Файл: Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 434

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стратегия прикладного социального исследования
41
ных уровнях анализа: (1) индивидуальном уровне; (2) взаимодействии в рамках группы; (3) групповой работе.
Во-вторых, исследовательская триангуляция, в которой сходные си- туации и данные рассматриваются несколькими специалистами (груп- пой ученых). В-третьих, триангуляция методологическая, в которой раз- личается «внутриметодическая триангуляция», когда один и тот же ме- тод используется в разных случаях, и «триангуляция межметодиче- ская», реализующая разные методы на одном и том же объекте.
Таким образом, применение триангуляции обеспечивает, по мне- нию Р. Берджеса, не только валидность методов и стратегии исследова- ния, но и надежность данных.
Основной принцип рассматриваемой стратегии — включение в про- ект нескольких исследователей. Р. Берджес, подчеркивая активную са- модостаточность каждого члена команды, показал, что исследователи включаются в различные виды деятельности
1
. В одном случае исследо- ватели действуют отдельно, однако координированно создают общий порядок, в котором происходит взаимная перекрестная валидизация сбора данных и анализа. В другом — в исследованиях, выполняемых ко- мандой, ученые перепроверяют работу друг друга.
Сейчас повсюду в мире объем литературы о качественных исследо- ваниях в журналах по социальной работе растет, особенно с учреждени- ем в 2002 г. журнала «Качественная социальная работа» (Qualitative So- cial Work), а в 2001 г. – журнала «Качественные исследования» (Qualita- tive research). В России качественные исследования социальных про- блем, социальной политики и социальной работы пока еще только на- чинаются. Приведем некоторые примеры исследований в этом ключе.
ПРИМЕРЫ ТЕМ КАЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ, СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
«Принимаемые как должное» практики социального об-
служивания, «скрытое знание»
o профессионализация социальной работы o
принятие решений в сфере охраны детства o
траектории депривации детей от семьи o
конструирование инвалидности в школе-интернате o
представления специалистов о качестве и результативности их работы o
разговоры о клиентах
Жизненный опыт, тактики, представления людей в труд-
ной жизненной ситуации / пользователей услуг
o биографии людей с инвалидностью o
драматическое поведение попрошаек o
активизм как стратегия выживания o
гендерные аспекты переживания безработицы o
одинокие матери: клиенты или граждане?
1
Burgess R. G. Field Research: a Sourcebook and Field Manual. London: Allen and
Unwin, 1982. P. 164—165.


42
Часть 2
Внутренний мир организаций и профессий социального
государства
o этнография практики реабилитации o
результативность благотворительных программ для бездомных o
власть и контроль в деятельности социальной службы o
«скрытый учебный план» образовательного учреждения o
риторика и практика благотворительности o
профессиональные субкультуры в медицине
Понимание комплексных инициатив
o мультидисциплинарная работа в команде: o
система наказания несовершеннолетних правонарушителей o
система профилактики социального сиротства
Главный вопрос не только качественных, но и количественных иссле- дований – это то, каким образом те или иные знания вносят вклад в прак- тику социальной работы и процессы принятия решений, так как знания, полученные тем или другим способом, в любом случае должны быть про- интерпретированы и поняты практиками в их целях. И качественные, и количественные исследования, а также сочетание исследовательских мето- дов в применении к социальной работе позволяют накопить профессио- нальные знания для того, чтобы лучше понять и проанализировать про- блемы индивидов и общества, найти более эффективные способы интер- венции (вмешательства, необходимого в трудной жизненной ситуации), способствовать критической рефлексии профессиональной практики, ук- реплять профессиональную идентичность и повышать статус социальной работы в обществе. Социальная работа как форма практики есть комплекс- ная, сложная теоретическая деятельность, включающая рефлексивный синтез как индуктивных, так и дедуктивных рассуждений.
У каждого метода есть свои сильные и слабые стороны, поэтому не- обходимо обдуманно делать выбор метода, подходящего для цели ис- следования. Должны быть прозрачные и очевидные стандарты, которые прагматически востребованы практиками, поэтому важнее не спорить о превосходстве той или иной парадигмы, а концептуализировать вклад каждой из них в практику, в сочетании качественных исследований с количественными и прикладным характером знания.
В свою очередь, акционистское партисипаторное исследование не может равняться с масштабными количественными или глубокими ка- чественными исследованиями. У него есть свои преимущества – оно по- зволяет задействовать и отрефлексировать знание инсайдеров (участни- ков событий, имеющих непосредственный опыт, который нас интересу- ет с исследовательской точки зрения), что является бесспорным пре- имуществом, усиливающим релевантность и прикладной характер ис- следования. Однако, это не означает противоречий между всеми этими видами исследовательской работы. Напротив, нам следует признать широкий выбор возможных исследовательских стратегий в социальной работе и возможность их сочетания.


Стратегия прикладного социального исследования
43
Планирование и организация исследований
Любое исследование начинается с формулировки проблемы, или
главного исследовательского вопроса. При постановке задач исследо- вания следует досконально знать круг социально значимых проблем и повседневных трудностей, испытываемых различными категориями людей; сама формулировка сущности будущей работы должна откры- вать причинные связи между сферами повседневной жизнедеятельно- сти и социальной структурой. Определяя темы для исследований, необ- ходимо прояснить те ценности, которые явно находятся под угрозой в рамках исследуемых проблем. Такой подход осложняется тем, что пуб- лика и отдельные индивиды не ощущают угрозы ценностям разума и свободы или по крайней мере обеспокоены не только этими цен- ностями. Поэтому мы должны также выяснить, каким ценностям, по мнению акторов, угрожает опасность, кто или что им угрожает? Какова будет их реакция, если они полностью осознают реальную угрозу ценно- стям разума и свободы?
1
Выбор проблемы исследования влечет за собой более конкретную формулировку исследовательской задачи. Для этого необходимо выделить наиболее интересующий нас аспект проблемы. Это позволит нам сформу- лировать тему исследования. Иногда проблема возникает из-за того, что мы хотим улучшить свои знания относительно институтов, социальных процес- сов или культур. Тогда исследователь может поставить такие вопросы: какая доля населения испытывает потребность в помощи с трудоустройством? Дей- ствительно ли люди сегодня не поддерживают реформирование системы льгот? Насколько экономическое положение пожилых женщин хуже поло- жения пожилых мужчин? Ответы будут в основном описательными. Опи- сательные исследования отвечают на вопрос: что здесь происходит?
В другом случае исследование начинают с аналитических проблем, которые возникают не просто из-за недостатка информации, а из-за пробела в нашем понимании. Объяснительные исследования пытаются внести вклад в наше понимание того, почему события происходят имен- но так, а не принимают эти события как должное. Таким образом, мы можем спросить: в чем причины домашнего насилия? Как объяснить рост инвалидности в последние годы? Почему женщины в такой боль- шой пропорции представлены среди получателей социального обеспе- чения и клиентов социальных служб? Объяснение – это корректное за- ключение о существовании взаимосвязи между независимыми и зави- симыми переменными, и оно требует точного выбора переменных, ак- куратного использования индуктивного (от частного к общему) и дедук- тивного (от общего к частному) объяснения, точного использования установленных правил доказательства. Как видим, выбор проблемы ис- следования приводит к формулированию теории исследования. В целом все исследовательские проблемы можно разделить на две группы – фундаментальные (решение послужит развитию теоретических пред- ставлений о явлении) и прикладные (решение может помочь нам спра- виться с тем или иным вопросом, встающим перед обществом, т.е. про- блема отвечает на определенную социальную потребность).
1
Миллс Ч. Райт. Социологическое воображение// Пер. с англ. О. А. Оберемко.
Под общей редакцией и с предисловием Г. С. Батыгина. – М.: Издательский Дом
NOTA BENE, 2001. – 264 с.


44
Часть 2
Уровень самоубийств
Глубина пе- реживания несчастья
Наличие какого-либо несчастья
Глубина пе- реживания одиночества
Наличие одиночества
Зависимая переменная
Уровень активности в обществе
Чтобы ответить на эти вопросы, формулируются логические до- пущения – гипотезы. Это второй шаг исследовательской программы, который осуществляется путем логических рассуждений и с опорой на анализ источников по соответствующей тематике. Мы пытаемся пре- дусмотреть и выявить факторы, которые предположительно связаны с интересующим нас явлением, поведением или ситуацией. Если иссле- дователь пытается ответить на вопрос, «почему что-либо происходит», то первое, что необходимо сделать – определить зависимые перемен- ные (которые мы стремимся объяснить) и показать, как они связаны с независимыми переменными – т.е. теми, которые вызывают измене- ния в зависимой переменной. Независимая переменная – это любой признак изучаемого объекта, который мы можем считать фиксирован- ным в целях нашего исследования, например, пол, возраст, экономи- ческое положение. Зависимая переменная – это такой признак, кото- рый изменяется под влиянием независимых переменных: например, в зависимости от пола человек осуществлять выбор профессии и образо- вательной специальности, а в зависимости от экономического статуса иметь или не иметь доступ к качественному медицинскому обслужи- ванию или демонстрировать те или иные практики поведения.
Рис. 3. Объяснительная модель взаимодействия переменных
В исследовании Э. Дюркгейма, о котором шла речь выше, «уро- вень самоубийств» является зависимой переменной, а независимыми переменными выступают такие факторы, как «глубина переживания одиночества», «глубина переживания своего несчастья», «уровень активности в обществе», «одиночество», «несчастье» (Рис.3). Можно попробовать построить модель взаимодействия таких переменных, как если бы они были соответствующими вопросами или индикато- рами в вопроснике. Очевидно, что переменная «уровень активности в обществе» (как и переменные «несчастье», «одиночество»), хотя и коррелирует с уровнем самоубийств, но связана с ним, скорее всего, не непосредственно, а через переменные, отражающие глубину пе- реживания стрессовых факторов.
Независимые переменные

Стратегия прикладного социального исследования
45
О корреляции говорят, когда уровень показателей из-
меняется синхронно. Если значение показателей одно-
временно возрастает, то корреляция положительная,
если же рост одного показателя совпадет с уменьшением
другого, то это – отрицательная корреляция.
Глубина переживаний зависит от индивидуальных особенностей лич- ности, однако дальнейшее исследование может показать, что на нее влияют такие социальные факторы, как экономическое положение индивида, пол, уровень образования, происхождение из определенной местности.
Корреляция может быть сильной и слабой. Говорят, что коэффици- ент корреляции равен 0, если связь отсутствует, величина коэффициента от 0.6 до 1.0 или от -1.0 до -0.6 свидетельствует о сильной связи. В соци- альных исследования высокий уровень корреляции на уровне ±0,6 по
Пирсону бывает получен очень редко, в большинстве случаев значение этого показателя не достигает ±0,5 по Пирсону в силу особенности приро- ды данных – их многозначности и большого количества сложных взаимо- влияний. Известно, например, что существует тесная корреляция между полом и продолжительностью жизни, однако биологический пол – это далеко не единственный фактор низкой продолжительности жизни среди мужчин, которая обусловлена, в том числе, целым рядом социальных фак- торов. Поэтому еще раз напомним, что корреляция и причинно- следственная связь – это не одно и то же. Исследование может показать, что две переменные коррелируют друг с другом, но такой результат может ока- заться случайностью; или может существовать некая третья переменная, которая не была включена в исследовании, о которой исследователь ни- чего не знает, однако, именно с ней связаны наблюдаемые переменные.
Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания.
В качестве объекта исследования выступают не индивиды и не группы людей, а тот или иной социальный процесс, область социальной дейст- вительности, социальные отношения, порождающие проблемную си- туацию. Предметом внимания ученого являются наиболее значимые с точки зрения исследования свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет выражает центральную исследовательскую проблему, предположение о возмож- ности обнаружить в ней закономерности и тенденции. Отсюда и форму- лируются рабочие гипотезы.
Цель исследования ориентирует на его конечный результат (теоре- тический или прикладной), задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования.
Четкая формулировка проблемы ведет к формулировке гипотезы.
Логическая конструкция гипотезы представляет собой условно- категорическое умозаключение «Если…, то…». Первая посылка выдвигает условие, а вторая утверждает следствие из данного условия. Чем больше следствий она содержит, тем более вероятно ее подтверждение. Сформу- лировав исходные гипотезы-основания, их следует развернуть в целую цепочку взаимосвязанных гипотез-следствий, сформулированных в бо- лее конкретных понятиях, чем исходные предположения. В эмпириче- ском исследовании проверяются именно гипотезы-следствия. Хорошее исследование опирается на целую серию альтернативных гипотез.


46
Часть 2
Гипотезы могут быть описательными и объяснительными. Описа-
тельные гипотезы представляют собой предположения о существенных свойствах объектов, о характере связи между отдельными элементами изучаемого объекта, объяснительные – это предположения о степени тесноты связей взаимодействия и причинно-следственных зависимо- стях. В качественной методологии гипотезы постоянно переформули- руются в процессе исследования, в ходе получения новых данных, кото- рые могут опровергнуть ранее высказанные соображения. Ключевые понятия исследования, при помощи которых составляется главный ис- следовательский вопрос, представляют собой концептуальные перемен- ные. Им дается теоретическое определение при помощи анализа лите- ратуры, предыдущих исследований, а также путем формулирования собственных предположений о связях между разными факторами.
После того, как мы решили, что измерять, нам следует осуществить выбор того, каким способом мы будем это делать. Для этого следует вы- брать метод или их сочетание, которые бы позволили измерить кон- кретные признаки, задать конкретные вопросы нашему полю. Напри- мер, если мы хотим изучать мнение клиентов социальной службы, то нам не стоит планировать анализ содержания газетных публикаций: лучше остановиться на опросных процедурах. Кроме того, при выборе метода важную роль играет возможность реализации проекта: например, запланировав наблюдение за повседневной жизнью дома-интерната, мы должны принять во внимание то, каким временем мы располагаем, сможем ли устроиться на постоянную работу в учреждении, разрешат ли нам открытое наблюдение.
Для того, чтобы их можно было сделать измеряемыми, концептуаль- ные переменные переводят в операциональные, т.е. осуществляют опера-
ционализацию понятий. Предположим, проблема, которую формулируем мы как исследователи, предварительно изучив ситуацию, состоит в том, что из-за неприспособленности окружающей среды инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, использующие для передвижения коля- ску, испытывают социальную изоляцию (рис.4). Цель нашего исследования
– оценить связь между доступностью окружающей среды и социальной интеграцией инвалидов. Гипотеза исследования состоит в том, что на ин- тенсивность освоения окружающей среды влияет как ее доступность, так и интенсивность социальных связей респондента.
Рис. 4. Пример операционализации понятия
(от параметра к признакам и переменным)
«Доступность окружающей среды для инвалидов-колясочников»
Ë È Ì
Доступность элементов среды
Ë
È È Ì
Доступность вспо- могательных средств
Ë
Ì
Освоение окружающей среды
Ë Ì
Ком- форта- бель- ность жилья
Удобство транс- порта
При- способ- лен- ность мест работы, учебы, отдыха
Доступ- ность поли- клиник, магази- нов
Наличие необхо- димых меха- низмов и приспо- соблений
Нали- чие средств связи с внеш- ним миром
Учеба, заня- тость, отдых вне дома
Интен- сивность и широта контак- тов с внешним миром
V
1
V
2
V
3
V
4
V
5
V
6
V
7
V
8
V
9
V
10
V
11
V
12
V
13
V
14
V
15
V
16