ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1083
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ)
1.1. Танец как культурно-психологический феномен
1.3. Появление и развитие танцевально-двигательной терапии
Глава 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ИТДТ)
2.1. Теоретические основы ИТДТ
2.3. Формы и области работы ИТДТ
2.5. Социально-психологические характеристики и преимущества групповой формы в ИТДТ
2.6. Методологические особенности применения методов ИТДТ в групповой форме работы
Глава 3. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ИТДТ)
3.2.1.1.6. Групповая скульптура
3.2.1.1.7.Темп — жанр — скульптура
Форматы Аутентичного Движения (АД)
3.3.4.1. Работа с сольным танцем
3.3.4. 2. Видеоанализ в группе
3.44. Контекстуальные тренинги
Авторские танцевально-психологические тренинги
Это место, где мечта о танце встречается с мечтой о СВОБОДЕ, и где они находят свое ВОПЛОЩЕНИЕ.
Базовые тренинги каждый месяц в Москве:
Программа профессионального курса
по интегративной танцевально-двигательной терапии.
В конце проговора полезно провести какой-то маленький ритуал для завершения. Это может быть или просто молчание с закрытыми глазами, когда участники, взявшись за руки, сидят в кругу и созерцают тишину, или медитация на свечку, или что-то другое.
Предложите участникам хорошо «восстановить» свое тело, как после любого интенсивного опыта: принять горячую ванну, выспаться, хорошо питаться и пить много воды.
Самоотчеты
Как показывает опыт проведения тренингов, чрезвычайно важно развить в участниках навык саморефлексии, тонкого самонаблюдения и самоанализа.
В этих целях на тренингах мы заводим так называемые дневники самоотчетов. В них участники тренинга записывают свой опыт по всем модальностям: ощущения, эмоции, чувства, образы, мысли и идеи. В дневнике тренинга записываются не только опыт процессов, но и переживания во время медитаций, настроек или спонтанных психодуховных состояний, опытов путешествий, наблюдений. Мы рекомендуем своим участникам тренингов, чтобы они имели блокнот для записей рядом, чтобы после процесса, прежде чем они начнут делать что-нибудь еще, можно было сделать краткие заметки по поводу своих переживаний в процессе. Позже, после проговора, в течение дня, они записывают содержание процесса полностью.
Содержание этих записей является объектом анализа для участников тренинга. Они должны попробовать понять, какова символическая структура процесса, что означают различные аспекты его содержания. Обратить внимание на те фрагменты, которые кажутся частью каких-то переживаний, которые происходили в жизни. Есть ли в процессе какие-нибудь эмоции, мысли, телесные ощущения, которые бы отражали желания, отношения с другими людьми в настоящий момент или они касаются прошлого, какие ассоциации они вызывают и на какие желания, страхи, влечения указывают.
Если участник имеет достаточно большой опыт прохождения тренингов, то он должен попробовать обнаружить сквозные темы, возвращающиеся темы или паттерны в своих процессах.
Таким образом, формируется навык самоосознания по всем модальностям опыта и понимания своих переживаний, психических состояний.
Завершающие ритуалы дня
Структура тренинга предполагает также и ритуальное завершение дня. В этих целях за десять лет работы мы сформировали огромное психотехническое поле. Вне сомнения, их структура зависит от многих переменных — контекста тренинга, количества участников, условий в зале, формы (полевой, стационарный, выездной). В главе 3 мы приведем только несколько упражнений, которые апробировали на многих групповых тренингах.
Завершающие ритуалы тренинга
Когда завершены все круги интеграции опыта тренинга, совершите ритуал закрытия семинара. Необходимость этого ритуала продиктована тем, что тренинговая группа представляет собой живую социальную общность, которая имеет все циклы своей эволюции, и завершение, закрытие — это логический этап этого развития.
Формы завершения тренинга многообразны. Это может быть групповая медитация, особый ритуал прощания. Предложите группе соединить руки вместе и минуту сохранять молчание, или совершить групповые объятия, или произносите ОМ, или какие-то другие спонтанные ритуалы, которые бы подчеркнули значимость коллективного процесса.
Вне сомнения, в каждый раз творится нечто новое для завершения тренинга, но есть основные стратегии проведения этих ритуалов, которые мы и хотим привести ниже.
Я тебе дарю это в знак…
До начала ритуала приготовьте «дары». Это, как правило, сладости, конфеты, маленькие кусочки шоколада, орешки или финики, кусочки печенья и т. д.
«Дары» кладутся в красивую вазу, которая стоит на ритуально оформленном столе в центре зала.
Ведущий предлагает каждому взять горсть «даров» и подойти к другому со словами: «Я приношу тебе этот дар в знак своей признательности за…»
Каждый заканчивает предложение в зависимости от сложившихся во время тренинга отношений: «За понимание, любовь, признание, помощь и т. д.» Во время проговаривания дар предлагается скушать.
Каждый делает этот ритуал с каждым, и это является символом завершения отношений в тренинге.
Вдохни и выдохни день…
Эта настройка была придумана в 1998 г. на тренинге «Инсайт» в г. Ярославле.
«Вспомните, как Вы в первый день вошли в этот зал, сели. Вспомните ритуал знакомства, занятия, которые были после знакомства… Затем вдохните этот день полностью, со всем его опытом, переживаниями, знаниями и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было.
Затем вспомните, как начинался второй день. Вспомните… (перечисляются все занятия, которые были проведены за тренинговый день). Затем вдохните этот день и выдохните…»
Этот текст ведущий читает в вышеуказанном содержании и перечисляет все дни, которые продолжался тренинг.
«Сейчас вспомните, как начинался сегодняшний день тренинга. Вспомните все занятия, которые были, как Вы недавно собирались на этот последний ритуал прощания, заходили в этот зал, как Вы
сели на то место, на котором сидите сейчас…
Вспомните весь тренинг от начала до конца, вспомните всех тех людей, с которыми Вы общались за это время, почувствуйте их присутствие в этом зале и затем вдохните этот тренинг со всеми знаниями, опытом, переживаниями, общением и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было...
Тренинг закончен. Впереди жизнь, которой и был посвящен этот тренинг».
Я тебе благодарен…
Этот завершающий ритуал делается после того, когда уже все круги интеграции завершены. Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «Я тебе благодарен за то, что…»
Во время ритуала можно включить медитативную, торжественную музыку.
А теперь я хочу сказать…
Этот завершающий ритуал аналогичен предыдущему. Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «А теперь я хочу тебе сказать…»
Во время ритуала мы рекомендуем включить медитативную фоновую музыку.
Спираль
Группа становится в круг, и все берут друг друга за руки. Ведущий идет в центр круга по внутренней стороне круга, ведя за собой всю группу, пока не образуется плотная свернутая спираль, в центре которого находится ведущий.
Ведущий предлагает сделать вместе несколько глубоких дыханий, которые объединяет «Тело группы» в единое целое.
После этого участники группы отпускают руки и расходятся.
Ведущий может сопровождать этот ритуал какой-то настройкой, в зависимости от контекста тренинга и групповых ожиданий, целей.
Некоторые дополнения к интеграции
В последующие дни найдите время для рисования, созерцания, ведения дневника и для работы со сновидениями. Сон — это продолжение интеграции проявленных переживаний. Будьте внимательны к его посланиям. Полезно вести дневник или записную книжку, в которой Вы будете фиксировать свои цели, равно как и свои догадки и наблюдения, ошибки и успехи. Фиксация целей проясняет и укрепляет решимость. Исследования показывают, что люди, которые записывают свои цели, имеют гораздо больше шансов добиться успеха, чем те, кто этого не делает. Ведение дневника не нужно превращать в серьезную работу — всего несколько минут записей в день могут быть весьма ценны. Записи способствуют кристаллизации идей, большей осознанности и рефлексивности, ясности в структурировании своей продуктивной целенаправленной активности.
Глава 3. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ИТДТ)
Мы надеемся, что читатели этой книги, профессиональные психологи и психотерапевты, отчетливо понимают, что приведенные ниже описания упражнений и процессов ИТДТ важны как методический материал; реальное представление о них вы можете получить, пройдя клиентские и обучающие программы у авторов. Для опытных практикующих психологов эти описания могут также стать источником собственных идей и техник.
Мы приводим эти техники в соответствии со структурой занятия: Разминка-Развитие темы-Интеграция. Упражнения для каждого занятия подбираются в зависимости от целей и реальной динамики группы. Хотя одни и те же форматы могут служить разным целям, очень важно, чтобы вы знали, какие именно цели вы ставите, и с какими клиентами работаете.
3.1. Упражнения — разминки
Разогрев, разминка — необходимая часть любых занятий связанных с телом и движением. В интегративной танцевально-двигательной терапии разминка важна не только как физический разогрев, но и как «вход» в тему занятия (например, если темой являются взаимоотношения, разминкой может быть body jazz в парах).
3.1.1. Body Jazz Габриэлы Рот (Gabrielle Roth)
Техника Body Jazz (Джаз Тела) Габриэлы Рот является одним из самых простых и информативных упражнений для начала занятия, поскольку, кроме физической активизации, упражнение дает возможность сконцентрироваться на различении ощущения от движений в различных частях тела. Одной из сложностей при начале занятий является отсутствие навыков в осознавании телесных сигналов; тело в движении — это «территория», для которой нет адекватной «карты». Это техника, кроме функции разогрева, обладает диагностическим и трансформационным потенциалом и является основой для многих других техник. Подобная техника есть в биомеханике Вс. Мейерхольда и в некоторых школах пантомимы.
Цели: разогрев, первичная диагностика и самодиагностика, развитие навыка осознавания тела в движении.
Продолжительность: 10–15 минут.
Музыка: специальная, из альбомов Г. Рот.
Исполнение: индивидуально.
Процедура
Основная идея Body Jazz состоит в выделении «центров движения», что означает, что в каждый момент времени движение инициируется и ведется определенной частью тела. Выделяются 7 таких центров: