Файл: Интегративная танцевальнодвигательная терапия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 1070

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ)

1.1. Танец как культурно-психологический феномен

1.2. История танца

1.3. Появление и развитие танцевально-двигательной терапии

Глава 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ИТДТ)

2.1. Теоретические основы ИТДТ

2.2. Цели и принципы ИТДТ

2.3. Формы и области работы ИТДТ

2.5. Основные методы ИТДТ

2.5. Социально-психологические характеристики и преимущества групповой формы в ИТДТ

2.6. Методологические особенности применения методов ИТДТ в групповой форме работы

Проговор

Глава 3. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ИТДТ)

3.1. Упражнения — разминки

3.2. Базовые психотехники

3.2.1.1.6. Групповая скульптура

3.2.1.1.7.Темп — жанр — скульптура

3.2.1.2.3. Марионетки

3.2.1.2.4.2. Образ

Форматы Аутентичного Движения (АД)

3.3.3. Трансовые танцы

3.3.4.1. Работа с сольным танцем

3.3.4. 2. Видеоанализ в группе

Выводы

3.44. Контекстуальные тренинги

Настройка

Упражнение

Заключение

Литература

Приложение 1

Развитие танца в ХХ в.

Приложение 2

Танец четырех стихий

Авторские танцевально-психологические тренинги

Александра Гиршона

ЖИТЬ ТАНЦУЯ

Это место, где мечта о танце встречается с мечтой о СВОБОДЕ, и где они находят свое ВОПЛОЩЕНИЕ.

Базовые тренинги каждый месяц в Москве:

Программа профессионального курса

по интегративной танцевально-двигательной терапии.

Автор и ведущий: Александр Гиршон

Основные темы курса



  1. голова-шея;

  2. Плечи;

  3. локти;

  4. кисти;

  5. бедра (таз);

  6. колени;

  7. ступни.

Последовательность обращения к центрам может быть как прямой (от головы к ступням, что дает снижение излишнего контроля), так обратной (от ступней — к голове, что дает большую устойчивость и «заземленность»).

Важным этапом является также завершающее объединение центров в общем танце.

На разных занятиях контекст упражнения может быть разным, вы можете сделать акцент:

  1. на поиске новых, незнакомых движений;

  2. на изолированности/связанности центров с другими частями тела;

  3. на использовании пространства (изменениях амплитуды движения);

  4. на изменениях ритма и скорости движения.

Эти упражнения могут проходить как с открытыми, так и с закрытыми глазами. Мы рекомендуем начинать с закрытых глаз, чтобы внимание участников было направлено на внутренние ощущения, и не так влиял страх оценки. По мере развития движенческого репертуара и групповой динамики можно переходить к выполнению упражнения с открытыми глазами.

3.1.2. Body Jazz в парах


Цели: разогрев, развитие навыка осознавания тела в движении, установление контакта с другими участниками в танце, увеличение вариабельности в проявлениях и взаимодействиях, отреагирование.

Продолжительность: 10–15 минут.

Музыка: специальная, из альбомов Г. Рот.

Исполнение: в парах.

Процедура

  1. Диалог (версия Александра Гиршона).

Партнеры делятся на пары и становятся друг напротив друга. Основная инструкция заключается в том, что на этот раз движения каждым центром — это диалог между партнерами, которые, естественно, танцуют с открытыми глазами.

В ходе упражнения предлагается обращать внимание на разницу в качестве взаимодействия и эмоциональной окраске между движениями, исходящими из разных центров. Также важно отметить способность человека находить баланс между «выражением себя» в танце и восприятием партнера.

2) Диалог со сменой партнеров (версия Анны Гарафеевой).

Группа делится на пары и становится в два круга, внутренний и внешний, лицом друг к другу. Упражнение проходит так же как и предыдущее, но на этот раз после диалога одним центром партнеры меняются — например, внешний круг смещается на одного человека по часовой стрелке.


3.1.3. Body Jazz — походки (версия Александра Гиршона)


Цели: развитие навыка осознавания тела в движении, установление связи материала тренинга с повседневной жизнью, поиск ресурсных состояний.

Продолжительность: 10–15 минут.

Музыка: специальная, из альбомов Г. Рот.

Исполнение: индивидуально

Процедура

Ведущий предлагает участникам начать свободно ходить, причем достаточно быстро, чтобы тело немного «несло». Через 1–2 минуты ведущий предлагает направить внимание на первый центр — голову, чтобы она начала «вести» тело в походке. Затем ведущим центром становятся другие центры (плечи, локти, кисти, бедра, колени, ступни). В ходе упражнения предлагается обращать внимание на разницу в качестве взаимодействия и эмоциональной окраске между походками, исходящими из разных центров, «узнаваемость» или новизну каждой из походок.

После всех семи походок участникам предлагается вспомнить их обычную, повседневную походку и отметить, какие центры ведут в этой походке.

Далее предлагается найти походку, которая больше устраивает человека телесно и эмоционально.

3.1.4. Вибрация, переходящая в танец



Цель: снятие мышечных зажимов, напряжения, разогрев

Продолжительность: 10–15 минут

Музыка: для первой части — с мелким, быстрым ритмом, удобным для тряски, во второй части — энергичная.

Исполнение: индивидуально

Процедура
Участники начинают стоя, с закрытыми глазами. По музыку они начинают искать вибрацию, мелкую тряску, которая, начинаясь от ног и пола, проходит через все тело, постепенно включая плечи и голову. Через несколько минут участники начинают увеличивать амплитуду движения, сохраняя тот же паттерн. Постепенно вибрация становится волной, проходящей через все тело — от ступней до кончиков пальцев рук и макушки головы. Постепенно участники приоткрывают глаза и движение распространяется в пространстве.

3.1.5. Тряска-растяжка


Цель: снятие мышечных зажимов, напряжения, разогрев

Продолжительность: 15 минут.

Музыка: для первой части цикла - с мелким, быстрым ритмом, удобным для тряски, во второй части — медленная, тягучая; цикл повторяется несколько раз.

Исполнение: индивидуально

Процедура

Участники начинают с закрытыми глазами с вибрации-тряски как в предыдущем упражнении. Можно обратить внимание на высвобождение плечевых и бедренных суставов. Через несколько минут (5–6) тряска прекращается и участники переходят к растяжке — тянутся всеми пятью конечностями (включая голову). Важно, чтобы эта растяжка продолжалась в одном направлении достаточно длительное время. Эта растяжка идет не за счет увеличения мышечного напряжения, а за счет «расширения пространства» в суставах. Эта часть длится 3–4 минуты.



Этот цикл повторяется несколько раз.

3.1.6. Называние качеств движения, различных частей тела


Цели: развитие навыка осознавания тела в движении; диагностика рабочих и нерабочих зон в теле, трудностей исполнения различных качеств движения; выявление проекций движений в жизни.

Продолжительность: 10–15 минут.

Музыка: энергичная.

Исполнение: индивидуально.

Процедура

Участники начинают двигаться, ведущий называет различные качества движения (например, плавные кривые, прямые углы и т. д.) или части тела (центр, голова, ноги), которые становятся фокусом внимания во время движения.
Версия для продвинутой группы. Участники в любом порядке могут сами называть части тела, качества движения, или просто «стоп-движение». Этот вариант позволяет больше включить механизмы группобразования.



3.1.7. Работа с центром


Во многих системах развития человека существует идея телесных центров, связанных с тем или иным аспектом личностной структуры. Голова как ментальный центр, грудь как сердечный, эмоциональный центр, низ живота при этом часто считают сексуальным или витальным центром. В некоторых восточных традициях эту область скорее определяют как энергетический центр (хара в Японии, нижний дянь-тянь в даосизме). Интересно, что рядом с этой областью находится пупок — место, из которого появилось наше тело, откуда оно начало формироваться. Если же мы посмотрим с точки зрения физики, то эта область является центром тяжести нашего тела. Это «схождение смыслов» в одной части тела указывает на важность работы с ней. Эту часть тела мы называем просто «центр».

Здесь мы приводим одно упражнение, которое развивает чувствительность в этой области.

Цель: развитие чувствительности таза (области крестца)

Продолжительность: 10 минут в одну сторону.


Музыка: в начале оживленная, среднего темпа, затем — энергичная.

Исполнение: в парах.

Процедура:

Участники делятся на пары. Один из партнеров кладет ладонь на область крестца (проекцию центра) другому. При этом важно качество прикосновения: ладонь как бы «прилипает». Второй партнер начинает ходить, а первый просто следует за ним, не отрывая ладони. Это прикосновение привлекает внимание (в т. ч. бессознательное) к области центра. Через одну-две минуты второй партнер добавляет разнообразие в движения, все время начиная, инициируя движения из центра. В этот период можно иногда менять ладони, стараясь тем не менее, поддерживать непрерывность контакта. Через несколько минут первый партнер начинает вести второго, а второй поддается, позволяя себя вести за центр. Первый партнер старается предлагать второму те движения, которые тот не использовал (другие направления, ритмы, ярусы). На следующем этапе первый партнер отпускает второго, тот уже движется самостоятельно, используя весь репертуар движений, найденный и полученный во время предыдущих стадий.


Затем партнеры меняются ролями, и процесс повторяется в другую сторону.

3.1.7. Работа с позвоночником


Цель: развитие чувствительности позвоночника

Продолжительность: 10 минут в одну сторону.

Музыка: в начале оживленная, среднего темпа, затем — энергичная.

Исполнение: в парах.

Процедура

Позвоночник — это именно та ось, которая соединяет верх и низ тела, основа внутренней структуры, «мировое дерево» телесности. В этой технике мы используем тот же принцип, что и в предыдущем упражнении: один из партнеров кладет руки на две крайние точки позвоночника — копчик и основание черепа. Вначале партнер, к которому прикасаются, просто ходит, а затем начинает разнообразить движения, соединяя ими эти две точки. Первый патнер все время следует за вторым, стараясь, по возможности не отрывать руки, может быть, иногда меняя местами ладони. В конце первый партнер отпускает второго, и тот движется самостоятельно.

Затем партнеры меняются ролями, и процесс повторяется в другую сторону.

3.1.9. Все мышцы-все кости


Цель: развитие чувствительности, взаимосвязь телесных систем и кажеств движения тела

Продолжительность: 10–15 минут.

Музыка: энергичная.

Исполнение: индивидуально.

Процедура:

Участники начинают двигаться. Им дается задание — двигаться максимальным количеством мышц одновременно. Ведущий напоминает различные области тела, которые могут быть вовлечены в движение (мышцы лица, пальцы ног, мышцы спины и т. д.). Через некоторое время участникам предлагается двигать не мышцами, а костями, чтобы движение проходило «сквозь» мышцы.
Следующие техники взяты из книги «Телесно-ориентированный тренинг актера» (Березкина-Орлова, Баскакова, 1993)

3.1.10. Огонь-лед


Цель: разогрев, диагностика мышечных напряжений, развитие движений

Продолжительность: 10 -20 минут

Музыка: интенсивная на фазе «Огонь», спокойная фоновая или тишина на фазе «Лед»

Исполение: индивидуальное

Процедура:

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.


3.1.11. Ртуть


Цель: разогрев, развитие чувствительности

Продолжительность: 15-20 минут

Музыка: медленная. Эмоционально нейтральная

Исполнение: индивидуальное

Процедура

Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает им представить свое тело в виде механизма, который нуждается в смазке, или в виде сосуда, который должен быть полностью наполнен жидкостью, например ртутью. «Я ввожу ртуть (или масло) в Ваш указательный палец. Вы должны заполнить жидкостью все суставы Вашего тела. Упражнение выполняйте медленно и сосредоточенно, чтобы ни один участок не остался без смазки.

3.1.12. Зажимы по кругу


Цель: разогрев, обучение расслеблению (балансу напряжения/расслабления)

Продолжительность: 10-15 минут

Музыка: ритмичная, не быстрая

Исполнение: индивидуальное

Процедура
Участники идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники идут несколько секунд (15–20), потом по команде ведущего сбрасывают напряжение — полностью расслабляют напряженный участок тела.

По окончании этой части упражнения ведущий дает участникам задание прислушаться к ощущениям своего тела, продолжая спокойно идти по кругу, вспомнить «обычное» для себя напряжение (свой обычный зажим). Постепенно напрягая тело в этом месте, довести зажим до предела, сбросить его через 15–20 секунд. Напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с «обычным» зажимом. Повторить упражнение с собственными зажимами 3–5 раз. После окончания упражнения участникам дается рекомендация индивидуально повторять его хотя бы 1–2 раза в день.

3.1.13. Росток


Цель: разогрев, освоение перехода из закрытой позицию в открытую, поиск новых возможностей в одной и той же ситуации

Продолжительность: от 5 до 15 минут

Музыка: медленная, «раскрывающая» или без музыки

Исполнение: индивидуальное

Процедура
Участники находятся в кругу. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Ведущий: «Представьте себе, что Вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать Вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста». Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность «роста» до 10–20 «стадий». После выполнения этого упражнения полезно сразу же перейти к упражнению «Потянулись — сломались».