступа мигрантов к участию в жизни принимающего общества? //Социальная политика в современной России: реформы и повседнев- ность / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2008.
Арон Р. Этапы развития социологической мысли: Пер. с фр. М.: Издатель- ская группа «Прогресс-Универс», 1993.
Батыгин Г.С. Методология социологического исследования. М.: Аспект-
Пресс, 1995.
Бауман З. Рассказанные жизни и прожитые истории // Социологически ис- следования. №1, 2004. С.5-14.
Густафссон Б. Современный опыт Швеции в области международной ми- грации: проблемы и исследования // Журнал исследований социальной полити- ки. Том 1. №2, 2003.
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург. Изд- во Уральского ун-та, 1998.
Ежова Л., Порецкина Е. Деинституциализация воспитания детей-сирот: российский дискурс и практика // Журнал исследований социальной политики.
Т. 2. №2, 2004.
Журнал исследований социальной политики. ТТ.1-6. 2003-2008.
Завиржек Д. Как выжить детям с ограниченными возможностями и детям эт- нических меньшинств в государственных учреждениях длительного пребывания //
Журнал исследований социальной политики. Том 2. №2, 2004.
Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. Учебное пособие.
М.: Гардарики, 2006.
Звонников В.И. Измерения и шкалирование в образовании. М.: Логос, 2006,
136 с.
Кларк Дж. Неустойчивые государства: трансформация систем социального обеспечения // Журнал исследований социальной политики. Том 1. №1, 2003.
Ленуар Р, Мерлье Д, Пэнто Л., Шампань П. Начала практической социоло- гии. СПб. «Алетейя», 2001.
Луков В.А. Социальное проектирование. М.: Изд-во Московской гуманитар- но-социальной академии – изд-во «Флинта», 2003.
Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология: методы исследования. М.: Весь мир,
1997.
Очерки по истории теоретической социологии XIX — начала ХХ веков: По- собие для студентов гуманитарных вузов. М.: Наука, 1994.
Подростки и наркотики. Опыт исследования проблемы в школах Ульянов- ска. Социологический очерк/ Е.Л. Омельченко УлГУ, 1999.
Прикладные технологии в социологическом изучении сферы образования /
Г.И. Саганенко СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005.
Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф. Парслоу /Пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. М.: Аспект-Пресс, 1997.
32
Часть 1
Раунд Дж. Конструирование феномена «бедности» в постсоветской России //
Социальная политика в современной России: реформы и повседневность / Под ред.
Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2008.
Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Методология исследований и критиче- ского анализа в сфере социальной политики и социальной работы // Социология
4 М. № 21. 2005. С.51-77.
Рязанцев С. Миграционная ситуация и миграционная политика на Северном
Кавказе // Журнал исследований социальной политики. Том 1. №2, 2003.
Сендей П.Р. Социально-культурный контекст насилия: кросскультурное ис- следование // Гендерные исследования. №6 (1/2001). С.88-113.
Социальная политика в современной России: реформы и повседневность / Под ред.Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2008.
Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. М.ИНИОН РАН, 2002.
Спалек Б. Британские мусульманские общины и политика в области крими- нальной юстиции // Журнал исследований социальной политики. Том 1. №2,
2003.
Тернер Дж. Структура социологической теории: Пер. с англ. / Общ. ред и вступ. статья Г.В. Осипова. М.: Прогресс, 1985.
Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: На- учный мир, 1998.
Чагин К. Социальные ваучеры как инструмент повышения эффективности социальной политики: анализ первого российского опыта // Социальная поли- тика в современной России: реформы и повседневность / Под ред. Е. Ярской-
Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2008.
Шереги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования. М.: ЦСП,
2004.
Шишкин С. Бесплатное здравоохранение: реальность и перспективы //
Журнал исследований социальной политики. Том 1. №1, 2003.
Щеглова С.Н. Социальное прогнозирование, проектирование и моделиро- вание. М.: Социум, 2001.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 2001.
Ярская В.Н. Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы анализа // Журнал исследований социальной политики.
Том 1. №1, 2003.
Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России //
Социол.исслед. №5, 2001. С.86-95.
Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная политика и гендер в риторике предвыбор- ной борьбы // Социологические исследования. №11, 2002.
Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная защищенность городской мо- нородительской семьи // Мир России. Т.XIII. № 2, 2004. С.66-95.
Интернет-ресурсы
Журнал исследований социальной политики http://www.jsps.ru
Социологические исследования http://www.isras.ru/socis.html
Социология: 4М http://www.isras.ru/4M.html
Журнал социологии и социальной антропологии http://www.sociology.net.ru/journal/
Альманах социальных исследований "Рубеж" http://ecsocman.edu.ru/rubezh/
Экономическая социология http://www.ecsoc.msses.ru/
Социологический журнал http://www.socjournal.ru/
Часть 2. Стратегия прикладного
социального исследования
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 23
Раздел 2.1. Организация исследования
Исследовательская стратегия. Выбор метода исследования в со-
циальной работе. Планирование и организация исследований в об-
ласти социальной работы. Программа исследования. Операцио-
нализация понятий. Шкалирование.
Исследовательская стратегия
Исследовательские проекты обычно начинаются как часть преды- дущей работы и могут привести к продолжению других проектов, по- скольку будут подняты вопросы, ранее не затрагиваемые исследовате- лем. Эти вопросы могут возникать и благодаря чтению работ других ис- следователей, книг, профессиональных журналов, и исследователь мо- жет прийти к лучшему пониманию специфических процессов нашего общества. Например, в последние годы в социальной политике намеча- ется отчетливая тенденция к интеграции инвалидов в общество. Иссле- дователи могут задуматься над вопросами: Что привело к изменению установок власти и общества, и каковы вероятные следствия этого про- цесса для инвалидов и для общества в целом? Исследование может быть
описательным, предполагать получение эмпирических сведений, даю- щих относительно целостное представление об изучаемом явлении, или же аналитическим, направленным на анализ, выяснение причин, ле- жащих в основе явления и обусловливающих его характер.
Исследовательская стратегия отражает логику развертывания ис- следовательской программы (рис. 1).
Рис. 1. Исследовательская стратегия
Исследователь- ские цели и вопросы
Теоретические подходы и модели
Исследовательские ресурсы
(время, фонды)
Исследовательская
стратегия
Идентификация эмпирического поля
(выбор места исследования)
Процесс сбора данных
Процесс управления исследований
34
Часть 2
Исследование может быть разведывательным (пилотным, пило-
тажным), если предмет исследования мало или вовсе не изучен. Иссле- дования также разделяются на разовые (когда к решаемой проблеме больше не возвращаются) и повторные, а также мониторинговые (лон-
гитюдные), когда по заданному сценарию исследование через опреде- ленный промежуток времени повторяется или проводится регулярно
(как, скажем, переписи населения). Разновидностью повторных иссле- дований оказываются исследования панельные, когда обращаются через определенный промежуток времени к одним и тем же людям.
Полевые исследования проводятся в нормальных, естественных для изучаемой общности условиях. Лабораторные – в условиях, созданных специально для исследования (например, фокус-группа). Исследование может быть эмпирическим: опирающимся на действия, поступки, пове- дение людей и/или теоретическим, основанным на существенных свойствах, состояниях, выявленных в предыдущих исследованиях или построенных иным способом без непосредственного обращения к эмпи- рической реальности. Кроме того, по типу используемых для анализа данных исследования могут опираться на первичный анализ данных – здесь используются эмпирические данные, материалы собранные самим исследователем в ходе собственного исследования. Вторичный анализ данных подразумевает использование полевых материалов, собранных ранее, часто другими исследователями, в целях сравнения или проведе- ния дополнительного анализа.
Исследования, в которых удается получить но-
вые эмпирические данные посредством наблюдения,
интервью / опроса или анализа первичных доку-
ментов, называются полевыми.
Выбор метода исследования в социальной работе
Исследования в социальной работе развиваются благодаря широ- ким познавательным возможностям качественной методологии: интер- вью, наблюдения, анализа текстов. Метод – это основной способ сбора, обработки и анализа данных. Методологией в широком смысле называ- ют систему принципов научного исследования, или учение о методе.
Методология в узком смысле означает совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки дан- ных. Техникой называют совокупность специальных приемов для эф- фективного использования того или иного метода. Методика – это сово- купность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедурой называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования, систему приемов сбора и обработ- ки социологической информации. Каждая из процедур может быть за- конченным миниатюрным эмпирическим исследованием, которое вхо- дит в общую теоретико-методологическую программу: анализ содержа- ния публикаций в центральной и местной прессе, установление эффекта этих публикаций на читателя, анализ других источников, влияющих на