Файл: национальный исследовательский томский политехнический университет юргинский технологический институт.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 3
4
Мотор-тестер
МТ-10 КМ Плюс
1
-
Моющий аппарат
К 7 Compact EU
1
-
Ноутбук
MacBook Air
1
-
Пеногенератор
(разбрызгиватель)
24 л.
-
1
-
Прибор для проверки фар с
ЖК - люксметром, плекс. центровщиком и ручкой
Wolf DZ
1
-
Системный блок
(Процессор AMD
«Athlon II X3 445»)
1
-
Стол
Е30 1
1100х1400х600
Телевизионная система видеонаблюдения
-
1
-
Телевизор
Samsung
1 1290
Течеискатель
ТМ-МЕГА
1
-
Тиски слесарные
-
1 30х210х40
Толщиномер лакокрасочных покрытий
ET 11S
1
-
Шкаф
ШУ2.01 2
2300х650х1100
Щит пожарный закрытый
ЩПЗ-С
1 700х1000х300

20
На рисунке 1.1-Изображена планировка здания СТО «ЮТИ»
1 - Тормозной стенд, 2 - Смотровая яма, 3 - Подъемник, двухстоечный 4 -
Автомобильная мойка, 5 - Стенд для регулировки фар, 6 – Шкаф, 7 –
Компьютер, 8 – Верстак, 9 – Стол, 10 - Гидравлический пресс, 11 -
Шиномонтажный стенд, 12 - Балансировочный стенд, 13 - Резервуар с водой, 14
– Компрессор, 15 - Отвод воды.
1.3 Характеристика производственного персонала
Всего на СТО «ЮТИ» находится один сотрудник.
В основном на СТО «ЮТИ» обслуживают следующие марки автомобилей: Toyota, Volkswagen, ВАЗ, Nissan, Mazda, HYUNDAI, Škoda, и др.
1.3.1 Обслуживаемые автомобили.
Среднесуточный заезд автомобилей на СТО «ЮТИ» составляет около 20 единиц.
Из них:7 автомобилей марки Toyota, 3 автомобиля марки Volkswagen, 3 автомобиля марки Nissan, 4 автомобиля марки Mazda, 2 автомобиля марки
HYUNDAI, 1 автомобиль марки Škoda.
1.3.2 Режим работы.

21
СТО «ЮТИ» работает 280 дней в году. Одна рабочая смена составляет 8 часов. Рабочий день начинается с 10:00 до 18:00 часов, один час отводится на обед. Время обеденного перерыва с 13:00 до 14:00 часов.
1.3.3 Порядок приема автомобилей.
Прием автомобилей осуществляется по договоренности с механиком.
Клиент непосредственно должен обратиться к механику и описать неисправность автомобиля. После чего записаться в очередь, если она есть, далее поставить автомобиль на рабочий пост (подъемник) или на яму.
1.3.4 Обеспечение СТО «ЮТИ» горячей и холодной водой, а также электроэнергией.
Предприятие обеспечивается централизованной горячей водой, которая остывает в накопительной бочке ёмкостью 1000 литров.
1.3.5
Организация материально-технического снабжения, порядок пользования эксплуатационных материалов и запасных частей.
Для бесперебойного функционирования производства необходимо хорошо налаженное материально-техническое обеспечение (МТО), которое на СТО
«ЮТИ» осуществляется через органы материально-технического снабжения.
Главной задачей органов снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение необходимыми материальными ресурсами.
План МТО разрабатывается с учетом:
Производственной программы, нормативов запасов материальных ресурсов, норм расходов сырья, материалов, комплектующих изделий, цен на все виды материально-технических ресурсов.
1.3.6 Хранение ГСМ.
ГСМ хранятся в помещении при относительно постоянной умеренной температуре.
Хранилище удовлетворяет следующим условиям:
Удобный подъезд для транспортных средств, возможность свободного пользования материалами, возможность вскрытия ёмкостей и отлива масел в


22 чистом и не запыленном месте, легкость доставки к основным местам использования.
1.4 Характеристика и анализ работы зоны ТО и ТР на СТО.
Основой организации работ на СТО «ЮТИ» является положение о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей. Данное положение обязательно для всех СТО, производящих ТО и ремонт этих автомобилей.
При обслуживании автомобилей на СТО «ЮТИ» особое внимание уделяют неисправностям, которые могут повлиять на безопасность движения.
При этом обязательно устраняют выявленные неисправные и ослабленные крепления следующих узлов, агрегатов и систем.
При регулировочных работах:
Педали тормоза, стояночной тормозной системы, рулевого управления, подшипников колёс.
При контрольно-диагностических и крепежных работах:
Сошки и маятникового рычага рулевого управления, рулевого привода, рулевых тяг на шаровых пальцах и шаровых пальцев в гнёздах, шаровых опор, шкворней, поворотного кулака, дисков колёс, карданной передачи или приводов, рессор и пружин, амортизаторов рычагов подвески, трубопроводов, шлангов гидравлического тормозного привода, главного тормозного привода, замков дверей, капота и багажника, регулятора давления тормозного привода, двигателя, разделителя, стекол стеклоомывателя, стеклоочистителя, зеркал заднего вида, устройства обдува и обогрева ветрового стекла, системы вентиляции и отопления.
При обслуживании систем питания, и электрооборудования:
Системы питания и выпуска газов фар, передних и задних фонарей, переключателей света, световозвращателей, звукового сигнала, электропроводки, аварийной сигнализации, сигнала торможения.
ТО-1 проводится через определённую периодичность, но не менее двух раз в год для выполнения следующих работ:

23
Контрольно-диагностических − проверка действия рабочей тормозной системы на одновременное срабатывание, эффективность торможения.
Действия стояночной тормозной системы, тормозного привода, проверка соединений в рулевом приводе, состоянии шин, приборов освещения и сигнализации;
Осмотровых − осмотр и проверка кузова, стекол, номерных знаков, действия дверных механизмов, стеклоочистителей, проверка зеркал заднего вида, герметичности соединений систем смазочной, охлаждения и гидравлического привода включения сцепления, резиновых защитных чехлов на приводах и шарниров рулевых тяг, величины свободного хода педали сцепления и тормоза, натяжение ремня вентилятора, уровней тормозной жидкости в бочках главного тормозного цилиндра и привода выключения сцепления, пружин и рычага в переводной подвеске, штанг и стоек стабилизатора поперечной устойчивости.
При ТО-1 также отчищают от грязи и проверяют приборы системы питания и герметичности их соединений; проверяют действие привода, полноту закрывания и открывания дроссельной и воздушной заслонок, регулируют работу карбюраторов на режимах малой частоты вращения коленчатого вала двигателя. В системе электрооборудования очищают аккумуляторную батарею и её вентиляционные отверстия от грязи, проверяют крепление, надежность контакта наконечников проводов с клеммами и уровень электролита в каждой из банок аккумулятора, очищают приборы электрооборудования от пыли грязи, проверяют изоляцию электрооборудования, крепление генератора, стартера и регулятора, проверяют крепление стартера, катушки зажигания.
ТО-2 рекомендуется проводить с определённой периодичностью, но не менее одного раза в год. Перед выполнением ТО-2 или в его прогрессе целесообразно проводить углубленное диагностирование всех основных агрегатов, узлов и систем автомобиля для установления их технического состояния, определения характера неисправностей, их причины, а также возможности дальнейшей эксплуатации данного агрегата, узла и системы.


24
При этом выявляют следующее:
1. В двигателе - наличие стуков в шатунных подшипниках и газораспределительном механизме, клапанах, зубчатых колёсах, развиваемой мощности, неисправности системы зажигания в целом и отдельных её элементов;
2. В системе питания двигателя - подтекание топлива в соединениях трубопроводов, в плоскостях разъёма, повышенные расходы топлива и содержания СО в отработавших газах для прохождения технического осмотра в
Госавтоинспекции, состояние деталей цилиндропоршневой группы, системы газораспределения, прокладки головки цилиндров;
3. В смазочной системе двигателя - подтекание масла в местах соединений и разъёма (сальники коленчатого вала, картер двигателя, крышка распределительного механизма и другие), давление в системе смазки и правильность показания приборов, установленных на автомобиле;
4. В системе охлаждения двигателя - подтекание охлаждающей жидкости в соединениях и местах разъёма, узлах системы (радиатор, водяной насос и др.), перегрев охлаждающей жидкости при работе двигателя под нагрузкой;
5. В сцеплении - пробуксовывание под нагрузкой, рывки во время включения передач, наличие стуков и шумов при работе и переключении передач, неисправность привода сцепления;
6. В коробке передач - наличие стуков и шумов в рабочем состоянии, самопроизвольное выключение под нагрузкой, наличие течи масла в местах разъёма деталей коробки передач, величину зазора при переключении передач;
7. В заднем мосте - наличие стуков и шумов в рабочем состоянии, наличие течи масла в местах разъёма деталей заднего моста, величину суммарного зазора в главной передаче и дифференциале;
8. В карданном вале и промежуточной опоре - зазоры в карданных сочленениях, шлицевых соединениях и в промежуточной опоре карданного вала;

25 9. В рулевом управлении - усилие, необходимое для вращения рулевого колеса, зазор вала рулевой сошки во втулках, надёжность крепления пружин и рычагов передней подвески, а также штанг и стоек стабилизатора поперечной устойчивости;
10. В рессорах и элементах подвески - наличие поломок листов или пружин, зазоры в соединениях рессорного пальца с втулкой рессоры и с проушиной кронштейнов подвески, параллельность переднего и заднего мостов и их расположение относительно кузова автомобиля;
Кроме того, необходимо проверить и отрегулировать углы установки управляемых колёс, эффективность действия и одновременность срабатывания тормозных механизмов, балансировку колёс, работу системы зажигания автомобиля, зазор между контактами прерывателя, установку и действие фар, направление светового потока, состояние радиатора, резиновых подушек, подвески двигателя.
При ТО-2, кроме работ по ТО-1, выполняют ряд дополнительных операций:
Закрепление радиатора, головки цилиндров и стоек коромысел, крышек кожуха головки блоки цилиндров, впускного и выпускного трубопроводов, крышки блока распределительных зубчатых колёс, корпусов фильтров очистки масла, поддона масляного картера двигателя, картера сцепления, амортизатора, топливного бака, глушителя, крышки редуктора заднего моста, стремянки, пальцев рессор, замков и ручек дверей.
Регулировку усилия поворота рулевого колеса, тепловых зазоров клапанов, натяжение цепи привода механизма газораспределения двигателя, зазора между тормозными колодками и дисками колёс, зазора в подшипниках ступиц передних колёс.
В системе питания проверяют герметичность топливного бака и соединений трубопроводов, крепление карбюраторов и устраняют выявленные неисправности. Снимают карбюратор и топливный насос, разбирают их, очищают и проверяют на специальных приборах состояние деталей. После


26 сборке проверяют топливный насос на специальном приборе. Проверяют также легкость пуска и работу двигателя.
При обслуживании системы электрооборудования производят следующее: снимают батарею с автомобиля и проверяют степень заряда, проверяют состояние щёток и коллекторов генератора и стартера.
1.5 Организация работ на СТО «ЮТИ» .
При приемке автомобилей на ТО и ремонт, а также при выдаче автомобилей, СТО должны руководствоваться «Техническими требованиями на сдачу и выпуск из ТО и ремонта легковых автомобилей, принадлежащих гражданам».
Если при приемке и в процессе диагностирования автомобиля будут выявлены неисправности, угрожающие безопасности движения, то они подлежат устранению на СТО по согласованию с владельцем автомобиля.
После приемки автомобиль направляют на соответствующий производственный участок. В случае занятости рабочих постов, на которых должны выполняться работы согласно заказ-наряду, автомобиль поступает на автомобильное место ожидания или хранения, а оттуда, по мере освобождения постов, направляется на тот или иной производственный участок. После завершения работ автомобиль поступает на участок выдачи.
1.5.1 Организация приёмки - выдачи автомобилей.
Основные положения, перечень работ и правила приёмки определены РТМ
«Приёмка легковых автомобилей станциями и центрами технического обслуживания. Общие положения», а также техническими требованиями на сдачу в ТО и ремонт легковых автомобилей, принадлежащих гражданам.
При приёме автомобиля производятся: проверка агрегатов и узлов, на неисправность которых указывает владелец; внешний осмотр автомобиля и проверка его комплектности; проверка агрегатов, узлов и систем, влияющих на безопасность движения; проверка технического состояния автомобиля для выявления дефектов, не заявленных владельцем; ориентировочное определение

27 стоимости и сроков выполнения работ и согласование их с владельцем; оформление приёмочных документов.
При необходимости для установления причины неисправности мастер направляет автомобиль на посты диагностирования или делает пробный выезд автомобиля.
Приёмка автомобилей для выполнения работ, объёмы и стоимость которых постоянны (диагностика, регулировка и т.д.), упрощается. В этом случае владельцем в столе заказов СТО приобретается талон с указанием вида и стоимости работ.
При оформлении заказа на ТО, по требованию владельца автомобиля, СТО выполняет неполный объём работы. После установления объёма работ мастер- приёмщик, использует «прейскурант на ТО и ремонт легковых автомобилей», заполняет наряд-заказ и определят общую стоимость работ. При этом в наряд- заказ вносятся не только те работы, на которые согласен заказчик.
После проведения всех необходимых работ автомобиль направляется на участок выдачи, где контролируют качество работ, выполненных в соответствии с наряд-заказом, производят внешний осмотр, проверку комплектности автомобиля и выдачу его владельцу.
1.5.2 Организация диагностирования автомобилей.
Диагностирование автомобилей производится: по заказам владельцев, как самостоятельный вид услуг; при приёме на станцию (по мере необходимости); при ТО и ТР; перед выдачей автомобиля владельцу для проверки качества обслуживания.
Наибольшее число заявок владельцев автомобилей приходится на диагностические работы по проверке и регулировке углов установки управляемых колёс. По системам электрооборудования и питания двигателя.
Это объясняется тем, что работы этих узлов и систем во многом определяют затраты на эксплуатацию автомобиля.
Значительная часть контрольно-регулировочных работ с применением диагностических средств производится непосредственно в процессе ТО и ТР


28 автомобилей. В основном это касается работ по обслуживанию и ремонту двигателей, электрооборудования и ходовой части, которые выполняются, как правило, с применением переносных приборов непосредственно на постах ТО и
ТР.
1.5.3 Организация работ ТО и ТР автомобилей.
Основой организации работ на СТО «ЮТИ» является «Положение о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей». Данное положение обязательно для всех СТО производящих ТО и ремонт этих автомобилей. Это положение является основополагающим документом, определяющим единую техническую, политику и устанавливающим необходимые требования к системе ТО и ремонта, её организации. Положение регулирует взаимоотношения между предприятиями системы автотехобслуживания, владельцами автомобилей и заводами-изготовителями.
Оно устанавливает также виды и нормативы технических воздействий, направленные на обеспечение надёжной и безопасной эксплуатации автомобилей, содержит основные рекомендации для организации ТО и ремонта автомобилей на СТО «ЮТИ».
Согласно названному положению, техническое обслуживание включает:
ТО по талонам сервисных книжек (СК), ежедневное техническое обслуживание
(ЕО), первое (ТО-1) и второе (ТО-2) техническое обслуживание автомобилей, для которых не предусмотрены сервисные книжки и сезонное обслуживание.
Также положением предусмотрены два вида ремонта: текущий (ТР) и капитальный (КР).
ЕО включает заправочные работы и контроль, направленный на каждодневное обеспечение безопасности и поддержании надлежащего внешнего вида автомобиля. Большей частью ЕО выполняется владельцем автомобиля перед выездом, в пути или по возвращении на место стоянки.
ТО предусматривает выполнение определённого объёма работ через установленный заводом-изготовителем эксплуатационный пробег автомобиля.

29
СО предусматривает выполнение ТО и дополнительных операций по подготовке автомобиля к зимней или летней эксплуатации, согласно рекомендациям заводов-изготовителей.
Ремонтом называется комплекс работ по устранению возникших неисправностей и восстановлению работоспособности автомобиля в целом.
Ремонт автомобиля осуществляется по необходимости и включает контрольно- диагностические, разборочно-сварочные, слесарные, механические, сварочные, жестяницкие, окрасочные, электротехнические работы.
Для качественного выполнения ТО и ТР СТО оснащается необходимыми постами, устройствами, приборами, приспособлениями, инструментом и оснасткой, технической документацией.
Основная часть работ по ТО и ТР выполняется в зоне ТО и ТР на двух тупиковых постах, оборудованных подъёмниками. Кроме того работы по обслуживанию и ремонту приборов системы питания и электрооборудования выполняются на посту диагностики, сварочные, жестяницкие, кузовные, малярные на специализированных участках.
Техническое обслуживание автомобилей представляет собой комплекс работ, направленных на предупреждение отказов и неисправностей.
Поддержание автомобилей в исправном состоянии и обеспечение надёжной, безопасной и экологической эксплуатации. Техническое обслуживание включает следующие виды работ: контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, электротехнические, работы по системе питания, заправочные, смазочные и другие.
Поступающие на станцию автомобили требуют проведения самых различных по наименованию и объему работ ТО и ТР и поэтому организация производства станции должна обеспечивать выполнение любого их сочетания, т.е. обладать достаточной гибкостью технологического прогресса ТО и ТР.
В связи со случайным характером требуемых технических воздействий для автомобилей, поступающих на СТО, возможны следующие варианты сочетания работ ТО с работами ТР:
1   2   3   4   5   6