Файл: национальный исследовательский томский политехнический университет юргинский технологический институт.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
42 2. РАСЧЕТЫ И АНАЛИТИКА
2.1 Определение годового объема работ СТОА.
Одним из главнейших факторов, определяющих мощность и тип городских станций обслуживания, является число и состав автомобилей по моделям, находящимся в зоне обслуживания СТОА. Число легковых автомобилей, с учетом перспективы развития парка, определено на основе отчетных (статистических) данных.
Исходные данные: тип станции — городская СТОА количество автомобилей — 5600; среднегодовой пробег автомобиля принимаем: L
r
= 10 тыс. км.
Для СТОА рекомендуется: число рабочих дней в году D
раб
=280 продолжительность смены СТОА С=1 смены; продолжительность смены Т
см
= 7 часов.
Расчет производственной программы:
Годовая производственная программа СТОА — это расчетное количество обслуживаемых в течение года автомобилей.
NСТОА = N1 · K1 · K2 · K3 (2.1) где К
1
— коэффициент, учитывающий количество автомобилей, владельцы которого пользуются услугами СТОА;
К
2
— коэффициент, учитывающий увеличение парка автомобилей за счет транзитов;
К
3
— коэффициент, учитывающий перспективы роста автомобилизации района;
N
1
— число легковых автомобилей, принадлежащих населению.
К
1
= 0,75; К
2
= 1,1; К
3
= 1,1
N
СТОА
= 5600 · 0,75 · 1,1 · 1,1=5082 (автомобилей)
Так как определенная часть автовладельцев проводит ТО и ТР собственными силами, расчетное число обслуживаемых на станциях в год
43 автомобилей
N
2
=N
1
K, (2.2)
N=5600 · 0,8=4480 где К=0,75-0,90 — коэффициент, учитывающий автовладельцев, пользующихся услугами СТОА.
Для выбора типа СТОА (универсальный или специализированный) на основе общего числа обслуживаемых автомобилей N определяют их число по моделям и ориентировочно рассчитывают число рабочих постов для ТО и ТР автомобилей каждой модели.
На основе расчетного числа рабочих постов по моделям автомобилей, а также данных об имеющихся в городе СТОА о строительстве новых СТОА, производят технико-экономическое обоснование, в результате которого определяется целесообразность проектирования универсальной или специализированной СТОА.
При обосновании мощности и масштабов СТОА, а также их расположения внутри города, района или области в каждом конкретном случае необходимо учитывать насыщенность населения автомобилями, местоположение действующих СТОА и других автообслуживающих предприятий (мастерских), возможность приближения СТОА к местам наибольшей концентрации легковых автомобилей, дорожные и климатические условия района, продолжительность сезона эксплуатации и другие факторы.
Расчет годового объема работ городских СТОА.
Т=N
СТОА
· L
r
· t/1000 (2.3) где Т — годовой объем работ по ТО и ТР автомобилей, чел.-час. t — скорректированная удельная трудоемкость работ по ТО и ТР автомобилей, приходящаяся на 1000 км пробега.
Удельная трудоемкость ТО и ТР корректируется в зависимости от количества постов на СТОА и природно-климатических условий. t= t
H
·K
П
· К
ПР
(2.4) где t
H
– нормативная трудоемкость ТО и ТР на 100 км пробега, принимаем
44 t
Н
=2,6 чел.-ч./1000 км (для городских СТОА, обслуживающих легковые автомобили среднего класса)
К
ПР
— коэффициент корректировки удельной трудоемкости ТО и ТР в зависимости от природно-климатических условий, К
ПР
= 1.
К
П
— коэффициент корректировки удельной трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества рабочих постов на СТОА, К
П
=1.
Определяем скорректированную удельную трудоемкость. t=t
H
· К
П
· К
ПР
= 2,6 · 1 · 1=2,6 чел.-час/1000 км.
Определяем годовой объем работ на СТОА
Т = N
СТОА
· L
r
· t/1000 = 4480 · 10000 · 2,6/1000 = 116480 чел.-ч.
Таблица 2.1 – Примерное распределение объема работ по видам и месту их выполнения на СТО, % (по ОНТП-01-91)
Вид работ
Распределение объема работ в зависимости от числа рабочих постов
Распределение объема работ по месту их выполнения
От 1 до 5
На рабочих постах
На производствен- ных участках
1 2
3 4
Диагностические
10 100
-
ТО в полном объеме
20 100
-
Смазочные
5 100
-
Ремонт и регулировка тормозов
10 100
-
Электротехническ ие
5 60 40 1
2 3
4
45
Продолжение таблицы 2.1 1
2 3
4
По приборам системы питания
4 70 30
Шиномонтажные
12 100 90
Ремонт узлов, систем и агрегатов
19 30 70
Уборочно-моечные
15
-
100
Таблица 2.2 - Распределение годового объема работ ТО и ТР по видам и месту выполнения
Вид работ
Распределение объема работ ТО и
ТР по видам
Распределение объема работ ТО и
ТР по месту выполнения
На рабочих постах
На производствен- ных участках
% чел.- ч
% чел.- ч
% чел.- ч
1 2
3 4
5 6
7
Диагностические
10 15529 100 15529
-
-
ТО в полном объеме
20 20987 100 20987
-
-
Смазочные
5 9686 100 9686
-
-
Ремонт и регулировка тормозов
10 4582,25 100 4582,25
-
-
Электротехничес кие
5 5030,55 60 2990,25 40 2040,3 1
2 3
4 5
6 7
46
Продолжение таблицы 2.2 1
2 3
4 5
6 7
По приборам системы питания
4 3843 70 2132,25 30 1710,75
Шиномонтажные
12 10382,25 100 10382,25 90
-
Ремонт узлов, систем и агрегатов
19 30832,75 30 8249,825 70 22582.925
Уборочно- моечные
15 15607,5 100
-
100 15607.5
Итого
100 116480
- 74538,525 41941,475
В действительности на СТО «ЮТИ» открытая стоянка позволяет разместить 10 автомобилей.
Определение общего количества постов и автомобиле-мест.
Общее количество постов - 4
Рабочих постов – 1;
Общее количество автомобиле-мест хранения – 10, из них : автомобиле-мест ожидания постановки автомобилей на посты – 5;
Готовых к выдаче автомобилей – 5;
2.1.1 Определение состава и площадей помещений
Площади СТО по своему функциональному назначению подразделяются на:
- производственные (зоны постовых работ, производственные участки);
- технические помещения (компрессорная, трансформаторная, электрощитовая, водомерный узел, тепловой узел, насосная);
- административно-бытовые (офисные помещения, гардероб, туалеты);
Поизводственная площадь, занимаемая рабочими постами:
П
а
К
X
f
F
; (2.5)
47 где: f а
– площадь горизонтальной проекции автомобиля Toyota corolla , м
2
;
К
П
– коэффициент плотности расстановки постов.
Коэффициент К
П
представляет собой отношение площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции автомобилей в плане. Значение К
П
зависит в основном от расположения постов.
При одностороннем расположении постов К
П
= 6...1, при двусторонней расстановке постов К
П
— 4. . .5. b
a f
а
; (2.6) где: a – длина автомобиля Toyota corolla м; b – ширина автомобиля Toyota corolla м.
Габаритные размеры автомобиля «Toyota corolla» в плане составляют
4545х1760 мм., тогда площадь:
99
,
7 76
,
1 54
,
4
f а
м
2
Площадь занимаемая рабочими постами, при односторонней расстановке постов, составляет:
76
,
149 4
4 32
,
9
F
ПР
м
2
Площадь производственных участков:
1
P
f f
F
T
2 1
УЧ
;. (2.7) где: Р
Т
– число технологически необходимых производственных рабочих на участках; f
1
– площадь на первого рабочего, м
2
; f
2
– площадь на каждого последующего рабочего, м
2
Площадь, занимаемая диагностическим участком:
18 1
1 18
F
УЧ
м
2
Площадь, занимаемая шиномонтажным участком:
26 1
1 26
F
УЧ
м
2
Площадь, занимаемая уборочно-моечным участком:
48
36 1
1 36
F
УЧ
м
2
Общая производственная площадь (рабочих постов и участков):
230 36 26 18 76
,
149
F
произ.
м
2
Годовой объем вспомогательных работ.
Кроме работ по ТО и ТР автомобилей на предприятии выполняются вспомогательные работы, объем которых составляет 20-30% годового объема работ. В состав вспомогательных входят работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, оснастки и инструмента, содержание инженерного и компрессорного оборудования и т. д.
Расчет годового объема УМР и самообслуживания.
Годовой объем УМР определяется в зависимости от числа заездов одного автомобиля в год для проведения УМР и средней трудоемкости работ:
Т
УМР
=N
СТО
∙ t
УМР
∙ d
У
(2.8) t
УМР
— средняя трудоемкость, приходящееся на один авто, t
УМР
= 0,2; d
У
— число заездов одного авто в год, для проведения УМР, d
У
=10 заездов
Т
УМР
=4480 ∙ 0,2 ∙ 10=8960чел.-ч
Определение годового объема работ по самообслуживанию.
Т
САМ
=(Т+Т
УМР
) ∙ К
е
(2.9) где К
е
— коэффициент объема работ по самообслуживанию, принимаем К
е
= 0,2.
Т
САМ
= (116480+8960) ∙ 0,2=25088 чел.-ч.
2.2 Расчет числа рабочих постов ТО и ТР.
Участок (площадь) помещения, занимаемый автомобилем в плане, называется постом. Посты подразделяются на рабочие, вспомогательные и посты подпора.
На рабочих постах выполняются основные элементы или отдельные операции технологического процесса ТО, ТР, диагностирования, для этого они оснащаются необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментами
(оснасткой).
49
Использование диагностического оборудования позволяет управлять технической службой СТОА на основании достоверной информации о техническом состоянии автомобилей, рационально организовывать технологический процесс ТО и ремонта, правильно распределять материальные и трудовые ресурсы и получать значительный экономический эффект.
Систематическое диагностирование и оптимальное регулирование с использованием диагностического оборудования обеспечивают уменьшение расхода топлива, шин, запасных частей и трудовых затрат.
На вспомогательных постах выполняются подготовительные работы (пуск и прогрев двигателя, обогрев автомобиля, подготовка автомобиля к покраске и т.п.), а также работы, которые не были выполнены на рабочих постах или когда посты были заняты.
2.2.1 Расчет численности производственных рабочих.
К производственным рабочим относятся рабочие зон и участков, непосредственно выполняющие работы по ТО и ТР легковых автомобилей.
Различают технологически необходимое и штатное число производственных рабочих.
Технологически необходимое число производственных рабочих обеспечивает выполнение суточной производственной программы СТОА.
N
T
= T
СТОА
/Ф
Т
(2.10) где N
Т
— технологически необходимое число производственных рабочих, чел;
Т
СТОА
— годовой объем работ СТОА, чел.-час;
Ф
Т
— годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при
1-сменной работе, час;
Годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при1- сменной рабочей недели, определяется продолжительность смены и числом рабочих дней в году.
Ф
Т
= (Д
КГ
— Д
ВП
) · х · 7 — Д
ПП
· х ·1 (2.11) где Ф
Т
— годовой фонд времени технологически необходимого рабочего,
50 час;
Д
КГ
— число календарных дней в году, дн;
Д
ВП
— число выходных и праздничных дней в году, дн;
7 — продолжительность смены, час; х — число постов;
Д
ПП
— число субботних и предпраздничных дней, дн;
1 — час сокращения рабочего дня перед выходными, час;
Ф
Т
= (365-117) · 1 · 7 — 6 · 1 · 1 = 1730 час
N
Т
= 4480/1730 = 2,6 принимаем 3 чел.
2.3 Обзор существующих систем кондиционирования авто.
На сегодняшний день существует два вида кондиционеров:
С ручным управлением. Регулятор у данных устройств находится на приборной панели, и водитель самостоятельно его включает и устанавливает мощность и температуру воздуха. Такие кондиционеры не могут осуществлять измерение температуры воздуха внутри авто и включаться самостоятельно.
Автоматические. В данных устройствах не происходит обдув и нагрев салона за счёт температуры потока. Кондиционер в автоматическом режиме лишь удерживает указанную температуру, самостоятельно производя её регулировку.
Первый тип приборов называют кондиционерами, второй - климат- контролем, некоторые модели которого позволяют устанавливать различную температуру в разных местах салона авто.
При выборе следует учитывать, что кондиционеры с ручным управлением имеют более низкую стоимость.
Автоматические системы кондиционирования обходятся гораздо дороже, а их монтаж лучше осуществлять на станциях техобслуживания.
Прежде чем приобретать данное устройство, следует изучить его характеристики, в которых должно быть указано, для каких моделей авто оно подходит. Выбрав кондиционер, нужно проверить наличие соответствующих
51 деталей. Для этого следует свериться со списком, который, как и инструкция по установке должен находиться в комплекте.
2.4. Классификация оборудования для заправки автокондиционеров.
Рисунок 2.1 Набор 1
В наборе:
1. Пластиковый кейс для удобного хранения и транспортировки набора;
2. Вакуумный одноступенчатый насос Favorcool VP-1А (предназначен для работы с холодильными системами, создание вакуума и низкого давления);
3.Манометрический 2-х вентильный коллектор (предназначен для подключения к трубкам ВД и НД, желтый более с тонкой резьбой подключается болон с хладагентом и более с толстой резьбой к вакуумному насосу) Favocool FC-136G;
4.Масло Errecom vacuum pump oil (предназначен для смазки вакуумных насосов), (производство Италия);
Характеристики:
Питание 220-240 В/50Гц, степень сжатия 1 л/сек, максимально допустимое давление 5 Па, частота вращения 1440 об/мин, мощность мотора 120 Вт, длина шлангов 1 метр, объем масляной системы 220 мл, производительность 56 л/мин.
Плюсы:
52
Удобно для перемещения оборудования, Есть кейс для переноса,
Дешевизна, Вес 10кг.
Минусы:
Нет принтера, малая производительность, длина шлангов, двух вентильный коллектор, не автоматизировано, не имеет дисплея, длительное время работы, малый функционал, не имеет весов.
Цена 13900 Руб.
Рисунок 2.2 Набор 2
В наборе:
1.Рама с установленным 4-х вентильным коллектором (предназначен для подключения к трубкам ВД и НД, желтый более с тонкой резьбой подключается болон с хладагентом и более с толстой резьбой к вакуумному насосу);
2.Вакуумный насос (предназначен для работы с холодильными системами, создание вакуума и низкого давления);
3.Масло для вакуумной помпы(предназначен для смазки вакуумных насосов);
4.Заправочные шланги, длиной 1,8 метра (красный, синий, желтый).
5.Заправочный цилиндр с вентилем для масла (Служит для заправки нужного количества масла в систему кондиционирования) / CT-M1010 6.Электронные весы с предельной нагрузкой до 50 кг (Предназначены для контролирования заправки хладагента в кондиционер) / CT-M1016
53 7.Комплект Г-образных быстросъемных разъемных соединений / CT-
M1006.
Характеристики:
Вакуумная двухступенчатая помпа 70 л/мин, конечный вакуум 15 микрон, длина шлангов 1,8 метра, электропитание 220В/50Hz, рама с установленным 4- х вентильным коллектором.
Плюсы:
Закреплено на раме, 4-х вентильный коллектор, длина шлангов, дешевизна, производительность, имеются весы, переносимый.
Минусы:
Не автоматизированный, малый функционал, нет принтера, длительная работа,
Цена 27900 Руб.
Рисунок 2.3 Набор 3
В наборе:
1.Пластиковый кейс для удобного хранения и транспортировки набора