Файл: национальный исследовательский томский политехнический университет юргинский технологический институт.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30 1. ТО по просьбе клиента.
Выборочный комплекс работ ТО (регулировочные, смазочные), Полный объем ТО совместно с работами ТР, выявленными в процессе диагностирования.
На СТО применяется метод обслуживания автомобилей на универсальных постах. Так как предприятие использует разномарочный парк, оно заключается в следующем: с автомобиля снимают неисправные агрегаты, ремонтируют их и устанавливают вновь на этот же автомобиль. При этом методе ремонта агрегаты не обезличиваются, а время простоя автомобиля определяется длительностью ремонта наиболее трудоёмкого агрегата. Работа выполняется одной комплексной бригадой.
Техническая документация отсутствует, проводится визуальный осмотр и описание выявленных дефектов.
Автомобили, подлежащие ремонту, осматриваются перед приёмом в ремонт. Затем принятый автомобиль в ремонт разбирают и изношенные детали ремонтируют или заменяют новыми.
Контроль качества ремонта на СТО «ЮТИ» проводиться на диагностическом посту и выявляется в процессе эксплуатации. Количество рабочих мест на данном участке проектируемого объекта составляет один человек. Он непосредственно занят на работах, связанных с ремонтом, диагностикой и регулировкой агрегатов, снятых с автомобилей.
1.5.4 Обеспечение запасными частями.
Одной из важнейших задач поддержания автомобилей в технически исправном состоянии является обеспечение авто обслуживающих предприятий и владельцев автомобилей запасными частями.
На СТО организована продажа отечественных запасных частей, что значительно упрощает процесс ТО и ремонта автомобилей и повышает производительность труда.
1.5.5 Контроль качества

31
Контроль качества технического обслуживания и ремонта автомобилей является составной частью производственного процесса. Конечной целью контроля качества является предупреждение брака и повышения качества технического обслуживания и ремонта автомобилей. Качество технического обслуживания и ремонта автомобилей закладывается в процессе производства работ и оценивается путём непосредственного контроля при эксплуатации автомобиля. Качество ТО и ремонта оказывает решающее влияние на уровень затрат и простоев автомобилей, на безопасность движения подвижного состава транспортных средств. Организация эффективного контроля качества ТО и ТР автомобилей является сложной задачей, обусловленной спецификой работ СТО
«ЮТИ».
Основные функции контроля качества ТО и ремонта автомобилей возлагаются на мастера производственного подразделения. Контроль качества работ, выполняемых на автомобиле, осуществляется непосредственно на постах обслуживания и ремонта автомобилей, на постах диагностики и на посту приёма-выдачи автомобилей.
1.6 Виды работ обслуживания и ремонта кондиционирования.
Всем хорошо известно правило: долговечность работы устройства напрямую зависит от соблюдения правил его эксплуатации. Действует оно и для объекта данной статьи. При грубых нарушениях правил эксплуатации даже полное обслуживание автомобильного кондиционера не всегда может помочь, и устройству приходится подыскивать замену, что всегда вызывает множество затрат, как денежных, так и временных. Избежать это поможет простое соблюдение некоторых рекомендаций.
1. Люк и двери.
Для эффективной работы кондиционера, люк (при его наличии) и все окна должны быть наглухо закрыты. Если салон требуется охладить в кратчайшие сроки, достаточно будет оставить все двери автомобиля открытыми на несколько минут, чтобы дать ему проветриться, после чего плотно закрыть и нажать кнопку включения кондиционера.


32 2. Время работы кондиционера.
Для того чтобы избежать пересыхания, разрушения некоторых элементов и неожиданного появления протечки, необходимо каждый месяц (даже в зимнее время) позволять кондиционеру работать не менее 15 минут. Это позволит маслу, циркулирующему в системе на пару с хладагентом, смазать все нуждающиеся в этом узлы, что в свою очередь снизит риск поломки и необходимость в обслуживании автомобильного кондиционера.
3. Параллельная работа.
Для уменьшения запотевания окон в машине необходимо, чтобы кондиционер и печка работали параллельно, создавая эффект осушения.
Однако подобная совместная деятельность возможна только при условии, что это допускает климатическая система автомобиля.
4. Хладагент.
Для более экономной работы системы и снижения потребления бензина необходимо правильно подобрать хладагент. Для машин не позднее 1990 года выпуска оптимальным вариантом является R-12 (CFC), для более новых моделей - R134А (HFC). Однако ни в коем случае нельзя использовать их единовременно, поскольку они обладают различным составом и нуждаются в различном давлении для нормального функционирования. Также не стоит пробовать использовать R134a для заправки автомобиля старой модели, а R-12
– для новой. Это может нанести существенный урон шлангам, вызвав протечку и, как следствие, внеплановое обслуживание автомобильного кондиционера.
5. Заправка хладагентом.
Для сохранения работоспособности устройства и поддержания необходимого уровня давления требуется, чтобы заправка хладагентом осуществлялась не реже чем раз в 1 – 2 года. Примерно с такой же периодичностью стоит проводить и замену масла.
6. Диагностика и проверка автокондиционера.
Для своевременного выявления проблем и неполадок стоит самостоятельно осуществлять проверку автокондиционера и не реже одного

33 раза в год проводить его полную диагностику. В ее курс рекомендуют включать слив и заправку требуемым количеством хладагента, проверку на наличие всевозможных утечек, вакуумирование системы и смену компрессорного масла.
Наиболее оптимальный период для этого – весна, время после его вынужденного длительного зимнего простоя.
7. Промывка радиаторов.
Своевременная чистка и промывание радиаторов от дорожной грязи, насекомых и тополиного пуха позволяет избежать их забивания и блокировки пропуска воздушного потока. Даже если внешне это ничем не проявляется, засор между радиаторами кондиционера и охлаждения двигателя все равно имеет место быть. Косвенно это проверяется достаточно легко: если во время езды кондиционер работает так, как должен, а при остановке прекращает охлаждать воздух в салоне, значит, точно имеется нарушение воздушного потока.
8. Пробки в дренажной трубе.
Результатом отсутствия должного обслуживания автомобильного кондиционера также может послужить появление пробок в дренажной трубке испарителя. В этом случае вместо того, чтобы уходить из поддона, стекающий туда конденсат, напротив, будет в нем накапливаться. Последствиями может стать не только заметные ухудшения в регулировании влажности воздуха, но и появление неприятного запаха, вызванное размножением бактерий.
9. Антибактериальная обработка.
Своевременная антибактериальная обработка испарителя, его дезинфекция и смена салонного фильтра позволит уберечь легкие как водителя, так и пассажиров автомобиля от различных вредных веществ. К их числу можно отнести: дорожную пыль, продукты сгорания топлива, грязь, сажу, гарь и различные другие примеси, загрязняющие воздух. Производить смену фильтра стоит около 2 раз в год, а обработку испарителя специальными антисептическими препаратами раз в 5 лет
10. Заправочные порты.


34
После проведения любой процедуры, связанной с обслуживанием автомобильного кондиционера, всегда проверяйте наличие колпаков на заправочных портах. В случае их отсутствия, дабы избежать загрязнения, рекомендуется закрыть порты при помощи имеющихся подручных средств, например, замотать изолентой.
1.7 Виды неисправностей.
1. Компрессор.
Среди общих проблем, связанных с системой вентиляции и отопления автомобиля, с которыми сталкивается большинство моделей авто кондиционеров, независимо от марки и производителя, лидирующее место занимает конденсор (радиатор кондиционера).
2. Конденсор.
Во время активной езды грязь, успевшая дополнительно пропитаться различными химикатами, методично накапливается во всех возможных местах.
Ее постоянное наличие вызывает процессы гниения металла (алюминиевые детали) и коррозии (электрика устройства). Причем внешне это может никак не проявляться, но стоит рассмотреть лучше данную деталь повреждения станут заметнее.
3. Разгерметизация.
Со временем (в случае прокладок "O-Ring") или в связи с появлением течи
(в шлангах или сальнике), трещин или других повреждений происходит разгерметизация. Также ее причиной может стать даже самая незначительная авария.
4. Электрика.
Электрические неисправности чаще всего бывают вызваны либо отхождением какого-либо контакта, либо его гниением, ввиду нахождения в местах расположения проводов грязи и воды.
5. Попадание грязи

35
Непроходимость системы также является следствием попадания в устройство грязи и пыли. Появление подобного рода неисправности требует не только полной промывки системы, но и замены всего масла.
6. Воздушные заслонки.
Проблемы с воздушными заслонками могут быть вызваны как поломкой электрического привода, так и забитостью фильтра очистки воздуха внутри салона. Помимо общих неисправностей можно также выделить ряд поломок, характерных для конкретных марок автомобилей.
1.8 Анализ потребностей клиентов
Основными потребителями предлагаемых услуг являются автовладельцы города Юрга, в котором расположен наш автосервис. Население этого города составляет приблизительно 82 тыс. человек, то есть приблизительно 30 тыс. семей. Только 63% обеспеченны семьи, личным автотранспортом имеем около
19 тыс. автомобилей в данном городе (см. таблицу 1.2).
Таблица 1.2-Анализ парка легковых автомобилей города Юрга.
Марка автомобиля
Количество автомобилей
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
1 2
3 4
5 6
Volkswagen
1015 1230 1356 1456 1565
Opel
681 853 1312 1434 1766
Hyundai
1492 1850 2025 2125 2194
ВАЗ «КАЛИНА»
801 1022 1353 1919 2174
Mercedes
713 1120 1835 1945 2130
Chevrolet
1435 1523 1608 1766 1794


36
Продолжение таблицы 1.2
Ford
1083 1152 1347 1407 1574
Toyota
1473 1534 1606 1831 1850
Другие марки
1629 1850 2025 2187 2596
ВСЕГО
11522 13234 15167 16970 18443
Даже при условии 70% обеспеченности этого парка услугами автосервиса, остается еще неудовлетворенная потребность порядка 5700 автомобилей.
На рисунке 1.1 представлен график анализа парка легковых автомобилей города Юрга.
Рисунок 1.1-График распределение автомобилей по маркам (2014-2018 год).
В городе Юрга официально зарегистрированы 11 станций технических обслуживаний: СТО «Генератор», СТО «Клаксон», СТО «АВТОWEST», СТО
«Мобил-Гаранд», СТО «Гатор», СТО «Авторитет», СТО «АВТОРЕАЛ», СТО
«АвтоКомфорт», СТО «ЦТО-Юрга» и СТО «5 колес».
Как видно из таблицы 1.3 только одна СТО может оказать услуги ремонта и обслуживания автокондиционера (см. таблица 1.3).
Таблица 1.3-Обеспеченность г.Юрга предприятиями автосервиса, в которых может быть оказана услуга ремонта и обслуживания автокондиционера.

37
№ п/п
Предприятие
Количество обслуживаемых автомобилей
1
СТО «Генератор»
0 2
СТО «Клаксон»
0 3
СТО «АВТОWEST»
0 4
СТО «Мобил-Гарант»
0 5
СТО «АВТОРЕАЛ»
0 6
СТО «АвтоКомфорт»
0 7
СТО «ЦТО-Юрга»
0 8
СТО «Гатор»
0 9
СТО «Авторитет»
0 10
СТО «5 колес»
3000 11
Частники (незарегистрированные) *
2700
*данные рассчитаны на основе опросов автовладельцев.
СТО «5 колес» расположена в г.Юрга, ул.Чехова 1. Основное назначение − ремонт ходовой части.
На данной СТО старое оборудование и не качественное выполнение работ, поэтому, как видно из таблицы 1.3, остальная часть автомобилистов ищет частников для тех или иных работ.
Делая анализ авторемонтного рынка, мы пришли к выводу, что все автосервисы города Юрга имеют одни и те же проблемы, т.е. необученный, персонал с некачественными работами, низкая оплата труда, что не способствует техническому росту, отсутствует маркетинг − работа с клиентом.
53% опрошенных клиентов не удовлетворены уровнем выполненных работ и качеством услуг, 32% опрошенных недовольны ценообразованием из-за непрофессионального подхода по оценке повреждений автомобиля
Оказание услуги «ремонта и обслуживания автокондиционера» может потребоваться в случае не охлаждения салона автомобиля.

38
Ремонт кондиционера – услуга, подлежащая обязательной сертификации.
В составе услуги выполняются следующие работы:
1. Диагностика (ручная и автоматизированная)
2. Дефектовка (установление механических и других повреждений)
3. Ремонт автокондиционера (правка поврежденных частей и их сварка, пайка сплавами, замена тех или иных частей и пр.).
По данным срока эксплуатации автомобилей до 5 лет по 15 лет и более потенциально нуждаются в услуге ремонта и обслуживания автокондиционеров
47% автолюбителей (см. таблица 1.4)
Исходя из статистики по таблице 1.4, нужно внедрять в СТО ЮТИ ремонт и обслуживание автокондиционирования, потому что это востребовано в городе
Юрга, так же исходя из таблицы 1.4.
Таблица 1.4-Эксплуатационные сроки автомобилей, нуждающиеся в оказание услуги ремонта и обслуживания автокондиционера
№ п/п
Срок эксплуатации
% от общего
К-во
% автомобилей, потенциально нуждающихся в оказании услуги «ремонт авто кондиционера»
К-во
1
До 5 лет
12 2830 2
56 2
От 5 до 10 лет
18 3645 20 729 3
От 10 до 15 лет
37 6431 10 643 4
От 15 лет и более
33 6034 15 905
По данным таблицы 1.4 выясняем по опросу у автолюбителей и СТО какие часто случаются виды неисправностей узлов автомобиля. Около 19% отказов автомобилей приходится на кондиционер (см. таблица 1.5).
Таблица 1.5- Статистика неисправнстей узлов автомобиля
№ п/п Виды неисправностей
Количество %
1
Двигатель
33,7 2
КПП
22,4


39 3
Кондиционер
19 4
Электрика
15,4 5
Ходовая часть
9,5
Статистика опроса автолюбителей (Таблица 1.6) показала то, что половина всех неисправностей кондиционера приходится на компрессор (см. рисунок 1.3) .
Таблица 1.6- Виды неисправностей
№ п/п
Выход из строя
Количество %
1
Компрессор
52,4 2
Радиатор
18,9 3
Испаритель
15,9 4
Ресивер-осушитель
7,2 5
Магистрали
5,6
По данным таблицы 1.5 составляем диаграмму неисправностей узлов автомобиля (см. рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 Статистика неисправностей узлов автомобиля.
На рисунке 1.3 изображен график по видам неисправностей.

40
Рисунок 1.3 Виды неисправностей.
По данным опроса СТО «5 колес» в оказание услуги ремонта и обслуживание автокондиционера приходит ряд затрат, а также стоимость данной услуги (см. таблица1.7):
На электричество тратится 14,2 кВт/ч;
Время на работу 18,7 чел./ч;
Общая стоимость 31200 руб.
Таблица 1.7-Затраты на оказание услуги ремонта и обслуживания автокондиционера в СТО «5 колес»
Виды работ
Затраты электричества кВт/ч
Затраты времени на работу чел./ч.
Стоимость услуги руб.
Заправка кондиционера
1,2 2,5 4500
Ремонт радиатора
0,8 3,5 5500
Замена труб
3,5 4500
Аргонная сварка трубки кондиционера
5,7 3
2700
Замена уплотнительного кольца
2,7 1000
Снятие-ремонт - установка компрессора кондиционера
6,5 3,5 13000
Итого
14,2 18,7 31200
Если учесть, что ремонт автокондиционеров после поломки делают приблизительно 30% автолюбителей, то остальная часть этим не занимается.
Таким образом, количество потенциальных потребителей услуг автосервиса является достаточным для успешного осуществления данного проекта.
Необходимо также учитывать, что спрос на услуги постоянно растет, в связи с увеличением парка автомашин в городе (примерно на 10% в год).

41
Можно рассчитывать также на то, что основная часть этих потребителей воспользуется услугами автосервиса при условии, что цены на услуги не будут превышать цены конкурентов.
Кроме того, при условии оснащения сервиса хорошим оборудованием, деталями и высококвалифицированными кадрами, можно рассчитывать на то, что услугами сервиса будут пользоваться также и автомобилисты Юргинского района.
1.9 Проблемы, цели и задачи выпускной работы.
Проблема:
Увеличенные отказы работоспособности автокондиционеров
Отсутствие специалистов
Отсутствие нужного оборудования для ремонта и обслуживания автокондиционера
Цель:
Повышение качества ремонта и обслуживания автокондиционеров для автовладельцев
Организация участка «Ремонта и обслуживания автокондиционеров»
Задачи:
Разработать технологический план ремонта и обслуживания автокондиционеров;
Разработать технологический процесс ремонта и обслуживания автокондиционеров;
Подобрать необходимое оборудование для «ремонта и обслуживания автокондиционеров»